Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приоритеты внешней политики Республики Беларусь





Основные принципы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь были сформулированы на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1991 г. Принципы следующие:

- достижение реальной независимости и суверенитета государства;

- установление и сохранение нормальных отношений со всеми государствами независимо от их общественного строя и политического режима;

- превращение Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство; создание безъядерного пояса в Европе;

- включение Беларуси в общеевропейский процесс стабильного и безопасного развития;

- создание условий для формирования рыночных структур в Беларуси для ее экономического подъема;

- мобилизация усилий мирового сообщества в ликвидации последствий чернобыльской аварии; обеспечение экологической безопасности;

- обеспечение свободного взаимодействия культур на основе преемственности духовных ценностей и национальных идеалов.

Приоритетной задачей внешней политики Республики Беларусь, зафиксированной в Декларации о государственном суверенитете и других документах, является приверженность принципам суверенного равенства. Понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:

- все государства юридически равны;

- каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

- необходимо соблюдать территориальную целостность и политическую независимость государств;

- свободный выбор и развитие своих политических, социальных, экономических и культурных систем;

- обязательное выполнение полностью и добросовестно своих международных обязательств каждым государством.

Исходя из этих принципов четко определяются внешнеполитические приоритеты Республики Беларусь: интеграция в международное сообщество как равноправное, суверенное, независимое государство; всестороннее содействие новой мировой системе безопасности; активное участие в общеевропейских политических, экономических и культурных процессах, сотрудничество с международными организациями, развитие союзных отношений с Российской Федерацией; приверженность интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, разностороннее взаимодействие со странами Азии, Африки, Латинской Америки.

Особенность внешней политики Республики Беларусь определяется многовекторностью взаимоотношений с государствами планеты.

Стратегия общественного развития Беларуси направлена на обеспечение национальной безопасности страны. В Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь определены приоритетные направления обеспечения безопасностив основных сферах жизнедеяятельности: политической, экономической, экологической, информационной, гуманитарной. Важнейшее место отводится энергетической безопасности как важнейшему фактору национальной безопасности Беларуси.

Образование и становление Беларуси как суверенного, правового демократического государства, выдвинули настоятельную необходимость приведения системы национальной безопасности в соответствие с положениями Основного закона государства, принципами внешней и внутренней политики, международными нормами национальной, региональной и всеобщей безопасности, определения приоритетов и разграничения полномочий органов власти в области обеспечения национальной безопасности.

Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь выделены приоритетные направления обеспечения безопасности страны в основных сферах жизнедеятельности, которые, в свою очередь, ложатся в основу подготовки стратегии (программы реализации положений Концепции на оперативный, краткосрочный и долгосрочный периоды) в области обеспечения национальной безопасности.

В политической сфере важнейшим направлением деятельности по обеспечению безопасности является последовательная реализация принципов демократического социального правового государства, четкое разграничение функций и полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, совершенствование правового механизма их эффективного взаимодействия. Кроме того, во внутриполитической области важное значение придается вопросам создания условий и гарантий для реализации прав и свобод граждан и выполнения обязанностей, установленных законодательством, и совершенствования организационно-правовых процедур реализации волеизъявления граждан.

Серьезное внимание уделено также принятию своевременных и действенных мер по устранению условий и предпосылок политической и социально-экономической напряженности в обществе, пресечению проявлений политического экстремизма и недопущению деятельности на территории республики международных террористических организаций, организации эффективной борьбы с преступностью и коррупцией.


Отдельным приоритетным направлением деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности выделено такое направление, как повышение эффективности противодействия разведывательным и иным акциям спецслужб и организаций иностранных государств в отношении Беларуси.

Важное значение в политической сфере отведено вопросам внешнеполитической деятельности, которая ориентирована на укрепление авторитета Республики Беларусь среди государств – членов ООН, активное участие в обеспечении функционирования универсальной системы международной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Среди приоритетов во внешнеполитической области можно выделить следующие:

- содействие усилиям ООН по поддержанию мира и обеспечению прав человека во всем мире, в том числе посредством участия в проведении операций, осуществляемых по решению Совета Безопасности ООН;

- создание условий для достижения Республикой Беларусь долгосрочной стратегической цели приобретения нейтрального статуса и сохранение приверженности идеям всеобщего ядерного разоружения;

- участие в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью обеспечения региональной безопасности и укрепления международного авторитета Республики Беларусь;

- сотрудничество с Европейским союзом, НАТО, участие в Совете Евроатлантического партнерства в целях построения новой архитектуры европейской безопасности, учитывающей национальные интересы Республики Беларусь;

– расширение интеграционных процессов в рамках Договора о создании Союзного государства, обеспечение эффективного функционирования его органов и институтов.

Особое внимание в политической сфере отведено вопросам развития международного сотрудничества Республики Беларусь по осуществлению режима экспортного контроля, вопросам борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, наркобизнесом, и иными видами преступлений.

Основой суверенитета Республики Беларусь является безопасность в экономической сфере, цель которой заключается вразвитии системы экономических отношений, реализации жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства, обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны.

Приоритетные направления по обеспечению внутренних аспектов экономической безопасности:

- повышение эффективности макроэкономического регулирования посредством совершенствования законодательства и управления экономическими процессами;

- эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общенациональных приоритетов, использование неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета;

- использование преимуществ внутриреспубликанского разделения труда, специализации и кооперирования с учетом экономических и природных возможностей, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и занятости населения, а также ограничение прямого воздействия государственного регулирования на рыночные механизмы;

- создание необходимых запасов стратегического сырья, материалов и резервов мощностей для их использования при возникновении чрезвычайных ситуаций, повышение наукоемкости производимой продукции, использование собственного научно-технического потенциала и др.


Важную роль в обеспечении экономической безопасности играет внешнеэкономический аспект, включающий в себя такие направления, как:

- совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности и сложившейся практики международного разделения труда и рынков товаров и услуг, в том числе в рамках Договора о создании Союзного государства;

- рациональное использование географического положения страны;

- развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных артерий и коммуникаций; развитие делового сотрудничества со странами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли;

- импорт высоких технологий, широкое привлечение внешних и внутренних инвестиций в экономику страны и др.

Новые политические реалии в расстановке сил на планете снизили угрозу мировой, в первую очередь ядерной, войны. Однако говорить об окончательном разрешении противоречий между государствами не приходится. Поэтому в качестве основных направлений государственной политики в военной сфере выступают задачи предотвращения войны и поддержания мира, создания необходимого оборонного потенциала и эффективного механизма его использования.

Решение указанных задач предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, включающих в себя разработку государственных программ технического переоснащения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; развитие военной науки и системы подготовки военных кадров; совершенствование порядка перехода страны на режим работы в условиях военного положения, решение вопросов в области гражданской обороны и защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций и др.

Немаловажным фактором в решении вопросов военной безопасности является участие в системах международной безопасности, в том числе в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности, в процессах разоружения и контроля над вооружениями в рамках международных договоров.

Основой жизнедеятельности личности, развития общества и функционирования государства являются сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Отсюда жизненно важно для нашего государства решение вопросов обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь.

Приоритетные направления по обеспечению экологической безопасности:

- совершенствование механизмов экологической экспертизы программ и проектов хозяйственной и иной деятельности, развитие системы мониторинга окружающей среды;

- разработка и реализация специальных программ сохранения биологического разнообразия, совершенствование системы оперативного реагирования и оповещения о загрязнении окружающей среды;


- создание системы комплексного использования лесных ресурсов, совершенствование системы ведения кадастров природных ресурсов;

- развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области экологии и безопасности жизнедеятельности.

Сегодня в Республике Беларусь природа все еще подвержена достаточно сильным воздействиям антропогенного характера, продолжают сказываться последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Это определяет необходимость развития международного сотрудничества республики в области охраны окружающей среды и разрешения экологических проблем транснационального характера, совершенствование государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Важной сферой в системе обеспечения национальной безопасности является информационная. Развитие информационных технологий не только позволяет совершенствовать жизнедеятельность, но и создает качественно новые угрозы, способные приводить к непредсказуемым последствиям.

Проблемы защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере носят многодисциплинарный и кооперативный характер, как составная часть обеспечения безопасности Республики Беларусь в политической, экономической и иных сферах.

Основные приоритетные направления по обеспечению информационной безопасности:

- совершенствование механизмов реализации прав граждан на получение информации, форм и способов взаимодействия государства со средствами массовой информации, обеспечение доступа к открытым информационным ресурсам государства;

- разработка и внедрение современных методов и средств защиты информационных технологий, осуществление государственного контроля за разработкой, созданием, развитием и использованием средств защиты информации;

- обеспечение правовых и организационных условий предупреждения, выявления, пресечения преступлений в информационной сфере;

- участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании глобальных информационных сетей и систем.

Безопасность Республики Беларусь в гуманитарной сфере предполагает наличие условий для нормального духовного и физического развития человека, что составляет предпосылку обеспечения национальной безопасности в целом.

Приоритетные направления по обеспечению гуманитарной безопасности:

- реализация государственной политики, направленной на духовное и нравственное развитие личности и общества;

- осуществление мероприятий по профилактике социально-опасных заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения, обеспечению стабильной медико-демографической ситуации, надлежащего уровня здоровья граждан;

- развитие образования, науки, культуры и здравоохранения. Укрепление международного сотрудничества в этих областях;

- совершенствование государственной политики в области национально-культурного развития национальных общностей республики и межнациональных отношений, направленной на создание условий развития всех этносов республики как единого белорусского народа; обеспечение всестороннего освещения национальной истории; охрана и сохранение историко-культурных ценностей;

- поддержка семьи как важнейшего института развития и социализации детей, создание благоприятных социально-экономических условий для ее жизнедеятельности;

- совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей, подростков, молодежи, формирования здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде, а также системы по выявлению, развитию творческого потенциала и поддержке талантливых детей и молодежи;

- противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров; обеспечение мониторинга этноконфессиональной сферы;

- реализация долгосрочной стратегии содействия духовному и культурному развитию белорусской диаспоры.

Определение и реализация приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь позволит поддерживать состояние надежной защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, характеризующееся способностью противодействовать этим угрозам, предупреждать развитие кризисных состояний в обществе и государстве, обеспечивать эффективный выход из кризиса, предотвращать социальные деформации, создающие предпосылки для распада общества и государства.

Таким образом, национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития, национальная безопасность, всестороннняя интеграция Беларуси с Россией и другими странами Содружества Независимых Государств, успешное включение страны в общеевропейскую интеграцию и глобализационные процессы – важнейшие внутри- и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества.







Date: 2015-11-14; view: 852; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию