Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государства





Немаловажную роль в формировании идеологии белорусского государства играет рели-

гия. Более того, многие идеи, ценности, установки религии отражаются в идеологии бе-

лорусского государства.

Духовная жизнь общества многообразна. Она находит своё выражение в литературе,

искусстве, науке и религии. Религия оказывает значительное влияние на умы и сознание

многих людей, формирует их отношение к действительности, мобилизует на совершение

определённых поступков. Религия – это форма духовного осмысления мира и человечес-

кого бытия. Становится наиболее востребованной в периоды социально-политических не-

урядиц и потрясений. Именно в это время люди обращаются к религии, находя в ней утешение и убежище. Это и произошло в начале 90-х гг. прошлого века с основной массой жителей Беларуси. Данный период в истории Беларуси получил название религиозного

ренессанса. В республике развернули деятельность разного рода религиозные организа-

ции, как традиционные для белорусов, так и совершенно новые, радикально изменились

взаимоотношения церкви и государства. Сегодня среди людей растёт убеждение, что опо-

ру морального поведения, культурных традиций, возрождения общества необходимо ис-

кать в религиозных учениях. Повышение внимания к религии связано и со сложностями современной социальной жизни. Проблемы в экономике, чувство потерянности в мире,

неуверенность в завтрашнем дне, материальные и иные трудности приводят людей в цер-

ковь. Только 3% населения республики считают, что религия вредна, так как она разъеди-

няет людей на религиозные, нередко враждующие между собой, группы.

Религиозная ситуация в современной Беларуси определяется следующими факторами:

1) геополитическим положением Беларуси на стыке западной и восточной цивилизаций,

где не только взаимодействуют, но и сталкиваются интересы различных политических и религиозных доктрин;

2) буферным положением Беларуси между Россией и Европой, вследствие чего большин-

ство населения традиционно связывают католицизм с Западом, а православие с Россией.

В сегодняшних условиях, когда идёт выбор мировоззренческих приоритетов страны, это

осложняет межконфессиональные отношения, а также вызывает рост интереса различных

политических сил к религиозным вопросам;

3) ростом религиозных организаций, в том числе и нетрадиционных для Беларуси.

В современном мире существуют различные модели взаимоотношений государства и цер-

кви. В некоторых странах (в основном странах мусульманского мира) церковь доминирует

над государственными структурами, направляет их деятельность, задаёт направленность развития всего общества. Граждане в таких государствах живут не по правовым, консти-

туционным нормам, а на основе норм религиозных (к примеру, по шариату живут Саудов-

ская Аравия, ОАЭ и др.). Другая модель взаимоотношений государства и церкви предпо-

лагает сотрудничество этих институтов, вне зависимости от того провозглашён ли в об-

ществе принцип их отделения друг от друга (Франция, США, Беларусь) или признаётся

равенство церкви и государства (Германия, Австрия).

 

Деятельность светского государства, регулирующая отношения между различными кон-

фессиями, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества носит название конфессиональной политики. Конфессиональная по-

литика белорусского государства направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях, в отношениях между различными религиозными организациями. Это находит своё выражение в законодательстве. Но при этом надо учи-

тывать, что православие было и остаётся ведущим вероисповеданием в республике.

Правовым отражением новой политики суверенной Беларуси в отношении церкви стала

Конституция Республики Беларусь (ст.16; ст.31), а также Закон «О свободе вероисповеда-

ний и религиозных организациях, принятый в 1992 г., дополненный в 1995 и 2002 гг. Дан-

ные правовые документы утвердили белорусский религиозный плюрализм и одновремен-

но упорядочили деятельность религиозных организаций, начиная от регистрации до при-

остановления деятельности и ликвидации религиозной организации в случае нарушения

белорусского законодательства.

Религиозными организациями в Республике Беларусь являются религиозные общины, мо-

настыри, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также рели-

гиозные объединения с их управлениями и центрами. Наиболее распространённым видом


религиозных организаций в Беларуси являются религиозные общины. Они образуются

гражданами в целях совместного исповедания веры и удовлетворения своих религиозных

потребностей и действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами.

Белорусское государство на сегодняшний день обеспечивает юридическое равенство раз-

личных конфессий перед законом. Оно не вмешивается в дела церкви, не финансирует её,

но при этом контролирует деятельность всех религиозных организаций, не допускает распространение малоизвестных и зачастую опасных культов, нарушающих права граж-

дан, разрушающих личность, подрывающих физическое и психическое здоровье граждан.

Вместе с тем официально зарегистрированные религиозные организации имеют право участвовать в общественной жизни, обладают правом использовать государственные СМИ, а также создавать свои собственные для распространения своих учений, взглядов,

проповедей. Так, к примеру, по республиканскому радио регулярно по субботам и воскре-

сеньям передаются выступления православных и католических священнослужителей.

Национальная система образования в Беларуси носит светский характер, она не преследу-

ет цели формирования того или иного отношения к религии. В учреждениях образования

не допускается создание и деятельность религиозных организаций.

В Республике Беларусь создан и функционирует республиканский орган государственного

управления по делам религий. Он образуется Президентом Республики Беларусь для осу-

ществления контроля за исполнением законодательства о свободе совести, вероисповеда-

ния и религиозных организациях. Речь идёт об Уполномоченном по делам религий и нацио-

нальностей, который подчиняется Правительству Республики Беларусь.

Чтобы понять суть религиозной политики белорусского государства на современном этапе и сложившуюся в стране конфессиональную ситуацию, следует обратиться к религиозной

истории Беларуси. В X-XI вв. на белорусских землях начало распространяться греко-ви-

зантийское (православное) христианство, которое в скором времени стало наиболее традиционной религией основной массы местного населения. Распространение на терри-

тории Беларуси римско-католического вероисповедания было начато после подписания в 1385 году Кревской династической унии. В соответствии с её условиями великий князь

Ягайло (Владислав II) стал католиком в обмен на трон Польши и согласился распростра-

нять католицизм в ВКЛ. К XVI веку католическая церковь приобрела статус государствен-

ной. Её духовенство оказывало большое влияние на светскую власть. Католические при-

ходы концентрировались в основном в западной части Беларуси.

Противостояние православного населения насаждению католицизма способствовало соз-

данию ещё одного направления в христианстве – униатства. Униатская (греко-католи-

ческая) церковь была образована в 1596 г. на основе Брестской церковной унии. В XVII -

XVIII вв. это была самая многочисленная конфессия, а ареал её распространения охваты-

вал не только Беларусь, но и значительную часть современных Литвы, Украины, Польши, России. С присоединением Беларуси к России положение униатской церкви изменилось. В 1839 году она была запрещена. В результате этого 1,5 млн. униатов вернулись в право-


славие, более 500 тыс. – перешли в католичество. Только в н. XX в., после издания указа о веротерпимости (1905 г.) униатам было разрешено исповедовать свою религию.

Начиная с XVI в. на белорусских землях стал распространяться протестантизм в форме

таких его направлений, как лютеранство и кальвинизм. Протестанты стали отрицать церковь как связующее звено между богом и человеком, поклонение иконам, распятию,

мощам святых, некоторые христианские таинства.

В современной Беларуси порядка 50% граждан в той или иной мере являются людьми верующими, но при этом они принадлежат к различным конфессиональным объедине-

ниям. Всего таких конфессий, официально зарегистрированных Министерством юстиции

Республики Беларусь, насчитывается 25. Православная церковь на сегодняшний день объединяет 80% верующих, 1315 общин, 11 епархий, 25 монастырей, 13 братств, 8 сест-

ринств, имеет 1100 храмов. В религиозных организациях работает более 1264 священни-

ков. Подготовку новых священников осуществляет 5 духовных учебных заведений. Все 11

епархий входят в состав основанного в 1990 г. Белорусского экзархата Русской Правос-

лавной церкви. Возглавляет церковь Митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх

всея Беларуси Филарет (К.В.Вахромеев).

Белорусская римско-католическая церковь (костёл) в начале 90-х гг. XX в. отделилась от Польского костёла. На сегодняшний день она объединяет 5 епархий, в которые входят

433 общины, 9 миссий, 8 монастырей и высшие духовные семинарии в Гродно и Пинске.

Обслуживают католические приходы порядка 350 священников, значительное число кото-

рых являются гражданами Польши, приглашённых руководством Белорусского костёла для отправления культа в различных приходах Беларуси.

Протестанты. В последние годы в Беларуси увеличилось количество протестантских общин. Большинство этих общин (ок. 50%) составляют христиане веры евангельской,

около 40% - баптисты. Легализована деятельность ранее запрещённых иеговистов, пяти-

десятников.

В начале 90-х годов на территории Беларуси возобновила свою деятельность униатская

церковь, насчитывающая сегодня порядка 13 общин, сосредоточенных главным образом

в Минске.

Кроме униатских, в Беларуси имеются также мусульманские и иудейские общины.

В последнее время в Беларуси появились также общины и группы новых для Беларуси

конфессий, т.е. нетрадиционные культы, деятельность которых вызывает определённую тревогу государства и общественности. Более 30 таких неокультов действуют нелегально,

под видом общественных, лечебно-оздоровительных, просветительских, спортивных школ, клубов, центров, поскольку признаны деструктивными (опасными для жизни и

здоровья человека). В большинстве неокультов поклоняются живому богу в лице руково-


дителей сект, которые называют себя мессиями, пророками, спасителями человечества и т.д., активно занимаются активной миссионерской деятельностью, их учение и обряды проникнуты мистикой, хотя могут использоваться и элементы традиционных религий.

Руководители сект призывают верующих порвать связи с семьёй и обществом, проповеду-

ют строгий режим повседневной жизни своих членов: в питании – вегетарианство и голо-

дание; в служении богу – многочасовые изнурительные молитвы, ограничение сна, штрафы и наказания для провинившихся, тотальный контроль над каждым сектантом.

Все неокульты, действующие сегодня на территории Беларуси, можно условно разделить

на четыре большие группы: псевдохристианские (такие секты имеют некоторое сходство

с христианством, используют его отдельные символы и догмы, делают упор на скорый конец света и страшный суд). Среди таких сект следует назвать: Ассоциация Св. Духа за

объединение мирового христианства; Дети Бога (Семья, Семья любви); Богороднический

центр (Вселенская церковь Божьей матери Преображающейся Якова Береславского); Цер-

ковь последнего Завета отца Виссариона и др.; неоориенталистские (секты восточного

типа, заимствовавшие идеи индуизма, буддизма и др. восточных религий). Среди таких сект особо опасны: Лига духовного возрождения Санатана Дхарма; Группа дзен-буддис-

тов; Единственная религия; и др.; оккультно-мистические: используют восточную медитацию, систему физических упражнений для перехода к «просветлённому состоя-

нию». Среди таких сект: Великое белое братство «Юсмалос»; Аум Сенрикё; Сайентологи-

ческая церковь и др.; сатанисты – это особая группа неокультов, считающих, что в каж-

дом человеке заключён Сатана – лучшее могущественное начало, которое нужно познать и выявить в себе. Сатанизм разрешает совершать любые грехи.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что новые религии – это чужеродное явление для нашего общества, подобные культы могут внедрить в сознание белорусов идеалы, противоречащие основам его культуры и духовного бытия. Именно поэтому наше

государство выполняет работу по недопущению распространения таких неокультов.

В целом в Республике Беларусь созданы предпосылки полноценного осуществления каж-

дой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций.

 







Date: 2015-11-14; view: 345; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию