Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная группа как элемент социальной системы
До 70-х годов прошлого столетия вопрос о группах как особых, несводимых к совокупности индивидов продуктах эволюции специально не ставился. Ряд исследователей, занимавшихся групповыми процессами, считали положительный ответ само собой разумеющимся. Однако возражения их оппонентов показывают, что данное утверждение не столь очевидно. В своем крайнем выражении это опонирование представлено аксиомой Ф.Оллпорта, говорящей о том, что индивид - "единственная психологическая реальность" и применение социально-психологических принципов к познанию общественных образований - это приложение принципов индивидуальной психологии к более сложному узору стимулов окружающего его мира (237). Хотя в течение долгого времени сам Ф.Оллпорт и такие известные исследователи как К.Левин, С.Аш, Л.Фестингер, М.Дойч, Д.Тибо, Г.Келли своим основным предметом изучения выбирали групповые процессы, общую тенденцию можно охарактеризовать словами С.Аша: "...групповые факты - это субъективные конструкции, и эти факты социальной жизни являются результатом психологической ошибки" (241, с.246). Любой сложный социально-психологический механизм в группе, будь то конформность, генерация стереотипов или сплоченность, в объяснении этих и многих других авторов вполне вмещались в рамки индивидуальных стремлений. Определения группы варьируются в довольно широких пределах. От самого простого, данного П.Сорокиным еще в начале 20 века, - "Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу или социальный агрегат" (173, с.47). До сложного и распространенного в современной отечественной психологической литературе - "Группа (в социальной психологии) - понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых некоторыми общими нормами и ценностями" (151, с.75). Подобные определения групп, как правило, ограничиваются констатацией очевидного факта индивидуальной взаимозависимости, не отражая надиндивидуального. Различные попытки выйти за пределы индивидуальной психологии можно назвать самой драматической ситуацией современной психологии. Если нет психологии групп, то нет и особого свойства социальности, которое детерминирует жизнь человека в обществе. А наша проблема может быть сформулирована как проблема развития и формирования индивидуальных отношений в групповой среде. Групповая среда в данном случае будет отличаться от физического или биологического окружения индивида только степенью своей сложности. Первую серьезную попытку выйти за пределы индивидуальной парадигмы сделала теория социальной идентичности Генри Тэджфела (362, 363, 364, 366). Но окончательный прорыв был, на наш взгляд, совершен самокатегоризационной концепцией Джона Тернера, которая позволяет провести отчетливую грань между феноменами индивидуальными и феноменами групповыми, то есть выделить то, что принадлежит не совокупности субъектов, а именно совокупному субъекту, обладающему системой особых качеств. Наиболее отчетливо концепция начала формироваться лишь к 1985 году. Логика развития социально-психологических знаний, которая привела к экспериментальному доказательству существования специфического субъекта активности, социальной группы может быть представлена следующими этапами: 1. Исследование конформности, как детерминанты групповой сплоченности (С.Аш, Э.Холландер, Г.Келли) и природы стереотипов, как ошибок восприятия (Г.Оллпорт, Л.Брунер, В.Винак, Л.Диаб) - 50-е годы. 2. Изучение межгруппового конфликта и разработка теории "реалистического группового конфликта" (Д.Кэмпбелл, Д.Тибо, Г.Келли, М.Шериф) - конец 50-х - 60-е годы. 3. Анализ процессов межгрупповой дифференциации (В.Дуаз, Г.Джерард, М.Хойт, Г.Тэджфел) - конец 60-х 70-е годы. 4. Формирование основных принципов теории социальной идентичности (Г.Тэджфел, Д.Тернер) - конец 70-х - первая половина 80-х годов. 5. Формирование основных принципов концепции самокатегоризации (Д.Тернер, П.Оукс) - вторая половина 80-х годов. 6. Анализ групповых феноменов на базе самокатегоризационной теории, формулирование понятия социальной группы (М.Хогг, Д.Тернер, П.Оукс) - конец 80-х - начало 90-х годов. Многочисленные эксперименты, проводимые в русле концепции социальной идентичности на протяжении последних 40 лет, показали, что при некоторых условиях индивиды начинали вести себя в пользу группы, в которую они входили (253-обзорная статья, 388-обзорная статья, 340, 341, 181а-обзорный материал, 244, 248, 254, 276, 277, 285, 363, 369, 393 и т.д.). Заботясь о групповой выгоде, они наносили себе определенный индивидуальный ущерб, несмотря на полное отсутствие какого-либо принуждения со стороны группы или какую-либо предварительную договоренность. Богатый эмпирический материал вызвал потребность выяснить те начальные условия, при которых зарождается групповое поведение. Это было сделано социально-психологическим направлением, разработанным Генри Тэджфелом и его коллегами (185). Успех исследований был обеспечен тем, что фокус внимания был сосредоточен на внегрупповых процессах, процессах межгруппового взаимодействия (236, 247, 251-подробный методический материал, 253, 254, 278, 281, 359, 360, 362, 366). Главный вывод, который вытекает из результатов многочисленных экспериментов по поиску "минимальной групповой парадигмы", можно выразить одной, но принципиально важной фразой: чтобы индивид ощутил себя членом определенной социальной группы, достаточно его категоризовать по какому-либо признаку.[9] Другими словами, группа - это совокупность категоризованных индивидов. Однако мотивация группового поведения в концепции социальной идентичности выводилась, в конечном счете, из стремления индивида к позитивной самооценке. Поэтому она так и осталась в своем основании индивидуальной.[10] Выпадали из логики концепции также такие факты, когда тривиальная категоризация, предложенная экспериментатором, не приводила ни к какому существенному отличию от индивидуального поведения (253, 340). Целенаправленная экспериментальная работа позволили Джону Тернеру и его единомышленникам избежать отмеченной ограниченности теории социальной идентичности и сделать тот небольшой, но принципиальный шаг в преодолении индивидуальной парадигмы, который представил группы как действительно самостоятельный феномен, не сводимый к индивидуальным движениям людей (371-383). Общая концепция была сформулирована авторами как концепция самокатегоризации. Логика рассуждений приводит Тернера к формулировке следующего понятия группы: "Социальную группу можно представить как собрание индивидов, которые разделяют (выделено мной) социальную категоризацию себя и действуют на ее основе " (381, с.9). Группа - это не простое множество элементов-индивидов, а явление, имеющее основание для образования единого целого, принципиального нового свойства. Понятие группы в концепции самокатегоризации фиксирует как раз этот момент. Но одновременно оно заключает мысль внутри явления и не определяет группу как социальную систему или элемент социальной системы. Поэтому авторы и вынуждены добавлять в понятие "действующих индивидов". Само по себе знание индивидов о том, что они обладают некоторым общим признаком не должно иметь мотивирующей силы, которая создавала бы чувство социальности. В лучшем случае мы получили бы нечто подобное колонии арктических чаек, которых изучал Н.Смит. Но и там следует допустить наличие определенного психологического отношения, заложенного природой и реализованного в единообразном рефлексе. Социальные группы создаются даже не психологическими, а социально-психологическими отношениями. Уже в первобытных семейных общинах - задругах "основа...в народном быту не столько кровная, сколько трудовая, экономическая..." (147, с.297). Концепция самокатегоризации и факты, полученные из экспериментов, проведенных для ее обоснования, не противоречат нашему положению о разделенности психологических отношений как психологической основе появления группового феномена. Категоризационные признаки становятся в этом случае материализацией этих отношений в объективной реальности, знаком, доступным для восприятия и ощущения, своего рода "сигналом" о месте и функциях данного множества (группы) в социальной системе. Если есть в репертуаре психологических моделей индивида данное отношение, то будет порождаться и процесс категоризации, а за ним и групповое поведение. Если такой модели нет, то такого поведения ожидать не следует. Поэтому, отдавая должное исследованиям процессов категоризации, мы считаем более адекватным для рассматриваемой проблемы следующее определение социальной группы: Социальная группа - это такое множество индивидов, которое характеризуется переживанием разделенности элементами этого множества социально-психологических отношений в определенном аспекте. Date: 2015-11-14; view: 565; Нарушение авторских прав |