Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности обучения





Преподавание курса управленческого консультирования сопряжено с ря­дом специфических трудностей. Их 4.

ПЕРВАЯ ТРУДНОСТЬ состоит в том, что управленческое консультиро­вание не сводится только к набору методов и технологий. Оно включает в себя


также искусство консультанта, т. е. многообразный комплекс приемов, реакций, манер, поведенческих стереотипов, связанных с личными особенностями спе-тиалиста. Они почти не передаваемы в письменном изложении и довольно трудно излагаемы в аудиторных условиях. Тем более что при описаниях и разъяснени­ях слушатели не столько усваивают их, сколько знакомятся с ними. Поэтому их преподавание здесь требует включения слушателей в "полевую" работу в клиент-ных организациях, когда рядом с опытными консультантами они могут "приме­рить" на свою индивидуальность и перенять элементы такого искусства.

Разумеется, такое включение невозможно сколько-нибудь большими груп­пами, что разрушало бы доверительную ткань консультационного процесса. Так что подготовка подобных специалистов — дело, так сказать, "штучное".

ВТОРАЯ ТРУДНОСТЬ связана с тем, что методы, технологии, искусство консультирования составляют главное достояние консультанта, нарабатыва­ются обычно годами, и консультанты чаще всего неохотно передают их начи­нающим коллегам. А если это и происходит, то либо на основе взаимности, либо за большой гонорар. Отсюда следует, что приглашение высококвалифи­цированных преподавателей (а ими могут быть только успешно практикую­щие консультанты) требует соответствующего финансового обеспечения.

ТРЕТЬЯ ТРУДНОСТЬ в подготовке консультантов по управлению у нас объясняется малочисленностью соответствующей профессиональной среды. Наиболее болезненно это проявляется в отсутствии пока критической массы консультантов для поддержания необходимого уровня профессиональной культуры, взаимообмена специалистов такого профиля. Консультанты по уп­равлению все еще редки в сфере управленческой деятельности. С этим же свя­зан и неразвитый или искаженный спрос на услуги: они просто неизвестны большинству наших руководителей, а многие представления на их счет дале­ки от действительности (с явными преувеличениями их возможностей, с вос­приятием их как советников, помощников и т. д.).

Здесь же коренится причина повышенного риска профессионализации в данной области, необходимости борьбы за профессиональное выживание. А стало быть, и выше чувствительность к неудачам коллег или собственным; гораздо опаснее для всей профессии дискредитация ее неквалифицированны­ми людьми. Отсюда подготовка консультантов по управлению вместе с необ­ходимостью включает в себя привитие им навыков профессионального само­утверждения, формирования собственного образа в глазах клиентуры.

ЧЕТВЕРТАЯ ТРУДНОСТЬ - большое разнообразие методологий, стилей, идеологий консультирования. При отсутствии учебников, соответствующих рос­сийским реалиям, слушателям приходится ориентироваться в несовпадающей, часто противоречивой специфике опыта каждого преподавателя, делать свой выбор, исходя из собственной индивидуальности. Это активизирует отношение начинающих консультантов к предлагаемому материалу, повышает их требова­тельность к нему. Но для части слушателей такая активность затруднительна, привычка лишь усваивать уже готовую и заведомо непротиворечивую инфор­мацию, установка на единственно правильное решение, знание затрудняют про­фессионализацию в управленческом консультировании.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Специфика подготовки консультантов по управ­лению требует сочетания следующих процессов обучения:


- передача знаний (теория, методы и т. д.);

- отработка профессиональных навыков, умений (ноу-хау, опыт отдельных
процедур, приемов работы);

- привитие незнаниевой квалификации (установки, ценностные ориентации,
профессиональная интуиция и т. д.);

- профессиональный тренинг: поведенческий (отработка конструктивных
способов общения в клиентной организации), ситуационный (отработка
устойчивых реакций на проблемные ситуации в процессе консультирова­
ния: убеждение, снятие агрессии, активизация, покушение на этику кон­
сультанта и пр.).

Однако в отличие от многих иных профессий, обучение консультанта по уп­равлению не может опираться на изучение слушателями литературы в сколько-нибудь значительном объеме. На русском языке такая литература еще далека до предельного минимума как по объему, так и по содержанию. Главное же -в литературе не раскрываются достаточные сведения по практике управлен­ческого консультирования (как намеренно, так и по причине названных ранее трудностей изложения). Поэтому подготовка консультанта по управлению тре­бует особого упора на работу слушателей с преподавателями, повышенную ин­тенсивность их взаимодействия.


Важно подчеркнуть: обучение в Школе строится на "живых"материалах: преподаватели раздают слушателям копии своих отчетов клиентам (по необходи­мости - обезличенные), методические разработки, только что испытанные в по­левых условиях, описание ситуаций, трудных случаев, вариантов решений орга­низационных проблем из собственной полевой практики, а не заимствованные из литературы или от других специалистов. Анализируя эти материалы, слушате­ли погружаются в наиболее совершенную консультационную практику и по ней вместе с преподавателями воссоздают стоящую за ней теорию и методологию.

Этой специфике соответствуют следующие методы и формы обучения:

- лекции, семинары, групповые дискуссии в аудиториях;

- разбор конкретных прецедентов из практики консультирования (эталон­
ных - наилучших с современной точки зрения примеров решений кон­
сультационных задач; неудачных - наиболее типичных ошибок, допуска­
емых начинающими консультантами; "трудных" - встречаются в практи­
ке консультирования, но не имеют пока решения);

- взаимообучение, предлагающее обмены собственными методическими и
иными разработками, личными подходами, позициями между теми слу­
шателями, кто имел уже опыт управленческого консультирования;

- групповые и индивидуальные упражнения на выработку "образа консуль­
танта" как части его деловой культуры;

- учебные и практические деловые игры, первые из них имеют дело с ус­
ловными ситуациями и проблемами, поиск решения которых имеет лишь
тренинговое значение без практических последствий; предметом вторых
становятся реальные случаи из конкретной практики слушателей, и най­
денные решения предназначены для осуществления ими в своей работе;

- практикумы, предполагающие применение слушателями изучаемых ме­
тодов к анализу и решению проблем своих организаций в аудиторных ус­
ловиях;


- тренинги, представляющие собой "репетиции" поведения и действий в
ожидаемых на практике ситуациях;

- "полевые "работы, т.е. консультационная практика в клиентных или соб­
ственных организациях в двух вариантах - ассистирование преподавате­
лю в отдельных консультационных процедурах с целью их перенятия, под­
ражания его действиям с "примеркой на себя"; самостоятельное выполне­
ние некоторых процедур под контролем или с помощью преподавателя на
объектах;

- монографический метод - обсуждение отдельных завершенных консуль­
тационных работ, начиная от первых консультант-клиентных отношений
и кончая реальными изменениями в фирмах, продуктах и результатах у
клиентных организаций;

- предусмотрены модификации и сочетания перечисленных методов и форм
обучения;

- особое место в обучении отводится защитам выпускных работ: всей груп­
пой разбираются концептуальные, методические, ценностные, ситуацион­
ные преимущества и недостатки каждой работы, упущенные возможности
и варианты доработки.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. Ввиду новизны профессии программа дан­ного курса должна рассматриваться как открытая, т. е. меняющаяся в рамках тем и даже разделов в зависимости:


- от теории и практики управленческого консультирования, появления но­
вых разработок, направлений и иного опыта;

- уровня исходной подготовки слушателей, их предварительной осведом­
ленности в литературе, практике управленческого консультирования;

- состава преподавателей, возможности привлечения авторов или знатоков
оригинальных технологий, диагностических методов или же представите­
лей отдельных школ управленческого консультирования.

Учебный курс состоит из обязательной и факультативной частей. Обязательная часть включает очно-заочное обучение в течение 9-10 ме­сяцев методам управленческого консультирования, из них:

- очные занятия - 5 сессий по две недели каждая (общим объемом 512 ауди­
торных часов);

- выполнение практических работ в клиентных организациях (заочно) об­
щим объемом около 200 часов.

Прошедшим обучение по обязательной программе выдается сертификат государственного образца о профессиональной переподготовке.

Факультативная часть, посещаемая по усмотрению слушателя, включает:

- 2-дневные семинары-практикумы по конкретным методикам управлен­
ческого консультирования (16 часов каждый);

- мастер-классы (по 5 дней каждый) для ознакомления с практикой от­
дельных консультационных фирм и новыми технологиями управленчес­
кого консультирования (40 часов).

Слушатели мастер-классов получают удостоверение Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Учитывая ограниченную осведомленность абсолютного большинства слу­шателей в общей и частной теории организации (как фундамента управлен-


ческой науки), курс должен начинаться с основательного введения в данную область. Этим будет обеспечена также большая часть методологического ап­парата для последующих разделов. Здесь лекционная форма работы будет пре­обладать.

Та же новизна профессии вынуждает отвести немало времени на характе­ристику специальности для формирования реалистичного представления о ней.

Еще больший объем времени предназначен для изучения консультацион­ных методов и технологий, овладения ими в процессе консультирования: орг-диагностика, выработка решений, их реализация.

Далее — комплексный разбор некоторых типичных консультационных ра­бот, часто требуемых практикой и достаточно отлаженных в исполнении.

Таким образом, начавшись с фундаментально-теоретических вопросов, курс постепенно конкретизируется до эмпирических, практических навыков. В кон­це же курса предполагается вернуться к обсуждению в семинарной форме с це­лью более активного самоопределения слушателей в данной профессии с уче­том их индивидуальности, особенностей региона, отрасли их деятельности, а также - перспектив собственной карьеры в качестве консультанта (индивиду­альная практика, частная или государственная фирма, специализация и т. д.).


Обучение заканчивается защитой итоговых работ.

Разумеется, преподавание в Школе могут вести только реально действую­щие, наиболее успешные консультанты по управлению, для которых управ­ленческое консультирование - профессия и главный источник дохода.

Поэтому к преподаванию в Школе привлекается 6-7 консультационных фирм.

Среди особенностей обучения в ШКУ следует выделить следующие пра­вила.

ПРАВИЛО 1. Школа допускает только полный цикл обучения по всему курсу преподавания от начала до конца, невозможно "кусочное" посещение от­дельных курсов и модулей, иначе Школа превращается в обычную серию се­минаров, которые практикуют многие консультационные фирмы. Таким об­разом, Школа предлагает исключительно целостное консультационное обра­зование, начиная с основ теории организации, специфики консультационной деятельности, цикла методов управленческого консультирования (централь­ный пункт программы!) и заканчивая консультант-клиентными отношения­ми и маркетингом консультационных услуг.

ПРАВИЛО 2. Слушатели Школы не должны пропускать занятия. Посе­щаемость фиксируется дважды в день. За пропущенные занятия слушатель должен сдать зачет. Если зачеты не сданы или пропуски составляют свыше 5 учебных дней, то слушатель может продолжать, однако сертификационные документы государственного образца Школа ему выдать не сможет.

ПРАВИЛО 3. В интервалах между очными двухнедельными сессиями слу­шатель должен выполнить практические задания по применению преподавае­мых методов и знаний в реальных организациях и затем представить письмен­ные отчеты о проведенных работах. Преподаватели Школы берутся обеспе­чить личное кураторство выпускника для этих целей. На последней учебной сессии происходит защита выпускных работ. Обычно защита каждого слуша­теля занимает полтора часа и строится в такой последовательности:


- характеристика клиентной организации;

- особенности получения заказа;

- решаемые задачи;

- ход выполнения консультационных работ;

- основные результаты;

- трудности, проблемы данного консультационного процесса.

Вся учебная группа совместно с преподавателями обсуждает выпускную работу по следующим параметрам:

- ее сильные и слабые стороны;

- советы автору работы на будущее (как стоит впредь преодолевать подоб­
ные трудности);

- какие уроки следует извлечь из представленной выпускной работы?
ПРАВИЛО 4. К преподаванию в Школе консультантов допускаются толь­
ко успешно практикующие консультанты по управлению с высокой репутаци­
ей и имеющие свое профессиональное лицо, специфический стиль и собствен­
ные подходы. На постоянной основе кроме меня преподают в Школе: Хайниш
Станислав Викторович, Павлуцкий Александр Викторович, Кулькова Ирина
Вячеславовна, Иванов Михаил Аркадьевич, Шустерман Давид Матвеевич,
Полосин Андрей Владимирович, Гусаковский Андрей Михайлович, Кулижс-
кий Александр Евгеньевич и др. Ни для кого из них преподавание в Школе не
является бизнесом, они это делают, руководствуясь прежде всего чувством
долга и доброй волей, а также интересом к общению с коллегами.

Именно по этой последней причине мы не желаем упрощать обучение и тратить свое время непродуктивно. Как Вы видите, эти правила категоричес­ки выделяют Школу консультантов из повседневной практики бизнес-обра­зования в нашей стране.

Предпринималось немало попыток создать школы или курсы и даже Ака­демию консалтинга. Большинство из них просуществовали недолго. Наибо­лее успешными и сравнительно долго действующими проектами в этой облас­ти можно назвать пока только Институт организационного развития, возглав­ляемый Юлией Кристовой, в Москве и Школу управленческого консультиро­вания В.Н. Чернявского в Санкт-Петербурге.








Date: 2015-11-14; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию