Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оздоровительные программы





 

В группу оздоровительных условно выделены программы, которые главным образом посвящены теоретическим и практическим аспектам оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Программы "Здоровье" и "Здоровый дошкольник" в первую очередь направлены на развитие выносливости с помощью циклических упражнений, в основ­ном оздоровительного бега. Программы акцентируют внимание на ре­альном взаимодействии медицинских работников и педагогов дошколь­ного учреждения.

 

2.1. Программа "Здоровье"

 

Программа "Здоровье", разработанная творческим коллективом под руководством В.Г. Алямовской, - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя четыре основных направления: обеспечение психологического благополучия; орхрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Каждая из них реализуется одной или не­сколькими программами. Целевые программы "Комфорт", "Группы здоровья», "Город мастеров", "Школа маленького предпринимателя", "Этикет" и "Личность» учитывают возраст детей, уровень квалификации специалистов и воспитателей, имеющиеся условия, включают в себя конкретную схему действий, рассчитаны на все возрастные группы детей и практически охватывают все виды деятельности.

Программа "Здоровье" предполагает возможность самостоятель­ного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания, использование различных отечественных и зарубежных методик, систем обуче­ния, других программ, например программу "Радуга", а также типовую "Программу воспитания и обучения в детском саду" по некоторым ее разделам. Условие здесь одно: все должно отвечать основным направлениям и идеям программы «3доровье». Это требует от воспитателя высокого профессионализма, серьезной теоретической и методической под­готовки, гуманного отношения к детям, установления партнерского сти­ля общения.

Целевая программа "Труппы здоровья" для дошкольников - это комплексная система физического воспитания детей. Ее основными за­дачами являются: укрепление здоровья детей; воспитание потребности в здоровом образе жизни; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двига­тельной деятельности и реализация их через систему физкультурной-оздоровительной работы; приобщение детей к традициям большого спорта.

Программа состоит из нескольких основных разделов.

1. Организация двигательной деятельности.

2. Лечебно-профилактическая работа, закаливание.

3. Планирование и организация физкультурных мероприятий.

4. Диагностика физического развития.

5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

6.Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здоро­вого ребенка.

Разрабатывая новую схему физического воспитания, авторы ру­ководствовались данными исследований лаборатории И.А. Аршавского изучили работы Ю. Ф. Змановского, И.И. Пуртова, Н.М. Амосова по воспитанию здорового ребенка, систему К. Купера и др. Цель сводилась к тому, чтобы разработанная система физического воспитания органически входила в жизнь детского сада, не «заорганизовывала" бы детей и сотрудников, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и, самое главное, нравилась бы детям.

В соответствии с программой "Здоровье" физкультурные занятия проводятся воспитателями, музыкальными работниками, физоргами и тренерами-специалистами. Ряд занятий раздела "Забочусь о своем здоровье" – медицинскими сестрами, массажистами. В ясельной и младшей группах цель физкультурных занятий - доставить детям максимум удо­вольствия от движений, научить их ориентироваться в пространстве зала и площадки, использовать снаряды по назначению, владеть приемами элементарной страховки. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию физических качеств, в первую очередь выносливости и силы. Авторы отмечают, что физические качества это тот фундамент, который станет основой физической подготовленности в старшем до­школьном возрасте, а самое главное позволит удовлетворить потребностъ детей в движении. Алгоритм программы "Здоровье" - от удоволь­ствия к привычке, от привычки к потребности. Пока у детей не появи­лись потребность в движении, чувство ''мышечного томления", явный интерес к спорту, не следует начинать специальных тренировочных за­нятий, хотя тренеры-специалисты и физорги должны работать с детьми с 2-летнего возраста, занимаясь с ними общефизической подготовкой.

По программе ежедневно в группах детей от 3 до 7 лет проводятся три физкультурных мероприятия: утренняя гимнастика, физкультурное занятие, гимнастика после дневного сна. Это позволяет создать опти­мальный двигательный режим. Физкультурные мероприятия проходят приемущественно на свежем воздухе. Наиболее важные из них - физкультурные занятая, в ходе которых у детей накапливается необходимый опыт для другой двигательной деятельности. Авторы утверждают, что для поддержания в детях интереса к физкультуре, необходимо проводить занятия каждый день, сочетая в игровой форме тренирующие, обучающие и развлекательные элементы. Это позволяет, не перегружая детей, добиться хорошей физической подготовки. Ежедневные физкультурные занятия дают возможность организовывать индивидуально-подгрупповое обучение детей по различным программам с учетом ихсостояния здоровья и интересов.

 

2.2. Программа «Здоровый дошкольник»

Программа "Здоровый дошкольник" разработана доктором медицинских наук, профессором Ю.Ф. Змановским. Она нацелена на достижение "динамичного и вместе с тем устойчивого к патологическим (бо­лезнетворным) и экстремальным воздействиям здоровья детей, что обес­печивается формированием комплекса функциональных систем, соз­дающим оптимальный приспособительный эффект".

По мнению автора, понятие "здоровый ребенок дошкольного возраста" включает набор таких характеристик, как жизнерадостность, ак­тивность, любознательность, устойчивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень выносливости, работоспособности и др. Каждый раздел программы имеет физиологическое обоснование и состав­лен с учетом закономерностей возрастной психофизиологии, педагоги­ческой психологии и спортивной медицины. Кроме того, программа учитывает климатические и другие экологические особенности региона.

Автор считает, что благодаря простоте большинства рекомендуе­мых средств и методов, отсутствию необходимости в дорогостоящей ап­паратуре и необязательности специальной подготовки персонала его программа может применяться в любом дошкольном учреждении.

Программа "Здоровый дошкольник" носит комплексный характер, однако рассчитана преимущественно на индивидуально-дифференцированный подход при ее реализации. При этом для каждого ребенка оп­ределяются исходные параметры его физического развития, двигатель­ной подготовленности, объективные и субъективные "критерии" здоро­вья, характеристики биоритмологического профиля и соматотипа (конституции). Тесты, предлагаемые программой, подобраны с учетом воз­можности их применения в любом дошкольном учреждении.

Основное содержание данной программы включает: организацию рациональной двигательной активности детей, систему эффективного закаливания, комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств и методов, обеспечение полноценного питания, создание усло­вий для оздоровления детей.

Рациональная организация двигательной активности детей теоретически основывается на положениях о жизненно важном значении движений для развития физиологических систем растущего организма (энергетическое правило скелетной мускулатуры И.А. Аршавского), об эффективном оздоровительном влиянии циклических упражнений (в первую очередь, оздоровительного бега) на все физиологические систе­мы, биохимические процессы и психические функции. Следовательно, основная отличительная особенность программы - преобладание циклических, прежде всего беговых упражнений (скорость для детей 1,0 -1,2 м/с, т.е. два коротких шага в секунду) и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш, плавание, лыжи, велосипед и т.п.) во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости - наиболее ценного физического качества. Эти уп­ражнения - основа содержания утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию двух обязательных прогулок физкультминуток на занятиях другими видами деятельности и т.д.

Условия для оздоровления детей создаются с учетом рекомендаций биоритмологии, предмет изучения которой составляют циклические процессы в живых организмах. Организация оздоровительного режима должна исходить, прежде всего, из особенностей околосуточных биологических ритмов (период изменения 20 - 28 ч), индивидуальные проявления которых составляют биоритмологический профиль человека. В зависимости от сравнительных характеристик умственной и физической работоспособности в течение дня, эмоциональной реакции дети подраз­деляются на три типа: "утренние", "вечерние" и аритмики с высокой и низкой работоспособностью. Соответственно этому регулируются на­грузки, предъявляемые им в процессе обучения и воспитания. Каждый педагог (и родитель), считает автор программы, в поиске наиболее эф­фективного оздоровительного режима повседневной жизни ребенка должен создать возможности для реализации триады: необходимой дви­гательной активности с преобладанием циклических упражнений, доста­точной умственной нагрузки и превалирования положительных эмоцио­нальных впечатлений.

Таковы особенности программы "Здоровый дошкольник". Ее эф­фективная реализация возможна в случае добросовестного выполнения своих обязанностей персоналом дошкольного учреждения при постоян­ном взаимодействии с родителями.

 

Date: 2015-11-14; view: 611; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию