Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1 Общая микробиология. Тема:Микробиология как наука
Тема: Микробиология как наука. История развития микробиологии и иммунологии
Вид занятия: теоретическое Продолжительность занятия: 90 минут. Основные понятия: микроорганизм, микробиология, бактериология, вирусология, микология, протозоология, иммунология, паразитология. Вопросы для самоконтроля: 1.Что изучает микробиология? 2. Перечислите задачи медицинской микробиологии. 3. Какие науки входят в состав микробиологии? 4. Обозначьте пять этапов в развитии науки микробиологии. 5. Кто из ученых описал инфекционное заболевание – чума? 6. Каковы заслуги Луи Пастера? 7. Какова роль микроорганизмов в жизни человека? 8. Перечислите современные научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии. Перечень знаний, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - роль микроорганизмов в жизни человека и общества. - предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии. Внеаудиторная самостоятельная работа: 1.Заполнить таблицу «Мир микробов»
2. Перечислите отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие медицинской микробиологии.
Тема: Классификация микроорганизмов. Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов.
Вид занятия: теоретическое Продолжительность занятия: 90 минут. Основные понятия: патогенные, условно-патогенные микроорганизмы, сапрофиты, прокариоты, эукариоты, вид, род, чистая культура, штамм, клон, разновидность, колония, симбиоз, комменсализм, антагонизм, паразитизм, метабиоз, лаборатория. Вопросы для самоконтроля: 1.Дайте формулировку: род, вид, чистая культура, штамм, клон. 2. Приведите примеры взаимоотношений микро- и макроорганизмов. 3. В чем состоит принцип классификации бактерий по Берджи? 4. Чем облигатные паразиты отличаются от факультативных? 5. Перечислите методы микробиологического исследования. Какой метод является ведущим? 6. Какова основная цель микробиологического исследования? 7. Что является материалом для микробиологического исследования? 8. Приведите примеры микроорганизмов в зависимости от степени их биологической опасности. Перечень знаний, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - систематику и номенклатуру микроорганизмов. - характер взаимоотношений микро- и макроорганизмов. - название вида микроорганизмов в соответствии с бинарной номенклатурой. Внеаудиторная самостоятельная работа: Распределите микроорганизмы по группам по степени их биологической опасности. Возбудитель коклюша Возбудитель чумы Возбудитель дифтерии Возбудитель холеры Возбудитель туберкулеза Возбудитель столбняка Возбудитель пневмонии Возбудитель туляремии Возбудитель сибирской язвы Возбудитель кандидозов Возбудитель брюшного тифа Возбудительпищевыхтоксикоинфекций Возбудитель бластомикоза Возбудитель дизентерии Возбудитель газовой гангрены Протей Стафилококк Стрептококк
Тема: Микробиологическая лаборатория: устройство, оснащение, правила работы.
Вид занятия: практическое Продолжительность занятия: 90 минут. Содержание практического занятия: Изучение устройства микробиологической лаборатории, правил работы, правил техники безопасности, знакомство с методами исследования микроорганизмов, приборами, посудой для микробиологических исследований. Вопросы для самоконтроля: 1. Устройство микробиологической лаборатории 2. Правила поведения и работы в микробиологической лаборатории 3. Микроскоп: составные части, правила работы, уход. 4. Автоклав: устройство, принцип работы. Техника безопасности при работе. 5. Виды микроскопии. Перечень умений, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - узнавать на рисунке составные части автоклава. - показывать на микроскопе его составные части. - называть и показывать основную лабораторную посуду. Внеаудиторная самостоятельная работа: Конспектирование текста «Виды микроскопии».
Тема: Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований
Вид занятия: практическое Продолжительность занятия: 90 минут. Содержание практического занятия: Значение своевременного и адекватного взятия материала для микробиологических исследований. Меры предосторожности при сборе и транспортировке исследуемого материала. Предохранение от контаминации исследуемого материала нормальной микрофлорой. Правила взятия, сроки, температурные и другие условия транспортировки материала для бактериологических, микологических, паразитологических и вирусологических исследований, поддерживающие жизнедеятельность возбудителя, предотвращающие избыточный рост сопутствующий микрофлоры и обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды. Количество отбираемого материала. Посуда, инструменты и химические реагенты, используемые для сбора материала, их перечень, подготовка к работе, утилизация. Оформление сопровождающих документов. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие правила необходимо соблюдать при сборе биологического материала? 2. Охарактеризуйте условия транспортировки биологического материала. 3. Что включает в себя сопроводительный бланк для транспортировки биоматериала? 4. Перечислите основные правила взятия исследуемого материала. 5. Каким образом хранится исследуемый материал? Перечень умений, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - оформить сопровождающий документ для направления материала в микробиологическую лабораторию. - приготовить посуду для сбора биологического материала.
Тема: Экология микроорганизмов
Вид занятия: теоретическое Продолжительность занятия: 90 минут. Основные понятия: санитарно-показательные микроорганизмы, общее микробное число, контаминация, популяция, биотоп, микробиоценоз, титр, индекс. Вопросы для самоконтроля: 1.Каков микробиоценоз почвы? 2. Перечислите микроорганизмы, обитающие в воде. 3. Почему воздух непригоден для размножения микроорганизмов? 4. Какие факторы влияют на видовой и численный состав микрофлоры атмосферного воздуха. 5. Назовите показатели, по которым оценивается содержание санитарно-показательных микроорганизмов. 6. Каковы задачи санитарной микробиологии? Перечень знаний, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении возбудителей инфекционных болезней. Внеаудиторная самостоятельная работа: Заполните таблицу «Санитарное состояние объектов окружающей среды»
Тема: Действие факторов окружающей среды на микроорганизмы. Асептика и антисептика
Вид занятия: теоретическое Продолжительность занятия: 90 минут. Основные понятия: стерилизация, дезинфекция, тиндализация, пастеризация, асептика, антисептика, медицинские отходы. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие физические факторы влияют на клетку. 2. В чем заключается механизм действия химических факторов на микроорганизмы? 3. Дайте определение стерилизации. Каковы ее цели и методы? 4. Сформулируйте определение дезинфекции. Назовите ее виды, методы, отличия от стерилизации. 5. Перечислите факторы, определяющие эффективность дезинфекции. 6. Какие существуют методы контроля качества стерилизации и дезинфекции. 7. Каков механизм утилизации медицинских отходов? 8. Приведите примеры антисептиков. 9. Перечислите методы асептики и антисептики. Перечень знаний, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - влияние физических и химических факторов на микроорганизмы - понятия о стерилизации, дезинфекции, асептики, антисептики. Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовить сообщение на одну из тем: Современное дезинфицирующее средство; Аппараты для утилизации отходов; Системы экспресс-контроля стерилизации и дезинфекции; Стационарные, переносные и передвижные установки для дезинфекции воздуха помещений.
Тема: Стерилизация и дезинфекция
Вид занятия: практическое Продолжительность занятия: 90 минут. Содержание практического занятия: Изучение современных дезинфектантов. Подготовка лабораторной стеклянной посуды к стерилизации. Чтение текста «Автоклав, его устройство и правила эксплуатации», заполнение таблицы «Режимы стерилизации в автоклаве». Выполнение тестовых заданий. Вопросы для самоконтроля: 1. Приготовление 10 % исходного раствора хлорной извести. Рабочий раствор 2. Факторы, влияющие на выбор дезинфицирующего средства. 3. Основные группы дезинфектантов. 4. Автоклав: устройство, принцип работы. Режимы стерилизации в автоклаве 5. Сухожаровой шкаф, устройство, режимы стерилизации. 5. Подготовка к стерилизации стеклянной лабораторной посуды. Перечень умений, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - приготовить основной и рабочий раствор хлорной извести - подготовить к стерилизации лабораторную посуду Тема: Основы инфектологии
Вид занятия: теоретическое Продолжительность занятия: 90 минут. Основные понятия: инфекционный процесс, инфекционная болезнь, входные ворота инфекции, патогенность, вирулентность, анатоксины, экзотоксины, эндотоксины, инфицирующая доза, реконвалесценция. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте формулировку понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь» 2. Каковы факторы патогенности и вирулентности? 3. Назовите особенности экзо- и эндотоксинов. 4. Охарактеризуйте периоды инфекционных болезней. 5. Назовите стадии инфекционного процесса. 6. Охарактеризуйте экзогенные и эндогенные инфекционные болезни. 7. Что такое реконвалесценция? Перечень знаний, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - понятие «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание», - факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса, - стадии и формы инфекционного процесса, - особенности инфекционных болезней, - периоды инфекционной болезни. Внеаудиторная самостоятельная работа: Конспектирование текста «Патогенность, факторы патогенности. Вирулентность».
Тема: Понятие об эпидемическом процессе
Вид занятия: теоретическое Продолжительность занятия: 90 минут. Основные понятия: эпидемический процесс, эпидемиология, источник инфекции, механизм передачи инфекции, пути передачи, факторы передачи, карантин, эпидемия, пандемия, эндемия, эпидемический очаг. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте формулировку понятий «эпидемиология», «эпидемический процесс». 2. Перечислите механизмы передачи инфекции. 3. Назовите источники инфекции. 4. Какие Вам известны пути и факторы передачи инфекции? 5. Перечислите факторы, влияющие на восприимчивость населения к инфекционным заболеваниям. 6. В чем заключаются карантинные мероприятия в очаге инфекции. 7. Назовите основные притивоэпидемические мероприятия. Перечень знаний, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - понятие об эпидемическом процессе, - источник инфекции, механизм, фактор и пути передачи инфекции, - противоэпидемические мероприятия, - эколого – эпидемическая классификация инфекционных болезней Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить кроссворд на тему «Инфекционный и эпидемический процессы».
Тема: Иммунитет, его виды и значение для человека и общества
Вид занятия: теоретическое Продолжительность занятия: 90 минут. Основные понятия: иммунитет, иммунология, фагоцитоз, неспецифические факторы защиты, специфические факторы защиты, иммунный ответ. Вопросы для самоконтроля: 1.Что такое иммунитет. 2. Назовите имена ученых, внесших вклад в развитие иммунологии. 3. Назовите виды иммунитета. Приведите примеры. 4. Какие виды иммунитета выделяют по своей направленности. 5. Перечислите первичные барьеры неспецифической защиты организма. 6. Перечислите вторичные барьеры неспецифической защиты организма. 7. Что такое специфическая защита организма и чем она отличается от неспецифической. 8. Что такое иммунный ответ и в чем его значение. Перечень знаний, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - понятие об иммунитете, его значении для человека и общества, - виды иммунитета, - неспецифические и специфические факторы защиты, Внеаудиторная самостоятельная работа: Заполнить таблицу «Вклад ученых в развитие иммунологии»
Тема: Антигены и антитела. Основные формы иммунного реагирования
Вид занятия: теоретическое Продолжительность занятия: 90 минут. Основные понятия: иммунная система, антитела, антигены, антителообразование, иммунологическая толерантность, иммунологическая память, первичный иммунный ответ, вторичный иммунный ответ, лимфоциты. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислить органы иммунной системы. 2. Назвать иммунокомпетентные клетки. 3. Иммунный ответ, его виды. 4. Антигены, определение, свойства и виды. 5. Антитела. Особенности иммуноглобулинов разных классов. 6. Механизм и динамика образования антител. 7. Первичный и вторичный иммунный ответ. 8. Иммунологическая память, ее значение. 9. Иммунологическая толерантность. Перечень знаний, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - формы иммунного реагирования. Внеаудиторная самостоятельная работа: Заполните таблицы: Характеристика иммуноглобулинов разных классов.
Виды антигенов.
Тема: Серологические и молекулярно-биологические методы диагностики
Вид занятия: теоретическое Продолжительность занятия: 90 минут. Основные понятия: серологические исследования, серодиагностика, сероидентификация, агглютинация, комплемент, преципитация, иммунная сыворотка, молекулярно-биологические исследования Вопросы для самоконтроля: 1. Серологические реакции, определение, цели, значение 2. Иммунные диагностические сыворотки. 3. Правила забора крови для проведения иммунологических исследований. 4. Основные виды серологических реакций. 5. Молекулярно-биологические методы диагностики, виды, механизм и применение. Перечень знаний, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - применение иммунологических реакций в медицинской практике. Внеаудиторная самостоятельная работа: Заполните таблицу.
Тема: Иммунный статус. Патология иммунной системы
Вид занятия: теоретическое Продолжительность занятия: 90 минут. Основные понятия: иммунный статус, иммунодефицитные состояния, аллергические реакции, аутоиммунные заболевания, кожно-аллергические пробы, вакцина, сыворотка, эубиотики, пробиотики, иммуномодуляторы. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое иммунодефицитное состояние, виды. 2. Иммунопрофилактика, основные принципы. 3. Иммунобиологические препараты, их назначение и виды. 4. Вакцины, назначение, классификация, примеры. 5. Иммунные сыворотки, назначение, примеры. 6. Перечислите показатели, характеризующие иммунный статус. 7. Национальный календарь профилактических прививок Перечень знаний, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека. Внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Используя дополнительную литературу, Интернет источники подготовьте материал об одном из современном иммунобиологическом препарате. 2. Заполните таблицу «Характеристика вакцин, входящих в Национальный календарь профилактических прививок»
Тема: Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики. Постановка простейших серологических реакций и учет результатов
Вид занятия: практическое Продолжительность занятия: 90 минут. Содержание практического занятия: Изучение техники постановки реакции агглютинации на стекле и учет ее результатов. Изучение нормативных документов (Приказ Минздрава России № 125н от 21.03.2014 Национальный календарь профилактических прививок) Вопросы для самоконтроля: 1. Серологические реакции, определение, цели, значение 2. Постановка реакции агглютинации на стекле и учет результатов. 3. Перечислите основные принципы иммунопрофилактики 4. Введение каких вакцин является обязательным в соответствии с календарем профилактических прививок? От каких заболеваний они защищают? 5. Каковы противопоказания для проведения иммунопрофилактики? Перечень умений, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данной темы: - приготовить посуду и необходимые материалы для проведения реакции агглютинации. - составить схему иммунизации доношенного ребенка разного возраста. Внеаудиторная самостоятельная работа: Решите ситуационные задачи. 1. Ребенок 10 мес, ранее – в 3 и 5 мес, двукратно вакцинирован АКДС, перенес пневмонию 2 мес назад, сейчас здоров. Как следует поступить с дальнейшей вакцинацией? 2. У привитого АКДС вакциной ребенка отмечено повышение температуры тела до 37,3º С, на месте инъекции – слегка болезненное уплотнение. Фельдшер ФАПа расценила это как гиперчувствительность к вакцине и отменила дальнейшие прививки этим препаратом. Прокомментируйте решение. 3. Ребенок 5 мес в 2-месячном возрасте переболел коклюшем. «Энджерикс» и БЦЖ получил в родильном доме. Какие прививки он должен получить на первом году жизни? 4. В день назначенной прививки вакциной «Приорикс» (вакцина для профилактики кори, краснухи и паротита) у ребенка температура тела 38,4º С, насморк, кашель. Как поступить?
Date: 2015-11-15; view: 1855; Нарушение авторских прав |