Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция понятия «идеология» и его современное значение





Термин «идеология», как уже отмечалось, впервые был введен в научный оборот французским философом Д. де Траси. В докладе «Проект идеологии» (1796 г.) и в четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» (1801—1815) де Траси стремился разработать теорию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи своих предшественников — выдающихся мыслителей прошедших веков — и создать относительно новую науку об идеях. По мнению автора, эта наука должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачать «иллюзорные мысли».

Однако первоначальный смысл за понятием «идеология» не закрепился. На протяжении всего рассматриваемого периода термин «идеология» наполнялся разным содержанием, что определялось как уровнем развития самого общества и социальных знаний, так и собственно идеологическими установками, обусловленными различными социальными интересами.

Первым критиком идеологии, как нам уже известно, выступил Наполеон Бонапарт. Тем самым было положено начало традиционной для многих политиков и ученых XIX—XX вв. критики идеологии вообще и конкретных представителей нового направления развития общественной мысли. Революционные потрясения XIX—XX вв. хорошо показали, как идеи, систематизированные учеными в особые теории, могут превращаться не только в социально-значимые ценности, но и в символы веры, а иногда и политического безумия (фашизм, нацизм и др.). Не была исключением сложная, противоречивая история развития коммунистической идеологии, а также ряда других идейно-по­ли­тических доктрин.

Основоположники коммунистической идеологии К. Маркс и Ф. Энгельс,подвергнув критике современную им идеологию буржуазии, главным образом в ее немецком варианте, посвятили данной проблеме свое совместное произведение «Немецкая идеология» (1845—1846). Свое учение (марксизм) немецкие ученые не считали идеологией, подчеркивая, что сумели найти научный метод познания социальных процессов (в действительности их учение имело черты как науки, так и идеологии).

В начале XX в. отношение к идеологии значительно изменяется. Особенно характерно это было для России, где все большее значение приобретали социалистические идеи (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий и др.). Термин «научная идеология» принадлежит Ленину (1870—1924), который применил данное понятие к марксизму. По его мнению, марксизм выступал «идеологией трудящихся масс», опираясь на последние достижения науки и прогрессивной общественной мысли. Поэтому он якобы являлся единственной истинной идеологией. Таким образом, фактически был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией.

Как известно, первоначально среди марксистов России особую позицию по вопросу об идеологии и путях социалистических преобразований занимал Г. В. Плеханов (1856—1918), а затем и многие бывшие сподвижники Ленина. За ними на долгие десятилетия закрепилось имя троцкистов (от имени Л. Д. Троцкого), многие из которых были репрессированы. В общей тенденции не были исключением и белорусские теоретики и практики идеологической деятельности (см. § 5).

Отличную от ленинской, точнее ленинско-сталинской, «научной» идеологии, основанной на непримиримом противоречии классов общества, предложил миру известный российский философ (родом из-под Витебска) Н. О. Лосский (1870—1965). В ряде своих работ, в т. ч. в произведении «Мир как органическое целое» (1915 г.), он попытался найти метод к рассмотрению гармоничного, цельного мировоззрения и идеологии. Таковым, в частности, являлся идеал-реализм, открывающий, по мнению автора, «простор для сочетания самых разнообразных философских, политических и идеологических учений о различных глубоко отличающихся друг от друга царствах мира и сторонах бытия…» Некоторые мысли названного философа позже трансформировались в новой науке синергетике и соответствующих идеологических конструкциях, в т. ч. глобализме.

Очень интересными являются разработки и другого российского ученого Петра Сорокина. (Названные философы — Лосский и Сорокин — в числе других были высланы в 1922 г. в Германию, а затем оказались в США). В статье «Голод и идеология общества» (1922) Сорокин установил связь между колебанием питания общества, его благосостояния и колебаниями идеологии. Так, по его мнению, в условиях значительного роста дефицита продуктов питания или сравнительного голодания масс, а также наличия резкого имущественного расслоения в обществе растет популярность коммунистических и социалистических (уравнительных) идеологий, которые призывают к завоеванию и последующему перераспределению богатств (ресурсов) в обществе. Ученый подчеркивал, что сытые и голодные (бедные и богатые) группы населения при указанных условиях не могут иметь одну и ту же идеологию.


Большой вклад в разработку понятия «идеология» внес немецкий ученый Карл Маннгейм, издавший в 1929 г. книгу «Идеология и утопия». Восприняв марксово положение о зависимости сознания людей от бытия, Маннгейм полагал, что идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления,создающего различные концепции этого мира. Именно идеологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике. Общество, с точки зрения немецкого ученого, не является целостным и однородным. В нем существуют множество различных социальных слоев и групп со своими интересами. (По сути, он был солидарен с учением Петра Сорокина, автора учения о социальной стратификации и мобильности.)

Некоторые земляки Мангейма — немецкие ученые М. Вебер, Э. Дюркгейм — рассматривали идеологию в качестве важного элемента культуры.Согласно их взглядам, природу и содержание идеологии следует выводить из субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и выступающих в качестве мотивов их деятельности. Особое значение идеологии в конкретном обществе обусловлено, по мнению М. Вебера, заданностью политических идеалов религиозными нормами. Эти нормы и ценности предписывают определенный образ жизни, действия и являются культурным кодом, позволяющим понять специфику политических форм жизни в конкретном обществе.

Возникали и другие точки зрения. Так, один из лидеров итальянских коммунистов А. Грамши подчеркивал: главное отличие идеологии от философии в том, что она всегда ориентирована на практику, на превращение идей в социальное действие. Американский ученый Т. Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. Вместе с тем социолог Парсонс, также как и философ-политик Грамши, очень хорошо понимал практическую значимость идеологии. Правда, в отличие от последнего, сидевшего в фашистской тюрьме, Парсонс свои сочинения писал на кафедре Гарвардского университета (с 1927 г.). Наиболее известные среди них — «Структура социального действия» (1937) и «Социальная система» (1952).

Вступление западного общества в стадию постиндустриального развития привело к изменению его структуры, основу которого стали составлять не классы, а страты, противоречия между которыми удалось существенно нивелировать. В результате в конце 50-х гг. XX в. возникла теория деидеологизации (буквально — отрицание идеологии), авторами которой принято считать Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, Э. Тоффлера и др.

Однако заявления о «конце идеологии» оказались преждевременными. События, происходившие в западном обществе в конце 60-х — начале 70-х гг. XX ст., выявили новые противоречия и, в первую очередь, в духовной сфере. Отсутствие четкой системы ценностей и идей породило волну оппозиционных течений и асоциальных действий (движения социального протеста: «панки», «хиппи», «зеленые», «новые левые» и др.). Стало очевидным, что наука не способна решить вопросы, связанные со смыслом человеческой жизни, а повышение уровня благосостояния людей не делает их автоматически счастливыми. Как говорил А. Эйнштейн, наука «не может создавать цели и еще менее способна вселять их в людей; самое большеенаука может предоставить средства для достижения некоторых целей».


Вскоре многие ученые на Западе были вынуждены признать возросшее значение идеологии в современном им обществе. Стала появляться теория реидеологизации (буквально — восстановление, реставрация идеологии).Примечательно, что среди сторонников возвращения идеологии роли регулятора социальных отношений были и инициаторы деидеологического движения —Д. Белл, С. Липсет и др.

Однако крушение биполярной системы мира и, в частности, распад Советского Союза породили на Западе некоторую эйфорию и новую волну деидеологизации,ключевые положения которой были изложены в труде американского философа Фрэнсиса Фукуяма«Конец истории?» (1989). В качестве цели мировой истории Фукуяма называл торжество либерализма как идеологии, основанной на таких ценностях, как свободный рынок, частная собственность, правовое государство и демократия. В XX в., по его мнению, основным содержанием была борьба идеологий коммунистической, националистической и либеральной. Победу одержала либеральная идеология, что и свидетельствует о конце истории.

События начала XXI века отрезвили некоторых теоретиков, показав, что возрастает многообразие идеологических систем. Усиливается и борьба между ними, переходящая нередко в ожесточенные войны, в т. ч. террористические.

По мнению российско-немецкого ученого А. А. Зиновьева, сегоднязападная идеология существует и является более мощной, чем многие другие противостоящие ей системы, например, советская. Она «спрятана, растворена, рассеяна во всем том, что предназначено для менталитета людей — в литературных произведениях, фильмах, специальных книгах, научно-популярных и научно-фантастических сочинениях, газетных и журнальных статьях, рекламе и т. д. Она слита со внеидеологическими феноменами настолько, что вторые просто немыслимы без нее… Она везде и во всем, ипотому кажется, будто ее вообще нет… Люди даже не замечают, что с рождения и до смерти постоянно находятся в поле действия идеологии». Добавим, сегодня только в армии США, не говоря уже о спецслужбах, тысячи высокооплачиваемых специалистов занимаются информационно-психологической войной, подготовкой «цветных» революций и другими подобными операциями.

Социально-политический опыт многих стран свидетельствует отом, что общество в начале XXI века может успешно развиваться и решать свои задачи только до той поры, пока ему удается осуществлять перемены всвоей идеологии соответственно изменениям и потребностям общественной жизни. С другой стороны, попытки функционирования государства без идеологии неминуемо приводят к ослаблению механизма государственного управления, обострению социально-экономических отношений и упадку духовно-нравственных ценностей в обществе.







Date: 2015-11-14; view: 654; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию