Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные институты и их роль в формировании и реализации идеологии белорусского государства





В первую очередь следует рассмотреть структуру и функции парламента – Национального собрания – в контексте идеологии. Парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Конституция определяет статус Парламента как представительного и законодательного органа, состоящего из Палаты представителей и Совета Республики. Согласно ст. 91 Конституции РБ, в состав нижней палаты избирается 110 депутатов, избрание которых осуществляется в соответствии с законом. Наглядный пример тому выборы в Парламент Беларуси 28 сентября 2008 г. Круг вопросов депутатов Палаты представителей следующий:

- подготовка и рассмотрение проектов законов, в т.ч. утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров и др.;

- назначает выборы Президента;

- дача согласия на назначение Премьер – министра;

- заслушивание доклада Премьер – министра о программе деятельности правительства, ее одобрение или отклонение и др.

Совет Республики (всего 64 чл.) является палатой территориального представительства. По 8 чел. членов Совета избирают на заседаниях депутатов областных Советов и г. Минска. Кроме того, 8 членов назначается Президентом РБ. В компетенцию Совета Республики входит:

- одобрение или отклонение принятых нижней палатой проектов законов;

- согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателей и судей Верховного Суда, Генерального Прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка и ряда руководителей высшего звена.

Срок полномочий Парламента – 4 года. Срок может быть продлен на основании закона только в случае войны, но может быть прекращен досрочно.

Основные функции парламента: законотворческая, идеологическая, контролирующая. Депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Депутаты также осуществляют контроль за деятельностью исполнительной власти.

Парламентом прошлого созыва была налажена четкая работа по правовому обеспечению приоритетов социально – экономического развития страны, качественному усовершенствованию и систематизации национального законодательства. Только в 1 полугодии 2008 г. им было принято 80 законов. Ежемесячно депутаты проводят прием граждан по личным вопросам в избирательных округах, участвуют в заседаниях исполкома, сессиях депутатов, семинарах, выступают в трудовых коллективах, по месту жительства граждан, молодежных аудиториях, участвуют в общественно-политических мероприятиях. За 2007 год депутатами Палаты представителей принято более 27 тыс. избирателей (в 1 квартале 2008г. - более 7 тыс. граждан). В течение прошлого года более 3 тыс. граждан побывали на приеме в Палате представителей по различным вопросам. Членами Совета Республики в 2007 году принято 1 334 человека. Эти цифры свидетельствуют о том, что парламентарии находятся в курсе социально значимых проблем населения.

Парламентская дипломатия – гарант укрепления авторитета Беларуси на международной арене. Межпарламентские контакты проходят в соответствии с планом международной деятельности и межпарламентского сотрудничества, так и на основании предложений и приглашений, поступающих по линии МИД Республики Беларусь, парламентов иностранных государств и межпарламентских организаций.

В Национальном собрании Республики Беларусь создано 46 рабочих групп и 2 межпарламентские комиссии по сотрудничеству с зарубежными парламентами, а также для контактов с европейскими парламентскими структурами. В 2007г. нашу страну посетили с визитами парламентские делегации Вьетнама, Ирана, Италии, Китая и Чехии, а также парламентарии Германии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, России. Состоялся рабочий визит парламентской делегации Республики Беларусь в Турцию.

Значительное место в деятельности Парламента занимает работа Совета Республики по развитию договорно-правовой базымеждународного сотрудничества. Ратифицированы десятки международных договоров и соглашений. Один из наиболее важных - межправительственный белорусско-итальянский договор, определяющий меры социальной защиты белорусских детей при нахождении в Италии на оздоровлении и предусматривающий гарантии их своевременного возвращения на родину.

В соответствии с принципом многовекторности белорусской внешней политики наши парламентарии установили хорошие отношения с Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), продолжено сотрудничество с такими международными структурами, как Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА СНГ), Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС), Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ), Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ).


Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство – Совет Министров – центральный орган государственного управления. Правительство является коллегиальным органом; подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.

Подотчетность Президенту означает:

- структуру правительства определяет Президент;

- он назначает на должность Премьер – министра, назначает и освобождает от должностей заместителей премьер – министра, министров;

- президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства;

- президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

- президент имеет право отменить акты Правительства;

- правительство обязано информировать Президента об основных направлениях своей деятельности и о всех своих решениях.

Ответственность Правительства перед Парламентом означает:

- согласие на назначение Президентом Премьер – министра дает Парламент в лице Палаты представителей;

- в течении 2-х месяцев после своего назначения Премьер – министр обязан представить для обсуждения Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представить повторную программу;

- Парламент в лице Палаты представителей может одобрить или отклонить программу деятельности Правительства.

Полномочия Правительства РБ закреплены в ст. 107 Конституции. Состав Правительства определяется ст. 106, однако она не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. Основной функцией Премьера является непосредственное руководство деятельностью Правительства, за ее осуществление он несет персональную ответственность перед Президентом.

Идеологическая деятельность Правительства имеет 2 аспекта: практический и информационно – пропагандистский. При рассмотрении деятельности белорусского правительства важно отметить основные приоритеты в его работе (аграрная политика, жилищное строительство, социальная сфера).

Анализируя место и роль института местного управления и самоуправления, следует отметить, что идеология получает на местном уровне благодатную возможность наиболее эффективно влиять на общество, сплотить его, направить энергию, разум и волю людей в созидательное русло. Решающая роль идеологии в том, что на местах планы государственных органов воплощаются в конкретные дела.

Согласно Конституции (ст.117), в РБ существует система местного управления и самоуправления, состоящая из 4-х элементов:

- местные Советы депутатов;

- исполнительные и распорядительные органы;

- органы территориального общественного самоуправления;

- местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

Установлены 3 территориальных уровня Советов:

- первичный: сельские, поселковые, городские(городов районного подчинения) Советы;


- базовый: городские(городов областного подчинения) и районные Советы;

- областной: областные и Минской городской Совет депутатов.

Депутатов Совета избирают сроком на 4 года. Основной формой деятельности местного Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. №21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения» существенно расширил возможности для деятельности этих органов.

О значимости местных Советов свидетельствуют состоявшиеся в январе 2007г. выборы, в которых приняли участие 79,2% избирателей. Их итогом явилось формирование 1 581 местного Совета депутатов и избрание 22 639 депутатов.

 

Контрольные вопросы для дискуссии:

1. Какие требования предъявляет Конституция к кандидату на должность Президента РБ?

2. Каковы права, обязанности и ответственность белорусского Президента? Используйте в своих ответах положения статьи 84 Конституции РБ.

3. Охарактеризуйте Парламент РБ – его структуру, порядок формирования. Используйте в ответах статьи 4-го раздела Конституции РБ.

4. Перечислите важнейшие полномочия Правительства, его задачи и функции. Используйте статьи 4-го раздела Конституции РБ.

5. Дайте определение терминов «местное управление» и «местное самоуправление». В чем их отличие?

6. Какова роль в общественно – политической жизни страны Всебелорусского народного собрания?

 

Лекция 6. Белорусская экономическая модель и политическая система в контексте идеологии белорусского государства

 

1. Модель социально – экономического развития страны – компонент идеологии белорусского государства.

2. Политическая система в контексте идеологии белорусского государства.

3. Внешняя политика как часть идеологии белорусского государства.

 

1. Модель социально – экономического развития страны – компонент идеологии белорусского государства

Экономические интересы составляют основную движущую силу повседневной человеческой активности, что оценивается как материальное благополучие. Именно достижение блага чаще всего выступает в качестве цели активного действия индивида или социальной группы. Поэтому каждая идеология имеет определённый экономический фундамент, возникает на ней и обслуживает экономические интересы определённого социального класса, слоя либо всего общества в целом.

В Республике Беларусь после обретения независимости (1991г.) выработалось разделяемое всеми социальными слоями, общественными движениями представление о становлении и развитии социально- ориентированной экономики. Выбор обусловил и конструирование модели социально-экономического развития страны, которая характерна именно для Беларуси. Она рассчитана на национальные особенности, строится на базе синтеза традиций, национального и мирового опыта, но без механического переноса или эклектического смешения различных социально – экономических моделей. Белорусская модель представляет совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемой к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной структуре, к эффективности функционирования властно – управленческой организации, к качеству жизни населения.


Модель социально-ориентированной рыночной экономики предполагает:

- широкий плюрализм форм собственности;

- значительную степень участия государства в обеспечении эффективности экономики;

- государственное регулирование доходов и занятости населения.

Основные особенности белорусской модели социально – экономического развития страны:

1. Построение и развитие сильной и эффективной государственной власти, которая способна выступить против утверждения олигархического беспредела и разграбления народных богатств, не допустить разрушения национальной экономики, прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная и эффективная власть создаёт предпосылки для обеспечения социальной справедливости, общественного порядка и политической стабильности, способна обеспечить последовательное повышение уровня жизни.

2. Наличие частного и государственного сектора в экономике, т.е. равноправие всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает, что частный сектор может и должен развиваться в таких же благоприятных условиях (социально – экономических и правовых), что и государственный, но не в ущерб государственным интересам.

3. Приватизация не как помощь, а как средство привлечения заинтересованного инвестора, формирования эффективного собственника. Среди различных вариантов приватизации крупных предприятий руководство республики выбирает те, которые оптимально соответствуют интересам народа и государства, интересам работников данного предприятия, его дальнейшему развитию. На первом этапе контрольный пакет акций сохраняется за государством, чтобы убедиться, что инвестор вкладывает свои капиталы в данное предприятие с видом на долговременную перспективу и на повышение эффективности производства, улучшение качества выпускаемой продукции.

4. Многовекторность внешнеэкономической политики. Исходный принцип: Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно, сообразно её национальным интересам.

5. Присутствие сильной социальной политики. Социальная ориентированность экономики включает приоритетное инвестирование в здоровье человека, в его образование, профессиональное и культурное развитие, а также адресную помощь экономически уязвимым слоям населения.

Развитие данной модели не дал возможности сформироваться олигархическим кланам; не допущен криминал к власти, что дало Беларуси сохранить международный авторитет и стать одной из самых некоррумпированных стран мира; не привёло к массовой безработице и обнищанию людей; не привёло к разрыву традиционных экономических связей с партнёрами и развалу реального сектора экономики.

Аналитики считают, что Беларусь располагает всеми ресурсами, чтобы совершить экономический скачок:

- удачное географическое расположение;

- внутренняя административно – территориальная структура имеет радиальную экономическо-географическую конфигурацию;

- достаточно квалифицированный трудовой потенциал

- наличие ряда полезных ископаемых: калийные соли, пресные подземные воды, сырьё для стройматериалов, лес;

- почти по гектару земли на каждого трудоспособного человека.

За последнее десятилетие в Беларуси по многим направлениям достигнуты позитивные результаты. В 2007 году Республика Беларусь впервые отнесена экспертами ООН к группе стран с высоким уровнем развития. За последние 10 лет валовой внутренний продукт республики увеличен более чем в 2 раза, производство промышленной продукции – в 2,5 раза, розничный товарооборот – в 4,5 раза, реальные денежные дохода населения – в 3,4 раза. В 2008 году белорусская экономика по – прежнему демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста в промышленности.

В Республике Беларусь в 2004 году была принята Концепция национальной продовольственной безопасности. Определён минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства, ниже которого наступает зависимость от импорта и ослабление экономической безопасности страны. В количественном выражении минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства имеет для Республики Беларусь следующие значения: зерно – 5,5 – 6,0млн.т; картофель – 6,0 – 6,5; овощи – 0,8 – 1,0; плоды и ягоды – 0,35 – 0,45; сахарная свёкла – 1,3 – 1,5; рапс – 0,13; молоко - 4,2 – 4,5; мясо всех видов (живой вес) – 0,9 – 1,0 млн.т. Сопоставление этих показателей с реальными объёмами сельскохозяйственного производства показывает, что в республике полностью обеспечивается продовольственная безопасность с точки зрения валовых показателей.

Главное достижение хлеборобов в 2008 году – это рекордный за всю историю советской, а также суверенной Беларуси урожай зерновых. Валовой сбор зерна во всех категориях хозяйств (без кукурузы) составил по состоянию на 4 сентября 2008г. 9 млн. 212 тыс.т, что на 1 млн. 815 тыс. т. больше, чем было собрано в прошлом году. Намолот зерна в общественном секторе достиг 8714 тыс.т. Столь богатый сбор достигнут благодаря высокой урожайности зерновых. В среднем по республике на конец жатвы она составила 38,8 ц/га против 30,8 ц/га в прошлом году. Самая высокая урожайность - в хозяйствах Гродненской и Могилёвской областей, где она превысила 50,5 ц/га и 40,3 ц/га (соответственно на 13,6 ц и 5,5 ц больше, чем в 2007 году).

В настоящее время обеспечение продовольственной безопасности осуществляется в рамках реализации утверждённой Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы, которая носит межотраслевой и межведомственный характер. 2–3 марта 2006г. прошло третье Всебелорусское народное собрание, на котором были утверждены итоги социально – экономического развития РБ за 2001 – 2005 гг. и одобрена Программа социально – экономического развития республики на 2006 – 2010 гг. Главное в Программе нынешнего пятилетия – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а её девиз – «человек – инновация - благосостояние».

В экономическом развитии страны в этом пятилетии определены следующие приоритеты:

1. Всесторонне гармоническое развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, качественного совершенствования систем социальной сферы.

2. Инновационное развитие национальной экономики

3. Наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики.

4. Развитие агропромышленного комплекса в социальное развитие села.

5. Энерго – и ресурсосбережение. Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005г. № 399 утверждены Концепция энергетической безопасности и повышение энергетической независимости Республики Беларусь, а также государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в Республике Беларусь собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 – 2010 годах. В ближайшей перспективе в Беларуси будет построена атомная электростанция.

Определены и приняты ряд ключевых программ с целью повышения конкурентоспособности продукции белорусских производителей, в том числе:

- Национальная программа развития экспорта на 2006 – 2010 гг.

- Государственная программа «Качество» на 2007 – 2010 гг. и др.

В 2006 – 2010 гг. в экономику республики планируется инвестировать более 80 млрд. долл. США (против 20 млрд., освоенных в прошлом пятилетии).

 







Date: 2015-11-14; view: 671; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию