Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления исследований межгрупповых отношений





В социальной психологии, в основном зарубежной, сложилось более десятка крупных направлений, занятых изучения взаимодействия социальных групп и межгрупповых отношений. К наиболее значительным можно отнести следующие:

Реалистическая теория группового конфликта. (Саммнер,1906; Уайт,1949; Шериф,1958; Ньюкомб,1960; Козер,1956; Стрингер,1998) (271, 332, 357, 386). Теория исходит из потребностей группы и считает, что группы в условиях межгруппового конфликта имеют несовместимые цели, связанные с овладением ресурсами. Основа этой концепции сформировалась во многом на почве аналогий, взятых из общественных форм поведения сообществ животных. (86).

Теория социального обмена. (Хоманс,1950; Тибо и Келли,1958; Блэлок и Уилкин,1979) (249, 298). Основная концепция рассматривает общественное поведение как обмен "социальных товаров", регулируемый критериями справедливого распределения этих товаров между группами.

Исследования межгруппового контакта. (Оллпорт,1950; Стефан,1999; Кук,1956) (239, 270, 299б, 355, 356). Исследования социальности замещаются изучением специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межгруппового кооперирования.

Исследования десегрегационных процессов, межэтнических аттитюдов и символического расизма. (Адамс,1997 Амир,1969; Магнуссон,1996 Милнер,1979; Миллер и Брюер,1985; Петтигрю,1965; Мак Конахай,1976) (240, 314б, 316, 338, 353, 368). Эти многочисленные исследования являются по преимуществу развитием концепции интергруппового контакта и попытками согласовать эту концепцию с реальной сложностью социального контекста.

Исследование проблем конфликта и мира. (Келман,1970; Боулдинг,1978; Грум,2000; Бэртон,1968; Райт,1951) (263, 264, 302). Направление объединяет в себе политологический, социологический, конфликтологический и психологический подходы к анализу отношений больших общественных групп, таких как государства и нации. Рассматриваются в основном экономические, политические, культурные механизмы функционирования государственной системы, условия сосуществования разных государственных систем. Психологическая модель взаимодействия включает в себя, в основном, активного индивидуального субъекта, противопоставленного группе, помогающей удовлетворить его потребности и направляющей его активность в общественно одобряемое русло.

Исследования межгрупповых отношений в сфере управления организацией. (Бреч,2002, Ливитт,1978; Лайкерт,1967; Браун,1978) (252, 256, 307, 312). Работы рассматривают проблемы повышения эффективности взаимодействия групп в организации.

Программы конфликтологических центров. Сеть разрешения конфликтов (Австралия), Центр анализа и разрешения конфликтов (университет Джорджа Мэйсона, США), Институт глобального мира и кооперации (университет в Сан Диего, США), Фонд мира Ганди (Индия), Северо-ирландская ассоциация конфликта и посредничества и множество других организаций. Подобные научно-практические центры заняты разработкой эффективных технологий разрешения сложных межгрупповых конфликтов.

Исследование влияния меньшинства. (Московичи,2000; Левайн,1980; Домс и Ван Авермайет,1980) (283, 292, 308, 326, 330). Работы посвящены исследованию влияния меньшинства как источника инноваций в обществе, изучению механизмов власти и влияния в общественной системе. Социальный аспект в этих исследованиях принимает оттенок внешнего фактора, который индивид осознанно или неосознанно вынужден принимать в расчет в процессе своей адаптации к внешнему миру.

Теория социальной идентичности. (Дуаз,1973; Джерард и Хойт,1974; Тэджфел,1971; Тернер,1975) (279, 281, 292, 362, 364, 366, 371). Суть теории заключается в принадлежности индивида к определенной социальной категории, формировании, в связи с этим, чувства идентичности индивида с соответствующей совокупностью людей и появлении, таким образом, группового поведения. Опираясь на индивидуальные потребности, данная теория позволяет выяснить очень важные психологические механизмы межгруппового взаимодействия. Однако она в своем основании так и остается индивидуальной, не поднимаясь до уровня истинной социальности (178).

Теория самокатегоризации. (Тернер,1985; Хогг,1987; Оукс,1987, Спирс,1997) (295, 354б, 376, 381, 382). Теория своими корнями уходит в теорию социальной идентичности, и главное свое внимание концентрирует на процессах самоопределения индивидом себя как члена определенной группы. Впервые экспериментально и теоретически обосновано существование группы как особой целостности. Но взгляд на природу и суть социального в основном идентичен с взглядом предыдущей теории (185).

Анализ тенденций развития зарубежной социальной психологии показывает, что в методологической основе многих работ лежит, по преимуществу, упрощение социального уровня организации взаимодействия. Принятие социального как данности, в виде особой среды проявления активности индивидуального субъекта. Исключение, пожалуй, составляет теория самокатегоризации, которая очень близко подходит к сути свойства социальности, но, к сожалению, останавливается непосредственно перед ним.

В отечественной социальной психологии первой работой, специально посвященной психологическим механизмам отношений человеческих групп, можно назвать работы С.Л.Франка (1929), И.А.Ильина (1935) и Б.Ф.Поршнева (1966) (62, 144, 201). Они видели причину развития человеческого общества не в акте встречи двух личностей, относящихся как "я" и "ты", а в акте встречи двух общностей, относящихся как "мы" и "они". "Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о "них" (144, с.81).

В 80-90-е годы начали публиковаться результаты специальных и достаточно крупных исследований, раскрывающих новые стороны формирования отношений между группами. Это работы В.С.Агеева, Э.Н.Аллахвердянц, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедевой, Ю.А.Лунева, Л.И.Науменко, В.П.Познякова, Г.У.Солдатовой, И.Р.Сушкова, П.Н.Шихирева.. С этого времени начало оформляться самостоятельное направление в отечественной науке - психология межгрупповых отношений. А конец 90-х годов знаменателен появлением первых фундаментальных трудов, которые позволяют говорить о самостоятельном вкладе российских социальных психологов в изучение глобальных социальных процессов (90, 170, 181, 222).

К началу 90-х годов сформировались два научных центра, занятых проблемой межгрупповых отношений. Первый принадлежит Московскому государственному университету и ориентирован на развитие концепции В.Агеева. Второй был представлен лабораторией изучения психологии межгрупповых отношений, созданной в Институте психологии РАН [1]. К проблеме сущности социального эти центры относятся по-разному.

Первый научный центр строил свою работу на положении о том, что социальное определяется "фактом совместности взаимодействия" (4, с.36). Суть феномена совместности оставался за пределами анализа, ограниченного по преимуществу накоплением знаний по отдельным аспектам межгруппового взаимодействия. Это было вызвано не столько сложностью проблемы, сколько позицией лидера направления: "...мы по возможности избегаем чисто категориального анализа. Делаем это совершенно сознательно. Но не потому, что считаем его ненужным или излишним, а потому, что, по нашему мнению, им часто очень злоупотребляли" (4, с.202).

Второй научный центр направлял свои исследования по определенному методологическому пути, который кратко сформулирован П.Шихиревым в виде трех основных идей социальной психологии: "о ценностном отношении (оценке) как регуляторе поведения; о форме его существования и способах функционирования; о социальном взаимодействии как среде происхождения и обитания ценностного отношения" (217, с.159)[2].

Итак, анализ большого ряда направлений, концепций, социально-психологических идей, связанных с проблемой взаимодействия и отношений социальных групп, делает очевидными четыре момента очень важных для понимания нашей проблемы: а) утверждение особой целостности - группы, обладающей свойствами не сводимыми к свойствам совокупности индивидов; б) факт появления в голове индивида дифференциации себе подобных в границах дихотомии "мы/они" и конструирования своего поведения с учетом социальной среды, присущей только человеку; в) приобретение психологическими отношениями аксиологического (оценочного) характера, что делает их пригодными для обмена между субъектами взаимодействия; г) признание межсубъектной природы межгрупповых отношений.

Положение о межсубъектности психологических отношений представляется наиболее важным, так как оно определяет и все остальные.

Второй по значимости видится идея о необходимости концентрации внимания социальных психологов на ценностном характере психологических отношений субъекта к действительности.

Но следует учесть, что животное, обладая психикой, также реализует своей активностью психические отношения. Последние, в своем роде, также несут функцию оценивания. Но роль психологических отношений в социоэволюции человека не в том, чтобы перенести их объект с окружающей неодушевленной природы на других людей. Их роль в том, чтобы сделать возможными реализа цию отношений активных взаимодействующих субъектов в процессе в процессе осуществления ими своей жизнедеятельности.

Учитывая фактор межсубъектности, можем предположить, что взаимоотношения, как особые социально-психологические отношения, в состоянии обеспечить не только производство, но и обмен ценностями (оценками) и превратить потенциальную возможность существования социальных групп и общества в целом в реальность.

В то же время, следует отметить, что данная сторона межгрупповых отношений в существующих исследованиях подчеркивается явно недостаточно, и проблема взаимоотношений групп как особого вида социально-психологических отношений ранее почти ставилась.

 

Date: 2015-11-14; view: 1350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию