Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные механизмы защиты социальных прав и свобод граждан Российской Федерации





 

Степень гарантированности прав и свобод в государстве зависит не столько от их перечня, закрепленного в законодательстве, сколько от уровня развития механизмов и разработанности процедур, используемых при защите данных прав. В каждом обществе существует система гарантий, посредством которых и воплощаются в жизнь права человека, но не везде она одинакова. Однако мы можем говорить о существовании в России внутригосударственных институтов, главная задача которых – гарантировать защиту прав человека. Это судебная власть (Конституционный Суд РФ, общие суды, мировые судьи), Президент как гарант прав и свобод граждан, парламент, Уполномоченный по правам человека в РФ и субъектах РФ, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, средства массовой информации, формирующееся гражданское общество.

Действие юридических механизмов защиты прав и свобод зависит от стабильности политической обстановки, развития экономики и уровня социальной защищенности населения. Для России становление правовой государственности – приоритетная цель, ибо Россия как крупнейшая европейская страна не может быть в стороне от процессов глобализации, происходящих в современном мире. В наше время на смену ушедшим идеологическим установкам должна прийти общенациональная идея, консолидирующая все российское общество, основанная на незыблемости, неотчуждаемости и естественном характере основных прав и свобод человека, которая подчеркнула бы их особую значимость и фундаментальный характер.

Но для реализации прав человека не всегда достаточно наличия политических, экономических, социальных и юридических гарантий. Прежде всего, необходимо сформировать свободную личность, а это весьма сложная задача, включающая в себя целый комплекс мер правового воспитания. Одной из важнейших среди них является «воспитание законом», т.е. правильный, справедливый закон должен быть гарантом прав человека в государстве. Это закон, который не только ясен и понятен всем гражданам, но в нем четко описано, что им делать, если их права нарушаются, и как восстановить нарушенное право.

Важное место в системе государственной защиты прав граждан занимает Президент Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами.

Полномочия Президента РФ в этой области не могут конкурировать с каким–либо другим органом общей компетенции. Как глава государства он имеет в своем распоряжении все необходимые средства для проведения оперативной (своевременной) и массовой защиты прав. Президент России, выступая гарантом прав и свобод личности, может защитить права и свободы каждого, которые нарушены любыми органами власти или иными объективно существующими факторами (преступность, рост цен, безработица и т.д.).

Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области охраны и защиты прав личности. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он «...обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» по защите прав и свобод.

Содержание правозащитной функции российского Президента отчетливо выражено в присяге, произносимой им при вступлении в должность: «...клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации».

Глава российского государства выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности.

Практика свидетельствует о том, что Президент РФ своевременно использует предоставленное ему право – выступать инициатором законопроектов. Например, в 2004 году Президентом был внесен ряд важнейших актов, направленных на реформирование структуры государственной власти и укрепление государственной защиты прав граждан. Кроме того, осуществляя правотворческую деятельность, он издает указы, направленные как на защиту прав и свобод всего населения, так и отдельных социальных групп, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других категорий, особо нуждающихся в защите со стороны государства. Частью указов Президента РФ оформляются решения нормативного характера, т.е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу лиц, органов государственной власти и управления.


В целом на защиту прав и свобод всех граждан направлено большинство указов Президента РФ.

В целях защиты прав и свобод личности Президент РФ может издавать указы, расширяющие набор прав человека, не урегулированные законом, но не вправе их ограничивать.

Особое значение имеют послания Президента Российской Федерации. Они не являются обязательными нормативными актами, но служат ориентиром в законодательной деятельности Федерального Собрания по защите прав и свобод личности.

Анализ посланий Президента России позволяет сделать вывод, что на протяжении ряда лет глава государства ориентирует все государственные органы на эффективную работу в сфере реализации и защиты прав и свобод граждан.

Завершая всю законодательную деятельность парламента страны, глава государства наделен правом вето. Право вето позволяет Президенту своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего права и свободы личности.

Президент Российской Федерации имеет в своем распоряжении организованный аппарат, который выполняет его отдельные функции по защите прав и свобод человека и гражданина. В нем следует выделить основные, на наш взгляд, правозащитные органы: Комиссию по правам человека при Президенте РФ, Управление Президента по работе с обращениями граждан и Контрольное управление.

Деятельность современной российской прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляется при выполнении ею всех видов деятельности, закрепленных в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Вообще же задача прокуроров в ходе осуществления правозащитной деятельности заключается в том, чтобы ни в коей мере не подменять судебные органы, органы исполнительной власти, контролирующие органы, роль которых в рассматриваемой сфере является доминирующей, а эффективно использовать специальные полномочия прокурора для оперативного пресечения нарушений прав и свобод больших групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, а также тех категорий граждан, которые в силу исключительных обстоятельств нуждаются в особой поддержке со стороны государства.

Судебная реализация перечисленных и других принципов и норм Конституции по защите прав и свобод граждан обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и Конституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125 Конституции по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Среди множества способов и механизмов обеспечения, прав и свобод человека наиболее распространена судебная защита. В цивилизованном обществе именно суду принадлежит центральное место в системе национальной правозащитной деятельности государства.

Эффективность государственной защиты прав человека, уровень законности и демократии в любой стране напрямую зависят от авторитета правосудия, от реальной независимости и самостоятельности судов во взаимоотношениях с другими ветвями власти.


В ситуации, когда стороны не могут самостоятельно достичь компромисса и прийти к мировому соглашению, они могут использовать свое конституционное право на судебную защиту собственного интереса (ч. 1 ст. 46 Конституции). Реализация данного права на практике связана с таким важнейшим фактором, как доступность правосудия.

Решение задачи, связанной с обеспечением доступности правосудия, по мнению В.Ф. Яковлева, заключается в дифференциации судебных процедур, упрощении форм судопроизводства, а также применении альтернативных методов разрешения споров и примирительных процедур, в создании квазисудебных органов для досудебного разрешения споров о праве. При этом особо подчеркивается то, что «судебная защита должна всегда присутствовать, быть гарантирована – в этом ее успешность».[29]

Наряду с доступностью правосудия не менее значимое место в системе гарантов обеспечения субъективных прав лиц, участвующих в процессуальных отношениях, занимает принцип состязательности, являющийся одной из основных гарантий судопроизводства.

Говоря о правосудии как о наиболее эффективной гарантии правового статуса личности, нельзя обойти вниманием право на обращение человека за защитой своих прав и свобод в соответствующий межгосударственный орган судопроизводства. При этом если указанный межгосударственный орган удовлетворит жалобу, то все принятые ранее по данному вопросу правоприменительные акты подлежат пересмотру.

Особое место в системе судебных гарантий правового статуса личности в современной России принадлежит органам конституционного судопроизводства, одной из главных целей, деятельности которых является непосредственное применение конституционных норм и принципов, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина и являющихся наиболее действенными гарантами их реализации.

Деятельность Конституционного Суда России способствует приведению российского законодательства в соответствие с общемировыми правовыми ценностями, базирующимися на принципах верховенства естественного права, господства правового закона, признания и уважения прав социальных меньшинств.

В практике конституционного правосудия выработаны подходы к определению системы гарантий права на судебную защиту, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме. К числу таких гарантий относится доступность правосудия; требование рассмотрения дел законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно; соблюдение правил о подсудности; наличие института судебного представительства; обеспечение состязательности и равноправия сторон, в том числе наделение сторон достаточными процессуальными правомочиями для защиты своих интересов при осуществлении всех процессуальных действий; предоставление государством возможности пересмотра дела вышестоящим судом в случае судебной ошибки; обеспеченность со стороны государства исполнения судебного решения и другие.


Несмотря на признаваемый Конституционным Судом России абсолютный характер права на судебную защиту, им выявлен ряд объективных моментов, сужающих данное право. Так, из его конституционного закрепления не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение конституционного права на судебную защиту. Не является ограничением данного права и установление в законе сроков для обращения в суд для обращения с жалобами на действия должностных лиц.

Права и свободы человека и гражданина Российской Федерацией признаны высшей ценностью, а их соблюдение и защита – главная обязанность государства, в то же время в обеспечении их гарантий возникают проблемы, которые необходимо разрешать на законодательном уровне, как федеральном, так и субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Недостаточно одного декларативного провозглашения гарантий прав и свобод в конституционном законодательстве: необходимо законодательно закрепить функциональные обязанности государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, как один из механизмов реализации государством гарантий прав и свобод человека и гражданина. Требует также проработки вопрос усиления ответственности госслужащих за низкую эффективность в работе по защите прав человека. Для решения этих законодательных проблем обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина необходимо обеспечить комплексный подход по взаимодействию всех государственных и общественных правозащитных структур.

В судебной системе назрела потребность создания системы административных судов в связи с тем, что в судах общей юрисдикции растет число дел о разрешении конфликтов между гражданами и их объединениями и государством в лице его органов и чиновников. Эти суды повысили бы гарантии защиты прав и свобод граждан от произвола чиновников, которые нередко в угоду своим личным интересам нарушают нормы права.

Необходимы законодательные меры, направленные на гуманизацию уголовного наказания, поскольку до сих пор в судебной практике неоправданно часто применяется лишение свободы как вид наказания за совершение преступлений небольшой тяжести.

Важно также включить в программы повышения квалификации судей изучение международно–правовых стандартов защиты прав граждан и их учет в отечественной правоприменительной деятельности.

Федеральному Собранию Российской Федерации с учетом интеграции России в международное сообщество необходимо активизировать законотворческую деятельность, направленную на приведение российского законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами обеспечения прав личности. Для создания эффективной системы гарантий прав и свобод граждан России необходимо принять федеральные законы о праве граждан на получение информации; об обращениях граждан в государственные органы; о неприкосновенности частной жизни; о правовой защите семьи и детства; о защите государством потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству; о порядке образования и деятельности административных судов, специализирующихся на рассмотрении конфликтов между гражданами и представителями органов власти.

Правительству Российской Федерации при принятии решений, касающихся экономики, необходимо отдавать приоритет социальной направленности политики государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации), ориентированной на создание условий для реализации основных прав и свобод граждан России.

С целью обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина принять меры к разработке федеральных целевых программ по государственному контролю за соблюдением прав и свобод граждан. Создать условия для выполнения обязательств России по соблюдению европейских стандартов прав и свобод человека и гражданина; рассмотреть вопросы о включении в «Собрание законодательства Российской Федерации» постановлений Европейского Суда по правам человека, об ознакомлении российских юристов с международно-правовыми нормами в сфере защиты прав человека, о введении в высших юридических образовательных учреждениях предмета «Европейский Суд по правам человека: организация и деятельность». Обратить внимание на исследование проблем реализации прав человека в России, пути их законодательного обеспечения, определения задач судебных, правоохранительных и иных государственных органов в русле защиты прав и свобод граждан.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо рассмотреть вопросы о: введении института Уполномоченного по правам человека во всех субъектах Федерации; создании постоянно действующих рабочих групп из представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и некоммерческих организаций с целью совершенствования законодательства; создании переговорной площадки институтов гражданского общества и государственной власти по вопросам местного самоуправления; организации в федеральных округах общественной экспертизы регионального законодательства, уставов других нормативных актов муниципальных образований на предмет их соответствия Европейской хартии о местном самоуправлении, другим международным документам в этой сфере и Конституции Российской Федерации; повышении правовой культуры населения и создании в обществе атмосферы уважения к закону, человеку и гражданину.

Активизация деятельности институтов гражданского общества и правовая политика российского государства должны способствовать эффективной работе всех механизмов обеспечения социальных прав и гарантий граждан РФ.

Рассматривая проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве России, можно сделать следующий вывод: решая комплексно вопрос соответствия законов основным правам и свободам человека, мы выполняем не только важнейшее требование Конституции Российской Федерации к органам законодательной власти, но и обязательное условие их успешной законотворческой деятельности в обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина в России.

Сложная ситуация, сложившаяся в российской среде в результате многочисленных реформ, привела к тому, что возникают противоречия между постоянно развивающимся конституционным законодательством (признающим высшей ценностью человека) и реальным механизмом его реализации. Существо данного противоречия состоит в том, что имеющийся правовой механизм реализации прав личности недостаточно осуществляет реализацию общих конституционных принципов основ правового положения человека в обществе и государстве, установленных в Конституции РФ; не обеспечивает анализ данных о последствиях невыполнения полномочий органами государственной власти, закрепленных в конституционном законодательстве; не определяет реальной потребности реализации требований Конституции РФ, признающей высшей ценностью права и свободы человека в деятельности органов государственной власти.

Именно обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений, способствуют реальному человеческому измерению эффективности деятельности государственных и муниципальных органов[30]. Возникают проблемы, касающиеся реализации конституционного правосознания и внедрения его в российскую среду.

Целесообразным является осуществление ряда мероприятий по устранению причин, способствующих возникновению неблагоприятных последствий и вызывающих отрицательный эффект в обеспечении общественных интересов.

1. Ликвидация пробелов и противоречий в конституционно–правовом регулировании, конституционном законодательстве. Конституция РФ, конституционное законодательство в силу объекта правового регулирования отражаются (как позитивно, так и негативно) на всей системе законодательства в целом. Такая системообразующая роль обязывает конституционное законодательство не только «управлять» национальной системой права, но и вступать в «борьбу» с имеющимися коллизиями в праве, выражающимися в юридическом несоответствии между отраслевыми нормами и конституционными институтами. Причины возникновения коллизий могут быть самыми разными: пробелы в праве, несовершенство качества законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов, политические интересы их участников, произвольное превышение собственных полномочий органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, элементарные ошибки. Все это нуждается в специальном правовом механизме оптимального разрешения коллизий, которые существенно ослабляют российскую государственность.

2. Доступность понимания положений Конституции и принимаемых на ее основе правовых норм. Неправильное понимание конституционного законодательства ведет к дефектам конституционного правосознания, к искаженным выводам о правах и обязанностях субъектов реализации права. Поэтому наряду с конкретизированными предписаниями (о том, что каждый имеет право на труд, свободное перемещение или передвижение, на гарантируемую законом минимальную заработную плату), при помощи, которых уясняются формально закрепленные конституционные предписания, конституционное правосознание включает представления о конституции в целом, ее принципах, что является необходимым компонентом готовности субъекта к правоприменительной деятельности. Развитость этих компонентов позволяет уяснить конституционные нормы, непосредственно применяемые к конкретным фактическим обстоятельствам.

3. Право субъекта на информацию, степень его информированности и умелой, качественной передачи знаний.

Право человека на информацию – это своего рода право–гарантия, поскольку установление и реальное претворение в жизнь данной юридической возможности будет означать существенное достижение в повышении правовой защищенности человека. Только в рамках системы знаний он способен реализовывать свои права.

Одной из задач на пути создания информационного общества в России является не только формирование и развитие его правового фундамента, основу которого составляет специальное информационное законодательство, но и активное внедрение в его среду конституционного правосознания. Это новый институт конституционного законодательства, призванный обеспечить регулирование отношений в информационной сфере при создании, движении и потреблении информации в обществе и государстве.

Конституция, составляющая стержень конституционного законодательства, регулирует такие общественные отношения, без которых невозможно воплотить в реальность демократические преобразования, построить правовое государство. Поэтому для достижения целей, закрепленных в конституционном законодательстве, необходимо совершенствовать конституционно–правовое образование как самостоятельную часть юридического образования в стране.








Date: 2015-11-14; view: 1935; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию