Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеологические процессы в Беларуси и их особенности





Если до сих пор в большей мере решались теоретические вопросы, связанные с моделированием концептуальных основ идеологии белорусского государства, то в настоящее время акцент смещен в практически-политическую плоскость – все более актуальной становится проблема построения эффективной системы идеологической работы, идеологического процесса.

Под идеологическим процессом в самом общем виде следует понимать реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни. Можно выделить две составляющие идеологического процесса – разработку идеологических доктрин и их практическую реализацию. Процесс производства идеологических доктрин базируется на тех же основаниях, что и духовное производство в целом. Он предполагает наличие специально подготовленных людей умственного труда, способных к осмыслению бытия на уровне понятийно-категориального мышления, соответствующих условий их труда и т.п. Однако надо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что работа над идеологической доктриной «под заказ» весьма мучительна для разработчика. Не всякий мыслитель, ученый согласится выполнять подобный социальный заказ. Чаще идеолог создает доктрину от имени того или иного социального слоя, класса, осознанно перейдя на его позицию, т.е. по своему внутреннему убеждению. Например, идеологию «русского крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов создавали не по просьбе (заказу) крестьян, а по велению гражданского долга и совести, осознанно став защитниками и выразителями их интересов. Не за гонорар, а по велению совести разрабатывали соответствующие идеологические проекты П.Л. Лавров, К. Калиновский, Г.В. Плеханов и др.

Но не менее важна практическая реализация разработанной идеологической доктрины. Для этого нужны опытные пропагандисты разработанных идей, средства трансляции идей, социальные слои общества, способные стать носителями новой идеологии.

Если исходить из предложенной М. Вебером классификации социальных действий, то для идеологического процесса в большей степени характерны не аффективные (базирующиеся на страстях и эмоциях), не традиционные (повседневные поведенческие акты, совершаемые по привычке), а целерациональные (обладающие смыслом) и ценностно-рациональные (сочетающие смысл и ценности) действия. И в политике, и в идейно-воспитательном процессе результативны лишь те акции, «смысл которых понятен как для руководителей, так и для руководимых» и которые побуждают «у субъектов политики личную осознанную инициативу»1. Процесс практической реализации новой идеологии мучительный и долгий. Ведь политика, по оценке М. Вебера, «есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером»2. Можно в этой связи напомнить об утверждении христианской идеологии как в Европе, так и на Руси. Следует учитывать и то, что какой бы внешне заманчивой и привлекательной не выглядела идеологема (хотя для практической реализации это немаловажный момент), она не воплотится прочно в жизнь, будучи ложной. Ложная доктрина движет общество не вперед, а, напротив, вспять, толкает его в бездну. В качестве примера можно привести хорошо запомнившуюся всем нам политическую программу Г.А. Явлинского под названием «500 дней».

Идеологический процесс в большей или меньшей степени охватывает все социальные слои общества. Но реализуется на различных уровнях сознания. Для интеллигенции он протекает на уровне теоретического сознания. Для подавляющей же части граждан – на уровне лишь обыденного сознания. Разработчикам идеологии надо учитывать этот момент. Важно знать конкретный механизм взаимодействия теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии. Особую значимость эта проблема приобретает в т.н. «перестроечные эпохи», когда разработанные социально-экономические и политические программы правительства государство намеревается провести в жизнь.

Как было сказано ранее, идеологический процесс охватывает все сферы общественной жизни. Поэтому в качестве важнейших его составляющих можно назвать экономическую, политическую, мировоззренческую, духовно-культурную и др. Все эти сферы, решающие какие-то конкретные аспекты жизнедеятельности человека и общества, оказываются пронизанными одной идеей (целью). Так, например, в СССР была избрана в качестве базовой идеологической идеи идея строительства коммунизма. И эта идея в своих разных ипостасях (аспектах) практически решалась в экономике, политике, духовной сфере. Сейчас в Беларуси решается задача построения демократического, правого государства. Именно с этой идеологической доктриной связывается реформирование экономики (ставится задача сделать ее социально-ориентированной), политики (обеспечение гражданам реальных, а не декларированных, прав и свобод и т.д.), духовной сферы (развитие национальной культуры, системы образования и т.д.). Эта идеологическая доктрина работает на уровне индивида, социальных слоев, нации в целом.


Идеологический процесс в Беларуси закономерен в том плане, что он не вымысел, не плод воображения политиков. Он так же объективен, так же реален как и другие социальные процессы, движущие силы человеческой истории. Но он имеет свои особенности. Прежде всего изменилась сама идеология. Граждане Беларуси отказались от марксистской идеологии как доктрины строительства коммунистического общества (об этом свидетельствуют результаты республиканских референдумов 1994 и 1996 года). В отличие от предыдущей исторической эпохи, мы признали наряду с общественной частную собственность, отказались от монополии марксисткой идеологии. За последнее десятилетие происходит активный процесс поляризации общества. С одной стороны, формируется слой богатых людей – банкиров, предпринимателей и др., с другой – малообеспеченных. Различные социальные слои общества определяются со своими политическими и идеологическими пристрастиями в многообразном духовно-идеологическом пространстве (а Конституция Республики Беларусь признает многообразие идеологий), пытаясь в нем отыскать отвечающую их запросам и интересам нишу. Пока этот процесс неупорядочен и напоминает броуновское движение. Но он идет. Происходит столкновение идеологических позиций не только в парламенте, но и на улице, в школе, в семье, что негативно отражается на политических устоях общества, общественной жизни в целом.

Отсюда вытекают две важных задачи. Первая связана с теоретической разработкой доктрины. Разрабатываемая идеология белорусского государства для того чтобы выполнять интегративную функцию, должна учитывать интересы не отдельных социальных групп, слоев, а интересы всей нации, т.е. она должна строиться на принципах, идеях, способных объединить отличающиеся друг от друга социальные группы (страты) в одно целое. Это непростая задача. Вторая задача, требующая решения, связана с наличием в нашем обществе реально функционирующих нескольких идеологий: наряду с идеологией белорусского государства в политической жизни белорусского общества функционируют и такие, как либеральная, либерально-демократическая, марксистская и др., имеющие своих многочисленных сторонников. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства – ведь те или иные идеологии и их носители «подпитываются» из-за рубежа как материально, так и идейно (теоретически). Поэтому условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от прошлой эпохи, когда в стране была признанной лишь единственная идеология. Это те новые реалии, которые приходится учитывать в идеологическом процессе в современных условиях.


Вторая особенность идеологического процесса в белорусском обществе проистекает оттого, что в 90-е годы ХХ века, в период распада СССР, была полностью разрушена прежняя система идеологической работы – мощные государственные институты и подготовленные кадры (идеологический актив). Многие из прежних работников идеологического актива самого высокого ранга мгновенно переориентировались и стали активными разработчиками и пропагандистами либеральной идеологии. Поэтому в современных условиях для обеспечения идеологического процесса необходимо, прежде всего, воссоздать научно-исследовательские центры с высококвалифицированными кадрами, способными к теоретической разработке идеологической доктрины (национальной идеологии), учебные заведения для подготовки идеологических работников (идеологического актива)1, систему идейно-воспитательной работы. Таким образом, приходится почти заново создавать «идеологическую вертикаль», включающую в качестве важнейшего структурного элемента идеологическое ядро в трудовых коллективах. Достаточно сложная задача ложится на руководителей предприятий. Именно они обязаны быть «первыми идеологическими работниками» и ответственными лицами за состояние идеологических процессов в стране.

Коренным образом изменились и условия проведения идейно-воспитательной работы. Ее приходится вести не в «тепличных» условиях, характерных для прошлой эпохи, а в острой полемике со своими идейными оппонентами (ведь система «единомыслия» разрушена и утверждена мировоззренческая модель «плюрализма мнений»). Поэтому требуется современная эффективная система идеологической работы, высокий уровень пропагандистского мастерства лекторов.

На идеологический процесс в Беларуси сильное влияние оказывает занятая по отношению к Беларуси жесткая позиция Запада, прежде всего США, за проведение нашим государством независимой внутренней и внешней политики, его несогласием с выстраиваемой по разработанному в США сценарию модели однополюсного мира. Активное воздействие на идеологический процесс в нашей стране оказывает и западная масскультура, нетрадиционные религиозные культы мощным потоком хлынувшие в нашу страну в условиях открытости, свободы слова и печати. В сложившейся ситуации очень непросто отстаивать свои национальные святыни – устои, идеалы, ценности. Надо учитывать и то, что Запад имеет огромный опыт в разработке и проведении в жизнь разнообразных т.н. «социальных технологий», с которыми мы столкнулись лишь в последнее десятилетие. Но ведь за всеми этими социальными, психологическими разработками стоят конкретные люди, преследующие свои цели. Таким образом, мировой процесс стал более динамичным, противоречивым, непредсказуемым. И это в значительной мере влияет на идеологический процесс в Беларуси.

Идеологический процесс – не какое-то абстрактное, случайное, а закономерное явление, связанное с жизнедеятельностью человека и общества. Он формируется на определенной ступени общественного развития. Можно утверждать, что идеологические отношения и идеологический процесс зародились еще в древних государствах – Древней Греции и Древнем Риме, хотя в развитых формах они выступают лишь с эпохи Нового времени. Идеологический процесс осуществляется проходя через сознание людей и специфически проявляется в массовом, групповом и индивидуальном сознании.


Массовое сознание – один из важнейших феноменов духовной жизни общества, оказывающий значительное влияние на другие сферы, прежде всего, политическую. Поэтому изучение механизма формирования и функционирования массового сознания весьма актуально. Знание этого механизма позволяет более эффективно управлять мощными потоками энергии различных слоев, активизировать или же, наоборот, ослаблять их общую активность. Это давно уже уяснили политики. Во всяком случае, еще до нашей эры многие государственные мужи понимали значимость общественного мнения и стремились завоевать симпатию граждан. «[Если] в системе наказаний нет несправедливости, то в низах нет чувства озлобления»1, – утверждалось в тексте древнекитайского сборника «Гуань-цзы».

Особую актуальность данная проблематика приобрела в ХІХ и ХХ веках в связи с революционным и национально-освободительным движением.

Масса – это не множество абсолютно разрозненных индивидов, а конкретная общность, т.е. сообщество, объединенное пусть не жестко, но в единое целое, представляющее собой относительно устойчивое образование, осуществляющее какую-либо деятельность, характеризующееся совместным поведением, более-менее согласованными целевыми установками, позицией и т.п.

Формирование масс в современных условиях связано с общим процессом массовизации в различных сферах жизнедеятельности человека – производственной, бытовой и др. Обычно различают такие виды масс, как большие и малые, устойчивые и неустойчивые, сгруппированные и несгруппированные, спонтанные и организуемые, активные и пассивные и т.д.

Именно массы являются субъектом массового сознания как специфического рода общественного сознания. Это важно подчеркнуть, так как иногда массовое сознание представляют в виде суммы индивидуальных или же групповых сознаний, что является неверным взглядом на данную проблему. Массы не совпадают ни с индивидом, ни с группой, ни с обществом в целом. Отсюда специфика массового сознания.

Следует обратить внимание и на то, что в отличие от группового сознания, различные типы и виды массового сознания не могут быть жестко привязаны к тем или иным социальным общностям. Различные типы и виды массового сознания в целом свойственны многим массам (так, например, заполонившие в начале 90-х годов наши телеэкраны латиноамериканские сериалы «пленили» своей зрелищностью, прежде всего, любителей кино. Но они же вскоре «пленили» и читателей, а также многих поклонников театра.

Духовно-идеологический процесс не может осуществляться вне и независимо от обыденного (массового) сознания, социальной психологии, характеризующейся эмоциональной, чувственной стороной. Общественная психология – древнейшая сфера духовной жизни общества, формирование и функционирование которой неразрывно связано с процессом становления человека как существа разумного. Идеология как систематизированное общественное сознание имеет не столь древнюю историю – ее возникновение относится к рабовладельческому обществу. Несмотря на существенные различия между идеологией и социальной психологией есть тесная связь, которая со всей определенностью проявляется в процессе формирования человека. Об этом говорил еще Г.В. Плеханов. «Нет ни одного исторического факта, – писал он, – который своим происхождением не был бы обязан общественной экономии; но не менее верно и то, что нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы известное состояние сознания. Отсюда – огромная важность общественной психологии. Если с нею необходимо считаться уже в истории права и политических учреждений, то без нее нельзя сделать ни шагу в истории литературы, искусства, философии и проч.»1. Это обстоятельство важно учитывать в идейно-воспитательной работе, обращать внимание не только на теоретическую, но и на чувственно-эмоциональную сторону воспитательного процесса.

Идеология воздействует на человека отнюдь не в чистом виде. Она представляет лишь часть социальных связей и отношений, окружающих человека, – ведь на человека помимо идеологии воздействуют общественная психология, духовная культура настоящего и прошлого, многие другие факторы. Поэтому при изучении характера воздействия идеологии на индивида необходимо учитывать среду. Интересно отметить, что эти вопросы были затронуты русской общественной мыслью еще во второй половине ХІХ века. Много внимания уделяли им революционные народники, пытавшиеся выйти за пределы чисто теоретических рассуждений и связать непосредственно революционные идеи с практикой революционной борьбы, привнести революционное сознание в крестьянские массы. История доказала обреченность этих шагов.

Все богатство взаимосвязи и взаимодействия культуры, идеологии и индивида выявляется на теоретическом уровне общественного сознания: эти взаимосвязи наполняются новым содержанием, они проявляются как возрастающее осознание личностью закономерностей объективных процессов и явлений общественного развития; как целенаправленное, сознательное освоение и развитие духовной культуры в формировании духовного мира личности; как анализ путей совершенствования духовного мира личности.

Важнейший объект идеологического воздействия – групповое и индивидуальное сознание. В отличие от массового сознания, представляющего собой конгломерат разнообразных идей, ценностных установок и ориентаций, идеалов, т.е. разорванного, противоречивого, неустойчивого, групповое сознание базируется на более-менее одинаковых представлениях о жизни, нормах поведения, ценностях. Поэтому духовно-идеологический процесс на уровне группового сознания более целенаправлен и предсказуем. Им легче управлять, поскольку поведение малых групп основательно исследовано социальной психологией. Духовно-идеологические процессы протекают и на уровне индивидуального сознания, являющегося уникальным феноменом, своего рода «культурной самоидентификацией» личности. Цель идеологической работы – комплексно охватить все уровни сознания жителей Республики Беларусь.

Ученые-гуманитарии в последние годы довольно скептически относились к проблеме государственного регулирования социальными процессами. Механизм общественного развития в современных концептуальных идеях чаще всего представлен как саморазвитие, а то и вовсе как стихия. Однако социальная практика последних лет опровергла многие либеральные идеи и все более убеждает нас в том, что из «перестроечного хаоса» общество не в состоянии самостоятельно выбраться. Регулирующую роль государства и других социальных институтов признают во всем мире и в той или иной степени ее используют независимо от типов государственного устройства и форм правления. Весьма значимо воздействие государственных органов управления на идеологический процесс. Не кто иной, а именно государство определяет цель, разрабатывает стратегию и тактику идеологического процесса, обеспечивает его необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, т.е. планирует, координирует и контролирует идеологическую работу. Делается это во всем современном мире. Другой вопрос, что идеологическая работа на уровне государственных институтов, как правило, не афишируется. Но от этого суть проблемы не меняется: идеологическая работа проводится целенаправленно и масштабно как на уровне теоретического (в школах, колледжах, вузах), так и массового (печать, кино, массовые официальные и развлекательные мероприятия и т.п.) сознания. Задача более активного и, главное, более эффективного воздействия государства на идеологический процесс поставлена и в нашей стране. В частности, на состоявшемся в марте 2003 года постоянно действующем семинаре работников республиканских и местных государственных органов, посвященном вопросам идеологической работы, перед государственными институтами были поставлены конкретные задачи. Сделан главный вывод, суть которого сводится к тому, что «независимую, сильную, процветающую страну без понятной людям идеологии белорусского государства или государственной идеологии мы не построим»1 и поэтому идеологической работой «должны заниматься кадры всех уровней: от Президента до председателя сельского Совета, от министра до мастера»2. Обращено внимание на необходимость приведения в систему идеологической вертикали, более целенаправленной идеологической работы СМИ, профсоюзных организаций, Белорусского республиканского союза молодежи, Советов, информационно-пропагандистских групп.

 

 

§5. Историко-культурное наследие – источник созидания народа Беларуси

В результате деятельности многих поколений наших предков, направленных на реализацию многообразных потребностей, которые определяют основное содержание человеческого бытия, было создано бесчисленное множество материальных объектов, предметов, а также нематериальных проявлений человеческого творчества. Передаваясь от поколения к поколению, они являлись и являются свидетельствами уровня развития общества на разных этапах, богатства духовной жизни, выразителями эстетических идеалов. Такие предметы часто идеализируются и окружены ореолом святости. В конечном итоге они становятся фактором сплочения нации, средством объединения в период кризисов и нестабильности. Совокупность таких наиболее выразительных результатов и свидетельств исторического развития нашего народа определяется Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурных ценностей»[69] как историко-культурное наследие.

Место и роль историко-культурного наследия в жизни каждого народа уникальны.

Во-первых, будучи основанным на местных традициях, с учетом психоэмоциональных особенностей их создателей, историко-культурное наследие сильно воздействует на сознание и особенно на подсознание людей. Благодаря этому выполняет ведущую роль в формировании национального менталитета, что придает ему статус одного из мощнейших факторов стабильности государственных образований. С этой точки зрения, всякое государство должно быть заинтересовано в сохранении культурного наследия на своей территории. В то же время эти же качества обеспечивают ему роль визитной карточки нации в процессе международных контактов, обеспечивают завоевание и укрепление позиций страны на международной арене. Это заставляет задуматься о проведении гибкой государственной политики при регулировании миграции ценностей, отказе от всякого рода «глухих» запретов в этой области.

Во-вторых, историко-культурное наследие является самым объективным свидетельством прошлого. По большому счету оно исключает возможность значительных фальсификаций исторической науки, ее переподчинение всякого рода политиканству. В этом сила и беззащитность наследия. Значительные утраты историко-культурного наследия Беларуси чаще всего были вызваны тем, что его объективность раздражала как внешних врагов, так и представителей случайно оказавшихся у власти идеологических течений.

В-третьих, историко-культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное, почитаемое и уникальное. Его невозможно повторить, восстановить после утраты. В этом его слабость и сила. Защищать и сохранять свое культурное наследие – право и обязанность каждого народа, поскольку облик общества отражается в ценностях, которые являются источником творческого созидания.

В двадцатом столетии человечество столкнулось с парадоксом, который определил культурно-историческое лицо эпохи. С одной стороны, к этому времени был накоплен грандиозный исторический, технический, научный опыт, дающий реальную возможность достижения невиданного ранее уровня свободы. К началу века получили широкое общественное признание идеи гуманизма, добра, справедливости, неоднократно и убедительно были изобличены все формы зла и порока, осуждены эксплуатация, войны, вероломство. Уже прозвучал точный, исчерпывающий ответ на самый кардинальный вопрос современности и было доказано, что установление всеобщей гармонии не должно достигаться ценой слезы хотя бы одного замученного ребенка. Гуманистический потенциал накануне XX века был грандиозен и основателен.

Но, обладая многотысячелетним духовным опытом, богатейшими нравственно-эстетическими ценностями, гениальными духовными прозрениями, способными нести гармонию в общественную жизнь, человечество не стало мудрее, совершеннее, не смогло усилить творческую энергию. Наоборот. Цивилизация XX века оказалась вовлеченной в самые массовые преступления. Вторая мировая война, в которой участвовала большая часть планеты, обошлась человечеству в пятьдесят миллионов жизней и утратой культурного наследия стран и народов.

И тогда просвещенные и образованные умы решили вернуться к старой сократовской идее – покончить с невежеством и непониманием и избавить человечество от периодического взаимного уничтожения. Так появилась Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), одной из целей которой было и остается предоставление возможностей пользоваться культурным наследием всем людям с тем, чтобы они научились любить жизнь.

Изучая документы ЮНЕСКО, необходимо отметить, что впервые определение «культурные ценности» вошло в дипломатическую лексику под влиянием конвенции от 14 мая 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»[70], в которой под культурными ценностями понимаются:

- (а) движимые и недвижимые ценности, такие, как: памятники архитектуры, искусства, истории, религиозные или светские; археологические месторасположения; архитектурные ансамбли; произведения искусства; рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения; научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукции ценностей, указанных выше;

- (b) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие, как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);

- (с) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (b), так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

С этого времени указанное понятие практически заменило прежние термины, такие, как «произведения искусства», «предметы коллекционирования» и т. д., использовавшиеся для обозначения культурного достояния.

В последующих рекомендациях и конвенциях ЮНЕСКО указанный термин получил свое дальнейшее развитие. Так, например, в Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ от 19 ноября 1968 года[71], термин «культурные ценности» относится не только к выявленным и зарегистрированным объектам, но и незарегистрированным остаткам прошлого, а также к современным местностям и сооружениям, имеющим художественное значение.

Наряду с понятием «культурные ценности» в отдельных документах ЮНЕСКО используется также понятие «культурное наследие». Под культурным наследием в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года[72] понимаются три категории объектов: памятники, ансамбли, достопримечательные места.

Понятие «движимые культурные ценности» в широком смысле этого термина, без связи с недвижимостями, применяется в таких документах ЮНЕСКО, как, например: Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года[73], одноименной Рекомендации от 19 ноября 1964 года[74], Рекомендации об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 года[75], а также Конвенции ЮНИДРУА[76] по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям от 24 июня 1995 года[77] и Положении о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, утвержденном Решением глав правительств государств – участников Содружества Независимых Государств 9 октября 1997 года[78].

Так, в Рекомендации 1964 года под культурными ценностями понимается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны. К ним относятся такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы.

Республика Беларусь считает причинение вреда историко-культурному наследию преступлением против общечеловеческих ценностей и общественного прогресса и берет на себя обязательства:

- запрещать всякие действия, которые могут причинить вред ценным в историко-культурном отношении объектам, включая использование в целях, которые могут привести к их разрушению либо повреждению в случае вооруженного конфликта;

- уважать историко-культурное наследие каждого из народов мира;

- не предпринимать никаких умышленных действий, которые могли бы прямо или косвенно причинить вред ценным в историко-культурном отношении объектам, расположенным на территории других государств;

- использовать историко-культурные ценности народа Беларуси и те объекты, которые могут быть ими признаны, с научными целями для образования и развития материальной и духовной культуры, морального и эстетического воспитания населения.

В соответствии со статьей 2 закона «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» [79] под историко-культурными ценностями понимаются «наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном данным законом». Можно предположить, что историко-культурные ценности необходимо рассматривать как часть («наиболее») от общего (из некого множества «отличительных материальных объектов и т.д.»). Именно «отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства», и являются культурными ценностями.

Культурные ценности классифицируются следующим образом:

1) материальные ценности, материальное воплощение которых составляет их сущность:

а) недвижимые – перемещение которых в пространстве связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной утрате ими отличительных ценных достоинств;

б) движимые – перемещение которых в пространстве не связано с изменениями их сущности и технического состояния.

2) духовные ценности, возможное материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их сущность:

а) фиксированные – сущность которых может быть полностью зафиксирована и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей;

б) воплощенные – сущность или отличительные ценные достоинства которых полностью либо частично утрачиваются с исчезновением их создателей, носителей или изменением социальных условий их существования.

Статус историко-культурной ценности Республики Беларусь придается Министерством культуры Республики Беларусь наиболее отличительным итогам и свидетельствам исторического и духовного развития народа Беларуси.

Придание этого статуса является возможным и обязательным при следующих двух условиях:

1) положительном заключении по данному объекту или проявлению Белорусской республиканской Научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь[80];

2) отсутствии бесспорных документально доведенных сведений об утрате, уничтожении или исчезновении рассматриваемого объекта или проявления.

Актом признания материального объекта или нематериального проявления человеческого творчества ценностью является его включение в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Указанный список[81] включает 50 духовных ценностей, 52 движимые ценности и 2234 материальных объекта, следующим образом расположенных по областям Беларуси:

- Минск -  
- Минская область -  
- Могилевская область -  
- Гомельская область -  
- Гродненская область -  
- Витебская область -  
- Брестская область -  

 

В соответствии со своими свойствами материальные ценности делятся на четыре категории:

- категория «0» – ценности, включенные или предложенные для включения в Список мирового наследия;

- категория «1» – наиболее уникальные ценности, духовные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес;

- категория «2» – достопримечательные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики;

- категория «3» – ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия отдельных регионов республики.

Объекты, входящие в состав комплексных материальных ценностей, но не помеченные в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь отдельно, а также объекты, предложенные для придания им статуса историко-культурных ценностей, считаются материальными ценностями без категории.

В Беларуси высшую категорию «0» имеет, например, Мирский Замок, который в 2000 г. был включен в Список всемирного наследия. Данный список формируется ЮНЕСКО и насчитывает в настоящее время 732 объекта из 118 государств. Также нулевую категорию в республике имеют следующие ценности:

- Каложская (Борисоглебская) церковь XII века (Гродненская область);

- комплекс костела иезуитов ХVI–XVII веков (г. Несвиж);

- дворцово-парковый ансамбль ХVI–XVII века (г. Несвиж);

- Каменецкая башня XIII века (Брестская область);

- Спасо-Преображенская церковь XII века (г. Полоцк);

- церковь оборонного типа конец XV-XVI веков (д. Сынковичи Слонимского района);

- дуга меридиана Струве в Брестской области.

Духовные ценности подразделяются на две категории:

- категория «А» – ценности, полная аутентичность и точность которых безусловна и неизменна;

- категория «Б» – ценности, содержание которых полностью или частично восстановлено по вторичному материалу, и ценности, которые по своему существу объективно могут со временем меняться.

Понятие «культурные ценности» (движимые) определено Постановлением Совета Министров от 21 апреля 2000 года № 557[82], которым было утверждено Положение о порядке перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь.

Согласно указанному нормативному акту культурные ценности – это материальные ценности религиозного либо светского характера, которые находятся в государственной собственности, собственности юридических лиц, либо граждан Республики Беларусь, либо не имеют собственника и находятся на территории Республики Беларусь, либо созданы на территории Республики Беларусь, либо перемещены на территорию Республики Беларусь, которые признаются Республикой Беларусь как наделенные отличительными документальными, эстетическими и духовными достоинствами.

Все культурные ценности в соответствии с Положением делятся на следующие большие четыре группы:

первая группа – историко-культурные ценности (включенные в Государственный список историко-культурных ценностей);

вторая группа – культурные ценности, составляющие музейные, библиотечные и архивные фонды Республики Беларусь;

третья группа – культурные ценности, представленные в Министерство культуры для рассмотрения на предмет включения в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;

четвертая группа – культурные ценности, подпадающие под категории, установленные в Списке категорий культурных ценностей, вывоз которых с территории Республики Беларусь ограничен[83].

Как следует из изложенного, все упомянутые определения понятия «культурные ценности» как в международно-правовых документах, так и национальном законодательстве носят структурно-описательный характер, так как основаны на перечислении категорий объектов и групп таковых, то есть с учетом только формальных критериев.

Для более глубокого уяснения существа понятия «культурные ценности» необходимо его рассмотреть в социально-исторической целостности, органически соединив выработанные философской наукой знания о «культуре» и «ценностях» в едином понятии «культурные ценности».

Слово культура (от лат. cultura – возделывание, обработка, уход, улучшение) обозначало обработку земли и т.д. Впоследствии данный термин стал обозначать образованность, воспитание, просвещенность человека[84]. Культура есть неприродный объект, отличающийся от мира натурально существующих вещей. Иными словами, культура характеризует предмет с той или иной стороны, с какой он целиком зависит от человека, имеет субъективный, то есть исходящий от человека, источник происхождения. В этом смысле культура не есть просто отдельный предмет, существующий наряду с другими, а некоторое общее свойство всех предметов, имеющих искусственное, то есть человеческое происхождение[85].

Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что, создавая предметное богатство мира, человек одновременно создает и самого себя, совершенствует свои силы и способности[86]. Таким образом, культуру необходимо рассматривать как неразрывное единство двух взаимосвязанных и взаимозависимых начал – создаваемого людьми предметного богатства мира и формируемых человеческих способностей.

Будучи исторической категорией, культура на каждом этапе общественного развития получает особую форму существования. Находясь в постоянном процессе становления и развития по мере перемен, происходящих в обществе и людях, культура не смогла бы существовать без тех следов, которые составляют нашу память, и без которых мы чувствовали бы себя сиротами. Каждое новое поколение никогда не начинает свое развитие с нуля, а усваивает и перерабатывает все созданное предыдущими поколениями. Одни результаты предшествующей деятельности отбрасываются как устаревшие; другие, имеющие непреходящее значение, полностью принимаются; третьи перерабатываются и переосмысливаются на основе современного опыта и используются в преобразованном виде новыми поколениями. В сознании же последующих поколений фиксируются именно эти вехи: непрерывность процесса развития фиксируется только через дискретные его проявления, в силу чего история этого развития предстает в обыденном сознании как последовательный ряд творческих актов, а культура – как совокупность культурных ценностей.

«Ценностное отношение» и «ценность» являются исходными и базовыми понятиями в аксиологии (раздел философии, в котором окружающий мир рассматривается с точки зрения его значения для человека, то есть ценности). Что касается ценностного отношения, то оно представляет собой своего рода связь (взаимодействие) субъекта и объекта, в рамках которого происходит выявление, переживание и осмысление социокультурного значения объекта (предмет, явление, процесс) для бытия объекта. Ценностное отношение имеет два полюса – объект как носитель ценности и субъект как носитель оценки. Это отношение существует в разных формах познания – в искусстве, в религии, в обыденном познании и т.д. Ценностное отношение имеет много аспектов: объективный (качества, свойства вещей), субъективный (личностное восприятие и осмысление), психологические (чувства и переживания) и другие аспекты.

Под ценностью понимают социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека. Ценность есть нечто предпочтительное для человека, что побуждает его к активной деятельности и придает ей позитивный смысл, ориентирует человека в мире и нацеливает на конкретные поступки.

Полагается, что сам мир изначально обладает такими свойствами («ценность в потенции»), которые могут иметь позитивное значение для человека в его многогранной жизнедеятельности. Однако ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе. Они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, в рамках духовно-практической деятельности, в лоне общественных отношений. Образно говоря, ценность «рождается» в точке встречи человека и мира [87]. Ценностные характеристики природа обнаруживает лишь благодаря появлению и присутствию в ней человека как существа ищущего и деятельного.

Многие ценности связаны с объектами культурного наследия. Эксперты ЮНЕСКО такие ценности делят на культурные и современные экономические или пользовательские ценности [88]. Наличие или отсутствие таких ценностей влияет на охрану и сохранение таких объектов культурного наследия или, с другой стороны, на пренебрежение или уничтожение. Например, одни и те же националистические и политические ценности могут способствовать охране и реставрации одного объекта и уничтожению другого.

К числу понятий аксиологии относится также оценка, под которой понимается процедура определения значения предметов, процессов или явлений для человека, выявление их социокультурного смысла. Оценка призвана ориентировать человека в окружающем мире, направлять его повседневную жизнь.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что любое художественное произведение может быть различным образом оценено субъектами ценностных отношений. Например, воспользуемся примерами вариативного понимания картины П. Брейгеля-Старшего «Падение Икара» [89]:

Вариант I: падение Икара в море в результате его гордыни, тщеславия, безрассудства, ослушания своего отца Дедала. Этой бессмысленной гибели не замечают ни пастух, ни пахарь, ни моряки, уходящие на паруснике в открытое море.

Вариант II: полёт Икара к солнцу можно интерпретировать как извечный порыв человека-первопроходца к открытию новых горизонтов в мире познания, что всегда связано с большим риском. И в этом плане гибель Икара можно воспринимать как поражение возвышенного в борьбе с обыденностью, которой нет никакого дела до тех, кто стремится к свету, к расширению познавательного опыта. Прекрасный душевный порыв тонет в море обыденности.

Вариант III: мир, изображённый художником, вызывает ощущение завершённости, где каждый занят свои делом. В этой самодостаточной, гармонично текущей реальности гаснет любой динамизм, любое желание что-либо изменить. Поэтому порыв Икара воспринимается как нечто инородное, чуждое по отношению к самодостаточной, мирно текущей жизни.

Вариант IV: реальность, воплощённая художником, только на первый взгляд кажется прочной, надёжной, основательной. Но, по сути, она не что иное, как сон, мираж, где обыденное и возвышенное, низкое и высокое – всё будет поглощено наползающими туманами, которыми уже окутаны величественные горы. В этом временном, зыбком мире истины не ведает никто и невозможно сказать, что считать прекрасным, а что уродливым.

Мир ценностей (материальных и духовных) образует то, что в аксиологии называется аксиосферой, формируется на соответствующей социальной и духовной почве. Так, социокультурные традиции оказывают существенное воздействие на формирование мира ценностей. Эти традиции могут представлять собой открытую систему по отношению к многообразию эстетических вкусовых различий, а могут существенно ограничивать духовное богатство личности. Такую консервативную роль способны играть политические установки, религиозные догмы, культурные обычаи прошлого. Так, одной из главных черт мусульманского искусства считается запрет, налагаемый Кораном на изображение живых существ. В значительной мере этим объясняется особое распространение орнамента, поэзии. Известно, что в Спарте, самом сильном в военном отношении полисе Греции, государственная установка нацеливала на военное, физическое развитие. Поэтому в истории художественной культуры Спарта оказалась незаметным явлением, не сумев выдвинуть ни одного крупного художника. А вот Афины, воплощавшие в жизнь принципы гуманитарного образования, гармонии физических и духовных способностей, могут гордиться Мироном, Праксителем, Фидием, Иктином, Калликратом, а также видными теоретиками красоты[90].

Культурное наследие вполне можно представить как одну из ценностных систем общества, в основу которой положены предпочтения в области культуры, сформировавшиеся в процессе ее многовекового развития, воспринятые ныне живущими, дополненные ими и осознанные как некая духовная ценность. Эти предпочтения касаются широкого спектра достижений, накопленных культурой в сфере духовной и материальной жизни: идей, традиций, обрядов, отдельных предметов и их комплексов. Нетрудно заметить, что в данном случае слову «достижение» придан смысл результата определенного усилия, приложенного человеком для самовыражения как личности. Такой результат в глазах современников и их потомков иногда становится фактом культуры, обретает общественную значимость. Вполне естественно, что такие достижения многочисленны, многообразны и многозначны по своей сути. Поэтому они находят в обществе, отдельных его общественных группах разноплановый позитивный интерес, иначе говоря, пользуются теми или иными предпочтениями, например: привлекательность историко-культурной среды; их удобство и благотворное действие на поддержание жизнедеятельности человека, культурная и историческая преемственность; сохранение самобытности; поддержание традиций и обрядов; непреходящая ценность идей, философских систем, открытий в разных областях знания; источники знания; реликвии, символы времени; сохранение памяти; достопамятность; свидетельство истории; раритеты; произведения искусства.

Историко-культурное наследие народа Беларуси, созданное им во время формирования и существования как в собственных государственных структурах (в Полоцком и других древних княжествах, Великом княжестве Литовском, Русском и Жамойтском, БНР, БССР), так и в составе других государственных формирований (Речи Посполитой, Российской империи, СССР), является его достоянием, неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Ее духовные, художественные и документальные достоинства создают необходимые условия духовного, интеллектуального и экономического развития общества.

Культурное наследие Республики Беларусь является неисчерпаемым источником творческих сил народа на пути его исторического движения в будущее. Сохранение культурного наследия – действенное средство предупреждения национального упадка общества, создания полноценных условий развития личности. Наше государство, находясь на новом этапе исторического развития, в очень сложной ситуации пытается идентифицировать себя, общество, народ. Суть этой идентификации заключается не в этнических, не в национальных особенностях, прежде всего, она заключается в знании истории своего народа, приверженности к героическим образцам исторического пути. История государства, которой мы должны гордиться, материализуется в культурных ценностях, которые наше государство защищает. Защищает вся мировая общественность то единое, планетарное, принадлежащее человеческой цивилизации культурное наследие, позволяющее нам рассматривать все предшествующие годы в виде синтезируемого богатства, произведенного разумом людей разных поколений. Приобщение к художественному наследию, культурным ценностям сможет обеспечить духовное единение людей во времени и в пространстве, будет способствовать преодолению явления «манкуртизма» (лишение культурно-исторической памяти), позволит преобразить мир каждого человека, сделать его ярче, многоцветнее, богаче, совершеннее. «Сохранение и изучение культурного наследия позволяет народам защищать свой суверенитет и независимость, а, следовательно, утверждать и развивать свою самобытность»[91]. Именно поэтому в условиях становления Республики Беларусь как независимого государства сохранение и изучение историко-культурного наследия становится одной из приоритетных задач.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение политической культуры.

2. Перечислите основные качественные характеристики политической культуры.

3. Назовите основные типы политической культуры.

4. Перечислите основные функции политической культуры.

5. Какую роль в жизни общества играет политическая социализация?

6. Какие Вы знаете трактовки идеологии?

7. Что представляет собой идеология в структурном отношении?

8. Какую роль играет идеология в общественной жизни?

9. Какими специфическими свойствами обладает идеология по сравнению с другими формами общественного сознания – философией, правом, моралью и др.

10. Кто является субъектом идеологии?

11. Место и роль идеологии в Беларуси как суверенном государстве.

12. Как соотносятся идеология и массовое сознание?

13. Как Вы понимаете идеологический процесс?

14. Должно ли государство вмешиваться в идеологический процесс?

15. Какие конкретные задачи в области идеологической работы были поставлены перед государственными институтами на мартовском (2003 г.) постоянно действующем семинаре работников республиканских и местных государственных органов?

16. Каковы место и роль историко-культурного наследия в жизни белорусского народа?

 

 

Литература:

1. Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси. Лекции, прочитанные в высших учебных заведениях Минска., Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь., 2003.

2. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь., 2003.

3. Майхрович А.С. Идеология. Сущность, назначение, возможности. Мн., 2001.

4. Мельник В.А. Государственная идеология. понятие, элементы, функции., Мн., 2002.

5. Модель устойчивого развития Республики Беларусь: идеология, система управления, механизм реализации в союзе с Россией. М.А.Ермолицкий, Е.П.Сапелкин, О.Г.Слука, А.Н.Тур, А.Т. Юркевич.-Мн.: Технопринт,1999. 144 с.

6. Слука А.Г. Нацыянальная iдэя. Сiстэмны аналiз праблемы. Мн.,2001.

 







Date: 2015-11-14; view: 455; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.054 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию