Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит – это превышение расходов над его доходами. В государственном бюджете допускается дефицит величиной до 20% от доходной части или 7-8% от величины валового национального продукта. Виды дефицита бюджета: 1.Структурный: возникает, когда государство сознательно идет на увеличение дефицита. В целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства Правительство может принимать специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его доходы. Возникает бюджетный дефицит. 2. Циклический: в меньшей степени зависит от бюджетно-налоговой политики государства и обусловлен общим спадом производства, который возникает на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В результате кризиса и спада производства снижаются доходы ФЛ и ЮЛ, следовательно, возникает недополучение бюджетом налоговых поступлений, следовательно, снижается уровень доходов государства и, как следствие, возникает дефицит бюджета. 3. Активный: возникает в результате непосредственного превышения расходов над доходными поступлениями. 4. Пассивный: является следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов). 5. Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта бюджета. Причины возникновения: - отсутствие у органов власти необходимого опыта макроэкономического прогнозирования - недостаточный учет возможных изменений целого ряда обстоятельств: - сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти не только из-за недополучения налогов, но и в результате падения экспортных цен; - сокращение объемов производства может быть гораздо ниже предусмотренного уровня; - необходим учет сдвигов в структуре спроса на производимую в стране продукцию и возможное снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом гос. расходов в связи с ростом инфляции (сверх предусмотренной величины), с повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами). 6. Долгосрочный: связан с увеличением разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами устойчивого характера. В большинстве стран мира тенденция к росту дефицита национальных бюджетов обусловлена следующими общими факторами: - увеличение числа социальных выплат населению и увеличение социальной нагрузки на бюджет; - неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, различных пособий и ассигнований на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение и т.д.; - либерализация налогового законодательства и как следствие – снижения величины налоговых ставок без соответствующей корректировки статей расходов гос. бюджета; - возрастание объема внешней задолженности страны. Состояние гос. бюджета и уровень его сбалансированности определяются 3 основными факторами: 1) долгосрочная тенденция в динамике налоговых поступлений и гос. Расходов; 2) стадия экономического цикла, в которой находится экономика страны в рассматриваемый период; 3) текущая политика государства в области бюджетных доходов и расходов. Достаточно часто Правительство искусственно либо завышает, либо занижает искусственную цену бюджетного дефицита. Искусственное занижение может осуществляться с помощью следующих инструментов: - «налоговая амнистия»: государство позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз сумму, равную определенной части общего налогового сбора; - проведение мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей; - введение дополнительных или временных налогов; - отсрочка по выплате з/п работникам гос. сектора; - отсрочка по обязательной индексации з/п в связи с ростом уровня инфляции; - распродажа государственных активов. Искусственное завышение размеров дефицита может происходит в результате следующих обстоятельств: 1. При оценке величины государственных расходов не всегда учитывается амортизация в государственном секторе экономики; 2. Зачастую величина % выплат по государственному долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных % ставок весьма значительны, это завышение государственных расходов также может быть очень существенным. Возможны ситуации, когда реальный дефицит и долг уменьшаются, а номинальный (официальный) дефицит и долг растут, что существенно затрудняет оценку проводимой Правительством политики, поэтом при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию, с учетом которой определяют. 7. Реальный бюджетный дефицит, т.е. разницу между номинальным дефицитом и величиной % по гос. долгу, умноженной на темп инфляции. 8. Операционный дефицит – общий дефицит бюджета, за вычетом инфляционной части % платежей. Стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного бюджета, однако, часто дефицит гос. бюджета рассматривается как важный инструмент экономической политики государства в части макроэкономического регулирования, грамотное обращение с которым позволяет государству решать достаточно большой круг социальных и экономических проблем (главное условие – недлительность дефицита). Источники финансирования дефицита федерального бюджета: 1. Внутренние -кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте; -государственные займы в виде выпуска ц.б. от имени РФ; -бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ; -поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности; -поступления от приватизации организаций, находящихся в гос. собственности; -поступления от продажи государством принадлежащих ему акций различных организаций; -поступления от реализации гос. запасов драгоценных металлов и камней 2. Внешние - государственные займы в виде выпуска центробанка в иностранной валюте от имени РФ; -кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций в иностранной валюте. Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ и местных бюджетов могут быть внутренние источники в следующих формах: -государственные займы путем выпуска ц.б. от имени субъекта РФ или МО; -бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ; -кредиты, полученные от кредитных организаций; -поступления от продажи имущества организаций, находящихся в собственности субъектов РФ или Муниципального Образования. Для изучение эффективности фискальной политики реальный дефицит делится не только на циклическую, но и на структурную составляющие. Циклическая составляющая, как уже было сказано, отражает изменения, вызванные фазой экономического цикла, как-то изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости). Структурный дефицит государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов, – когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Но еще более опасная и тревожная форма бюджетного дефицита - это когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Особо здесь следует отметить такие явления, как спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Кроме выше перечисленных видов дефицита необходимо отметить еще один очень распространенный, а именно квазифискальный дефицит государственного бюджета. Измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства как в индустриальных, так и в переходных экономиках. То есть, так или иначе к появлению скрытого дефицита приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макро показателей используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процесса правительство Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с вынуждено производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге, приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны.Как уже говорилось, современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может привести к росту государственного долга. Государственный долг- это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета. Внутренний долг - долг государства населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Кроме этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение и эмиссия денег. Увеличение налогов является тем способом, который есть у государства для получения достаточных доходов для выплат процентов по долгу. Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций. “Эффект вытеснения” связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Date: 2015-11-14; view: 611; Нарушение авторских прав |