Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список основной литературы





1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2. ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Москва: ИПК издательство стандартов, 2004.

3. ГОСТ 7.82 – 2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Москва: ИПК издательство стандартов, 2001.

4. ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – Москва: Стандартинформ, 2008.

5. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

7. Градов А.П., Кузин Б.И. Региональная экономика: Учебник. – СПб.: Питер, 2003.

8. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.

9. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.

10. Комплексное региональное планирование: вопросы методологии / Р.И. Шнипер. – Новосибирск: Наука, 1988.

11. Лексин В.Н. Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика госу­дарственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.

12. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона: Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.

13. Межрегиональные межотраслевые балансы. Новосибирск: Наука, 1983.

14. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Юрист, 1999.

15. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М.: ТЕИС,2003.

16. Проблемы территориального развития. Словарь-справочник. Составители А.П. Сысоев и И.В. Усов. М.: ТЕИС, 2003.

17. Прогнозирование и планирование экономики / Под общ. Ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – М.: ИП «Экоперспектива», 2000.

18. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

19. Региональная экономика / В.П. Видяпин, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2002.

20. Региональная экономика / Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.

21. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Коваленко. – СПб.: Питер, 2005.

22. Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник / Под ред. П. Колесова, В.М. Шупыро. – М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2001.

23. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: Инфра-М, 2006.


6.4. КУРСОВЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Целью курсовой работы по «Исследованиям социально-экономических и политических процессов» является выработка практических навыков в организации и проведении научных исследований. В связи с этим тематика курсовых должна содержать обобщение теории и практики проведения конкретных научных исследовании по широкому спектру социальных проблем.

Основными направлениями научных исследований являются:

· Социологические исследования

· Технология проведения социометрических опросов

· Формы работы с документами (контент-анализ, библиографический метод, историографический анализ, экспертиза текстовых материалов)

· Сравнительный анализ по различным единицам объекта исследования (правовых систем, форм правления и пр.)

· Теория и практика моделирования процессов

· Теория и практика принятия управленческих решений

· Разработка условий и проведение научных экспериментов

· Технологии проведения экспертных опросов

· Применение компьютерных технологий в описании и представлении научной информации

· Применение математических методов в реконструировании социальных процессов

· Технология проведения социально-экономических прогнозов

· Обобщение практики управления проектами

 

Структура курсовой работы должна включать в себя две части: теоретическую и процедурную (практическую). Для социологических исследований добавляется третья часть – результирующая. В теоретической части должны быть обобщены терминологический и методический аппарат, используемый в работе, практика предыдущих исследований, обзор научной и учебной литературы на данную тему. В процедурной бакалавр должен продемонстрировать навыки самостоятельной исследовательской работы. Это заключается в применении исследовательского инструментария к решению конкретной задачи, формулировке алгоритма проведения оценки исследуемой ситуации или ее анализа. В результирующем блоке необходимо сделать выводы по результатам исследования о подтверждении либо опровержении поставленных гипотез, обосновать возможность интерпретации полученных данных и их использования в других исследованиях.


Ниже представлены методические рекомендации для написания курсовой работы по отдельным блокам научных исследований (по моделированию – для составления процедурной части).

Социологический блок:

1. Определите проблемную ситуацию и на ее основе выделите социальную проблему и ее содержание.

2. Определите объект и предмет исследования в рамках данной проблемы.

3. Опираясь на понимание объекта, предмета исследования, их соотнесенности, сформулируйте тему исследования.

4. Исходя из темы исследования и степени ее разработанности, сформулируйте цель и задачи исследования.

5. Исходя из выделенных содержательных характеристик объекта и предмета исследования, проведите операционализацию основных понятий.

6. Сформулируйте научные гипотезы исследования и выберите переменные исследования.

7. Определите эмпирический объект исследования (генеральную совокупность).

8. Выберите, обоснуйте способ построения и размер выборочной совокупности исследования.

9. Выберите и обоснуйте методы сбора первичных данных.

10. Постройте организационную схему исследования, выделите рабочие гипотезы и показатели измерения.

11. В зависимости от выбранного метода, проведите исследование

12. Определите организации, заинтересованные в результатах исследования.

13. Укажите возможные способы представления полученных результатов.

Технология социально-экономического прогнозирования:

1. Предпрогнозная ориентация, которая включает:

- формулировку проблемы (актуальность и степень ее разработанности);

- определение цели и задач исследования;

- выбор объекта прогноза и его качественная и количественная характеристика;

- определение предмета исследования;

- обоснование временного фона прогнозирования в ретроспекции и определение дальности прогнозных оценок (краткосрочность, среднесрочность, долгосрочность);

- выбор единиц наблюдения;

- формулировка основных и частных гипотез

2. Определение прогнозного фона, который включает:

- сбор информации, характеризующей саморазвитие объекта прогноза;

- сбор информации, характеризующей влияние внешних условий и факторов на развитие объекта прогноза;

- предварительная систематизация и оформление информации для анализа и синтеза (формирование информационной базы данных по объекту, ее каталогизация с выбором существенной и несущественной информации; выборка данных по смежным, непрофильным областям; выборка данных по существующим прогнозным ситуациям);

- разрабатывается проспект программы исследования.

3. Анализ тенденций развития объекта прогноза, включающий в себя всестороннее изучение исходной информации с целью выбора методов прогнозирования и частных методик, соответствующих специфике информационного массива.

4. Этап диагностики, задача которого установить степень влияния того или иного фактора на изменение объекта прогнозирования.


5. Разработка собственно прогноза на основе выбранных методов прогнозирования.

6. Проведение верификации прогноза, т.е. определение степени точности, достоверности, обоснованности прогноза.

7. Разработка рекомендаций для принятия управленческих решений.

Использование математических методов и применение процедуры моделирования:

1. Определение и обоснование перечня индикаторов, используемых в процессе исследования

2. Обоснование вида или способа моделирования

3. Определение возможных результатов, полезных эффектов, к которым могут привести используемые методы и модели

4. Определение сферы, где еще могут быть использованы данная модель или методы.

 

Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

1. Исследование региона как социально-экономической системы.

2. Анализ социально-экономических процессов современного города.

3. Социологическое обеспечение избирательных компаний.

4. Моделирование социального поведения предпринимателя.

5. Моделирование экологических процессов в современном обществе.

6. Социологические исследования поведения электората (на основе разных методов).

7. Моделирование урбанизационных изменений.

8. Образ жизни как объект социально-экономического исследования.

9. Социологическое исследование образовательного процесса.

10. Социокультурный подход к анализу общественного развития.

11. Демографические процессы как предмет научных исследований.

12. Социологические исследования организации выборов в органы власти и управления.

13. Исследование процесса принятия управленческих решений (на конкретном материале).

14. Занятость как объект макроэкономического регулирования.

15. Применение компьютерного моделирования в прогнозировании политических процессов.

16. Исследование закономерностей стагнационных процессов в экономике.

17. Формы работы с информационными базами (направление и объект исследования выбрать самостоятельно).

18. Процессы политической институционализации в регионах России: опыт сравнительного анализа.

19. Анализ процесса принятия политических решений (на конкретном примере).

20. Исследование феномена маргинализации в современном обществе

21. Исследование глобальных процессов в докладах Римскому клубу.

22. Исследование уровня профессионализма государственных (муниципальных) служащих.

23. Исследование социальных процессов в студенческой среде (по направлениям: отношение к учебе, образ жизни, отношение к выбору специальности или месту работе и пр.).

24. Опыт организации и проведения социального мониторинга в регионе (муниципальном образовании).

25. Исследование уровня информированности местного сообщества о деятельности органов местного самоуправления.


26. Контент-анализ как инструмент политологических исследований (на конкретном объекте).

27. Сравнительный анализ проведения молодежного досуга (временной диапазон и объект исследования определить самостоятельно).

28. Формирование политической культуры вузовской молодежи.

29. Исследование послевузовских ожиданий молодежи.

30. Влияние социальной дифференциации населения на образовательные ориентации молодежи.

31. Изучение феномена политического харизматического лидерства в России.

32. Исследование процесса развития системы территориального общественного самоуправления.

33. Исследование стратегии поведения предприятия в условиях рынка (на конкретном примере).

34. Исследование эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии (на конкретном примере).

35. Изучение отношения местного сообщества к органам региональной (муниципальной) власти.

36. Исследование мотивационных предпочтений абитуриентов.

37. Исследование социальной структуры общества (объект исследования определить самостоятельно).

38. Качество жизни населения в трудах российских социологов.

39. Отношение студентов ВУЗов к воинской службе.

40. Исследование процесса адаптации студентов к вузовской жизни.

41. Оценка местным сообществом процесса реформирования системы местного самоуправления (на примере).

42. Морфологический анализ как способ решения бизнес-задач (на конкретном примере).

43. Исследование межличностных отношений в студенческой группе.

44. Исследование программ политических партий (объединений, блоков, движений) методом контент-анализа.

45. Социальное прогнозирование миграционного поведения в регионе.

46. Анализ принятия административных решений в исполнительных органах власти субъекта РФ (на конкретном примере).

47. Исследование процесса выбора студентами тематики курсовых работ.

48. Определение рейтинга преподавателей в ВУЗе.

49. Определение лидерства в студенческой группе.

50. Исследование процесса применения неофициальных источников информации на экзаменах.

51. Организация досуга студентов.

52. Исследование мотивации студентов к получению высшего образования.

53. Изучение бюджета времени студентов (самонаблюдение).

54. Научные интересы студентов и пути их реализации.

55. Исследование отношения студентов к телевизионной (уличной) рекламе.

56. Оценка деловых качеств управленческого персонала фирмы (социологическое анкетирование).

57. Исследование процесса взаимопонимания молодежи и лиц старшего возраста (включенное наблюдение).

58. Экологические проблемы в зеркале общественного мнения.

 

Список литературы по дисциплине

Обязательная литература

1. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. – СПб.: Питер, 2004

2. Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. – Омск: ОмГУ, 2005

Дополнительная литература

1. Толстова Ю.Н. Модели и методы анализа социологических исследований: уч.пособие, 1996

2. Моркунас З-В.С. Методология управления социальными процессами. 1987

3. Кузьмин С.А. Социология системы: опыт структурного анализа, 1996

4. Пригожин А.И. Современная социология организаций, 1995

5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы, 1995

6. Агафонов Ю.А. Социальный порядок в РОССИИ, 2000

7. Заславская Т.И., Рывкина Г.В. Социология экономической жизни, 1991

8. Политическая социология /Под ред. Г.П. Сопова, 1997

9. Попов Р. Региональный менеджмент, 2000

10. Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении, 1996

11. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами, 1993

12. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения, 1998

13. Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления, 1995

14. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления, 1995

15. Курбатов В.И. Социальный менеджмент в социальных технологиях // Соц. работа, 1999

16. Математическое моделирование социальных процессов / Отв. ред. А.С. Кулагин, 1989

17. Рябушкин Т.В., Симчера В.М., Машихин С.А. Статистические методы и анализ социально-экономических процессов, 1990

18. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода, 1973

19. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы, 1998

20. Основы научного управления социально-экономическими процессами: Учебник, 1989

21. Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов, 1992

22. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник/ Под ред. Валуева С.А., 1991

23. Янг С. Системное управление организацией: Пер. с англ.,1972

24. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. - 2-е изд., исп.- М.: Книжный дом «Университет», 2002.

25. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: Книжный дом «Университет», 2001.

26. Нещадин А.А., Горин Н.И. Феномен города: социально-экономический анализ. – М.: Изограф, 2001.

27. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. – Киев: Наукова думка, 1982.

28. Бестужев-Лада И.В. Технология прогнозных разработок социальных процессов. – М.: Наука, 1992

29. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. – М.: Наука, 1984.

30. Масионис Дж. Социология: Пер. с англ. – 9-е изд. – М.: Питер, 2004.

31. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1972.

32. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.

33. ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Москва: ИПК издательство стандартов, 2004.

34. ГОСТ 7.82 – 2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Москва: ИПК издательство стандартов, 2001.

35. ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – Москва: Стандартинформ, 2008.








Date: 2015-11-14; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию