Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






которое изменяет природу человека





 

У каждой специальности есть своя зона ответственности. В данном случае, меня как политического психолога, беспокоят изменения, которые произойдут с человеком под влиянием глобализации. Для меня ценностью является Человек, который нуждается в поддержке, защите от явлений, которые для него совершенно незнакомы, у него нет иммунитета от изменений в миропорядке, который сейчас выступает под флагом глобализации. Очень давно С.Л.Рубинштейн писал, что: «ценности не первичны. Не с них надо начинать анализ: они производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории» ( ). Психологической точки зрения на глобализацию не существует. Поэтому, без предположения о том, что такое «глобальная взаимозависимость», обсуждать влияние глобализации на сознание, поведение человека, конечно нельзя. Известные точки зрения о глобализации игнорируют психологию, которая должна использовать свое определение глобализации. Так вот – главное заключается, по моему мнению в том, что глобализация – это новая форма политической власти в мире. Новая, потому что все старые формы власти, включая демократию, безнадежно устарели. Не хочется говорить, но планета может очень скоро погрузиться в пучину безвластия. Я считаю, что это страшнее, чем все любые недостатки глобализации. Кто сомневается, может почитать «Коллективную рефлексологию» В.М.Бехтерева (3), от которого я веду отсчет своей научной деятельности, или «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н.Толстого, который впечатлил меня еще в детстве описанием народных беспорядков. Я и сам кое что видел за последние годы.

 

3.1. Глобализация имеет свойства человека, с которым она взаимодействует. Я думаю, что человек сотворил из глобализации то, чем является сам. И поэтому, ее сторонники и противники напрасно обвиняют друг друга в том, что глобализация имеет не только очевидные достоинства, но и представляет несомненную опасность для масс людей. Она рукотворна, а потому стала вместилищем достоинств и недостатков современного человека. Поэтому неверно рассматривать ее, как умный механизм для решения очень конкретных экономических задач. Ее пытаются применить именно таким образом, но она «накрывает» всю жизнь общества, а ее грандиозные возможности и масштабы не осознаны обществом. Получилось так, что несогласованные действия многих поколений технократов, создали явление столь сложное, что ни одна группа лиц или организаций не может быть объявлена автором глобализации, как некоего дьявольского плана «для одних против других». ХХ! век начался с того, что сама глобализация, обладая грандиозной совокупностью воплощенных в ней научных знаний, приступила к модификации психики как своих сторонников, так и своих создателей.



 

3.2. Глобализация - это первое в истории человечества «рукотворное явление» планетарного масштаба, которое заставляет относится к себе, как к планетарному явлению естественного происхождения. Планетарное явление естественного происхождения, например, климат. Незначительные колебания климата неотвратимо действуют через соматические возможности человека на его выживание. Аналогичным образом, глобализация, как явление планетарного масштаба, но искусственного происхождения неотвратимо действует на выживание человека через его психические возможности. И глобализация, как климат, уже не управляется нами, хотя это трудно понимается потому, что ничего подобного в истории человечества не было. Для описания глобализации нет терминологии, для ее понимания нет тезауруса. Вся опасность глобализации заключается в том, что она прямо влияет на человека, потому что действует как явление, имеющее признаки индивида, субъекта, личности, индивидуальности. При этом, она, как и климат, не имеет «местопребывания», субстрата. С ней, как с ветром, не вступить в диалог. Она везде, и она нигде – она интеллектуальный климат планеты.

 

3.3. Глобализация – планетарная интеллектуальная машина, уходящая из под контроля человека. Глобализация материализовалась в виде «мировой паутины» информационных, транспортных, энергетических, культурных сетей. Эти сети вобрали в себя все достижения мировой естественной науки одновременно, но полностью избавлены от достижений гуманитарных наук, т.е. от этических норм функционирования. Из-за своей сложности, масштабности она недоступна для «регулирования» или «отключения» силами одного или группы самых гениальных ученых современности. Поэтому глобализация, никому не принадлежит, никому «не повинуется», «живет для себя» и по «своим законам», не принимает во внимание переживания людей, и не делит их на своих и чужих. Она ничья. Шансы использовать глобализацию в своих интересах у всех заинтересованных сторон – одинаковые. И этим пользуются люди, первыми осознавшие новые возможности. Пока же глобализация приступила к использованию людей в своих интересах, если считать «интересом» отношение климата к участи вымораживаемых мамонтов

 



3.4. Глобализация – предвестник нового миропорядка. Не глобализация как таковая, а первые итоги ее функционирования поставили нас в известность, что существующий мировой порядок является неэффективным. Это глобализация дала нам знать предстоящих экологических, энергетических, психологических, демографических катастрофах, если мы не изменим мировой порядок. До первых известий с «фронта глобализации» никто не думал, что вяло текущий много веков процесс объединения человечества в единое целое, внезапно станет главной мировой проблемой. Произошло это в результате одномоментного в историческом масштабе времени появления «мировой паутины» из информационных, финансовых, транспортных, энергетических коммуникаций, объединенных в единое целое. «Мировая паутина» приступила к своеобразной «мировой инвентаризации», итоги которой сравнимы с последствиями так и не осуществившейся Всемирной революции: изменяется роль, место, цена каждой страны, каждого народа, каждого человека и каждой вещи. Оценка, расчет, а не субъективное мнение управляет глобализацией. Несогласие с ней означает: кто не в глобализации – тот вне новой цивилизации.

 

3.6. Глобализация безразлична к понятиям добра или зла – это дело людей. Более того, глобализации прочили роль мировой справедливости, когда развивали технические науки и воплощали их в спутниках связи, БИСах, линиях стекловолоконной связи. Ученые приложили огромные усилия, чтобы использовать во благо человека свои открытия в глобальных коммуникациях. Любое научное открытие без критической оценки последствий применялось для освобождения человека от тысячелетней зависимости от сил природы: холода, голода, болезней, страха, несправедливости и др. Каждое научное открытие понималось как благо, и мало принимались во внимание отрицательные эффекты воплощения открытий. Теперь мы можем уверенно сказать, что «паутинный технический прогресс» сулит человечеству столько же пользы и того же свойства, что и изобретение динамита – смотря, в чьи руки попадет?

 

3.7. По своему «местопребыванию» глобализация сравнима с «чертом, который скрывается в типографской краске», - она «скрывается» в паутине коммуникаций техносферы в форме теорий, научных законов, расчетов, логики, значениях параметров и пр. Глобализация – планетарных масштабов интеллектуальная сеть, и ее повреждение или изменение в одном месте не изменяет состава, структуры, отношений всей сети. Все разобщенное современное сообщество ученых не контролирует и части того, что в нее заложено. Вся «мировая паутина» функционирует по законам железной логики, точности и расчета. В этом ее сила, и в этом ее слабость. Именно это показали события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке: любое нарушение научного порядка, любая иррациональность и парадоксальность для глобализации - смертельный яд, именуемый сбоем, отказом, аварией. Причем, сбой любой подсистемы глобализации может быть вызван легким прикосновением отвертки к любой точке, где «работает» физический или математический закон ее функционирования. Глобализация, лишенная морали и воспитания, «пошла по рукам». Она уже не то дитя науки, которое вызывало умиление: она научилась «пить, курить и ругаться матом» .

 

3.8. Единственный способ овладения процессом глобализации – это использование превосходства человека над ней в том, чего глобализация не узнает никогда: смысл, цели и ценности жизни. Глобализация воспринимается как угроза или опасный инструмент в руках потенциальных соперников только потому, что человек сегодня ослаблен непониманием философии жизни и незнанием собственных, человеческих целей, ценностей и смысла своей жизни. Человек сегодня философски и этически слабее, чем его формальный интеллект. Поэтому критики глобализации указывают на нее, как на реальную, действующую угрозу для всего исторического опыта человека (4, 7, 8, 16). Она, действительно приступила к демонтажу многих гуманистических конструкций, создававшихся людьми две тысячи лет. «Технократическая глобализация» вступила в противоречие с тем фактом, что человечество живет вопреки своей биологической слабости, а не в связи со своим биологическим могуществом. Самые нелогичные его действия, которые именовались гуманизмом (поддержка погибающих и слабых) возвращалась усилением человека и общества. Факты того, что глобализация поставила под сомнение гуманизм появились только потому, что гуманитарное воспитание современного человека значительнее слабее его естественного образования. Проблема в человеке, а не в глобализации!

 

3.9. Глобализацию нельзя «закрыть» - нужны совершенно иные пути сотрудничества с ней. Самой неудобной чертой глобализации является то, что она нужна человеку, но ей человек не нужен. Жизнь человека так усложнилась, что он был вынужден начать процесс «плетения всемирной паутины». Сделав этот процесс необратимым, лидеры общества сделали ее самой влиятельной идеей на земле. Если глобализация погибнет, то только вместе со всеми достижениями современного общества. Если ее лишить ресурсов, то она отреагирует, например, финансово-промышленным коллапсом, который безразличен ей, как столкновение двух астероидов. У нее нет эмоций. Возврата к прошлому у человечества нет – глобализация действует, как электрический стимулятор сердечной деятельности в груди тяжело больного человека. О глобализации предстоит заботиться и беречь ее. Или вернуться в пещеры, правда не все смогут добраться до них живыми.

 

3.10. Глобализация по своей сути - новая конструкция политической власти. Как известно, власть не является хорошей или плохой – грубо говоря, это механизм. Счастье и несчастье человека определяется тем, в чьи руки механизм власти попадает. Гуманистическая философия использования глобализации позволит противостоять т.н. вызовам времени, перед которыми человек без поддержки глобализации бессилен. Человеконенавистническая философия использования глобализации приведет к неисчислимым жертвам. Предыдущие системы власти традиционно строились на достижениях гуманитарных наук, которые так сложны, что не могут быть сформулированы в терминах технических систем: смысл, ценности, цели. Сегодня глобализация делает попытку построить систему власти на базе достижений естественных наук: логики, математики, физики, химии, медицины. Совместить их весьма трудно: известно, что гениальный В.Г.Лейбниц пытался математически описать сознание человека. Для этого ему пришлось открыть математический анализ, который по его признанию - ничтожно слабый аппарат для объяснения поведения человека. Поэтому процесс формирования глобализации чрезвычайно труден, но он может быть продолжен и дополнен.

 

3.11. Дополнять глобализацию гуманитарными знаниями крайне важно, потому что если человек лишается смысла, ценностей, целей, он утрачивает сознание. Утрачивая сознание, он утрачивает власть над своим собственным произвольным поведением. Не владея своим поведением, люди, лишенные смысла, ценностей и целей выходят из повиновения власти (3). Это всемирный хаос, который всегда сдерживало только сознание человека, в котором интеллект – только часть его.

Все это говорит в пользу того, что полем сражения «за» и «против» глобализации, какой будет глобализация, является сознание человека. Главный вопрос глобализации заключается в том, что сможет ли человек противостоять изменениям его психики под давлением глобализации? Или человек, совершенствуясь, внесет изменения в природу глобализации, адекватные его предназначению, истории, перспективам?

 

Надо, правда, иметь ввиду, что на совершенствование естественнонаучных основ глобализации работают лучшие и самые высокооплачиваемые умы человечества. Менеджеры компьютерных кампаний – баснословно богатые люди, финансирующие грандиозные исследования. А совершенствованием человека, взаимодействующего с глобализацией, занимаются энтузиасты, располагающие ничтожными ресурсами.

 

Специалисты знают, чем человечество обязано Яну Коменскому (1631), Д.Локку (1689), Гельвецию (1715), Песталоцци (1746), Гербарту (1776), Дистервегу (1790), Ушинскому (1813), Макаренко (1888)…Да все нынешние успехи человечества выпестованы по научным достижениям этих и многих других выдающихся педагогов. Когда то именно они были самыми известными и влиятельными людьми – по их рецептам делали человека!

 

Вопрос заключается в том, может ли читатель назвать имя современного, времен глобализации, Педагога, который был столь же влиятелен и известен, как Старики? Едва ли. Вот в этом и заключается проблема противостояния глобализации и человека: Человек Рациональный против Человека Гуманного. И поэтому вникать в человеческую сторону этого противостояния далее будет еще труднее. Очень непросто понять, что именно происходит с человеком, когда он встречается с глобализацией.

 

 

4) Модель анализа изменений человека

под давлением глобализации

 

Дискуссия, развернувшаяся вокруг глобализации, ее роли, влияния на человека, во многом строится голословно. О изменениях, производимых в мире глобализацией есть некоторые отрывочные сведения, которые, правда, не раскрывают всей правды о существе и назначении этого явления. Об изменениях человека под влиянием глобализации неизвестно ничего. Происходит это потому, что непонятно, что именно изменяется в человеке? Искать изменения в профилях шкал MMPI, Kettell или любых иных бесполезно – они этого по почувствуют.

Тем не менее, наблюдения последних двадцати лет показывают, что человек в России, его поведение, структура его личности, список его ценностей и целей радикальным образом изменился. Все, кто страдает за судьбу советского, русского народа, словно не заметили, что того народа, который в 1991 году безразлично отнесся к капитуляции собственного государства, того человека и того народа – уже нет. В России живет уже другой народ, который совершенно по иному ощущает себя, воспринимает себя среди других людей и народов мира, по другому думает, и помнит совсем иные вещи, чем предполагают многие исследователи. Метаморфозы, которые произошли с людьми, населявшими территорию СССР, носят совершенно фантастический, небывалый в истории последних столетий, характер. Но они могут быть точно охарактеризованы.

Разобраться в том, что именно изменяет глобализация в человеке можно только в системе, которая по своей строгости и формализованности сравнима с системой самой глобализации. Иначе говоря, каждое направление глобализации направлено на вполне конкретную структуру психики человека, которая собственно, и изменяется.

Для понимания того, как психика человека взаимодействует с глобализацией, она представляется как система, состоящая из Типа изменяющихся качеств, их Класса, Раздела, Отдела, Отряда, Семейства, Рода и, наконец, Вида изменений человека. Опытному исследователю понятно, что в данном случае для анализа избрана оправдавшая себя система, разработанная биологами много лет назад. В этой системе развитие человека представляется как ряд изменений, начиная от базальных, простейших признаков человека до самых возвышенных, которые каждым отдельным человеком более или менее достигаются. Более или менее, значит, что или эти качества не развиваются вовсе, или достигаются со многими изъянами и ограничениями, или достигаются в совершенстве.

Иначе говоря, развитие психики, представляется как многократные метаморфозы Потребностей в Мотивы (Тип изменений), Мотивов в Самоиндетификацию человека (Класс изменений), та - в психические состояния человека (Раздел изменений), состояния в характерные для данного человека методы взаимодействия с людьми (Отдел изменений), далее, в обретение смысла жизни (Отряд изменений), кристаллизуется в ценности данного человека (Семейство изменений), в способ формировать картину мира (Род изменений), и, наконец, в способность к самостоятельному целеобразованию (Вид изменений).

Причем, ни одного этапа изменений нельзя достигнуть, «перепрыгнув» один или все предыдущие этапы. Ясно, что в отсутствие потребностей, не может быть ничего далее – ни самоидентификации, ни др. Кроме того, у каждого человека, изменения приводят к сходным, но не одинаковым изменениям на каждом уровне. Очевидно, что человек и без глобализации подвергается воздействию множества факторов, которые изменяют психику каждого человека так, что люди становятся совершенно не похожи друг на друга. В нашем, специальном случае, мы рассматриваем, ЧТО изменяется под воздействием конкретного направления глобализации? (См. рис. 4.1.)

Для удобства читателя, который не изучал психологию, или изучал, но применяет в своей работе совершенно иную систему психологии человека, каждая клетка таблицы «изменения глобализации – изменения человека» содержит очень краткое определение изменяющегося качества.

Иначе говоря, таблица дает представление о том, что именно содержательно находится под угрозой изменений в человеке, которые осуществляет глобализация. Содержания схемы показывает, насколько не совершенен реальный человек и без глобализации, и доказывает, что далеко не все можно списывать на угрозы глобализации разрушить человека. Может быть, напротив, у нас появляется повод и шанс обратить внимание на философию, психологию, педагогику для усиленного развития человека, которому предстоит взаимодействовать с глобализацией? Это похоже на то, как стали учить грамоте и арифметике, когда человеку пришлось пересекать океаны и рассчитывать полет артиллеристского ядра.

Может быть, обвинения глобализации в том, что она изменяет человека не в его интересах так же архаичны, как крики боярских детей в петровские времена о том, что по высокой родовитости они должны иметь боярские привилегии. Человек в отношениях с глобализацией так же не будет иметь никаких иных оснований для сохранения своего «верхнего» положения, кроме одного – он должен быть умнее и сознательнее, чем глобализация. Тогда глобализация подчиниться ему, и уже он будет изменять ее соответственно своим психологическим параметрам.

Для сокращения объема изложения и иллюстрации отношений разных направлений глобализации и вполне конкретных проявлений психики человека представлю их в виде таблицы.

 

Сводная таблица 1.

 

Схема

отношений феноменов глобализации с изменениями,

которые она вызывает в сущности и поведении современного человека.

 

 

    И З М Е Н Е Н И Я,     П Р О И З В О Д И М Ы Е     Г Л О Б А Л И З А Ц И Е Й Психологическое давление на человека. Глобализация власти (изменение миропорядка) В новой системе власти доминирует сетевая геометрия, в которой властные отношения всегда специфичны для данной конфигурации акторов и институтов. Стратегические игры, модифицированные по заказу представительств, и персонифицированные лидерские игры заменяют классовые объединения, идеологическую мобилизацию и партийный контроль, которые были характерны для политики индустриальной эпохи. А) Психологическое давление на струтуру субъекта (Экономическая Глобализация (нновационная)   Экономика глобальная – потому что основные виды экономической деятельности, такие как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, сырье, труд, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающих экономических агентов. Прибыльность и конкурентоспособность в действительности определяют технологические инновации и рост производительности и служат мотивацией для фирм. . Б) Психологическое давление на структуру Индивида (Демографическая глобализация (главный ресурс)   К началу демографической глобализации продолжительность жизни у мужчин в России ниже, чем в начале века. Весь столетний прогресс у нас свелся к снижению смертности детей, а смертность взрослых мужчин практически не снизилась. Иначе говоря, Россия «выпала из мирового контекста» роста продолжительности жизни, а смертность взрослых в ХХ веке не уменьшилась. Начиная с поколения женщин 1927-1930-х годов рождения, рождаемость опустилась ниже уровня простого воспроизводства населения: т.е. численность дочерей стала меньше численности матерей. В) Психологическое давление на структуру личности (Региональная Глобализация (мир без границ)   Региональная глобализация обсуждает «картографическую иллюзию» которая позволяет утверждать, где именно проходят пограничные линии, где «это наши люди, а это не наши. Это наши интересы, а это не наши. Это наши предприятия , а это – не наши». В действительности, границы и связи, играющие в мире важную роль, отображены на новых картах ничуть не точнее, чем на картах первых картографов. Во всяком случае, послевоенные предписания центральных правительств не коим образом не имеют той силы, какой они обладали всего поколение назад. Д) Психологическое давление на структуру Индивидуальности(Информационная глобализация (виртуализация)   Первой характеристикой информационно-технологической парадигмы является то, что перед нами технология для воздействия на информацию, а не просто информация, предназначенная для воздействия на технологию, как это было в случае предшествующих технологических революций Реальная виртуальность это система, в которой сама реальность (.т.е. материально/символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯЧЕЛОВЕКА Какие?   1. Изменения Потребности в сохранении жизни (безопасность, защита от боли, страха, гнева, голода, холода и пр.) 2. Изменения Потребности в продолжении рода (любовь, нежность, признание, эмпатия, самоотверженность и др   3. Изменения Потребности в сотрудничестве (самоактуализация, самоуважение, достижение, идентификация и т.д.)   4. Изменения Потребности в ориентации (понимание, осмысление, знание, представление о месте, времени, своем состоянии и отношении к себе других людей)  
ТИП изменений (Мотивов человека) Каких ? 5. Мотив достижениябазируется на потребности сохранения жизни. Порождает неукротимое стремление к первенству, лидерству, вождизму, как гарантии сохранения своей жизни и жизни своих близких. Мотив достижения ведет к неограниченному усилению новых инструментов для победы над всеми опасностями живой и неживой природы.     6. Мотив созидания вырастает на базе потребности в продолжении рода. Он побуждает иррациональную страсть к строительству, обустройству, радикально изменившими облик земли. Циклопические сооружения, водные, транспортные, энергетические коммуникации призваны обеспечить воспроизводство вида. 7. Мотив сотрудничестваобъединяет людей в общество, государства, союзы. Сотрудничество – основа труда, деятельности, всех достижений человека в социальной и материальной культуре. Подавление мотива сотрудничество всегда оборачивается деградацией, разрушениями, войнами, упадком. 8. Мотив координации,происходящий из потребности в ориентации по значению не уступает потребностям в пище, воздухе. Знание, понимание, информация ничуть не меньшее значение для человека и общества, нежели хлеб и вода. Продукт мотива – объяснительная, навигационная картина мира.
КЛАСС изменений (Самоидентификации человека) Каких ? 9. Самоконтроль– осуществление индивидом постоянного слежения за степенью рассогласования между избранными эталонами поведения и своими реальными поступками     10. Саморегуляция – исполнение субъектом социальной роли с обязательным выполнением предписанных для нее поступков, высказываний, прав и обязанностей. 11. Самоуправление –выбор личностью в оггромном спектре материальных, моральных, этических, эстетических, интеллектуальных ценностей своих, собственных. 12. Самовоспитание - развитие своей индивидуальности для выполнения лично поставленной научно-общественной роли. Проблема высшего уровня - определения той цели, “к которой человеку следует стремится”.  
РАЗДЕЛ изменений (Состояний человека) Каких ? 13. праксические состояния субъекта - реакции на объем расходования рабочей силы для в труде ( проявляется в форме утомления, напряжения, монотонии, тревожности, стресса, функционального комфорта, отсутствия мотивации, индифферентного состояние. Описываются системой : энергичность - утомленность; расслабленность - напряженность; спокойствие - тревожность; хладнокровие - стресс 14. эмоциональные состояния - реакции индивида на меру удовлетворения потребностей организма в жизненных ресурсах ( жажда, голод, гипоксия, сексуальное напряжение, страх, ужас, паника и др.); Описываются системой: любопытство - скука, готовность - растерянность, дружелюбие - враждебность, сытость – голод.     15. мотивационные состояния – реакция личности на проблемы общества (проявляются в: атараксии и волнении, радости и горе, наслаждении и страдании, эйфории и гневе, экстазе и ярости); Описываются системой пар: симпатия - антипатия; синтония - асинтониия; восхищение- возмущение; любовь и ненависть. 16. гуманитарные состояния – реакции индивидуальности на качества информации; Обусловленным интенсивными поисками информации, признанием ее истинности, доказательством ее валидности и т.п. Описываеются системой пар состояний: терпимость - принципиальность; расположенность - критичность; общительность - замкнутость; комформность – фанатичность.  
ОТДЕЛ изменений (Методов взаимодействия людей) Каких? 17. принуждения – осуществлоениебыстрого и точного исполнения обязательных для индивида действий, предписанных требованиями общества и науки. Принуждение содержит указание единственного правильного варианта поведения индивида, а не направлено на запрещение ошибочных действий.     18. внушение- применение к индивиду технологии суггестивного влияния, неконтролируемого со его стороны в ходе личного общения. У субъекта формируются такие чувства, настроения, эмоции, которые снимают проблему неисполнения предписаний влияющего лица..   19. убеждения - подготовка личности к целенаправленному и систематическому исполнению определенной роли в системе общественно-экономических отношений. Целью убеждения является формирование у личности фиксированной нравственной установки на его ответственность и причастность к достижению конкретной общественной цели.   20. доказательства - приведение поведения индивидуальности в соответствие с действительностью на основе фактов, в которых отражены закономерности природы и общества. Доказательство возможно только при наличии точной, полной информации, неопровержимой логически и фактически.    
ОТРЯД изменений (Смысл жизни Человека) Каких? 21. образа жизни особый режим жизни, работы, отдыха индивида, отношения к питанию, одежде, вещам, алкоголю, наркотикам, животным, окружающей среде и т.д. и т.п. Образ жизни – непременное условие достижения личных и общественных целей, требующих его жизни и сил без остатка.     22. жизненная позиция, ее основа, - отношение к труду. Труд принимается индивидом как обязательное условие жизни. Труд понимается им как высшая награда, как признание его особых достоинств и способностей. Его позиция противоположна позиции людей, не желающих работать.Труд защищает от псевдокультуры, распада психики, морали, психологического и физического самоубийства.   23. мировоззрение дает личности знание того, что он может, что должен делать, чем ограничена его воля, и на чем базируется его вера. В хаосе всевозможных партий, сект, вождей, идолов, мифов разобраться без веры во вполне определенные, константные идеалы невозможно.   24. картина мира, формируется индивидуальностью на протяжении всей его жизни в процессе познания всего спектра сведений о мире и обществе. Главное в картине мира - избежать фрагментарности в знании фактов и понимании закономерностей природы и общества.  
СЕМЕЙСТВО изменений (Ценности человека) Каких? 25. Ум индивида связан с практической деятельностью, он способен ошибаться, он несамостоятелен, придан другим способностям, является их орудием для достижения конкретных известных целей. Он не имеет своих задач и поэтому бездействует и ослабевает, когда нет деятельности. Ум питается знанием. Ум ограничивается теми признаками и формами, которые доступны органам чувств.   26. Знание происходит по причине, ограниченной простым сознанием того, что предмет существует. Знание отрывочно, бессвязно, оно не соединяет различных явлений в одно целое, неразрывно скрепленное внутренней причинной связью. В знании все случайно и необъяснимо. Знание увеличивается через простое прибавление одних знаний к другим. Каждое приобретенное знание замкнуто в самом себе и не вызывает необходимо нового знания, ограничивается внешними признаками и наружными формами, но не внутренней природой познаваемого явления.     27. Разум личностисвязан с теоретической деятельностью, он - нечто замкнутое и глубоко самостоятельное. Не человек обладает разумом, а он живет в человеке, покоряя его волю и желания, но не покоряясь ему. В самом себе разум носит свою цель и, скорее, заставляет человека забывать о всех нуждах и потребностях, нежели служить им. Внешняя деятельность подавляет его. . Разум неодинаков у различных людей, и понимание свойственно им не в одинаковой степени   28. Понимание образуется с целью. Понимание раскрывает то, что лежит под внешними предметами и формами, то, что производит их. Цель понимания - постигать отдельные явления в их взаимной связи, понимать целое, части которого составляют это явление. В понимании все необходимо и понятно. Понимание совершенствуется, становится глубже и полнее. Истины соединяются только в понимании. Понимание образуется при господствующем участии человеческого разума, и чувства только орудия для него.
РОД изменений (Информации о мире) Каких? 29 . конкретностьинформации позволяет индивиду реализовать ее немедленно в реальном времени и пространстве. Практичностьинформацию для индивида оценивается по ее действенности в процессе реальной работы в реальной ситуации   читабельностьинформациь – ее проверенная адаптированность к тезаурусу субъекта, получателя информации. Читабельность организованностьинформации - представление ее в современной форме, регламентированной требованиями к научным отчетам, рукописям для издания, диссертационным исследованиям, компьютерным программам и т.п. 31 . достаточность информации” – не более того, что необходимо для понимания проблемы, и который не перегружает восприятия, памяти, мышления личности. Необходимая дляличности информация та, без которой невозможно достижение целей получателя информации. 32. объективнаяинформации имеет признакидостоверности, доказанной научными методами, и ее полнота, исключающая утрату сведений об объекте Системность информации определяется ее целостностью, доказанной 15 принципами гармонии.    
ВИД изменений (Целеобразование человека) Каких? 33. целеполагании – определение индивидом точки нахождения своего социального, профессионального, интеллектуального и др. статуса на ка общей «карте» всех возможных состояний индивидов для оценки своего состояния и выбора направления своего развития. . 34. целенаправленость -сознанный субъекетом выбор направления своего развития, т.е. перехода из состояния неудовлетворительного (точки Х1,У1) в желаемое состояние (в точку Х2,У2). Целенаправленность определяет образ желаемого Будущего, к которому устремляется человек. , 35. целеустремленность, личности определяется, как его способность продолжать преследовать одну и ту же цель, изменяя способы ее преследования при изменении внешних условий. Возможно при наличии достаточных ресурсов: 1) сырьевых, 2) энергетических, 3) финансовых, 4) технологических, 5) информационных, 6) организационных, 7) интеллектуальных, 8) человеческих. 36. Целесообразно то, для осуществления чего хватает времени. Индивидуальность адекватна, если не пытается сегодня предпринимать межпланетный полет к звезде Альфа Центавра потому, что даже с недостижимой сегодня скоростью 3000 км/сек, он длился бы 4260 лет. Проекты индивидуальности должны быть соотнесены со временем, которым она располагают.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я слышал много докладов и участвовал во многих обсуждениях проблемы опасности наступления глобализации для человека. Я разделяю часть услышанных опасений, но считаю, что при соответствующем квалифицированном подходе, глобализация может стать благом для человека и общества. Чтобы разобраться в проблеме отношений «глобализация-человек» нужна модель, которая позволит перейти от общих слов, в которых сегодня идут дискуссии, к конкретным психологическим качествам человека, которые или пострадают в результате глобальных изменений, или, напротив, усилятся. По крайней мере, сегодня, ответственно об этом говорить никто не может.

Предварительный анализ проблемы и первые экспериментальные исследования показывают, что и без глобализации достаточное количество людей находится в «разрушенном состоянии». Поэтому важно уже сейчас знать приблизительную долю людей, чья психика уже изменилась, чтобы не списывать все на глобализацию, когда ее процессы наберут силу.

Совершенно очевидным является то, что страх перед глобализацией вызван тем, что она, как огромная совокупность научных знаний, воплощенных в единой техносферной системе, уже сейчас сильнее человека. Очень много людей не может включиться в глобализационные процессы из-за недостаточного образования и других причин социального, экономического, материального характера. Столкнувшись с феноменами глобализации, они оказываются вытесненными из активной жизни со всеми сопутствующими переживаниями и разрушениями психики. Именно их судьба обоснованно беспокоит специалистов и общественных деятелей.

Выходом из создавшегося положения является максимальное усиление человека за счет развития системы образования и воспитания до уровня, позволяющего уверенно чувствовать себя во взаимодействии с элементами глобализации. Запущенность образования должна вызывать больший страх, чем сама глобализация, требующая от человека знаний. Глобализация почти механически впитала в себя и накопила огромный объем знаний, который каждому человеку приходиться обретать за счет собственной активности и поддержки общества. Того и другого пока мало.

Предложенная модель дает самый оптимистический вывод - глобализация еще долгие-долгие годы будет слабее человека в области гуманитарного знания, которое будет позволять человеку успешно взаимодействовать с ней. Глобализация, впитавшая в себя массу естественных знаний, непроизвольно будет стремиться стать «психологической системой», но психологически она будет всегда уступать человеку. Не всякому, конечно, человеку, а тому, кто принимает решения, руководствуясь смыслом, ценностями и целями поведения. Именно поэтому ведущие исследователи глобализации постоянно пишут и говорят о сознании, ценностях и других неформализуемых вещах, как главной проблеме отношений между глобализацией и человеком. Но это уже другая тема, по своему объему превосходящая проблему опасностей глобализации. Это проблема опасности для самого человека просто потерять смысл, ценности и цели его жизни.

 

 

Мечта Просвещения, что разум и наука решат проблемы человечества – в пределах досягаемости. Однако существует экстраординарный разрыв между нашей технологической переразвитостью и нашей социальной недоразвитостью. Наша экономика, общество и культура построены на интересах, ценностях, институтах и системах представлений, которые ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют нашу энергию в русло самоуничтожающей конфронтации.

1. Люди активны, информированы, и общаются в масштабах всего мира.

2. бизнес принимает на себя свою социальную ответственность,

3. СМИ становятся вестниками, а не вестью,

4. политические деятели противодействуют цинизму и восстанавливают веру в демократию

5. культура реконструируется из опыта,

6. человек ощущает свою солидарность со всем сущим на Земле,

7. утверждается межпоколенческая солидарность, живя в гармонии с природой,

8. мы отправляемся в исследование своего внутреннего «Я»,, установив мир с собой,

9. если все это стало возможным благодаря нашим информационным сознательным, коллективным решениям,

10. пока есть еще время,

11. может быть тогда мы сможем, наконец, жить и давать жить другим, любить и быть любимым.

В ХХ веке философы пытались изменить мир, в ХХ! веке настало время интерпретировать его по другому. Не следует забывать, что «high-tech» в его традиционном понимании сам по себе, как класс технологий, уже минимум 5 лет является для мира вчерашним днем. Передовой линией прогресса, наряду с генной инженерией и созданием нейрокомпьютеров, все в большей степени становятся так называемый «high-hume» - технология корректировки и формирования общественного и индивидуального сознания. Суть информационной революции 90-х годов, произошедшей в мире и затронувшей российскую политику, но почти совершенно не замеченную остатками российской науки, заключается именно в том, что впервые в истории человечества самым коммерчески эффективным видом деятельности стало преобразование не мертвой природы, но живого человеческого сознания.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.М., 1994.
  2. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993.
  3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. П., 1921.
  4. Глобализация, коды и вера во Христа. (Доклад на круглом столе в Государственной думе) «Личные коды как проблема мировоззренческого выбора современного человека», 23.01.2001.
  5. Проблемы глобализации. Рук. проекта М.С.Горбачев. Рук. подпроектов: А.Арбатов, О.Богомолов, В.Данилов-Данильян, В.Кувалдин, Н.Римашевская, В.Толстых, Г.Шахназаров. Отв.ред. А.Б.Вебер. Интернет.
  6. Делягин М.Г. Идеология возрождения. М., 2000.
  7. Зюганов Г. Глобализация: тупик или выход? «Правда» 06.06.2001.
  8. Ивашов Л. Военно-Политические угрозы глобализации. Интернет.
  9. Ильин М.В. Глобализация политики и эволюция политических систем// Глобальные социальные и политические перемены в мирею Материалы российско-американского семинара. М., 1997.
  10. Капица С.П. Стратегия и прогнозы будущего.. М., 1997.
  11. Катасонов Ю. Осознание угроз глобализма – ключ к выживанию России.
  12. Косолапов В.В., Гончаренко А.Н., ХХ! век в зеркале футурологии. М., 1987. Интернет.
  13. Кастельс Эммануэль. Информационная эпоха. М., 2000.
  14. Международные отношения в ХХ1 веке: региональное в глобальном и глобальное в региональном. Под ред. А.С.Макарычева. НН., 2000.
  15. Омае К. Упадок национального государства: становление региональных экономик. НЙ, 1999.
  16. Панарин А.С. Глобальное и политическое прогнозирование. М., 2000.
  17. Постиндустриальный мир и Россия. Отв. ред. В.Г.Хорос и В.А. Красильщиков, УРСС.
  18. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  19. Стенограмма семинара "Национальная безопасность в условиях современной глобализации"© Центр Стратегических Разработок, Москва, 1999-2000 E-mail: info@csr.ru
  20. Терин В.П. Информационное и коммуникативное воздействие в условиях глобализации. Интернет
  21. Судьбы России. Подг. Шепелев Л.Е., СПб., 1999.
  22. Тоффлер Алвин. Футурошок. СПб, 1997.
  23. Фукуяма Ф. Конец истории?// США: экономика, политика, идеология. 1990. №5., С.40.
  24. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1989.
  25. 2015. Сценарии для России. (А.Кабаков, А.Гельман, Д.Драгунский.) М., 1999.
  26. Robertson R. Globalization. London: Sage, 1992.

 

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет психологии

Кафедра политической психологии

Наб. Макарова д. 6, к 210.

199034 Санкт-Петербург

Teл./Факс: 812 - 53 59 379

Teл. : 812 – 32-89 416

E-Mail: yuriev@robotek.ru

 






Date: 2015-11-14; view: 176; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию