Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТМ-факты





В дискуссиях на Improvement.ru и ТМ-клубах часто прихо­дится слышать «Тайм-менеджмент — это просто инстру­мент». Что ж, можно воспринимать эту технологию и как простой набор отверток, некоторые из которых стоит достать из чемоданчика при появлении проблемы нехватки времени. Но это — уровень акробатов из приведенного выше при­мера, уровень оттачивания техник и приемов. Следующий уровень мастерства — мыслить, «как спецназ». Принять, что ТМ — не только инструмент, но еще и идеология, некий новый «угол зрения» на окружающую реальность.

Для сравнения вспомним восточные-боевые искусства. Все техники — лишь реализация некоторых мировоззрен­ческих установок. Или возьмем, например, монашеские аскетические практики и богослужение. Также очень де­тально проработанные предметные области, со множеством техник, приемов, алгоритмов. Типикон, т.е. богослужебный устав, или Добротолюбие, сборник наставлений для мона­хов — системы не менее сложные, разносторонние и глубоко


проработанные, чем Гражданский кодекс. Но отнимите дух — и техники потеряют всякий смысл, станут не просто бесполезны, но и вредны.

Большинство часто звучащих сомнений относительно тайм-менеджмента, например, «засушит и обесчеловечит», «повредит человеческим взаимоотношениям», «несовместим с творчеством» и т.д. — как раз предостережение об опаснос­ти техник, примененных без понимания духа методологии. Что ж, ножом можно порезаться, а вилкой — уколоться, но это не повод есть руками. Нужно просто учиться грамотно обращаться с инструментами. В том числе — с идеологиями и методологиями.

В основе идеологии тайм-менеджмента, как я ее понимаю, лежат простые факты и аксиомы:

Жизнь дана человеку один раз. Версии с переселением душ мне кажутся неубедительными. В атеистической версии восприятия реальности факт единственности жизни означает, что хочется прожить ее так, чтобы потом не было «мучительно больно» и жалко поте­рянного времени. Религиозная версия о вечной жизни, качество которой напрямую зависит от того, как прожил земную (эту версию лично я считаю наиболее достовер­ной), — заставляет относиться к единственной земной жизни еще более внимательно и вдумчиво.

Времяэто материал, из которого «сделана жизнь». Любой другой ресурс в ходе жизни может теряться и приобретаться. Время только тратится, и времени не так уж много, те самые 200—400 тысяч часов, в которых все мы «даже не миллионеры».

Время и поступки человека в немнеобратимы. Сде­ланное можно переосмыслить, иногда — исправить, верующий может покаяться, но никто не может сде­ланный поступок вернуть. В науке эта необратимость


времени была осмыслена только в XX веке, в синер­гетике. В философии она уже тысячелетия приводит в священный трепет лучших представителей рода человеческого.

Эти простые факты лично мне, например, не дают ос­таваться спокойным при слове «Время». И уж тем более — поставить «методологию взаимоотношений человека с Вре­менем» в один ряд с какими-нибудь «навыками презента­ций» или «техниками делегирования». Это уровни бытия, несопоставимые по мировоззренческой значимости.

Дальше появляется организация времени. Это наиболее корректный термин для описания «технологии работы с Временем». Управление временем — термин не вполне кор­ректный (хотя и удобный), управлять временем нельзя. Ор­ганизовывать время — можно. Как мы можем организовать пространство с помощью расположения и движения пред­метов, так мы можем организовать время расположением и движением дел и поступков. «Тайм-менеджмент» и «управ­ление временем» я применяю исключительно для краткости и разнообразия. Под «организацией времени» предлагаю понимать весь комплекс вопросов о взаимоотношениях че­ловека и Времени, а именно:

— «Как идти» быстро и грамотно, не переутомляясь в пути — эффективность.

— «Куда идти», как выбирать цели — стратегия.

— «Зачем идти», как осознавать и «выкристаллизовывать» свои ценности — философия.

Эту последовательность я называю «ТМ-лестницей», пос­кольку человек обычно начинает свое знакомство с орга­низацией времени с вопросов эффективности, техники; но через некоторое время приходит к вопросам идеологическим и философским.


Философия (Зачем идти?) Стратегия (Куда идти?) Эффективность (Как идти?)

Предметную область «организация времени», соответс­твенно, я делю на три уровня: технологический, стратеги­ческий и мировоззренческий (философский). Разумной ор­ганизацией времени я считаю такую, в которой все эти три уровня находятся в непрерывном взаимодействии: ценности влияют на стратегию и технику, события на техническом и стратегическом уровнях дают материал для переосмысления и корректировки ценностей.

ТМ-идеология

ТМ-идеология — это основные положения дисциплины «ор­ганизация времени» на ее третьем уровне, философско-ми-ровоззренческом. Эти положения вытекают из ТМ-фактов, сформулированных в предыдущей главе.

Кратко я бы выразил ТМ-идеологию следующим образом: «Вдумчиво и осмысленно использовать невосполнимое время жизни в соответствии с осознанными личными ценностями и приоритетами». Все остальное приложится — и техники, и их грамотное применение без перекосов и «вредных по­бочных эффектов».

Если развернуть ТМ-идеологию более подробно, я могу выделить в ней несколько основных ценностей, или принци­пов. Это аксиомы, которые могут быть либо приняты, либо не приняты, но не могут быть доказаны или опровергнуты. Без принятия этих аксиом на мировоззренческом уровне я считаю мало осмысленным и мало полезным освоение тайм-менеджмента на уровне технологическом.


Аксиомы таковы:

1. Свобода выбора. Человек свободен. Наши поступки,
конечно, зависят от начальных условий — наследс­
твенность, ограничения, доступные ресурсы и т.п. Мы
также зависим от внешних воздействий и обстоятельств.
Однако ни начальные условия, ни внешние обстоятельс­
тва не определяют нашу жизнь на 100%. Решающее зна­
чение все равно имеет наш собственный выбор и наша
готовность что-то менять в своей жизни. На семинарах
часто спрашивают: «Как я могу ставить цели — с моей
зарплатой... в моем городе... в нашем государстве...».
На это можно ответить: «Сколько великих государс­
твенных деятелей, и великих предпринимателей, и вели­
ких ученых родились в совершенно неблагоприятных
начальных условиях?» Свобода начинается внутри, в
сознании, в нашей картине мира — и дает нам свободу
действовать, свободу изменять мир.

Далее, если человек поверил, что он может изменять мир, что он свободен, — этот мировоззренческий прин­цип проецируется на уровень технологий в форме, во-первых, постановки «дерзких», «недостижимых» целей; во-вторых — в форме отсева внешних воздейс­твий, пытающихся выстроить жизнь человека по своим штампам. Будь то воздействия ближайшего окружения, общества, системы образования, рекламы и т.п.

— 2. Ответственность. Человек отвечает за то, как он
строит свою жизнь и на что он тратит свое время. Веру­
ющий отвечает перед Богом и собой, неверующий —
перед собой и кем-нибудь еще (в зависимости от базо­
вых ценностей — перед своей семьей, потомками, чело­
вечеством и т.п.). «Амебой», а не «Человеком», я назову
человека, неосмысленно и безответственно плывущего
по течению, реагирующего на внешние воздействия, но
не применяющего свою свободу к построению своей


жизни и не берущего на себя ответственность за то, что с его жизнью и его временем происходит.

К сожалению, именно на постсоветском пространстве эта болезнь особенно сильна. Сколько наш человек может придумать причин, почему он не несет ответс­твенности за то, что с ним происходит. Виноваты всегда правительство, президент, жидомасоны, оли­гархи, демократы, коммунисты, ЖЭК, работодатель и т.д. Знакомо? Кто как, а я считаю, что этот рабский подход к жизни нужно «выдавливать по капле» из себя и окружающих и что тайм-менеджмент в этом — неза­менимое средство.

3. Развитие. Я считаю, что достойно, праведно, кра­сиво, соответствует великолепной гармонии мирозда­ния — развиваться. Развиваться на разных уровнях и в разных смыслах. Это тоже аксиома, ее невозможно обсуждать, можно лишь принять или не принять. Время жизни — это время развития, время совер­шенствования, время пути.

Для меня эти ценности являются проекцией на ряд тайм-менеджерских вопросов христианской картины мира, кото­рую я считаю наиболее мировоззренчески убедительной и практически действенной. Но ТМ-ценности ценны и вне христианской картины мира, как некое общее поле согласия в вопросе о том, чем человек отличается от амебы.

Эти же принципы лежат в основе ТМ-этики: совокупнос­ти принципов, вытекающих из ТМ-фактов и ТМ-идеологии. Эти принципы-заповеди еще предстоит сформулировать. Например, «не укради время ближнего твоего» — поскольку, похищая время, из которого сделана жизнь, ты нарушаешь заповедь «не убий». Или, скажем: «не замусоривай гармонию мироздания ворами времени» — игровыми автоматами или графоманскими романами, например. Проще говоря: «помни,


что тайм-менеджмент — это не только защита своего вре­мени, но и бережное отношение к времени других».

Итак, я изложил ТМ-идеологию — аксиомы, лежащие в основе моей теории и методологии организации времени. Осознанное принятие и применение этих принципов, про­никновение их духом я считаю выходом на «уровень мастерс­тва» в этой предметной области. Но все сказанное касалось пока только лично человека. А что значит ТМ-идеология для взаимоотношений человека с окружающим миром?

«ТМ-бацилла»

Занявшись тайм-менеджментом, я первым делом стал смот­реть, что есть на эту тему в Интернете. Было на тот момент, 2000 год, очень мало — западники не любят делиться иде­ями в бесплатном режиме, а в отечественном Интернете ТМ-тема вообще почти не была представлена. Одним из первых найденных мною материалов, во многом опреде­ливших дальнейшую стратегию, был «Хронометраж, или Алгебра любви-3» Алексея Бабия. В этой работе, насколько мне известно, впервые была озвучена способность органи­зации времени менять ценности человека.

Механизм этого изменения таков. Начав, как правило, с техники экономии времени, задавшись вопросом «На что тратится мое время и как тратить его более рационально», человек приходит к вопросу о целях своей деятельности. Без понимания целей невозможно выяснить, что более эф­фективно, а что менее; на что стоит тратить время, а на что — не стоит. Приходится определяться с целями, и самое главное — с приоритетами.

Но вопросы целей и приоритетов неотделимы от воп­роса ценностей. Нельзя ответить на вопрос «Что для меня важнее, то или это?», не ответив на вопрос «Что для меня важно вообще, в принципе?». Таким образом, благодаря тайм-менеджменту всего за несколько логических ходов


происходит переключение внимания с технологических воп­росов организации времени на мировоззренческие. Человек задумывается о том, зачем ему нужно достижение тех или иных результатов, проще говоря — зачем и ради чего он живет в этом мире.

Именно эту последовательность «технология — страте­гия — философия» я выше назвал «ТМ-лестницей». В целом же такое «развитие благодаря тайм-менеджменту», в силу его нелинейности и специфических закономерностей распро­странения, я называю «ТМ-бациллой». Термин восходит к классику научной организации труда и поэту Алексею Гас-теву, который писал: «Форд и Тейлор дали рабочему инс­трукционную карточку, но не создали методики, которая заражала бы массы, заставляла бы их проявлять непрерыв­ную инициативу, прививала определенную организационно-трудовую бациллу».

Теперь такая методика, «тайм-менеджмент как инстру­мент развития», существует, она разработана в моей первой монографии «Организация времени: от личной эффектив­ности к развитию фирмы». Необходим «тайм-менеджмент как инструмент развития общества», к чему и сделан один из шагов в этом ТМ-манифесте.

Что самое главное, описанное внимание к собственным целям и ценностям, как правило, делает человека лучше. Снижается доля «амебы», повышается доля свободной и ответственной личности, способной делать самостоятельный выбор и совершать поступки, не на 100% детерминирован­ные внешними обстоятельствами. Благодаря вниманию к себе, своей деятельности, своему времени благодаря осо­знанию необратимости и конечности этого времени человек достаточно заметно и существенно изменяется. Отцы-аскеты открыли этот механизм самосовершенствования много веков назад, рекомендуя своим ученикам два простых правила: «внимать себе» и «помнить о смерти» (в контексте ТМ —


о конечности времени жизни), чтобы удерживаться от не­подобающих поступков и настраиваться на подобающие.

Тайм-менеджмент, таким образом, работает как инстру­мент своеобразного «прогрессорства», в терминологии бра­тьев Стругацких. Прогрессоры, напомню, пытались влиять на отсталые цивилизации, стимулируя их развитие различ­ными научными и политическими методами. Но, в отличие от прогрессоров, «засеивая» «ТМ-бациллу», вы не навязы­ваете человеку свои ценности. Вы «всего лишь» помогаете ему найти свои собственные — очистить их от внешних наслоений, вырастить и развить. Таким образом, тайм-ме­неджмент решает задачу, непосильную для сотен книжек про «что такое хорошо и что такое плохо».

Этот результат применения тайм-менеджмента я считаю гораздо более важным, чем собственно повышение эффек­тивности и результативности. Они, конечно, приятны, но по большому счету — суета сует и всяческая суета. Настоящее счастье и удовлетворенность жизнью крайне нелинейно за­висят от чисто материальных результатов. Для меня созда­вать и видеть изменения в ценностях людей, их установках, отношении к жизни — гораздо интереснее, чем создавать прирост бездушных цифр и кривых на графиках.

Суммируя сказанное, я бы сформулировал еще один эле­мент ТМ-идеологии так. Организация времени — уникальный инструмент, помогающий людям и мирозданию развиваться, изменяться в лучшую сторону на самом сложном и «неопера­бельном» уровнена уровне ценностей и мировоззрения.

На мой взгляд, это — интересно. Это уникально. Это помогает эффективнее решать проблемы, над которыми на протяжении всей истории человечества бились самые выдающиеся личности. В этой области много Достойных Целей. В целом — это красивое, достойное и большое Дело. Желающие — подключайтесь.


Date: 2015-11-14; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию