Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Светское государство





 

Светским можно считать такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания.

Для светского государства характерно невмешательство государства в дела религиозных организаций, и, в свою очередь, последних в дела государства. Отношения между ними регулируются законом. В Конституции Республики Беларусь сейчас не используется выражение об отделении церкви от государства, как впрочем и не подчеркивается специально, что наше государство является светским. Непосредственно религиозным организациям посвящены несколько статей Конституции.

Так, согласно ст. 16 религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Согласно ст. 4 Конституции идеология религиозных объединений не может устанавливаться в качестве обязательной. В свою очередь, законодательством устанавливается ответственность за какое-либо прямое или косвенное ограничение прав граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как за разжигание вражды и ненависти либо оскорбления граждан в связи с их религиозными убеждениями.

В новой редакции Конституции (см. часть вторую ст. 16) появилась запись о том, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и нравственных традиций белорусского народа. В этой связи закон “О свободе вероисповеданий и религиозных организаций” нуждается в определенных уточнениях (см. ст. 6 закона).

Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует деятельность религиозных организаций.

 

Экономические основы конституционного строя

 

Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закрепляются в статьях 1, 13 и 44 Конституции. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.

Действующая Конституция определяет формы собственности и политику государства в области отношений по поводу собственности.

Собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Что же касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Основой развития государства как демократического, социального, правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования, принадлежащих к различным формам собственности, можно создать эффективную экономику.


Базовым правовым актом, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь. В нем предусмотрено, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. При этом в Гражданском кодексе прямо зафиксировано, что права всех собственников защищаются равным образом.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами.

 

Конституционные основы деятельности политических партий и общественных объединений

 

Согласно ст. 5 Конституции политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Партии и другие общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы.

В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно участвуют в политической жизни страны, прежде всего, посредством участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.

Более многочисленными и разнообразными по видам являются общественные объединения, в которые объединяются граждане. К общественным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, благотворительные фонды и т.п.

Общественные объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.

Порядок организации и деятельности партий, других общественных объединений определяется законодательством – Законом от 5 октября 1994 года “О политических партиях”, Законом от 4 октября 1994 года “Об общественных объединениях” и др.


Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями

 

Согласно ст. 14 Конституции государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

По существу, идет речь о равноправии общностей, под которыми понимают совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например: социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность и т.п.

Ряд принятых нормативных актов направлен на создание и развитие общностей с учетом их особенностей, требующих особой поддержки и защиты со стороны государства. К таким актам можно отнести закон “О ветеранах”, “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь”, “О правах ребенка”, “О национальных меньшинствах” и др.

Например, в законе “О правах ребенка” определяются задачи государства, его органов по защите детства, семьи и материнства. Деятельность в этой сфере обусловливается интересами как нынешнего, так и будущих поколений.

В основу закона положены нормы Конвенции о правах ребенка, а также действовавшей в тот момент Конституции Республики Беларусь 1978 года с последующими изменениями и дополнениями. Это обстоятельство обусловливает необходимость критического анализа положений закона: в случае расхождения норм закона с действующей Конституцией приоритет и непосредственное действие имеют положения Основного Закона.

Закон определяет правовой статус ребенка (права, обязанности, ответственность) с целью его гармоничного развития. При этом дополнительными гарантиями пользуются дети с определенными особенностями развития, а также оказавшиеся в неблагоприятных (экстремальных) ситуациях.

Закон “О правах ребенка” является, по существу, базовым по отношению не только к ведомственным нормативным актам, но и к другим законодательным актам, касающихся прав и интересов ребенка.

Согласно закону “О национальных меньшинствах в Республике Беларусь” принадлежность гражданина Республики Беларусь к национальному меньшинству является делом его личного свободного выбора, из-за осуществления которого не могут возникать никакие неблагоприятные последствия. Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан Республики Беларусь за их принадлежность к национальному меньшинству, а также попытки ассимиляции против их воли. Никто не вправе требовать от гражданина Республики Беларусь указания его национальной принадлежности ни устно, ни письменно. Более того, Республика Беларусь гарантирует национальным меньшинствам равные политические, экономические и социальные права и свободы, в том числе: право на получение помощи со стороны государства в деле развития национальной культуры и образования; право на изучение и пользование родным языком; право на сохранение национальных традиций; развитие профессионального и самодеятельного искусства; право занимать любые должности в государственных органах и др.


В ст. 15 Конституции закреплена ответственность государства за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Историко-культурное наследие народа Республики Беларусь, созданное им, является его достоянием, неотъемлемой частью достижения мировой цивилизации. Ее духовные, художественные и документальные ценности создают необходимые условия духовного, интеллектуального и экономического развития общества. Идентификация, охрана, сохранение, популяризация, передача поколениям историко-культурных ценностей является святой обязанностью государства, делом чести ее гражданина (преамбула закона “Об охране историко-культурного наследия).

Историко-культурными ценностями являются наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства (ст. 2 закона).

Законодательством предусматривается классификация историко-культурных ценностей, учет и охрана историко-культурного наследия.

В Конституции (ст. 50) предусмотрено, что каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Под национальностью принято понимать принадлежность лица к какой-либо нации или народности.

Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, лица без гражданства.

Проблема обеспечения национального равноправия является одной из самых сложных. История свидетельствует, что многие конфликты между людьми вызывались противоречиями на национальной и религиозной почве. Вот почему в современных условиях национальные отношения, особенно положение национальных меньшинств, являются объектом пристального внимания международных организаций, включая и европейские.

Сейчас в мире наблюдаются две тенденции – интеграция и стремление к национальному (государственному) суверенитету. Свидетельством тому является, с одной стороны, общеевропейская интеграция, а с другой –“дробление” государств (СССР, Югославия, Чехословакия), конфликты в Приднестровье, Закавказье, Северном Кавказе, проблемы (сепаратизм) в Канаде, Испании и др.

На фоне этнонациональных противоречий, существующих в других странах, Беларусь в целом выглядит вполне благополучно. Конституция запрещает какую-либо дискриминацию, в том числе и по национальному признаку. В ст. 50 Конституции закреплены гарантии права каждого на сохранение своей национальной принадлежности, недопустимости принуждения к определению и указанию национальной принадлежности. Более того, оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.

На территории Республики Беларусь проживает 130 национальностей.

На 16 февраля 1999 года по данным проведенной переписи, белорусы составляют 81,2% от всего населения, русские – 11,4, поляки – 3,9, украинцы – 2,4, евреи – 0,3, все другие – 0,8%.

Таким образом, можно говорить о том, что Беларусь – полиэтничное государство.

Анализ показывает, что помимо титульной нации (белорусов) в нашей республике две основные группы – те, кто уже продолжительное время проживает на ее территории (например, татары и евреи более 600 лет), и те, кто прибыл на ее территорию после распада СССР, в том числе и по причине возникших по месту прежнего жительства межнациональных конфликтов. Большинство представителей нетитульных этносов имеют свои государства (вьетнамцы, евреи, русские, украинцы, армяне, азербайджанцы), некоторые нет (например, цыгане).

В Республике Беларусь нет проблем с трудоустройством лиц, принадлежащих к национальному меньшинству.

У нас преобладает динамика получения белорусского гражданства, нежели выхода из него.

Конституция Республики Беларусь (ст. 11) провозглашает равенство прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства и граждан Республики Беларусь. Гражданам Республики Беларусь гарантируется гражданство; защита и покровительство государства (ст. 10).

Несмотря на в целом благополучную картину и у нас в Беларуси есть проблемы в сфере межнациональных отношений. По данным социологических опросов, больше 10% опрошенных опасаются возникновения межнациональных конфликтов. Меняется картина отчужденности между представителями национальных групп. Так, в последние годы чеченцы, азербайджанцы у белорусов, русских и украинцев, которые у нас проживают, в четыре раза больше вызывают неприязненные отношения, чем евреи, и почти в три раза больше, чем цыгане. Еще 10 лет назад картина была иная (Беларуская Думка. 1998. № 2. С. 33).

На практике существуют проблемы с использованием государственных и национальных языков. В Конституции в качестве государственных закреплены два языка – белорусский и русский (ст. 17). Более того, каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения (ст. 50).

Закон “О языках в Республике Беларусь” закрепляет положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики (ст. 21), провозглашается защита языков (ст. 6), право на воспитание и получение образования на национальном языке (ст. 21). Это подтверждает и закон Республики Беларусь “Об образовании в Республике Беларусь” (ст. 6) – воспитание и обучение возможно на языке национального меньшинства. К сожалению, не всегда нормативные акты публикуются на обоих государственных языках.

Иногда проявляется не совсем корректное отношение к одному из государственных языков. В целях изменения ситуации по предложению Конституционного Суда Республики Беларусь, 12 ноября 1998 года за публичное порочение, создание препятствий и ограничение в пользовании ими была введена административная ответственность (ст. 1722).

Нуждается в совершенствовании законодательство об определении национальной принадлежности, о возможности изменить национальность. Ориентиром здесь, безусловно, должны быть международные акты.

Содействовало бы, на наш взгляд, оптимальной работе государственных органов определение в международных актах, национальном законодательстве понятия “национальные меньшинства”, которого, к сожалению, нет даже в Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств.

Проявляя заботу о национальных меньшинствах, государство должно помнить и о проблемах титульной нации, чтобы она по своему статусу не превратилась в субъекта, который только несет определенные обязанности и не имеет прав. Подход к регулированию отношений между национальными общностями должен быть сбалансированным. Дальновидность политики в этом вопросе определяет, как будет развиваться государство: в мире или в постоянных конфликтах.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем заключается сущность Конституции? Назовите ее свойства и характер действия конституционных норм?

2. Можно ли говорить о существовании конституционного строя, исходя при этом из чисто формального признака – наличия в государстве Конституции?

3. Назовите виды суверенитета. Назовите особенности развития Беларуси, которые способствовали обретению ее независимости в начале 90-х годов XX столетия. Какие акты содействовали становлению государственного суверенитета Беларуси?

4. Почему человек, его права и свободы рассматриваются как высшая ценность и цель общества и государства?

5. Назовите характерные черты демократического правового социального государства?

6. Какие в основном Законе сформулированы экономические основы конституционного строя?

7. Назовите конституционные основы деятельности политических партий и общественных объединений.

8. Какие требования предъявляются правовому регулированию отношений между социальными, национальными и иными общностями.

 

 

Литература

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. –Мн.: Беларусь, 2000.

2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Минск. Интерпрессервис. 2003 г.

3. Василевич Г.А. Референдумы в Республике Беларусь и ее путь к независимости в конце ХХ столетия. Минск. 2002 г. Молодежное научное общество.

4. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий. Минск. Право и экономика, 2001 г.

 


 

 

РАЗДЕЛ ІІ.
ДИНАМИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ







Date: 2015-11-14; view: 297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию