Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демографическая глобализация (главный ресурс)





 

Демографическая глобализация представляет наибольшую опасность для России – страна и русский этнос исчезают и растворяются в гигантской массе массе прироста населения в других странах. В схемах, которые представил академик С.П.Капица, есть понятие культурного периода, продолжения известных мезолита, неолита, древнего мира, средних веков, новой истории - «мировой демографический переход». Он следует за новейшей историей и приводит к культурному периоду - «стабилизации населения Земли». Здесь и появляется именование исторического периода, следующего за урбанизацией – глобализация. Ему вторит Э.Кастельс, который говорит, что сейчас в мире насчитываются десятки миллионов тинейджеров, которые, воспитавшись в высококонцентрированной информационной среде, имеют со сверстниками, живущими в рамках других культур много больше общего, чем с представителями старших поколений в своих собственных культурах.

С.П.Капица высказывает предположение, что ширина «демографического перехода» - 90 лет, которые по своему значению для человечества эквивалентны тысячам и миллионам предыдущих лет существования человека. Мы оказались в самой гуще этого перехода, по важности сравнимого с самим фактом появления человека. По предположению А.А Акимова (10) цикл развития техногенной среды в период глобализации намного короче, чем 40 лет, необходимые человеку для адаптации и активной работы в этой среде. Очевидно, что для России, кроме всего прочего, опасность демографической глобализации заключается в противоречии демографических процессов, идущих в мире и в России. Так в мире в 2025 году число людей достигнет своего естественного предела – 11-12 млрд человек. Свидетелями этого феноменального явления, конца предела роста человеческой популяции, станут многие люди, которые живут сейчас! Причем за всю историю Земли на ней жило всего 100 млрд человек!

В России в это же время численность населения упадет до 100 миллионов человек. В.А.Елизаров (10) говорит, что уже сегодня Россия седьмая в мире по численности населения и 150-я по продолжительности жизни. В России на 200 тысяч смертей в месяц всего 100 тысяч рождений. На 60 тысяч браков 50 тысяч разводов. В 17 регионах, в число которых входит Санкт-Петербург, число разводов превышает число браков. Население России – 145,3 млн человек – это седьмое место в мире после Пакистана! По данным В.А.Акимова численность населения Ирана и Афганистана через 20 лет будет равна численности населения России!

Е.М.Андреев (10) объясняет исчезновение населения России тем, что продолжительность жизни у мужчин в наше время ниже, чем в начале века. Весь столетний прогресс в России, по данным Е.М.Андреева, свелся к снижению смертности детей, а смертность взрослых мужчин практически не снизилась. Иначе говоря, Россия «выпала из мирового контекста» роста продолжительности жизни, а смертность взрослых в ХХ веке не уменьшилась. А.А.Авдеев (10) говорит, что начиная с поколения женщин 1927-1930-х годов рождения, рождаемость опустилась ниже уровня простого воспроизводства населения. Признаком этого служит то, что численность дочерей стала меньше численности матерей. Капица утверждает, проблема высокой смертности в России – это проблема качества населения, которая не была решена в ХХ веке. По данным М.Г.Делягина (6) в России более 2 млн. наркозависимых и т.д., и обозримом будущем реальный сектор столкнется с такими ограничениями, как нехватка физически и психически здоровых людей.

Этот факт имеет чрезвычайное значение. Так С.П.Капица утверждает, что «переход» происходит из-за сознания человека. По его мнению, информационная природа общества дошла до своего предела, потому что характерное время человека в 40 лет связано с его воспитанием. Это время, которое надо затратить на воспитание человека, на воспитание его ума. Он ссылается на Френсиса Фукуяма, который указывает на общую картину распада семейных, государственных, личностных и культурных связей, происходящих в мире. Распад происходит потому, что нет времени на вызревание долговременных этических, нравственных, религиозных, научных и иных представлений о формах организации жизни общества. Д.А.Гранин говорит, что прервалась «связь времен» - дети живут в другом мире и по другим правилам, нежели их родители.

С.П.Капица уверен, что происходит кардинальная смена парадигмы развития общества. Эта смена влечет большие изменения в ценностных ориентирах людей, которые управляют обществом. Нет идей, потому что изменения происходят быстрее, чем вызревают идеи – будь то политические, философские, религиозные и иные. С.П.Капица утверждает, что не ресурсы – энергетические, экологические, сырьевые – лимитируют развитие человечества, а его собственная внутренняя природа, которая уперлась во внутренний предел своего развития. Я согласен с ним.

Может быть внутренняя политика России терпит крушение из-за того, что она была ориентирована на регулируемые демографические параметры населения и на плановый темп изменений жизни. Демографические параметры перекосились, темп изменений рванул, и вся система управления обществом рухнула – власть передали криминалу. С 1994 года численность детей в возрасте 7 лет сократилась на 1 млн человек, т.е сокращается 40 тысяч первых классов и высвобождается 40 тысяч учителей. На грани катастрофы находится вся инфраструктура, ориентированная на обслуживание детей. Это судьбы и рабочие места миллионов людей.

Отечественные специалисты располагают сведениями, что сегодня нет проблем с призывом в армию и с наполнением системы высшего образования, но через несколько лет произойдет обвал числа абитуриентов и набора в армию. Закроются почти все коммерческие ВУЗы и начнется борьба за людей между ВС и образованием. Власть, все системы управления стали фиктивными или из-за чрезмерной численности населения (в мире), или из за чрезмерной малочисленности населения (в России). Все системы власти работают только на собственное выживание, практически потеряв управление процессами. Вся глобализация происходит только потому, что началась демографическая глобализация. Именно Россия в процессе глобализации лишается главного ресурса – человеческого. В числе многочисленных следствий демографической глобализации есть факт демографического давления, например, со стороны Китая. По мнению В.А.Акимова (10), через 50 лет численность населения в Китае превысит 1,5 млрд человек, и на каждого из них будет приходиться по 6 соток земли. То же самое в Индии. Чтобы заселить Сибирь, которая к этому времени почти полностью обезлюдеет, Китаю потребуется 100 млн человек. В связи с этим В.А.Акимов говорит о согласии с организованным переселением китайцев в Россию.

 

 

2.5. Главное, результирующее направление - политическая глобализация (сетевая власть)

 

Западные специалисты считают, что на пути, где происходят открытия, нет возврата к тому, что пройдено. Действует процесс, именуемый «калифорнизацией», который означает, что глобальные марки голубых джинсов, напитков на основе колы и стильных спортивных туфель в одинаковой степени занимают ум шанхайского таксиста и школьной учительницы в далеких Стокгольме или Сан Паулу. Это означает, что транснациональная цивилизация состоялась, когда преодолела значение таких картографических фактов, как 1) местонахождение сырьевых ресурсов, 2) источников энергии, 3) рек, пригодных для навигации, 4) глубоководных портов, 5) железных дорог, 6) дорого с твердым покрытием, 7) национальных границ. Новую цивилизацию создали: а) области распространения радиосигналов и сигналов спутников телекоммуникационной связи, б) географический ареал распространения газет и журналов. Иначе говоря, в качестве фактора, способного формировать потоки экономической активности информация вытеснила географическую близость и политику.

Тем не менее, как считает Э.Кастельс, путешествие в транснациональную цивилизацию едва началось. Страна, в которую мигрируют люди, и на этом пути им помогает объединяющая их открытость к действию английского языка, открытость по отношению к воздействиям Интернета, TV Fox, BBC, CNN, MTV и интерактивных инструментов – это глобальная экономика без границ. Возникает новое общество, когда наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Производительность и конкурентоспособность являются определяющими процессами информациональной/глобальной экономики. Производительность, по существу, есть производная от инноваций, а конкурентоспособность – от гибкости. Чрезвычайно важно следить за тем, что в новой системе производства труд переопределен в своей роли производителя и резко дифференцирован в соответствии с характеристиками рабочих. Существует большое различие между родовым трудом (узкоспециализированный труд, жестко связанный с определенным родом производства) и самопрограммируемым трудом, ключом к которому является образование и возможность доступа к более высоким уровням образования, т.е. включенным в структуру труда знания и информации.

Тогда образование становится процессом, посредством которого люди (т.е. рабочая сила) приобретают способность постоянно изменять необходимые навыки для данной задачи и обращаться к источникам для обучения этим навыкам. Всякий, получающий образование в адекватном организационном климате может перепрограммировать себя в соответствии с бесконечно изменяющимися задача процесса производства. Э.Кастельс не скрывает, что фундаментальными социальными разломами в информационную эпоху являются: во первых, внутренняя фрагментаризация рабочей силы на информациональных производителей и заменяемую родовую рабочую силу; во-вторых, социальное исключение значительного сегмента общества, состоящего из сброшенных со счетов индивидов, чья ценность как рабочих/потребителей исчерпана и чья значимость как людей игнорируется; и, в третьих, разделение рыночной логики глобальных сетей потоков капитала и человеческого опыта жизни рабочих.

Здесь и начинается главная проблема глобализации: отношения власти трансформируются. Основная трансформация связана с кризисом национального государства как суверенной единицы и сопровождающего его кризиса той формы политической демократии, что создавалась в течение последних двух веков. Так как представительная демократия своим логическим основанием имеет понятие суверенной единицы, размывание границ суверенности ведет к неопределенности в процессе делегирования воли народа. Глобализация капитала, процесс увеличения количества сторон, представленных в институтах власти, а также децентрализация властных полномочий и переход их к региональным и локальным правительствам создают основу. Геометрию власти, возможно, рождая новую форму государства – сетевое государство.

Новая форма государства появляется вынужденно, так как распоряжения государства не могут быть полностью приведены в исполнение, и так как некоторые из его фундаментальных обещаний, воплощенных в государстве всеобщего благосостояния не могут быть сдержаны, то и власть, и легитимность государства ставятся под сомнение. В этой новой системе власти доминирует сетевая геометрия, в которой властные отношения всегда специфичны для данной конфигурации акторов и институтов. Стратегические игры, модифицированные по заказу представительств, и персонифицированные лидерские игры заменяют классовые объединения, идеологическую мобилизацию и партийный контроль, которые были характерны для политики индустриальной эпохи.

Сама политика, по Э.Кастельсу изменяет свою природу: политика становится театром, а политические институты агентствами по заключению сделок, чем местами власти, граждане по всему миру демонстрирую защитную реакцию, голосу я для того, чтобы предотвратить вред от государства, вместо того, чтобы возлагать на него свои требования. В определенном смысле, политическая система лишена власти, но не влияния. Теоретически, власть в информационном обществе вписывается на фундаментальном уровне в культурные коды, посредством которых люди и институты представляют жизнь и принимают решения, включая политические решения. В этом смысле, власть, когда она реальна, она становится нематериальной. Она реальна потому, что где и когда бы она не консолидировалась, эта власть наделяет на время индивидов и организации способность осуществлять свои решения независимо от консенсуса. Но она нематериальна вследствие того, что такая возможность возникает из способности организовывать жизненный опыт посредством категорий, которые соотносятся с определенным поведением и, следовательно, могут быть представлены, как одобряющие определенное лидерство.

Э.Кастельс не согласен с другими точками зрения. Он, например, пишет, что в своей недавней и очень влиятельной статье под названием «Столкновение цивилизаций» Сэмюэл Хантингтон считает, что линией разлома в новом мире по окончании холодной войны, создается не политикой, а культурой. Большие массы людей объединяет для достижения общей цели их общее наследие, включающее в себя язык, историю, традицию, религию. Отсутствие общей цивилизации является неустранимым препятствием для взаимопонимания народов, холодно смотрящих друг на друга через линию раздела. В обществах, открытых мультимедиа-технологий происходит смещение критически важной точки равновесия: дети и подростки этих обществ на более глубинных уровнях чувствительности и мировоззрения становятся гораздо более похожи на своих сверстников, испытывающих сходные воздействия в других обществах, чем на представителей старших поколений в своих культурах. Начала разрушаться основополагающая преемственность между разными поколениями, необходимым образом обеспечивающая целостность и выживание любого общества.

Труды классиков глобализации местами откровенны. Так Э.Кастельс пишет, что культурные сражения суть битвы за власть в информационную эпоху. Они ведутся главным образом в СМИ, но СМИ не являются держателями власти. Технология сжимает время до нескольких случайных мгновений, лишая общество временных последовательностей и деисторизируя историю. Заключая власть в пространство потоков, делая капитал вневременным и растворяя историю в культуре эфемерного, сетевое общество «развоплощает» социальные отношения, вводя культуру реальной виртуальности. Аргументом в пользу этого служит то, что возникла новая культура – культура реальной виртуальности, под которой подразумевается система, в которой сама реальность (т.е. материальное/символическое существование людей) полностью погружена в установку виртуальных образов, в мир творимых убеждений, в котором символы не просто метафоры, но заключают в себе актуальный опыт.

По Э.Кастельсу, власть – как возможность предписывать поведение – содержится в сетях информационного обмена и манипуляции символами, которые соотносят социальных акторов, институты и культурные движения посредством пиктограмм, представителей, интеллектуальных усилителей. В долгосрочном периоде в действительности не имеет значения, кто находится у власти, так распределение политических ролей становится широким и подверженным ротации. … Одним словом, культура как источник власти и власть как источник капитала лежат в основе новой социальной иерархии информационной эпохи. Сегодня люди в большей степени производят формы социальности, нежели следуют моделям поведения. Не имея Зимнего дворца как цели захвата, взрывы протеста будут просто схлопываться, трансформируясь в повседневное бессмысленное насилие.

 

 

Date: 2015-11-14; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию