Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовные ценности в культурно-историческом развитии белорусского народа





Идеологический способ осознания и оценки действительности представляет собой своеобразную рационализацию чувств, побуждений, стремлений народа. Сами же чувства получают отчетливое воплощение в духовной культуре, создаваемой народом, в сформированных ею идеях, образцах поведения, традициях, передаваемых от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Глубинные основы идеологии, воспринятой и востребованной тем или иным народом, коренятся в социокультурных истоках его духовной жизни.

Беларусь всегда была границей между Востоком и Западом и являлась полем борьбы двух направлений культуры — западного и восточного. В этом смысле особо важное, актуальное для нас значение приобретает осмысление соотношения западной и восточной культур и цивилизаций, а также место Беларуси в диалоге этих культур. Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия.

Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предыстории были следующие: опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры различных философских культур и первых образцов теоретической науки, а затем — сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного «по образу и подобию Бога» и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения явился одним из истоков ценности техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. В системе этих установок формировалась особая ценность прогресса науки, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления и развития, капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления правового государства и гражданского общества.

Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое, показывают их неразрывное единство и взаимодействие. Так, немецкий социолог и философ М. Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал роль протестантизма в становлении рационалистического духа капитализма и других основных ценностных установок данного типа общества. Результатом этого синтеза, по М. Веберу, явились следующие основные ценности западной культуры: динамизм; ориентация на новизну; утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; индивидуализм, установка на автономность личности; рациональность; идеалы свободы, равенства, терпимости; уважение к частной собственности.

Западному типу культуры в философии и социологии противопоставляется восточный тип, получивший синтетическое название «традиционного общества». Геополитически Восток связывается с культурами Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта, национальными государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и вместе с тем характеризовались некоторыми общими чертами: они были ориентированы, прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность, виды деятельности, их средства и цели столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизировались стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, интуитивно-мистическое слияние с бытием, холодному расчету, калькулированности — теплота человеческих отношений и самопожертвование, индивидуализму — братская взаимопомощь и коллективизм, материальному производству и потребительству — аскетическая умеренность, основанная на приоритете духовных ценностей.

Отечественная культура — особый тип духовности — сформировалась из мозаичного богатства совмещения религиозных идей и светской жизни. На формирование особенного типа культуры белорусского народа оказывали влияние не только духовные и геополитические факторы, но и многие другие. Среди них отметим следующие:

характер христианизации белорусских земель (не насильственный, как в Киевской Руси, а постепенный и добровольный переход в христианство);


через небольшой исторический отрезок рядом с византийским (православным) вариантом христианства в Беларуси появился западный вариант христианства (католицизм);

для Беларуси было характерно продолжительное (до XX в.) мирное сосуществование христианства с языческим мировоззрением и культурой.

В культурно-историческом развитии Беларуси можно выделить основные периоды. Первый — средневековый — охватывает длительный отрезок времени с IX по XVI вв. Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа, его чувств, верований, обрядов, традиций начали формироваться фактически с первых шагов возникновения и развития на территории нынешней Беларуси этнических общностей дреговичей, кривичей, радимичей. Они в IX—X вв. представляли собой своеобразные пранароды, положившие позднее начало формированию белорусского этноса, белорусского языка, белорусской культуры.

Формирование основ духовной культуры Беларуси происходило во времена Полоцкого и Туровского княжеств (XII—XIII вв.). Именно в этот период сформировалась своеобразная старобелорусская культура, которая утверждала и распространяла идеи христианского гуманизма. Его ядро составляли принцип духовно-нравственной самоценности человека и идея добра. Эти принципы и идеи пронизывали творчество знаменитых представителей и выразителей культурно-просветительского движения XII в. Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Евфросинья Полоцкая основала несколько монастырей, книжный скрипторий (мастерскую, в которой переписывались книги) в Полоцке, поддерживала местные школы и фресковое искусство. С ее именем связано появление религиозной живописи на белорусской земле. По просьбе Евфросиньи Полоцкой из Константинополя (Византия) была прислана икона Божьей Матери Эфесской. Уже в 50-е гг. XI в. в Полоцке возводится Софийский собор, который стал символом христианства и государственности. В XII в. возникает полоцкая архитектурная школа с характерным художественным приемом в храмовых постройках — двухцветной гаммой стен. Славу белорусскому зодчеству принесли такие храмы, как Спасо-Преображенская церковь в Полоцке, Коложская церковь в Гродно, храм Благовещения в Витебске и храм в Турове. Все древние храмы были украшены фресковой росписью и иконами. Рядом с именем великой святой Евфросиньи Полоцкой стоит еще одно имя — Кирилла Туровского, которого еще при жизни прозвали «Златоустом». Широкую известность и славу ему принесла литературная деятельность — поучения, притчи, молитвы, каноны. Монах, а затем епископ Турова примером своей жизни и служения прославил землю, на которой жил.

Во времена Великого княжества Литовского (ВКЛ) идет активное завершение процесса формирования белорусской национальной культуры и, прежде всего ее важнейшего компонента — языка. В XIV в. белорусский язык становится государственным, а значит, не только языком межэтнического общения, но и языком юридических документов, языком высокохудожественных литературных произведений.

Географическое положение ВКЛ, высокий уровень белорусской культуры обусловили довольно раннее проникновение на ее территорию идей Возрождения и Реформации. Эти идеи в первую очередь привозила белорусская молодежь, которая училась в университетах Кракова, Падуи, Кенигсберга, Лейпцига, Праги. В духовной ситуации, которая сложилась в ВКЛ в XVI в., просматривается современная европейская доктрина неприкосновенности прав личности, свободы совести, а также доктрина правового государства. Прямым доказательством этого является существование юридического документа — Статута ВКЛ. Сформировался феномен, которому вряд ли можно найти аналог в европейском мире того времени. Имеется в виду феномен толерантности. Средневековая Беларусь являла собой пример социального, политического, языкового, этнического компромиссов. Белорусская история не знала ни одной войны или серьезных социальных конфликтов на религиозной почве. Когда в средневековой Европе полыхали войны, Беларусь демонстрировала всему европейскому миру религиозную и национальную терпимость и согласие.


Второй период социокультурного развития белорусского народа связан с возникновением и интенсивным функционированием ренессансных тенденций, рожденных общеевропейским процессом Возрождения в конце XV—XVI вв. Характерными для этого периода становятся расцвет ренессансной культуры, возникновение кириллического книгопечатания, распространение реформаторских идей и движений, проникновение в культуру светских, гуманистических и просветительских настроений и представлений. Важную роль в подъеме белорусской и всей восточнославянской культуры сыграло книгопечатание, основанное великим белорусским просветителем, гуманистом и философом Ф. Скориной (ок. 1490 — ок. 1551). Он не только перевел на тогдашний белорусский язык 23 книги Ветхого Завета, но и своеобразно осмыслил и прокомментировал их, сделал более доступными и понятными для всех слоев белорусского народа. Осуществленные Ф. Скориной издания проповедовали гуманистические идеи, жизненную активность человека на пользу общества, высоконравственные принципы повседневной жизни, необходимость верховенства законов, религиозную и политическую толерантность. Ф. Скорина первым в Восточной Европе пришел к пониманию своего народа как целостной общности, объединенной своим происхождением, исторической судьбой, языком, культурой, христианскими традициями и законами. Последовательными продолжателями скорининской культурно-просветительской деятельности были С. Будный (ок. 1530—1593) и В. Тяпинский (ок. 1599). Они активно содействовали развитию письменности и книгопечатания на белорусском языке, школьного образования, призывали к активной поддержке белорусской культуры, языка, обычаев и традиций, нравственного совершенствования людей.

Одновременно с возникновением белорусского книгопечатания заявляет о себе и светская ренессансная литература, основателем которой был Н. Гусовский — автор знаменитой поэмы «Песня о зубре». Это высокохудожественное произведение является вдохновенной песней-гимном родной земле, народу, его обычаям и истории, прошлому и будущему.


В XVII в. значительно расширились культурные связи Беларуси с Россией. Важную роль в этом сыграла многогранная деятельность С. Полоцкого (1629—1680). Он явился одним из основателей белорусской и русской панегирической и аллегорической поэзии. В своих стихотворных произведениях он воспевал красоту родной Полотчины, прославлял высокое назначение человека, выступал за расширение светского и религиозного просвещения народа.

Эпоха Возрождения и Реформации стала в белорусской культуре эпохой синтеза восточных и западных художественных традиций. Это хорошо отражено в памятниках архитектуры и религиозных произведениях XVI в. В Беларуси появились церкви-крепости, которые одновременно являлись оборонительными сооружениями и культовыми строениями.

Эпоха барокко (XVII-XVIII вв.), как никакая другая, выявляет посредническую роль белорусской культуры в контактах между Востоком и Западом. Через Беларусь на Восток распространялись многие культурные традиции и художественные стили. Так произошло и с художественным стилем барокко, центром возникновения которого была Италия. В 1584 г. в Несвиже итальянский зодчий Джованни Мария Бернардони строит иезуитский костел. Культовая постройка несвижских иезуитов была вторым в мире храмом, построенным в стиле барокко по проекту Бернардони. К наиболее значительным памятникам белорусской архитектуры барокко принадлежит униатская церковь в д. Баруны Ошмянского района, костел Святого Андрея в г. Слониме. Более того, в нашей стране была создана своеобразная архитектурно-художественная система, которая получила название «виленское барокко».

Во второй половине XVIII в. Беларусь вступила в своеобразный третий период культурного развития. Под влиянием Великой Французской революции, европейских национально-освободительных движений, вызревания демократической социокультурной среды основой культурного развития белорусского народа в этот период становится культ разума, приоритет образования и науки. Культура приобретает преимущественно светский характер. Идеи знаменитых европейских мыслителей Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Вольтера, М. Ломоносова, перенесенные на белорусскую народную почву и конкретизированные применительно к особенностям социокультурного своеобразия белорусов, свойственных им обычаев, традиций, менталитета, привели к становлению и последующему углублению понимания исторической потребности самостоятельного общественно-политического и духовного развития белорусского народа.

Следующий этап социокультурного развития белорусского народа (вторая половина XIX — начало XX в.) приводит к вызреванию и формированию белорусской национальной идеи. Исходные элементы этой идеи как осознание своей национальной сущности и исторического предназначения своего народа четко обозначены в творчестве В. Дунина-Марцинкевича, К. Калиновского, Ф. Богушевича, Я. Купалы и Я. Коласа, М. Богдановича, И. Абдираловича.

Ф. Богушевич первым возвестил существование самостоятельного белорусского этноса, выявил самобытность белорусского языка и его равноправие с другими языками, содействовал своим творчеством становлению национального самосознания белорусского народа.

Подлинной энциклопедией жизни белорусского народа, его культуры стало творчество великого национального поэта Я. Купалы. Идея становления белорусского национального самосознания, открывающего народу путь к самостоятельному общественно-политическому и социокультурному развитию, прославление свободного человека, активно и самоотверженно использующего всю свою энергию во имя процветания родной Беларуси, — главные темы произведений Я. Купалы.

В творчестве другого народного поэта Беларуси, создателя национального поэтического эпоса Я. Коласа, также утверждается необходимость духовного возрождения белорусской нации, отображается своеобразие национальных путей развития Беларуси, которая находится на пересечении разных культур, религиозных конфессий, геополитических стремлений.

Белорусская национальная идея опоэтизирована в творчестве М. Богдановича. В его произведениях поставлена проблема национального возрождения, понимаемая как развитие и обогащение извечных духовных ценностей белорусского народа в общем потоке славянской и мировой культуры, что невозможно без национального самоутверждения белорусов. Важнейшую созидательную роль в этом процессе, по убеждению М. Богдановича, играет белорусский язык. Поэтому он активно выступал за сохранение и обогащение этой основы жизни народа и его культуры.

Приоритетную роль в национальном возрождении, развитии белорусской культуры в понимании М. Богдановича играет народная интеллигенция, являющаяся основой белорусского национального движения. «...Она же окончательно закрепила и демократический облик его идеологии» [4, с. 124]. Одним из важнейших признаков этой идеологии является толерантность, уважительное отношение к другим нациям и их культурам. «Защищая интересы своего народа и кладя в основу этой деятельности наличность самостоятельной белорусской национальности и белорусской культуры, белорусская интеллигенция никогда не впадала в шовинизм, — подчеркивал М. Богданович, — не стремилась к умалению прав соседних национальностей на всю полноту самостоятельного культурного развития» [4, с. 124, 125].

Специфические белорусские ответы на извечные вопросы человеческого существования в социальных пространствах общества и культуры ярко и выразительно сформулированы в оригинальном философско-эстетическом эссе И. Абдираловича (псевдоним писателя, поэта и публициста И. Канчевского (1896-1923) «Адвечным шляхам: Дасьледзiны беларускага сьветапогляду». В этом произведении четко сформулирована жизненная потребность белорусского народа «определить свой идеал», проявить «свою способность собственными шагами идти к творчеству собственных форм жизни», создавать свою собственную «культурно-определенную жизнь на прочной основе собственных белорусских корней» и «независимости своего духа» [1, с. 8-11]. В качестве духовной основы сложнейшей и обязательнейшей для народа

созидательной деятельности, направленной на развитие собственной национальной культуры, на национальное самоопределение белорусского народа, считал И. Абдиралович, необходимо «создавать нечто свое, родное, близкое, органичное» [1, с. 331].

Главным в белорусском национальном возрождении И. Абдиралович считал государственную независимость, основные условия достижения которой он видел «у знiшчэннi прымусу, у аб'яднаннi усяго грамадзянства для задавальнення яго патрэб у такiя грамады, якiя падобны да сучасных кааператывау. Кожны павiнен быць вольны у cваiх жаданнях… адсутнасць прымусу павiнна пранiкнуць у весь грамадскi быт: палiтычны, эканамiчны, маральны бакi жыцця, бо толькi з гэтай умовай знойдзе свой выраз творчасць як асобы, так i сацыяльнага цэлага. У гэтым — наша надзея, у гэтым нагад на прадсвет i сапраудны жыццёвы кiрунак» [1, с. 41—42].

На основе последовательно развиваемой концепции национального возрождения, социально-культурного и политического самоопределения белорусского народа И. Абдиралович обосновал сущность белорусской социально-экономической идеи, которую усматривал в выборе третьего (между капитализмом и социализмом) крестьянско-ремесленного пути свободных товариществ и народной кооперации, призванных способствовать духовно-нравственному возвышению человека, расцвету его национальной культуры, созданию и развитию самостоятельных государственных институтов.

Таким образом, к началу 20-х гг. XX в. в белорусской общественно-политической мысли, художественной литературе и публицистическом творчестве сформировались, получили глубокое и всестороннее осмысление и воплощение социокультурные основы идеологии самостоятельного и независимого белорусского государства. Белорусская культура сформировалась в специфический тип культуры в период средневековой истории и превратилась в особенный феномен в границах европейской цивилизации.

К феномену человеческой культуры самое непосредственное отношение имеет феномен ментальности. Это именно то, что придает каждой культуре неповторимость, уникальность и своеобразие. Современные западные культурологи определяют ментальность как относительно целостную совокупность мыслей, верований, навыков духа, которые создают картину мира и закрепляют единство культурной традиции. Ментальность выявляет привычки, коллективные эмоциональные шаблоны, навыки и схемы, в соответствии с которыми и через которые человек осмысливает окружающий его мир.

Основы белорусской ментальности были заложены еще во времена языческой истории. Специфическими особенностями белорусского самосознания, которые формировались веками интенсивной духовной деятельности народа, получили яркое образное воплощение в его культуре и сегодня действуют в образе жизни и деятельности наших сограждан, являются: законопослушность, бескорыстное служение Родине, толерантность, трудолюбие, рассуди­тельность, гостеприимство, добропорядочность, совестливость, самоотверженность, национальная самобытность. Составляя благодатную основу специфически белорусского менталитета, они через реальное воплощение в повседневной жизни людей чувств национального достоинства и национальной гордости служат побудительной силой консолидации современного белорусского общества.

Осознание принадлежности Беларуси, белорусского народа к широкой цивилизационной общности – европейской, которая по христианским корням органична, естественна для белорусского народа. Эта принадлежность Беларуси к европейской цивилизации является объективным фактом национальной исторической жизни и культуры, что в недавнем прошлом было затемнено односторонней ориентацией и зависимостью. Духовно-культурное становление Беларуси отмечено яркими свидетельствами глубокого восприятия гуманистического мировоззрения – идей Возрождения, философии и идеологии Просвещения, возникновением демократического освободительного движения, формированием идеологии национального возрождения и развития. Именно в культурном контексте европейской цивилизации, в основе которой лежат принципы христианского гуманизма, развивалась белорусская культура в древнейший период и в новое время. На протяжении веков были накоплены богатейшие национальные традиции, пронизанные созидательным пафосом, прославлением духовной сущности человека. Эти достижения и традиции основаны на идеях добра и справедливости, на уважении права и законности, на решительном неприятии деспотизма, принуждения и гнета, на уважении свободного человеческого разума. В национальном духовном наследии с особой силой и последовательностью выражен освободительный пафос идей равенства и независимости всех народов, их суверенных прав на собственное самоопределение и развитие. Вне освоения и трансформации этих идей и принципов вряд ли может существовать современная идеологическая доктрина. Именно традиции, раскрытие их содержания, могут дать и утвердить понимание собственного исторического пути белорусского народа, несводимого к судьбе и интересам других народов, что является коренным фактом национального самосознания вообще.

Раскрытие сущности культурно-цивилизационных корней белорусского народа, нации, общества и государства является прочной основой постижения и утверждения своей национальной духовно-культурной индивидуальности и суверенности, своих основ бытия, своей истории, своей культуры и языка, своего патриотического чувства, единственности своей Родины.

В идеологии, как нами уже отмечалось, особое место занимают ценности. Именно они связывают между собой интересы людей (групп, классов, этносов) и идеи, в которых эти интересы выражаются в качестве программ достижения целей. Только благодаря такой связи идеология обретает системный характер и становится работающей, продуктивной.

Ценности являются продуктом культуры и совместной жизни людей, они возникают стихийно в процессе отбора наиболее устойчивых и перспективных форм жизни. Ценности закрепляются в нормах, традициях, ритуалах и символах. Для афористического выражения ценностей широко используются пословицы, поговорки, девизы и т.д. В идеологии ценности, помимо связи интересов и идей, выполняют функции объединения и идентификации, оценивая и признания, ориентации в мире и смыслообразования. Особое значение имеет ценностная идеологическая мотивация.

Нет сомнения, что сверхзадачей новой современной идеологии белорусского государства также является формирование высокой идеологической мотивации всех видов социальной активности: труда, учебы, творчества, предпринимательства и др.

В идеологии отражаются представления о наилучшем устройстве общества и государства, о справедливости общественной жизни и достоинстве человека. В этом и сила, и слабость идеологии как духовного явления. Сила – потому что благодаря опережению действительности в идеальных формах она задает перспективу развития, а значит, и критерии оценки тех преобразований, которые осуществляются в обществе.

 







Date: 2015-11-14; view: 864; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию