Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус и роль славянских ценностей в контексте исторического выбора Беларуси





Кто мы такие и откуда взялись? Насколько белорусы самобытный народ? Кто наши бли-

жайшие родственники и каким был первый коренной белорус? Каковы наши традиции?

Как мы работаем, веселимся, воплощаем свой творческий дух?Каким богам мы поклоня-

емся? Какие мечты, какие мифы нас вдохновляют и какие страхи лишают нас сил? Что даёт мужество для борьбы? Какие неурядицы грозят нам разладом, и какие чувства общ-

ности спаивают нас воедино? На эти вопросы ищут ответы учёные, деятели культуры,

политики и общественные деятели, многие простые люди.

В истории народа, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение. Оно во

многом, если не во всём, предопределяет будущее. Большинство европейских народов, как известно, произошли от древней ветви индоевропейцев, и белорусы здесь не исключе-

ние. Мы прямые потомки восточнославянской ветви индоевропейцев.

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. В её

составе: славяне восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, сло-

ваки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).

По сравнению с другими европейскими народами историческое развитие славянского

мира имело свои особенности. Так, если варварские народы Западной Европы, под удара-

ми которых пала Римская империя, восприняли достижения и традиции античности, что

позволило достаточно быстро утвердиться западноевропейской средневековой цивилиза-

ции при главенстве феодальных отношений и феодальной государственности, то славяне

не находились в тесном контакте с греко-римским миром. В результате этой оторванности

огромная территория, населённая славянами, стала как бы своеобразным мостом между

феодальной Европой и полудикой Азией. Славянский мир – земля, на которой с давних

пор расселились славяне: Восточная и Центральная Европа, Балканский полуостров.

Одновременно имелись различия, особенности в развитии самого славянского мира.

Западные славяне, которые проживали в Центральной Европе оказались под доминирую-

щим воздействием западноевропейского мира, католичества; южные славяне, заселившие Балканский полуостров, попали в сферу воздействия более широкого спектра этнических,

культурных, религиозных направлений. На развитие восточных славян, расселившихся на

просторах Восточной Европы, оказывал своё немалое влияние пёстрый, разноязычный,

кочующий азиатский мир (печенеги, хазары, берендеи, половцы, чёрные клобуки, череми-сы, татары и др.).

В иерархии духовных традиций и ценностей славянства можно выделить: общеславянские

ценности; ценности восточного славянства наряду с другими типами регионального славянства – западного и южного); духовные ценности национального славянства (рус-

ских, белорусов, украинцев и т.д.). Духовные традиции и ценности, аккумулируя опыт прошлого, являются культурно-генетическим кодом народа, существуя вопреки перемен-

чивому времени и всему исторически преходящему.

Общеславянские духовные ценности. В.Соловьёв сравнивая славянскую духовность с западной, которой свойственна аналитичная холодная рациональность, выделил в ней сплав язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализм). С точки зрения Н.Данилевского, менталитет славян в большей степени соотнесён с христианским идеалом. Славянству, по его мнению, свойственен дух свободы, хотя это стремление к свободе обусловлено умением и привычкой славянских народов повиноваться, наличием у них уважения и доверия к власти и, в основном, отсутствием властолюбия. Другие исследователи называют такие качества славян как коллективизм, соборность, вера в идеал, служение обществу, святость и добродетель, в противополож-

ность таким ценностям как агрессивность, уверенность в себе, умение владеть собой, прагматизм, характерным для западного общества.

Не раз отмечалось, что формированию некоторых духовных ценностей общеславянства способствовала соответствующая природная среда, географическое положение, маятнико-

вое положение между Западом и Востоком.

Ценности восточного славянства. Восточное славянство представлено русскими, укра-

инцами и белорусами. В эволюции духовных ценностей восточного славянства решаю-

щую роль сыграли такие исторические вехи, как: формирование Киевской Руси, Великого

княжества Литовского, Московского княжества, единого Российского и советского госу-

дарства, а также современная суверенность трёх восточнославянских народов. Формиро-

вание духовных ценностей восточного славянства связано с влиянием православно-византийского духовного наследия. Так, благодаря братьям Кириллу и Мефодию были

преданы не только вся сумма знаний, накопленная Византией и полученная ею в наслед-

ство от античной цивилизации, но и произошла передача её исторического опыта, юриди-

ческих и этических норм, духовных ценностей. Это сформировало такие черты менталь-

ности восточного славянства, как: стойкость к жизненным испытаниям и невзгодам, твёрдость душевной организации, готовность нести свой тяжкий крест перед лицом

судьбы, особая преданность в сохранении христианских заветов.

Ценности национального славянства – русских, белорусов, украинцев, поляков и т.д.

Несомненно, российский менталитет закладывал важные звенья духовного мира восточ-

ного славянства. Противоречивость русской души во многом объясняется противоречия-

ми исторического пути Руси, её географическим положением, неустойчивым положением между цивилизациями. Трудолюбие и лень, деспотизм и доброта, бунт и смирение, кол-

лективизм и персонализм, христианство и язычество, аскетически-монашеское и безбож-

ное и т.д. – таковы противоположные начала русского характера.

Духовные ценности белорусов формировались в контексте восточнославянского ментали-

тета, испытывая трудности существования между Западом и Востоком и осуществляя по-

иск собственного пути развития. Многие исследователи отмечают, что белорусы миролю-

бивы, для них не характерно чувство национального превосходства. Говоря о толерант-

ности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность, и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чут-

кость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления. Для белорусов ха-

рактерным является уважение права, законопослушание, трудолюбие, бережное отно-

шение к земле и дому. Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, преданность семье и семейно-родовая соли-

дарность – характерные черты белорусов.

Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская госу-

дарственность, культура, язык, собственная история, национальные традиции и обычаи.

Отмечается неоднородность белорусской ментальности в зависимости от местонахожде-

ния: так, для Гродненщины и других районов Западной Беларуси, развивающихся под влиянием католической Польши, Литвы и протестантской этики Западной Европы, харак-

терна индивидуализация жизни; в Полесье же преобладает культ сельской общины; в бе-

лорусском Поозерье, граничащем с Россией, проявляется православная соборность.

В последнее время всё чаще слышен призыв к единению славян. Объединительная прог-

рамма всех славян именуется панславизмом. В Праге в 1848 году состоялся первый Сла-

вянский конгресс, на котором был основан Международный славянский комитет. Глав-

ной задачей он ставил развитие культурных связей между народами. После Октябрьской

революции постепенно превратился в политическую организацию. Возрождён в 1998 году

под патронажем руководства Беларуси. В феврале 2008 года в Бресте проходило заседание

МСК, где обсуждались основные направления работы с учётом запланированного на 2010

год X Всеславянского съезда.

Но, с другой стороны, на рубеже XX-XXI столетий происходит дезинтеграция славянско-

го мира, сопровождающийся распадом СССР, расчленением СФРЮ, Чехословакии.

Западные идеологи отводят восточно-славянскому миру важное место в противодействии

конфуцианской (Китай) и мусульманским цивилизациям. В возможном конфликте двух

основных цивилизаций XXI века - западной (атлантической) и конфуцианско-буддистской

восточноправославный регион должен быть использован, по их мнению, как противовес

для недопущения «конфуцианско-мусульманской» связи. Восстановление «имперской мощи» восточного славянства в эту стратегию не вписывается, для чего и осуществляется

тактика расчленения восточного славянства на самостоятельные анклавы. Как ответит на

этот вызов восточнославянский мир?

 

Date: 2015-11-14; view: 966; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию