Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии





Культурологическое объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контексте культуры, а именно как важного элемента культуры. Подобная традиция была заложена в работах М. Вебера, К. Мангейма, Э. Дюркгейма, согласно воззрениям которых природу и содержание идеологии следует выводить из субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и выступающих в качестве мотивов их деятельности. Особое значение идеологии в конкретном обществе обусловлено, по Веберу, заданностью политических идеалов и религиозными нормами. Эти нормы и ценности предписывают определенный образ жизни, действия и являются культурным кодом, позволяющим понять специфику политических норм жизни в конкретном обществе. Естественно, мотивации могут разрушаться всякий раз под воздействием прогресса общества. Тогда возникает потребность в новых смыслах и ориентациях. Новая система смыслов и ориентаций появляется, как неизбежное следствие стремления устранить несоответствие между растущими потребностями определенных социальных групп и существующими ценностями и нормами, регулирующими общественные отношения.

Когда прежняя картина мира и соответствующая ей система смыслов человеческой деятельности утрачивают свои ориентационные и мобилизационные возможности, общество вступает в состояние социальной аномии (разрушение норм). Поиск выхода из этого состояния стимулирует формирование новых идей.

Культура, рассмотренная в сугубо ценностном аспекте, - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, адресует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает ценности в обществе.

Культура (лат. cultura – обработка, возделывание) – сложное многообразное явление, охватывающее практически все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Для организованного и институционализированного общества характерна упорядоченность социальных связей и взаимодействий, обусловленная во многом наличием определенных культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному пути развития. К ним можно отнести верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи. Таким образом, культуру можно определить, прежде всего, как систему социальных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как саму эту деятельность. В широком смысле слова культура – это результат человеческой деятельности.

Культура – это мир человека. Создание и сохранение культуры является не самоцелью, а способом существования и выживания человека как общественного существа и общества в целом как человеческой организации. Благодаря культуре человек преодолевает природные границы своего существования, он становится бессмертным. Через культурные ценности человек получает возможность осмыслить свое историческое развитие. В этом плане культура выполняет по отношению к человеческому бытию конструктивную функцию объективации не только сиюминутных целей и стремлений человека, но и его фундаментального призвания, связанного с формированием человека как универсального существа, утверждающего непреходящее, вечное. Культура выступает как основа развития человеческой индивидуальности, личности, воплощающей общечеловеческие цели и устремления. Она выступает не просто как процесс создания идей, вещей, знаков, символов, норм и образцов поведения, но и как форма самодетерминации человека, его самовоспроизводства. Культура – это связующее звено между природой и обществом. Она охватывает духовную и материальную сферы существования общества и выступает как форма свободы и творчества и как средство самореализации основных ценностей человека.

Культура выполняет множество разнообразных функций:

1. Природопреобразующая функция. Человек и общество в целом просто не способны существовать без природы, причем природы, преобразованной посредством культуры для существования человека. Эта функция может быть неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. Например, многие восточные культуры практически не стремились осваивать природу вне себя. Европейцы же, наоборот, веками стремились к экспансии как экономической, так и политической и более успешно осваивали природу.

2. Защитно-адаптивная функция. Она отражает потребность человека и общества в поддержании равновесия между ними и окружающей средой. Выполняя эту функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты:

- материальные: огонь, одежда, жилые здания и т. п.;


- формы соответствующего знания: как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага. Без этого существование человека и общества невозможно.

3. Человекоформирующая функция. Ее еще называют воспитательной, так как только культура делает человека человеком и дает ему возможность реализовать себя. Культура не передается генетически (могут быть переданы только определенные предпосылки для ее усвоения). Только по мере освоения знаний, верований, языка, идеалов, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своей социальной группы, своего народа и всего человечества че6ловек может стать личностью и членом общества. При этом каждая отдельная личность неизменно проходит свой, и только свой путь избирательного освоения культуры общества. Это освоение может осуществляться как организованно, под контролем общества и его структур в учреждениях воспитания и образования, так и самостоятельно, путем самовоспитания и самообразования. В результате человек не только становится носителем и продолжателем культуры, но и приобщается к социальной жизни общества, получает или изменяет свой социальный статус и социальную роль (социализация). В процессе социализации, который продолжается всю жизнь, люди, реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают отношения с другими членами общества, социальными группами, социальными институтами и обществом в целом. Они развивают свой внутренний мир, творчески реагируют на социальные требования, осознают их смысл, принимают решения и делают нравственный выбор. Человеческое в человеке определяется как степенью приобщения его к культурному богатству и наследию, так и степенью самореализации. Только это позволяет человеку чувствовать себя в обществе уверенно и комфортно и вместе с тем стабилизирует само общество, создает условия для его нормального функционирования, обеспечивает необходимую преемственность в его развитии.

4. Интегративная функция. Эту функцию особо выделял в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, освоение культуры создает у людей чувство общности, принадлежности к одной нации, народу. Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность общества. Но вместе с тем, сплачиваясь на основе какой-либо субкультуры (например, католической культуры), одни люди противопоставляют себя другим — представителям иной субкультуры (например, православной культуры), тем самым широкие общности разъединяются. Внутри этих сообществ могут возникать даже культурные конфликты. Таким образом, культура может выполнять и дезинтегрирующую функцию.

5. Информационная функция связана с такими важными потребностями человека, как общение, накопление и сохранение культуры как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Система обмена информацией чрезвычайно разнообразна. Современное общество часто называют информационным. Сегодня можно уже говорить о том, что общество не успевает усваивать необходимую информацию и обмениваться ею. Будущее человечества тесно связано с развитием глобальных технических средств массовой коммуникации.

У информационной функции культуры есть и обратная сторона — избыток общения, усталость от переизбытка информации. Это не просто некое «хранилище» запасов человеческого опыта, это средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших его образцов, имеющих действительно непреходящее значение и называемых культурным наследием. Поэтому всякое нарушение исторической преемственности чревато для общества серьезными последствиями.


Для трансляции присущих культуре образцов поведения, ценностей, норм и т. п. должна быть определенная устойчивость, которая называется культурной традицией. Именно благодаря сохранению культурных традиций, выраженных в языке, обычаях, идеалах, можно рассчитывать на социальное наследование, духовное замещение одного поколения другим, самовозобновляемость общества. Наличие культурных традиций предполагает и обновление культуры на каждом отрезке общественного развития, каждым вступающим в жизнь поколением, и поэтому культура общества в целом характеризуется не только традициями, но и новациями.

Сосотавляющие традиции – нормы, ценности, идеи, навыки, ритуалы, символы, модели поведения и т.п.; ее функции – 1) источник идеальных и материальных (при широком толковании) ресурсов; 2) легитимизация; 3) объединение социума; 4) поддержание и усиление коллективной идентичности; 5) содействие устойчивости социума, особенно в периоды процессов, и его адаптации к изменениям.

6. Гносеологическая (познавательная) функция. В этой функции культура проявляется и выступает в качестве средства познания и самопознания, как общества, так и любого его элемента. Это возможно потому, что культура веками концентрирует в себе лучший опыт многих поколений людей, накапливает знания о мире. Чтобы продвигаться вперед, общество должно использовать эти знания, а от того, насколько полно оно это делает, зависит динамизм его развития, интеллектуальность всей общественной жизни. Особая роль в выполнении гносеологической функции культуры отводится творческой личности. Люди творческие не только создают новые духовные и материальные ценности, знания, но оказывают огромное влияние на образ жизни, нормы поведения, ценностные ориентации людей.

7. Аксиологическая функция (ценностно-ориентационная) отражает важнейшее качественное состояние культуры, и выражается не только в том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности. Именно культура на протяжении всей жизни человека формирует у него определенные ценностные потребности и ориентации, приближая их к общественно значимым в данный исторический момент, и по тому, в какой степени произошло их совпадение, общественное мнение определяет степень культурности того или иного человека. Важным критерием при этом выступает нравственное, интеллектуальное содержание ценностных потребностей и ориентации.


8. Нормативно-регулирующая функция. Главная задача этой функции связана с потребностью общества поддерживать жизнеспособность, стабильность, устойчивость и общественное равновесие. Нормативно-регулирующая функция культуры поддерживается такими системами, как мораль и право. Существует тенденция: для общества с бедной культурой характерно преобладание права, в то время как по мере развития различных форм культуры в обществе уровень свободы поведения человека повышается, и тогда основным регулятором становится мораль.

9. Функция психологической разрядки (антистрессовая). Человек вынужден большую часть жизни проводить в искусственной среде, которая не всегда удобна и разумна, а порой полностью противоречит нормам человеческого существования. Поэтому перед культурой, особенно духовной, возникает задача обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты (досуговая сфера, кинематограф, различные игровые формы), в которых человек в итоге получает возможность самореализации и достижения успеха, победы, превосходства, т. е. всего того, что недостижимо им в реальной жизни. Культура удовлетворяет нереалистические желания, бессознательные влечения, проецируя их на символический объект (например, киногерой, литературный персонаж).







Date: 2015-11-14; view: 463; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию