Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные категории
Концепция (лат.conceptio – понимание, система) – 1)система взглядов, определений способ понимания, истолкования каких – либо явлений и процессов, руководящая идея для их освещения; 2) единый ведущий замысел, основная, наиболее существенная мысль какого – либо научного труда, конструктивный принцип различных видов деятельности.. Теория (гр.theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – 1)система основных идей в той или иной отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; 2) обобщение опыта и социальных практик, отражающее объективные закономерности развития природы и общества, а также совокупность положений (или тезисов), образующих какую – либо науку, ее самостоятельную отрасль – дисциплину либо ее подраздел; 3)однако из возможных объяснений наблюдаемых явлений, представляющее собой некоторое множество логически увязанных допущений и пропорций, т.е. суждений (по Дж.Б.Мангейму и Р.К.Ричу). Эволюция (лат.evolutio – развертывание) – медленный, постепенныйпроцесс изменений. Марксизм – интеллектуально сконструированная («научная») политическая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материалистическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; классовая борьба ради искоренения частной собественности; пролетарская революция как путь разрешения проитворечия между трудом и капиталом; достиженеи коммунизма в качестве конечного идеала и цели общественного прогресса[39].
3.1. либерализм и неолиберализм
Либерализм (лат.liberalis – свободный) – 1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возможной свободы индивида во всех сферах жизни общества – она имеет строгие гарантии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом; б) индивидуализма, как главного и социального принципа; в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плрализма как важных принципов социально-политического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы представительства. 2. Совокупность партий и движений, занимающих в идейно-политическом спектре позиции центра и несколько левее центра. Идеология либерализма зародилась в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. У ее истоков стояли такие представители европейского просвещения, как Дж. Локк (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), А. Смит (1723-1790), Б. Франклин (1706-1790), Т. Джеферсон (1743-1826) и др. Мировоззрение, социально-политические и экономические основы либерализма были сформированы в XIX в. в трудах И. Бентама, Д.С. Милля, Г. Спенсера. Предпосылкой либерального мировоззрения является философия индивидуализма, основанная на вычленении человеческой индивидуальности, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. В концепции индивидуализма человек предстает как автономная самоуправляющаяся личность, которая самостоятельно, независимо от общества способна устанавливать законы" собственной нравственности и поведения. Философия индивидуализма образует фундамент неотъемлемых прав человека: на жизнь, свободу вероисповедания, частную собственность. Принципы индивидуализма определили неуклонный рост производства, становление гражданского общества. Этико-политический индивидуализм рассматривает индивида как самоцель, а общество и государство — как вспомогательные средства для достижения индивидом цели. В области экономики он опирается на конкуренцию исвободную игру сил. В области воспитания — на принцип учета индивидуальных особенностей человека, полагая, что настоящее товарищество возможно лишь между всесторонне развитыми индивидами. В социальной сфере индивидуализм утверждает, что общественные процессы совершаются благодаря взаимодействию индивидов, в противоположность солидаризму или универсализму, которые рассматривают общественные явления в их целостности. Исходя из этого постулата были сформулированы принципы экономической, правовой и государственно-политической системы. Эти идеи воплотились: ♦ в экономике: в идее свободного рынка, свободной, ничем не ограниченной конкуренции; ♦ в социальной сфере: в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемых человеческих прав на жизнь; ♦ в политической сфере: в признании прав человека, в разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, в идее государства — «ночного сторожа», правового государства, демократии и парламентаризма. Следует отметить, что теоретики классического либерализма отнюдь не отвергали мысль об обязанности государства защищать права и свободы отдельного человека. Для либералов с самого начала эта мысль была аксиомой. Причем речь шла не только об обеспечении правопорядка внутри страны и о защите национального суверенитета и территориальной неприкосновенности от притязаний извне. Основатели либерализма прямо предписывали государству ответственность за материальное обеспечение неимущих слоев населения. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности идругие права человека и гражданина. Разумеется, комплекс рассмотренных здесь принципов и идей, составляющих в совокупности классический либерализм, следует рассматривать как некий идеальный тип. В реальной жизни дело обстоит значительно сложнее. По-разному складывалась ситуация в различных странах. Наиболее последовательно либеральный идеал был реализован в англосаксонских странах, особенно в США. Конкретно-исторические условия различных стран привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить основные ценности с тотальной опорой на государство или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние людей, нежели отдельного индивида, и т. д. Свой потенциал классический либерализм исчерпал в 1930-х гг. Разразившейся великий кризис стимулировал утверждение принципа государственного вмешательства в экономику. В целом усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме — «неолиберализме», или социальном либерализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашается справедливость, а достоинством правительства — ориентация на моральные принципы и ценности. Неолиберализм более терпимо относится к государственному вмешательству в экономику. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедур принятия управленческих решений. Если ранее демократизм политической жизни определялся преимущественно принципом правления большинства, то неолиберализм выдвинул требование отдать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти, В то же время сохранившаясяв неолиберализме ориентация на_публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков), традиционное отношение к морали к частному делу человека ограничивает "электоральную базу этих представлений в современных условиях. Наряду с этим именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, стали ориентирами для неоконсерваторов и христианских демократов и даже для социал-демократов.
Но реальное развитие капитализма в Европе шло не в соответствии с идеалами либеральной идеологии. Принцип индивидуальной свободы реализовался как принцип индивидуализма, а свободная конкуренция и свободный рынок привел к господству монополий, к жесткой эксплуатации людей, наемного труда. Кризис классического капитализма проявлялся и в кризисе классического либерализма. В результате в рамках либеральной идеологии появились новое направление - неолиберализм. Его теоретиками выступили Дж. Гоббсон, Т. Кейнс и другие мыслители. Главное отличие неолиберализма от либерализма классического заключается в обосновании права государства вмешиваться в экономическую жизнь общества, развивать государственный сектор экономики, принимать меры к прекращению социальных конфликтов посредством поддержки социально-уязвимых слоев населения, социальной защиты граждан, оказавшихся в трудном экономическом положении. В идеологической доктрине неолиберализма большое внимание уделяется гуманистическим идеалам, которые выходят за рамки рыночных отношений и свободной конкуренции. Современные сторонники неолиберализма активно выступают за прогрессивные налоги на доходы граждан и прибыли предпринимателей в целях перераспределения национального дохода в пользу граждан, которые не смогли стать полноправными субъектами предпринимательства либо оказались жертвами развития рынка и конкуренции. Властности, современные неолибералы выступают за государственное, доступное всем категориям населения медицинское обслуживание, бесплатное дошкольное воспитание, расширение системы социального обеспечения.
Date: 2015-11-14; view: 417; Нарушение авторских прав |