Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочитайте текст и выполните задания С1-С4. Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и





Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме...

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления — федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми ц конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены...

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств... Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

(К.С. Гаджиев)

С1 Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.

С2 Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты.

С3 Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.

С4 Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой - с опорой на факты прошлого и современности.

 

С5 Одним из институтов права является юридическая ответственность. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о юридической ответственности.

С6 Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример.

С7 Правительство демократического государства Z ввело пропорциональную шкалу индивидуального подоходного налога. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента (обоснования) в пользу подобного выбора.

С8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль в обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных низке высказываний (C9.I— С9.6).

С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

|С9.1 Философия «Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В. Амбарцумян).
С9.2 Социальная психология «Проблема человека - это комплексная проблема, и её исследование предполагает интеграцию наук, их взаимодействие» (В.Т. Пуляев).
С9.3 Экономика «Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения» (А. Маршалл).
С9.4 Социология «Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия» (И. Кант).
С9.5 Политология «Разделяй и властвуй» - мудрое правило, но «объединяй и направляй» -ещё лучше» (И.В. Гете).
С9.6 Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).

В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.


 


Ответы

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

  Варианты
                 
А1                  
А2                  
А3                  
А4                  
А5                  
А6                  
А7                  
А8                  
А9                  
А10                  
А11                  
А12                  
А13                  
А14                  
А15                  
А16                  
А17                  
А18                  
А19                  
А20                  

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2, В8 оцениваются 1 баллом;
задания В3–B7 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок;
1 балл – допущена одна ошибка, или отсутствует один символ при верно указанных других символах; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

  Варианты
                 
В1 Демографическая Гражданская Наука Арбитражный Образование Позитивные Форма государства Вексель Переменные
В2                  
В3                  
В4                  
В5                  
В6                  
В7                  
В8                  


 

Вариант 101

С1.Назовите три признака административного правонарушения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть названы признаки: 1) противоправность: 2) вина; 3) предусмотренная законом ответственность. Признаки могут быть сформулированы иным образом.  
Названы три признака.  
Названы два признака.  
Назван один признак. ИЛИ Ответ неверный.  
Максимальный балл  

С2.В КоАП! предусмотрены обстоятельства, при которых лицо,' совершившее противоправное действие (бездействие), не подлежит административной ответственности или может быть от неё освобождено. Назовите три таких обстоятельства.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе могут быть названы следующие обстоятельства: 1) крайняя необходимость; 2) невменяемость; 3) малозначительность административного правонарушения; 4) решение комиссии по делам несовершеннолетних (в некоторых случаях, если административное правонарушение совершено лицом в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет). Обстоятельства могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.  
Правильно названы три обстоятельства.  
Правильно названы два обстоятельства.  
Правильно названо одно обстоятельство. ИЛИ Ответ неверный.  
Максимальный балл  

С3 Какие две формы вины установлены примером каждую из форм.

Кодексе? Проиллюстрируйте

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами две формы вины: 1) умысел (например: накануне проведения выборов в местные органы власти помощники одного из кандидатов предлагали избирателям деньги за их голоса); 2) неосторожность (например: гражданин К. припарковывал свой автомобиль между двумя другими автомобилями, но не справился с этой задачей и повредил одну из соседних машин). Могут быть приведены другие примеры (иллюстрации).  
Названы и проиллюстрированы две формы.  
Названы одна-две формы, из которых одна проиллюстрирована примером. ИЛИ Названа одна форма, приведены два примера.  
Названы только две формы. ИЛИ Приведены только два примера.  
Названа только одна форма. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Ответ неверный.  
Максимальный балл  

С4. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три основных признака юридической ответственности и объясните, как эти признаки конкретизированы в КоАП.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы  
В правильном ответе должны быть названы основные признаки юридической ответственности и объяснено, как эти признаки конкретизированы в КоАП: 1) налагается от имени государства (ответственность в соответствии с КоАП); 2) возлагается только за правонарушение (за мелкое хулиганство; мелкое хищение и т. п.); 3) выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя (штрафы, арест до 15 суток и т. п.) Признаки и объяснения могут быть даны в иных формулировках.  
Названы и конкретизированы три основных признака.  
Названы два-три признака, два из которых конкретизированы. ИЛИ Названы и конкретизированы два основных признака, третий признак понятен в контексте конкретизации.  
Названы один-три признака, один из которых конкретизирован. ИЛИ Назван и конкретизирован один признак, два других признака понятны в контексте конкретизации. ИЛИ Названы только три признака. ИЛИ Три признака юридической ответственности не названы, но понятны в контексте приведённого ответа.  
ИЛИ Названы только один-два признака. ИЛИ Один-два признака юридической ответственности не названы, но понятны в контексте приведённого ответа. ИЛИ Ответ неверный.  
Максимальный балл  

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

Содержание верного ответа и указании но оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: истина - утверждение (знание), точно (адекватно) отражающее действительность; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией об истине, опирающейся на знания курса, например: — «Истина— цель и результат познавательной деятельности»; — «Истина может быть представлена в виде суждений, умозаключений, теорий». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие обществоведческое содержание понятия «истина».  
Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.  
Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия  
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены. ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний. ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С6.Проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на развитие производства.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные Формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены такие примеры: 1) небольшая фабрика по производству конфет в ходе конкурентной борьбы была поглощена крупной кондитерской фирмой, после чего произошло полное техническое переоснащение фабрики, и увеличился объём её производства; 2) компания-оператор сотовой связи объявила о новых услугах мобильного Интернета, другие компании-операторы вынуждены были выступить с аналогичными предложениями; 3) ресторан быстрого питания, ориентированный на производство и продажу гамбургеров, картошки-фри и хот-догов, под влиянием конкуренции со стороны других участников рынка ввел в меню различные салаты и другие вегетарианские блюда, соки. Могут быть приведены иные уместные примеры.  
Приведены три примера.  
Приведены два примера.  
Приведён один пример.  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С7.Какие показатели за период между опросами изменились более всего? Назовите три таких показателя. Дайте возможное объяснение причин каждого из изменений.

Содержание верного ответа и указания но оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть названы три показателя и указаны причины по каждому из них, допустим: 1) безысходность (уменьшение чувства безысходности как результат общей стабилизации общественной жизни); 2) опасение потерять работу (уменьшилось благодаря экономическому подъёму); 3) низкие доходы, нехватка денег (показатель уменьшился в связи с повышением зарплат за этот период на многих предприятиях). Ответы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме.  
Названы три показателя и три причины.  
Названы три показателя и две причины. ИЛИ Названы два показателя и две—три причины.  
Названы два-три показателя и одна причина. ИЛИ Названы один показатель и одна—три причины. ИЛИ Названы только три показателя. ИЛИ Названы только три причины.  
Названы только один-два показателя. ИЛИ Названы только одна-две причины. ИЛИ Ответ неправильный.  

Максимальный балл 3

С8.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические организации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - полнота отражения основного содержания в плане: - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.  
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Политические партии: а) определение и признаки; б) типология политических партий; в) функции политических партий; 2. Общественно-политические движения: а) определение и признаки; б) функции общественно-политических движений. 3. Законодательство РФ о политических организациях. 4. Тенденции развития политических организаций в современном обществе. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. -
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы).  
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.  
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.  
План по содержанию и структуре не раскрывает указанной темы.  

С9.Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1
0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании  
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника  
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена  
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы  
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации    
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация  
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису  
  Максимальный балл  
       

 

 

Вариант 102

С1. Какие два инструмента рыночного ценообразования названы в тексте? В чем состоит значение информации, распространяемой системой цен?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)инструменты ценообразования: — взаимодействие спроса и предложения; — конкуренция; 2) объяснение значения информации: в зависимости от изменения цен участники рынка наращивают или сокращают производство. Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.  
Правильно названы два инструмента ценообразования, объяснено значение.  
Правильно назван только один инструмент ценообразования, объяснено значение.  
Правильно названы только один—два инструмента. ИЛИ Только объяснено значение. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С2.Какие три причины, по мнению автора, обуславливают искажение ценовой информации?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы  
Правильный ответ должен содержать причины искажения ценовой информации: 1) вмешательство государства в экономические процессы; 2) деятельность монополий, стремящихся к извлечению максимально высокой прибыли, в том числе путём взвинчивания цен; 3) инфляция, особенно если она имеет высокий уровень и неустойчивый характер; Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.    
     
Правильно названы три причины.    
Правильно названы две причины.    
Правильно названа только одна причина. ИЛИ Ответ неправильный.    
Максимальный балл    

С3.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие ею смысл) Баллы  
В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры, допустим: 1) передача информации (весеннее повышение цен на товары для дачи отражает растущий спрос): 2) стимулирование совершенствования производства (цены на развивающие игры для детей постепенно повышаются, и производящая их фирма закупила новое современное оборудование для их производства); 3) регулирование объёмов производства (цены на мебельные гарнитуры для кухни постепенно снижаются, и фабрика перешла на выпуск отдельных предметов мебели). Могут быть приведены другие примеры.    
   
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции    
Правильно названы две-три функции, приведены два примера. ИЛИ правильно названы две функции, приведены три примера    
Правильно названы и проиллюстрированыно названа одна функция, приведены два-три примера. ИЛИ Приведены три примера без указания функций.    
Правильно названы только одна-три функции. ИЛИ Приведены только один-два примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствую­щие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.    
Максимальный балл    

С4

Известно, что в условиях рынка цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения. Однако, по мнению ряда экономистов, и в этих условиях государство не должно утрачивать контроль над ценами на товары и услуги. Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите три предположения о возможных формах и проявлениях подобного контроля.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию  
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть высказаны следующие предположения: 1) контроль над уровнем инфляции; 2) корректировка социальных выплат в случае значительного  
 
 
повышения цен на жизненно важные товары и услуги;  
3) дотирование производства социально значимых благ и услуг  
с целью недопущения значительного повышения цен на них;  
4) запрет на экспорт сельскохозяйственного сырья в условиях  
сокращения производства продукции под влиянием засухи  
для недопущения резкого роста цен на эту продукцию.  
Могут быть высказаны другие предположения.  
Высказаны три предположения.  
Высказаны два предположения  
Высказано одно предположение  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «Социальная

мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) смысл понятия: перемещение в обществе, изменение социального статуса называется социальной мобильностью; Может быть дано иное, близкое по значению определение. 2) два предложения: - «Социологи выделяют по разным основаниям несколько видов социальной мобильности»; - «Существует вертикальная и горизонтальная мобильность». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о социальной мобильности.  
Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.  
Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том., что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.  
Раскрыт смысл понятия. предложения не составлены. ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний. ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С6 Приведите три примера, иллюстрирующие деятельность СМИ («четвёртой власти») в политической жизни современного демократического общества.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены следующие примеры: 1)СМИ размещают аналитические материалы о деятельности различных лидеров, тенденциях в политической жизни; 2) СМИ помогают избирателю сориентироваться в позиции того или иного кандидата накануне выборов; 3) СМИ предоставляют оппозиции возможность высказывать свою точку зрения; 4) в СМИ размещается информация о политической системе, событиях политической жизни других стран, граждане имеют возможность сравнивать политические процессы в своей и в других странах; 5) СМИ осуществляют политические расследования; 6) СМИ дают возможность критиковать действия органов и представителей власти. Могут приводиться иные уместные примеры (в том числе с большей степенью конкретности, называться отдельные издания, органы СМИ. упоминаться отдельные конкретные акции СМИ).  
Приведены три примера.  
Приведены два примера.  
Приведен один пример.  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С7. Между производственным кооперативом «Сапоги-скороходы» и унитарным предприятием «Комбинат бытовых услуг» возник спор по вопросу о праве собственности на помещение мастерской по ремонту обуви.

В рамках какого процесса может быть разрешен этот спор?

Укажите признак, по которому вы это определили. Назовите ещё одну

категорию дел, подведомственных этому суду.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) процесс: арбитражный; 2) признак: что экономический спор с участием организаций. являющихся юридическими лицами; 3) категория дел: любые дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.  
 
 
 
 
 
 
 
Правильно назван процесс, указан признак и категория.  
Правильно назван процесс, и указан признак.  
ИЛИ Правильно названы процесс и категория.  
Процесс не назван неверно при любом количестве других элементов. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С8.Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество и его структура». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы  
При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и чёткости выражения мысли; - отражение в плане основных аспектов темы в определённой (адекватной заданной теме) последовательности.    
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие общества как совокупности исторических форм сов­местной деятельности людей. 2. Сферы общественной жизни как элементы структуры общества: а) экономическая сфера; б) политическая сфера; в) социальная сфера; г) духовная сфера. 3. Социальные (общественные) институты в структуре общества его отдельных сфер: а) семья; б) школа; в) государство и др. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.    
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы).  
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.  
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.  
План по содержанию и структуре не раскрывает указанной темы.  
       

С9

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1
0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

 

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании  
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника  
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена  
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы  
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации    
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация  
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису  
  Максимальный балл  
       

 

Вариант 103

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

С1. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы  
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указано связующее звено между статусом и ролью: ожидания людей; 2) раскрыт характер связи статуса и роли, например: занятие определенного положения (статуса) предполагает определённое поведение (человек ведёт себя должным образом). Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.    
     
Указано связующее звено, раскрыт характер связи.    
Указано только связующее звено. ИЛИ Раскрыт только характер связи.    
Ответ неправильный.    
Максимальный балл    

С2 Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы: - ожидания формально выражены, — они зафиксированы в каких либо актах, обычаях, традициях, ритуалах; 2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.  
Указаны два условия и механизм.  
Указаны только два условия. ИЛИ Показан только механизм. ИЛИ Указано одно любое условие и механизм.  
Указано только одно условие. ИЛИ Ответ неверный.  
Максимальный балл  

С3. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) три функции одежды как социального символа: - обеспечение комфорта; - соблюдение приличий; - демонстративное выражение; (Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках). 2) два примера, допустим: - в раннем обществе одежда использовалась в первую очередь для того, чтобы защититься от холода, т. е. для создания более комфортных условий жизни; - демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда - военных, милиции и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала). Могут быть приведены другие уместные примеры.  
Указаны три функции, приведены два примера.  
Указаны две-три функции, приведён один пример. ИЛИ Указаны две функции, приведены два примера.  
Указана одна функция, приведены один—два примера. ИЛИ Указаны только три функции. ИЛИ Функции в явном виде не указаны, но понятны из приведённых двух примеров.  
Указаны только одна-две функции. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С4.Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) положение текста: чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается; 2) Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме. 2) аргументы, например: - человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с нее, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.); - на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствии: капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть, его последним). Могут быть приведены другие основательные аргументы.  
Приведено положение текста и два аргумента.  
Приведено положение текста и один аргумент. ИЛИ Положение текста не дано в явном виде, но приведённые два аргумента свидетельствуют о его понимании.  
Приведен только один аргумент.  
Приведено только положение текста. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера. не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном суверенитете.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Государственный суверенитет - это признак государства, в котором воплощается верховенство государственной власти, независимость государства по отношению к другим государствам, право на проведение самостоятельной политики»; Может быть дано иное, близкое по смыслу определение. 2) два предложения с информацией о государственном суверенитете, опирающейся на знания курса, например: - «Государственный суверенитет предполагает защиту от вмешательства в дела государства со стороны других стран»; - «Государственный суверенитет опирается на экономическую мощь государства, наличие у него эффективных вооруженных сил». – Могу г быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о государственном суверенитете.  
Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.  
Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.  
При раскрытии смысла понятия предложения не составлены, т.е. не продемонстрировано проверяемое умение использовать понятие в правильном контексте. ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний. ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию  
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)  
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности: 1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила  
 
 
себе платье);  
2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для  
кухни);  
3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на  
равноценную квартиру в другом городе);  
4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо);  
5) иные сделки по отчуждению имущества (например,  
приобретение права собственности на найденную на улице  
безнадзорную собаку и т. п.).  
Могут быть приведены другие примеры.  
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три  
основания.  
Правильно названы два-три—основания, два из которых  
проиллюстрированы примерами.  
ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера.  
Правильно названы одно-три основания, одно из которых  
проиллюстрировано примером(-ами).  
ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три  
примера.  
ИЛИ Правильно названы только три основания.  
ИЛИ Приведены только два-три примера.  
Правильно названы только одно-два основания. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.  
 
 
 
 
Максимальный балл  

С7. Учёные опросили группу старших школьников; проживающих в крупных городах России. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, свидетельствует о прогрессе современного общества?». Ответы школьников приведены в диаграмме.

Из неё следует, что наибольшая часть опрошенных избрала такие показатели, как прогресс науки и техники, рост уровня жизни и развитие образования. Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, материалы СМИ. конкретизируйте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе могут быть приведены следующие конкретизирующие положения и примеры: - развитие науки и техники является особенно заметным; прогресс техники можно наблюдать даже на бытовом уровне, по изменению повседневно используемой бытовой аппаратуры, компьютеров, средств связи; успехи науки широко освещаются прессой; - рост уровня жизни, особенно в крупных городах, также мож­но проследить на примере отдельных семей, сравнивая мате­риальные условия существования разных поколений семьи; - о развитии образования свидетельствует увеличение доступности высшего образования, разнообразие моделей дополнительного образования. Может быть другая конкретизация.  
Дана конкретизация трёх показателей.  
Дана конкретизация двух показателей.  
Дана конкретизация одного показателя.  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

С8

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Безработица в условиях рыночной экономики». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.  
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Сущность безработицы. 2. Структура безработицы: а) лица, уволенные по разным основаниям; б) лица, добровольно оставившие работу; в) лица, впервые пришедшие на рынок труда; г) лица, после перерыва пришедшие на рынок труда. 3. Виды безработицы: а) фрикционная, циклическая, структурная; б) открытая, скрытая: в) полная, частичная. 4. Масштабы безработицы. 5. Методы борьбы с безработицей. Возможно другое количество и (пли) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.  
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы).    
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.    
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.    
План по содержанию и структуре не раскрывает указанной темы.    
       

С9.Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1
0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

 

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании  
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника  
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена  
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы  
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации    
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация  
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису  
  Максимальный балл  
       

 

Вариант 104

С1.Что, на взгляд автора, включает, кредитная система? Как он определяет её назначение? Что служит основой кредитной системы?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы  
Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса: 1) ответ на первый вопрос: совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, кредитных организаций (кредитных институтов); 2) ответ на второй вопрос: кредитная система аккумулирует свободные сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и домохозяйствам; 3) ответ на третий вопрос: основой кредитной системы являются кредитные организации, п

Date: 2015-11-14; view: 8210; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию