Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новейшая история: идейно-теоретические принципы укрепления и развития национального самосознания и самоидентификации белорусского народа, государственности Республики Беларусь
В 1991 г. была провозглашена суверенная, независимая Республика Беларусь. Однако проблема выбора дальнейшего развития государственности вновь оказалась в центре идейно-политической борьбы. В развернувшейся дискуссии о путях дальнейшего развития белорусской государственности определились два концептуальных подхода. Первый подход – национально-государственный, сторонники которого выступали за сохранение исторической преемственности и связи между государственностью в формате БССР, за постоянную модернизацию и совершенствование белорусской государственности[121]. Второй подход – национально-либеральный, главным содержанием которого являлась идея белорусской государственности, соответствующей периоду Великого княжества Литовского, с последующим превращением Беларуси в политически зависимый придаток Западной Европы. Цель национал-либеральной идеологии белорусской государственности сводится не просто к идее воссоздания архаических политических структур, к созданию моноэтнического государства, к стремлению вытеснить из общественной жизни представителей других национальностей, ограничить их в политических правах. В их трактовке национальная идентичность Беларуси как «государства-нации» зациклена на этническом самолюбовании, поиске врагов, отрицании единства исторических корней развития восточных славян. Представление о Беларуси как исключительно «едином национальном государстве» лишает ее как внутреннего, так и геополитического измерения. В такой системе координат само понятие «Беларусь» мировым сообществом понимается как синоним «окраины», «медвежьего угла» – несамостоятельной периферийной зоны в геополитическом пространстве. В идеологии национализма заложена потенциальная возможность превращения национального государства в тоталитарное, стремление построить этнократическое «белорусское» государство. Она, безусловно, носит антигосударственный, антинародный характер и в случае реализации ее установок сопряжена с социальными потрясениями. Идея использования западноевропейского опыта в государственном строительстве, в становлении политической системы Беларуси, в совершенствовании других общественных структур не нова. Национал-либералы не учитывают исторический опыт белорусского народа, в том числе опыт становления и развития государственности Беларуси в советский период. С 1992 по 1994 г. ими предпринимались попытки обосновать путь радикального разрыва с историческим прошлым белорусского народа, со всем, что создано народом за сотни лет своего исторического развития. Это была одна из причин конституционного кризиса 1995–1996 гг. Вывод очевиден: наиболее эффективной, а следовательно, приемлемой для белорусского общества является национально-государственная перспектива, а именно модернизация существующих институтов белорусской государственности. Этот путь совершенствования белорусской государственности основывается на исторической преемственности в развитии страны. Он предполагает выявление тенденций и учет закономерностей общественного развития, бережное отношение к историческому опыту, сохранение положительного в созданных ранее государственно-правовых формах. В духовном мире человека особое место занимает его национально-государственное самосознание. Это – важнейший показатель степени развития нации в плане оформленности и перспектив. Основные этапы формирования самосознания неотделимы от истории белорусского народа. Национальное самосознание является производным от самоопределения нации, напрямую связано с осознанием своего прошлого, настоящего и будущего в непрерывной связи с объективной реальностью, оценкой своих возможностей. В этой связи принципиальным является признание им понимания своего пути развития. Как уже отмечалось, в силу исторических условий (пребывание белорусов последовательно в трех государствах – литовском, польском, российском) формирование их национального самосознания тормозилось и опаздывало. Этим в определенной степени объясняется то, что с обретением независимости Республикой Беларусь дискуссии вокруг национального самосознания и проблем его формирования развернулись бурно и масштабно. В дискуссиях последних лет часто проявлялись крайности: некоторые авторы публикаций считают, что поскольку белорусской нации присущ глубокий интернационализм, который якобы губителен для национальной культуры, родного языка, традиций, то, чтобы вырваться из этого интернационализма, надо-мол заболеть национальным эгоизмом. Мы, дескать, слишком долго были донорами кого угодно, только о себе мало думали. Национальное самосознание – материя настолько деликатная, что трудно поддается управлению, не говоря уже о том, что оно не терпит никакого административного нажима. Многим в национальном самосознании мерещится национализм. Между тем, его нельзя рассматривать как негативное явление, а надо использовать как потенциальную силу национального и духовного возрождения в интересах укрепления патриотических чувств, консолидации наций и народов. Это может стать огромной позитивной силой, каковой оно было, скажем, в годы Великой Отечественной войны или на заре перестройки. Но может перерасти и в национальное чванство, приобрести уродливые формы, вылиться в национальную нетерпимость. В итоге, веками живущие рядом в мире и согласии люди начнут делить себя на «коренных» – то есть полноценных и чужаков – «пришельцев», «мигрантов», даже «оккупантов», хотя многие из них оказались в республике в силу не зависящих от них обстоятельств. Вызовы времени, необходимость теоретического осмысления и практического решения крупномасштабных задач общественного развития, определение координат Беларуси в историческом процессе, забота о ее достойном положении в мировом сообществе наций и государств заставляют учитывать такой важнейший фактор формирования идеологии белорусского общества и государства, как идентичность. Идентичность (лат. identifico – отождествление) – своего рода самоопределенность конкретной общности, позволяющая ей претендовать на собственный статус к другим общностям; осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего статуса и роли. Своеобразным хранилищем идентичности нации выступает менталитет. Менталитет отражает социально-психологические установки и привычки сознания, способы видения и оценки окружающего мира, представления людей, принадлежащих к определенной историко-культурной общности. Ярко проявляется менталитет белорусского общества в многообразном устном поэтическом народном творчестве. Фольклорные тексты отражают выработанные традиционной народной культурой стереотипы видения и оценки мира, тот «ментальный инструментарий», которым пользовались наши соотечественники на протяжении столетий. Народ выступал с позиции созидания, совершенствования и взаимопонимания, основанного на гуманистических принципах, отстаивая гуманистические ценности добра, равенства и братства. Яркое проявление черт мировидения находим в многообразных духовных стихах («Голубиная книга»; стихи на старозаветные и евангельские темы; стихи о святых и великомучениках; стихи о праведниках и грешниках и др.). В них проявляется ментальность, пронизанная идеалами духовно ориентированного бытия, любви и самопожертвования во имя общего блага. Данная ментальная установка отличается от западного практицизма, в основе которого лежит принцип, согласно которому человек нуждается лишь в истинах, служащих ему лично и непосредственно. Гуманистические принципы мировидения белорусского народа дают нам яркое представление о ценности и неповторимости жизни человека, его праве на защиту и о взаимоотношениях между людьми на принципах добра и справедливости, чести и равноправия, сострадания и милосердия. Данный феномен духовной культуры, безусловно, следует учитывать в социальной политике. Некоторые авторы идентифицируют понятие «белорусский менталитет» с понятием «белорусский национальный характер». Понимают его либо как присущий представителями данной нации набор личностных черт (концепция модальной личности), либо как систему основных, существующих в этносе представлений: установок, верований, ценностей, умонастроений (концепций социальной личности) и т.п. Менталитет и характер – не синонимы. Отличие менталитета от национального характера в том, что последний, являясь составной частью ментальности, включает общие психофизиологические черты жизнедеятельности (определяемые принятойнацией системой ценностей). Содержание понятия «менталитет» гораздо шире, чем понятие «национального характера». При этом следует различать «национальный характер» как понятие и «национальный характер» как реальность, включающую стереотипы мышления, модели и образцы поведения, сознательное и бессознательное, язык. Национальный характер белорусов – это устойчивая составляющая часть национальной психологии, которая представляет собой совокупность доминирующих черт и свойств в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении. При всех спорах о сущности национального характера ясно, что, во-первых, он существует, и более того, составляет стержень национального самосознания. Во-вторых, наследуется (в определенной степени) от предков и приобретается в процессе воспитания, в-третьих, национальный характер явственно проявляется в процессе социального взаимодействия. После обретения страной суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении института президентства. Президентализм – неотъемлемый элемент современной политической системы. Большинство государств мира – президентские республики. На современной политической карте мира их насчитывается 143. До 1994 г. Беларусь опыта президентализма не имела. 10 июля 1994 г. граждане Республики Беларусь свободно и демократично избрали А.Г. Лукашенко Президентом страны. Его кандидатуру поддержали 80,34% избирателей, явившихся на выборы. Среди важнейших пунктов предвыборной программы Президента – обретение страной реального государственного суверенитета, обеспечение экономической и политической стабильности, борьба с инфляцией, безработицей, преступностью и коррупцией. Центральное место в этой программе отводилось идее служения политической власти коренным интересам белорусского народа, превращения власти государственной во власть народную. Для реализации предвыборной платформы, спасения экономики, находившейся на краю пропасти, 29 сентября 1994 г. Кабинет Министров принял программу неотложных мер по выводу страны из кризиса, которая была разработана по заданию Президента. В результате напряженной двухлетней работы новой власти ситуацию в промышленности и сельском хозяйстве удалось стабилизировать. Чтобы не допустить усиления новой власти, оппозиционные силы решили навязать стране политическое противоборство по важным, но не имевшим прямого отношения к развитию экономики вопросам. Центром сосредоточения оппозиции стал Верховный Совет – институт законодательной власти. По этому правовым арбитром в развернувшемся противостоянии стал белорусский народ как единственный источник власти и носитель суверенитета. По инициативе Президента 14 мая 1995 г. в стране состоялся общенациональный референдум. На него были вынесены важные вопросы. После референдума были приняты соответствующие решения – начали заключаться договоры с Россией о создании Сообщества Беларуси и России, о Союзе Беларуси и России, о Союзном государстве. С учетом результатов референдума законом от 13 июня 1998 г. были внесены изменения и дополнения в Закон «О языках в Республике Беларусь». Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 213 утверждено Положение о Государственном гербе Республики Беларусь, а указом № 214 от того же числа – Положение о Государственном флаге Республики Беларусь. 5 июля 2004 г. принят Закон «О государственных символах Республики Беларусь», которым обеспечено полное правовое регулирование вопросов государственных символов Республики Беларусь, определены описание и порядок их использования. Поражение оппозиции на референдуме 14 мая 1995 г. не привело к политической стабильности. В Верховном Совете блокировались президентские инициативы, затягивалось принятие ряда срочных законопроектов, предложенных Президентом. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию, президент инициировал второй референдум, который состоялся 24 ноября 1996 г. На нем были рассмотрены вопросы, поставленные двумя ветвями власти. Поскольку на второй референдум были вынесены принципиальные предложения, связанные с изменением политической системы, Президент выступил с инициативой консолидации общества путем учреждения нового общественного института – Всебелорусского народного собрания. Это собрание не что иное, как возрождение на новом историческом этапе вековой традиции Всенародного вече, существовавшей на белорусских землях в IX–XII вв. В то же время Всебелорусское народное собрание – это новая национальная форма прямого политического диалога народа – источника власти – с самой политической властью по любым государственным проблемам. Не менее важным является то, что Всебелорусское народное собрание – новая форма прямой демократии, центральный элемент гражданского общества. Первое Всебелорусское народное собрание состоялось 19–20 октября 1996 г. В его работе приняли участие около 5000 делегатов. С докладом на нем выступил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, в прениях по обсуждаемому вопросу выступили 25 человек. Все выступающие высказались в поддержку проведения в ноябре 1996 г. референдума. По итогам работы Всебелорусского народного собрания абсолютным большинством голосов была принята резолюция (за – 4990, против – 11). В ней зафиксирована поддержка курса Главы государства на создание социально ориентированной экономики, на политическую стабильность и согласие в обществе, ответственность перед народом всех без исключения органов власти, осуждены действия Верховного Совета на конфронтацию, отказ от поиска компромисса и достижения общенационального согласия, осуждены «политические заявления Конституционного Суда и его руководства, не соответствующие конституционному статусу этого органа». Всебелорусское народное собрание по существу поддержало все инициируемые президентом на референдум вопросы. По итогам второго референдума в стране изменилась система политической власти: с 15 марта 1994 г. до 24 ноября 1996 г. действовала президентско-парламентская республика. Вся совокупность политических прав и полномочий Главы государства (раздел 4, статьи 79–89 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на втором референдуме)) говорит о том, что в Беларуси сложилась президентская республика. Новый экономический курс, был изложен в «Основных направлениях социально-эконгомического развития Республики Беларусь на 1994–1996 гг.» и принятой первым Всебелорусским народным собранием. Эта программа предусматривала формирование национальной модели социально-экономического развития, в основу которой были положены принципы исторической преемственности, эволюционности, сочетание социальности и мировых рыночных ценностей, идея приоритета интересов личности, прав и свобод человека. В 1996–2000 гг. республика достигла высоких результатов в области экономики. Так, ВВП вырос на 36%, выпуск промышленной продукции – на 60%, производство потребительских товаров – на 81%, жилищное строительство – более чем на 80%, а розничный товарооборот вырос в два раза, реальные доходы населения выросли до 100 долл. США в месяц. С мая 2001 г. на Втором Всебелорусском народном собрании было принята новая «Программа социально-экономического развития Беларуси на 2001–2005 гг.». Ее результаты были обнародованы в докладе Президента на Третьем Всебелорусском народном собрании, которое состоялось 2–3 марта 2006 г. За вторую пятилетку ВВП вырос более чем на 43%. Средняя заработная плата составила 261 долл. США в месяц. Средний размер пенсий вырос от 30 до 98 долл. США, на 100 семей приходилось 53 легковых автомобиля, соотношение доходов самых богатых и самых бедных слоев населения составило всего 5:1, что свидетельствует о высоком уровне социальной справедливости. Но основной итог пятилетки был в том, что белорусская модель социально-экономического развития состоялась. Теперь это неопровержимый исторический факт, реальность нашей жизни, достижение мирового уровня, которое, конечно, нуждается в дальнейшем развитии уже на базе идей инновационности и самодостаточности. Важным событием в политической жизни второго пятилетия был третий референдум, который состоялся 17 ноября 2004 г. На этот референдум были вынесены вопросы, касающиеся изменения статьи № 81 Конституции. Итоги третьего референдума, обнародованные Центризберкомом, приведены в приложении «Этапы формирования идеологии белорусской государственности». Очередные Президенсткие выборы состоялись 19 марта 2006 г. Центризбирком установил следующие данные об итогах этих выборов. За А.Г. Лукашенко проголосовало 83,0% избирателей, за С.В. Гайдукевича – 3,5%, за А.В. Козулина – 2,2%, за А.В. Милинкевича – 6,1%, от принимавших участия в выборах. Первый белорусский Президент – личность в высшей степени харизматическая. Это пример лидера-эталона, знаменосца, личности, наделенной сильной волей и, ответственной перед народом; это человек, уверенный в себе, обладающий обширными знаниями, организаторским талантом, внутренней интуицией и огромной любовью к своему Отечеству. Никто в Беларуси не скажет, что А.Г. Лукашенко «работает президентом». Он по призванию и предназначению – Глава государства. Приложение Таблица Этапы формирования идеологии белорусской государственности
Date: 2015-11-14; view: 416; Нарушение авторских прав |