Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 18Первый этап Европейской интеграции





Основная статья: Европейское объединение угля и стали

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

 

1952-2007: Расширение ЕС

[править]Второй этап европейской интеграции

Основная статья: Второй этап европейской интеграции

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голльналожил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейские сообщества.

Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %). Однако, в Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны. Предложение о вступлении в 1973 году поступило и Израилю. Однако из-за войны «Судного дня» переговоры были прерваны. А в 1975 году вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве (членстве).

Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.

В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.

Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Единый европейский акт.

[править]Третий этап Европейской интеграции

В 1992 все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза - Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС (pillars):

1. Экономический и валютный союз (ЭВС),

2. Общую внешнюю политику и политику безопасности(ОВПБ),

3. Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:

§ общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ

§ создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка"

§ координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

[править]Четвертый этап Европейской интеграции

9 октября 2002 Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППС — примерно 840 млрд.долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страныВосточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления[ источник не указан 966 дней ]. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002.Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении ([1]). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.

[править]Новейшая история Европейской интеграции

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.

1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит ещё немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 года Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что к власти на Украине пришли силы,внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

Билет 19. Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с 1951 года. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошяи 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.
Западноевропейской интеграции с конца 50-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем, цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества на протяжении всего его осуществления, реализовывались достаточно последовательно и успешно.
Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно разделить на 4 этапа.
Первый этап (конец 50-х – середина 70-х годов) считается "золотым веком" в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием Таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.
Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, "Общего рынка" были:
- постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
- установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
- ликвидация ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов, услуг";
- разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
- создание валютного союза;
- унификация налоговой системы;
- сближение законодательства;
- разработка принципов согласования экономической политики.
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура – Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.
Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан Таможенный союз. Именно Таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках Таможенного союза были:
- ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц;
- установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
- достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;
- обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран – членов ЕС.
Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран – участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.
Второй этап (середина 70-х – середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам – членам ЕС удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции, получившему название евросклероз. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.
Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х годов) – этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах – участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с тем, именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).
В ЕЕА подтверждалась общая цель стран – участниц Сообщества – создание Европейского Союза – объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны – члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием Единого европейского акта усилились интеграционные процессы стран – членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х годов страны – члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.
Четвертый этап (середина 90-х годов – начало XXI века). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с числом стран – участниц, возросших до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.

БИЛЕТ 20. 5 июня 1947 года государственный секретарь США Джордж Маршалл произнес в Гарвардском университете десятиминутную речь в связи с присуждением ему почетной докторской степени. Протокольное мероприятие превратилось в событие историческое, поскольку в своей речи глава внешнеполитического ведомства США впервые сформулировал принципы новой американской политики по оказанию экономической помощи послевоенной Европе. Известная с тех пор как план Маршалла, эта политика принесла немалую выгоду не только европейской, но и прежде всего американской экономике.

ДИПЛОМАТИЯ ПО-ГЕНЕРАЛЬСКИ

Весной 1945 года Европа лежала в руинах. ы. А в Америке, экономика которой тоже испытывала не лучшие времена, герой двух мировых войн, бывший начальник штаба армии США 65-летний Джордж Кэтлетт Маршалл с тревогой следил за безответственным, по его мнению, «хаотическим разрушением американской военной мощи». Маршалл был генералом, а не историком и собственный опыт подсказывал ему, что Америка может наступить на те же грабли, что и по окончании первой мировой войны, когда охватившая страну победная эйфория привела нацию к самоизоляции, а нежелание американцев ввязываться в дела послевоенной Европы, как считал Маршалл, способствовало появлению нацизма и привело к новой мировой войне.

Еще в 1943 году генерал разрабатывал детальный план поэтапной демобилизации и реорганизации вооруженных сил США. И в своих публичных выступлениях сразу по окончании войны будущий политик и государственный муж настаивал на том, что изоляционизм для Америки смертельно опасен и что страна должна ощутить историческую ответственность за развитие послевоенной Европы.

Но речи генерала не возымели действия, и в ноябре 1945 года Маршалл, отдавший американской армии 44 года жизни, подал прошение об отставке. Однако президент Трумэн имел на героя войны свои виды и предложил ему пост государственного секретаря, иначе говоря, министра иностранных дел. Прекрасная репутация и большой жизненный опыт Маршалла должны были пригодиться главному дипломату Америки при устранении трений, наметившихся между бывшими союзниками. В ту пору отношения начали портиться не только между западными странами и советским бло-ком, но и между США и Западной Европой.

Это, а также явное ослабление роли Великобритании в Европе, и, напротив, усиление роли СССР, привели американского госсекретаря к мысли о том, что Старый Свет нуждается в срочной и массированной американской экономической помощи для восстановления разрушенной войной экономики. А это вопрос не столько экономический, сколько политический, имеющий огромное значение для будущего и Европы, и Соединенных Штатов. Оставалось только убедить в этом европейцев и, что самое главное, соотечественников, привыкших любой вопрос рассматривать как раз под углом экономическим. Чтобы заставить американских налогоплательщиков Раскошелиться на восстановление вновь ставшего далеким Старого Света, необходимо было проявить чудеса дипломатии. И Маршалл доказал правильность выбора президента: экс-генерал и госсекретарь не только по военному четко сформулировал свой план, но и дипломатически безукоризненно провел его в жизнь. Местом и временем решающего удара был выбран Гарвард 5 мая 1947 года, в этот день Маршаллу должны были присуждать почетную докторскую степень. Чтобы избежать нежелательной утечки информации (госсекретарь понимал, что в обоих полушариях реакция на его план будет неоднозначной), о предстоящей акции не знали ни большинство сотрудников госдепартамента, ни сам лрезидент. Но ряду влиятельных европейских политиков Маршалл через верных людей намекнул о предстоящем выступлении.

Такая партизанщина могла стоить ему карьеры. Но боевому генералу было не привыкать принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Джордж Маршалл рассчитал правильно: его выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы. И свежеиспеченный почетный доктор Гарварда в одночасье стал политической звездой и Старого, и Нового Света.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ПО-АМЕРИКАНСКИ

К тому времени идеи восстановления европейской экономики носились в воздухе. Но первые попытки предоставления американской помощи некоторым европейским странам (в форме долгосрочных низкопроцентных кредитов) оказались малоэффективными и, к тому же, увязывались с идеологическими требованиями. В американской внешней политике тогда дарила доктрина Трумэна, согласно которой США помогали только странам, активно противостоящим наступлению коммунизма. Это не могло не вызвать противодействия со стороны Франции, Италии и других государств, где после войны были сильны позиции коммунистов. Чтобы избежать нежелательных сравнений своего плана с президентской доктриной, Маршалл поручил доверенным сотрудникам составить десятиминутную речь так, чтобы во-первых, сделать упор на экономику, а не на политику. А во-вторых, всячески акцентировать идею европейской интеграции и кооперации для решения общих проблем. Фактически это означало первый шаг к созданию Евросоюза.

А сам Маршалл включил в текст речи еще один пункт, взрывоопасный, но чрезвычайно тонкий: формально американская помощь гарантировалась всем без исключения европейским странам, включая СССР и его сателлитов. Таким образом, с Америки снималось подозрение в том, что предлагаемый план – еще одна завуалированная попытка протащить доктрину Трумэна. Страны советского блока, как правильно рассчитал генерал-дипломат, вряд ли пойдут на создание Европы, открытой для движения не только товаров и финансов, но и информации и людей. Суть новой революционной программы состояла в том, что на сей раз европейские страны сами должны были составить планы восстановления собственных экономик. От Соединенных Штатов требовалась только финансовая помощь, в основном безвозмездная, и лишь в незначительной части – льготные займы. Деньги шли не только на строительство жилья, но и на поддержку ведущих отраслей промышленности, в частности сталелитейной и энергетической. Кроме того, с самого начала предполагалось, что помощь будет краткосрочной, план был рассчитан всего на четыре года, чтобы не пугать американских налогоплательщиков. Чтобы сделать Европу привлекательной для американских инвестиций, план Маршалла содержал пункт, по которому частным инвесторам гарантировалась конвертация полученной прибыли в доллары. Кроме того, «подаренные» деньги европейцы тратили в основном в той же Америке, закупая оборудование и материалы. Так что с помощью плана Маршалла США с выгодой для себя избавлялись и от излишка долларов – верного предвестника инфляции. Наконец, США брали на себя расходы и по обучению европейских менеджеров, рабочих и фермеров, что также служило созданию в Старом Свете экономической инфраструктуры, желанной прежде всего для американского капитала.

ГОРДОСТЬ ПО-СОВЕТСКИ

Реакция на выступление Маршалла в Гарварде последовала незамедлительно. Вопреки мрачным ожиданиям, президент поддержал инициативу госсекретаря, сочтя его «именную» доктрину и план Маршалла «всего лишь двумя скорлупками одного ореха». Сам автор плана расценивал его как альтернативу доктрине Трумэна, полагая, что экономический подкуп – более тонкий инструмент, чем идеологическая дубина, но, разумеется, не говорил об этом публично.

3 апреля президент поставил свою подпись на историческом документе, первоначально названном законом об иностранной помощи. Между тем опросы общественного мнения показывали, что к июлю 1947 года больше половины американцев ничего не слышали о плане Маршалла. Перед администрацией встала задача проведения кампании, которая «просветила» бы нацию на предмет того, куда и сколько идет денег налогоплательщиков. И госсекретарь, и члены администрации десятки раз выступали с публичными разъяснениями целей и задач программы помощи Европе, в чем им активно помогали Ассоциация внешней политики и ряд влиятельных газет во главе с The Washington Post. Однако не сидели сложа руки и их оппоненты, опасавшиеся массированных американских вливаний в европейскую экономику. Многие считали, что план Маршалла никаких экономических дивидендов Америке не обещает, что это всего лишь шумная и дорогостоящая PR-акция, своего рода запоздалый возврат морального долга одряхлевшей европейской демократии, когда-то помогавшей становлению демократии американской. Ожесточенная полемика развернулась и в конгрессе. Противники плана Маршалла указывали на то, что столь тяжелое экономическое бремя раздавит и без того обессилевшую национальную экономику. А сторонники нажимали на внешнеполитический аспект: если не помочь Европе материально, то скоро ее окончательно растопчет «русский медведь». На самом деле план Маршалла был чем угодно, но только не благотворительностью. С самого начала он был призван оздоровить американскую экономику за счет массированного экспорта товаров и услуг в Европу, создания новых рабочих мест и избавления от «инфляционных» долларов. Американское бизнес-сообщество, финансовые круги, рабочие и фермеры были не менее заинтересованы в реализации этого плана, чем европейцы, поскольку он устранял угрозу финансового кризиса, спада производства и массовой безработицы.

Страсти вокруг плана Маршалла кипели и в Европе. Кто-то радовался открывавшимся перспективам, другие искали в программе американской помощи тайные ловушки и западни.

Уже 13 июня министр иностранных дел Великобритании Эрнест Бевин, услышавший о речи американского госсекретаря в Гарварде по радио, назвал ее «одной из величайших речей в мировой истории». Он тут же созвонился с французским коллегой Жоржем Вида, и 17 июня в Париже открылась международная конференция, в повестке дня которой стоял один вопрос: как Европе отнестись к американскому предложению. На конференции присутствовала и советская делегация во главе с министром иностранных дел Вячеславом Молотовым. Интерес к участию в конференции проявили и некоторые страны Восточной Европы, в частности Польша и Чехословакия. Однако уже 2 июля советская делегация, как верно рассчитал бывший генштабист, хлопнув дверью, покинула конференцию. Молотов назвал план Маршалла выражением «американского экономического империализма» и заявил, что советское правительство отвергает его как «абсолютно неудовлетворительный».

СССР не только сам отказался участвовать в реализации плана и таким образом отверг американскую экономическую помощь, но и не допустил того, чтобы ее получили его сателлиты. Более того, потом они оказались донорами для СССР, который тоже нуждался в средствах для восстановления разрушенного хозяйства. По подсчетам некоторых исследователей, за 1948 – 1952 годы Советский Союз выкачал из стран Восточной Европы около 14 млрд. долларов.

ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

12 июля 1947 года в Париже собрались делегаты из шестнадцати европейских стран. Были представлены все государства, не принадлежавшие к советскому блоку, за исключением франкистской Испании и оккупированной союзниками западной части Германии (как самостоятельное государство, Федеративная Республика Германии, она присоединилась к плану Маршалла только в 1949 году). На встрече был создан комитет по европейской экономической кооперации. Он должен был оговорить условия и размеры помощи каждой стране-участнице.

12 сентября окончательная сумма была названа: Европа просила у США 19,1 млрд. долларов на четыре года, в противном случае можно было ждать полного краха европейской экономики. 17 ноября президент Трумэн созвал внеочередную сессию конгресса для обсуждения вопроса о безотлагательной экономической помощи Франции, Италии и Австрии, а спустя месяц представил конгрессменам окончательный проект закона о программе оздоровления европейской экономики, в котором сумма помощи была урезана до 17 миллиардов. До этого президент провел совещание с «движущими силами» плана Маршалла – его автором, министром торговли Авереллом Гарриманом, и экс - президентом автомобильной корпорации Studebecker Полом Хоффманом. Последнему Трумэн предложил возглавить агентство по экономической кооперации – орган, который должен был осуществлять программу и конт-ролировать ход ее выполнения. Именно Хоффман, выступая перед комитетом по европейской экономической кооперации, впервые заговорил об общеевропейском рынке, свободном от таможенных и тарифных барьеров. Что касается Гарримана, то он имел неоценимый опыт в европейских делах: в годы войны был представителем президента по программе ленд-лиза в Великобритании, а затем послом в СССР. После подробного обсуждения в обеих палатах конгресса 13 марта 1948 года окончательно оформленный закон (названный законом об экономической кооперации) приняла палата представителей, а 2 апреля – сенат. Добиться успеха в Капитолии сторонникам Джорджа Маршалла помогли, как ни странно, Советский Союз и европейские компартии. Созданный в октябре 1947 года Коминформ – реинкарнация печальной памяти Коминтерна, а также события в Чехословакии в феврале 1948 года, где при открытой поддержке Советского Союза к власти на выборах пришли коммунисты, окончательно склонили американских конгрессменов в пользу срочного предоставления Европе экономической помощи. Она обошлась американским налогоплательщикам в 11,821 млрд. долларов плюс 1,505 миллиарда долгосрочных займов, которые впоследствии были возвращены.

За первые два года с начала реализации программы была истрачена большая часть американских денег, экономика всех охваченных помощью стран почти приблизилась к довоенному уровню, объем промышленного производства превысил довоенный на 15 процентов. Что касается американской экономики, то, как и предрекал Джордж Маршалл, она счастливо избавилась от излишка долларов и значительно укрепила свои позиции на сложившемся с ее помощью европейском рынке. С началом войны в Корее в июне 1950 года план Маршалла подвергся существенной трансформации, и в следующем году его сменил закон о взаимном обеспечении безопасности, который увязывал экономическую помощь с военной.

А 10 декабря 1953 года Джордж Маршалл получил в Осло Нобелевскую премию мира. Сам он говорил, что из всех наград, полученных им за почти полувековую службу, эта для него самая дорогая. Как и положено настоящему стратегу, генерал тщательно подготовил операцию и выиграл ее быстро и с минимальными потерями

БИЛЕТ 21

Что же ослабляет Евросоюз, откуда взялся этот клубок трудноразрешимых противоречий, в какой плоскости лежат корни его проблем? Разобравшись в каких вопросах, Д.Сорос решил спустя 18 лет повторить свой феноменальный успех (но уже не над банком Англии, а над ЕЦБ) и сыграть на понижение евро, доведя его курс до 1 доллара США?

1-я группа нынешних проблем Евросоюза лежит в "механическом объединении стран" из-за поспешного расширения ЕС с 15 стран в 2004 году до 27 в 2007 году. Увеличение стран-участниц ЕС ударило по изначальной стабильности европейской архитектуры государств "старой Европы", сумевших к тому времени "притереться друг к другу".

 


Скоропалительное включение новых стран, в основном по политическим соображениям, предопределило нынешнюю экономическую неоднородность, входящих в его состав государств. Трудно представить себе страны со столь разными экономиками, как, например, Австрия и Румыния, Германия и Болгария. Достаточно отметить, что совокупный ВВП десяти новых стран составлял 840 млрд. долларов, что равнозначно ВВП одной Испании, прямо скажем - не самой развитой страны ЕС. Это, в свою очередь, вызвало целую цепочку непростых последствий и противоречий:
* резко ухудшило управляемость и экономическую устойчивость Евросоюза, затруднило принятие любых решений. Так, например, у ЕС теперь 23 официальных языка со всеми вытекающими из этого последствиями;
* привело к нехватке финансовых средств, необходимых для того, чтобы «переварить» приём новых членов Союза, подтянуть их экономику, инфраструктуру;
* нарастание экономических противоречий внутри Евросоюза между бедными и богатыми странами, которые периодически прорываются наружу и становятся достоянием широкой общественности. Известно, что уровень жизни в самых богатых и бедных странах ЕС различается на... 650%. Свыше половины европейского ВВП создаётся, так называемыми, «евро-донорами» - Германией, Великобританией, Францией и Италией.

Последствия проблемы - 1-й риф Евросоюза - население "богатых" и "бедных" стран все меньше понимают друг друга
:

а) живущие в богатых регионах всё чаще задаются вопросом, почему они должны платить по чужим счетам и "содержать бедных и наглых родственников". Особенно сильны подобные настроения среди немцев и датчан, которые не хотят жертвовать своим благополучием ради тех же греков, венгров или румын;
б) политикам крупных стран надоели постоянные проблемы и безответственность новичков, которых не только нужно финансово содержать, но еще и согласовывать с ними каждый свой шаг, убеждать и ожидать - кто из них и какую гадость подкинет всем остальным (как Ирландия на референдуме 12 июня 2008г торпедировала принятия Конституции Евросоюза);
в) у вновь принятых стран растёт недовольство и раздражение политикой Западной Европы (например, отказом в €194 млрд. помощи), они требуют равноправия и не могут понять, что же даёт им членство в ЕС, если его антикризисная политика к "молодым странам ЕС", по существу, сводится к призыву «спаси себя сам»;
г) ЕС стоит на пороге демографического пенсионного кризиса, вызванного низким уровнем рождаемости и старением населения. Нагрузки на социальную сферу год от года увеличиваются. В той же Германии в середине прошлого века на одного пенсионера работало семь человек, а теперь только два. Приток же мигрантов, на который возлагались большие надежды немецкими политиками, привел к...увеличению многочисленных социальных пособий и к росту цен на жилье.


2-я группа проблем Евросоюза объясняется молодостью и незавершённостью проекта, в котором о многом не договорились "на берегу"

1. Проблемными являются по целому ряду позиций отношения между двумя наиболее влиятельными странами союза – Германией и Францией. Два столпа «Старой Европы» расходятся в отношении дальнейшего развития ЕС:

а) германский проект «Отечество Европа» состоит в необходимости образования европейского федеративного супер-государства со своей конституцией, сильным парламентом, полноценным правительством, избираемым напрямую президентом, вооруженными силами, а значит - предполагается постепенное ослабление институтов национальных государств.
б) Франция же, справедливо подозревая, что в силу возросшей экономической мощи Германии, её срединного географического положения, роль федеративного центра в такой государственно-политической конструкции будет принадлежать ФРГ, отстаивает свой проект – «Европа Отечеств», т.е. союз национальных государств.

2. Процедура принятия решений в Европейском совете, где у каждой страны имеется право вето. Государства, лишь недавно обретшие полноценный суверенитет - те же страны бывшего восточного блока - не очень хотят им вновь делиться. Польша не раз накладывала вето на общие решения: то по поводу переговоров с Россией, то в связи с Лиссабонским договором.

3. Структурные противоречия. Так, например, монетарную политику ведет независимый ЕЦБ, а экономическую и налоговую - национальные правительства. История ещё не знала примеров длительного существования валютного союза при отсутствии единого правительства.

4. Политика протекционизма, поддержки собственного производителя, вопреки принципам единого европейского рынка. При всех широковещательных декларациях - «мы единая семья», обещаниях взаимопомощи и взаимоподдержки - де-факто, внутри ЕС идут торговые войны, когда каждая страна стремится продавить свои товары в другое государство, защищая свой внутренний рынок. Та же Литва, прежде славившаяся развитым сельским хозяйством, теперь буквально завалена более дешёвыми, генетически модифицированными испанскими, польскими помидорами, огурцами, яблоками. Свои же экологически чистые продукты девать ей просто некуда.

5. Взаимное недоверием его членов. У стран «Новой Европы» существуют фобии, что европейские структуры больше работают в интересах «локомотивов» ЕС - Германии и Франции. Указывают, например, на то, что топ-менеджеры Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) в основном - немцы и французы.

6. Бюрократизм структур ЕС: например, их активность в деле регулирования всего и вся. Кто только не прошёлся по борьбе европейских чиновников с содержанием соли в хлебобулочных продуктах, с плазменными телевизорами, с привычными лампочками накаливания, с кривизной огурцов. Зато содержание каждого европарламентария обходится налогоплательщикам в весьма круглую сумму – 40-50 тыс. евро ежемесячно.


3-я группа проблем Евросоюза - экономический кризис

Кризис поднял градус противоречий в ЕС
. Евросоюз так и не выработал конкретной стратегии и плана поддержки друг друга во время кризиса. По сути, был дан сигнал, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Именно Германия долгое время блокировала обсуждение помощи Греции. Понятно, Берлину очень не хочется расплачиваться за ошибки других. Германия смогла настоять на своих правилах игры, подключив к оказанию помощи Греции МВФ и ещё раз показав всем, кто в доме хозяин. Это заставляет вспомнить слова писателя Мориака, часто приписываемые Миттерану: «Я так люблю Германию, что хочу, чтобы их было две». Можно вспомнить и призыв Николя Саркози к французским автогигантам «Пежо-Ситроен» и «Рено» вернуться из новых стран (Чехии) на родину.

Всё труднее странам соблюдать единые рыночные правила в рамках ЕС. А. Меркель уже услышала от Франции упрёк в протекционизме и требование ограничить экспорт. Париж весьма ревниво относится к внешнеторговым успехам Германии, экономика которой даже в кризис (при 5% сокращении ВВП) имеет позитивное сальдо товарооборота. Одним из последних германо-французских противоречий стала германская идея создания Европейского валютного фонда. Франция же считает создание фонда авантюрой.

Date: 2015-11-14; view: 838; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию