Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие институтов реализации и защиты социальных прав и свобод граждан в Российской Федерации





 

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека. В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и свобод человека в сфере уровня жизни. В то же время, система социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д. Следовательно, социальная защита населения – это система мер правового, социально–экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. Реализация социальных прав и свобод человека и гражданина – одна из наиболее острых проблем в России. Формально Конституция РФ зафиксировала основные социальные права граждан, но в ней не содержится положений относительно механизма осуществления социальных гарантий. Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (федеральных и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Существующая система социальных служб включает в себя государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг. В зависимости от направленности социальных служб различаются следующие функции ими выполняемые:

1. собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц и профилактику бедности, и надомные услуги нуждающимся и т.д.;

2. функция консультирования, включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

3. функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

4. функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

1. принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг;

2. принципа опоры на общественное участие;

3. принципа территориальности;

4. принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Необходимо отметить, что для успешного функционирования системы социального обеспечения важна роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.[19] В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

На данный момент система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В современных экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно–правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно–правовых форм социальной поддержки наиболее ранимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме этого, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно–правовых формах, таких, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно–правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью. Темнее менее, социальная защита, являясь по своему функциональному характеру единой системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет характерные особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально – реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осознания состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым отметить, что, хотя такой институт в России существует и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института. Следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.

Если же говорить об институтах реализации и защиты, социальных прав и свобод граждан то на сегодняшний день существует следующая структура. В Российской Федерации существует такой принцип демократического, федеративного государства как «разделение властей», на три ветви власти законодательную, исполнительную и судебную созданных для максимальной охраны прав и свобод человека. В Конституции РФ закреплен пост Президента РФ, однако он не входит не в одну из ветвей власти он является «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, и соответственно главным институтом в реализации и защиты, социальных прав и свобод граждан.

По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства, тем самым он выполняет функцию «Президента всех россиян». Одной из основных функций Президента РФ согласно ст. 80 Конституции РФ: является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент как гарант прав и свобод граждан, обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных граждан (пенсионеров, инвалидов и т.д.). Президент РФ координирует, но не вмешивается деятельность ветвей власти. При Президенте РФ существует комиссия по правам человека. Она является совещательным и консультативным органом, содействующим реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, призываемых и гарантируемых и гарантируемых в РФ согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ.Комиссия осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащейся в обращениях граждан и общественных объединений по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам, проводит специальные исследования, составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина и направляет их Президенту РФ; осуществляет подготовку проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; рассматривает направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина, проверяет информацию о случаях нарушениях прав и свобод человека и гражданина.

Комиссия обладает широкими правами. Она может запрашивать и получать необходимые документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; заслушивать на своих заседаниях информацию соответствующих должностных лиц, запрашивать и получать объяснения от соответствующих должностных лиц по вопросам, входящим в ее компетенцию.

Следующим институтом реализации и защиты, социальных прав граждан РФ является Федеральное Собрание – Парламент РФ один из трех ветвей власти. Характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает, что Федеральное Собрание, обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, которые не должны нарушать Конституционные права и свободы граждан РФ.

Парламент РФ состоит из двух палат, Государственная Дума и Совет Федерации. Совет Федерации в свою очередь образует комитеты и комиссии. Одним из таких комитетов является Комитет по социальной политике. Данный Комитет ответственен за отношение в сфере социальной политики, готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения. Государственная Дума, и Совет Федерации образуют комитеты и комиссии. В число комитетов Государственной Думы в сфере социальной политики входят следующие комитеты: Комитет по труду и социальной политике, Комитет по делам ветеранов, Комитет по охране здоровья, Комитет по образованию и науке, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи и т.д. Данные комитеты готовят законопроекты по вопросам своего ведения.

Один из важнейших институтов в сфере защиты не только социальных прав и свобод гражданина, но и прав и свобод вообще был принят 26 февраля 1997 года Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В соответствии с этим законом 22 мая 1998 года Государственная Дума избрала Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. История нового для России государственного правозащитного института, таким образом, насчитывает уже десять лет.

Роль Правительства РФ в сфере реализации и защиты, социальных прав и свобод граждан весьма велика. Правительство РФ – исполнительный орган власти. Конституция РФ, не закрепляет каких – либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государственной власти, оно руководствуется Конституцией РФ, законами, указами Президента РФ, и таким основополагающим принципом государства и конституционного строя, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет регулирование в социально – экономической сфере. Оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Практически в каждой из этих областей действуют федеральные законы, устанавливающие конкретные полномочия Правительства РФ. Через Правительство осуществляется контроль за реализацией государственных программ поддержки культуры, науки и образования, осуществляются меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размера оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно также обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры к обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их право на труд, совершенствует систему социального обеспечения. Через Правительство определяются основные направления развития и совершенствования здравоохранения, народного образования культуры. Данным многогранным аспектом своей деятельности Правительство РФ вносит значительный вклад в реализацию конституционного принципа социального государства[20].

В структуру Правительства РФ входят министерства и ведомства, которые отвечают за функционирование в определенных областях жизнедеятельности государства. В области социально – политической и социально – культурной действуют несколько федеральных органов исполнительной власти. Среди них Министерства РФ: науки и технологии, региональной политики, национальной политики, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, труда и социального развития. Государственные комитеты РФ: по кинематографии, по охране окружающей среды, по печати, по физической культуре и туризму. Федеральные службы России: архивная, миграционная, по телевидению и радиовещанию.

Министерство труда и социального развития РФ образовано в августе 1996 г. на базе бывших министерств труда и социальной защиты населения, а также – Федеральной службы занятости. Это Министерство осуществляет руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда и социального развития и координирует соответствующую деятельность в Российской Федерации. В его задачи входит разработка и осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда, дифференциации заработной платы по отраслям производственной и непроизводственной сферы и категориям работников, осуществление тарификации и единой методологии нормирования труда, осуществление мер по совершенствованию пенсионного обеспечения, социального страхования, обеспечение улучшения условий и охраны труда. Министерство участвует в формировании системы социального партнерства в трудовых отношениях. Оно осуществляет реализацию политики занятости, воспроизводство трудовых ресурсов, развитие народонаселения и д.р. Министерству предоставлено важное право, принимать постановления и давать разъяснения по применению нормативных правовых актов в области труда, занятости и социальной защиты населения.

В систему органов социального обеспечения входит несколько государственных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ (в его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования, финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях), Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Данные фонды подчиняются Правительству РФ, но отчет об исполнение бюджета представляют в Федеральное Собрание. Самым крупным фондом по отношению к остальным является – Пенсионный фонд РФ (Положение о нем было утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.). Он является самостоятельным финансово – кредитным учреждением и осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. С 1993 г. Фонд подчиняется Правительству РФ и осуществляет свою деятельность на основании бюджета, ежегодно утверждаемого Федеральным Собранием. Фонд осуществляет, обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирования расходов на выплату пенсии и пособий. Он осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием средств. Региональные отделения Фонда подчиняются Центру, они формально не зависят от органов государственной власти субъектов РФ.

Судебная власть в РФ является одной из ветвей государственной власти. Суды РФ независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей (все существующие права и свободы, проживающих и временно пребывающих в государстве), утверждает законность и справедливость. Правовое демократическое государство придерживается иных представлений о роли судебных учреждений, нежели в тоталитарном обществе. Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободе предпринимательства, безмерно расширяет сферу действия судов. Важнейшая задача государственной власти – охранять права и свободы человека всеми законными средствами. Для этого созданы судебные разбирательства уголовно–процессуального и гражданско-процессуального содержания, дабы внедрить в жизнь права граждан на судебное обжалование. Судебная власть по своей материально–технической базе самая слабая из трех властей, но именно на нее, владеющую оружием естественного права, ложится главное бремя предотвращать превращение насилия в способ правления людьми.[21]

Защищая конституционные права и свободы, суд является посредником между государством и личностью, между физическими и юридическими лицами. Суды вынуждены решать социальные и политические конфликты, но они это делают лишь в строго юридических формах, т.е. оказывая защиту. Таким образом, суды являются незаменимым средством защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина в РФ (в том числе и социальных).

В Конституции РФ в главе «Судебная система» отведено место Прокуратуре РФ она также является правоохранительным органом. Однако Прокуратура РФ не входит в судебную власть. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Она призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

Конституция РФ предоставляет право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба подается лицом в том случае, если всеми судебными инстанциями РФ ему в заявлении было отказано. Существуют два органа международной защиты:

1. комитеты ООН;

2. европейский Суд по правам человека.

Из выше изложенного следует, что все органы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина тесно пересекаются друг с другом, так как эти органы являются государственными органами и согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 45) – Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это означает обязанность государства через его органы различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Таким образом, социальная защитав любом государстве – это комплексная система социально–экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Date: 2015-11-14; view: 2242; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию