Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи типологии





Потребность в типологии организаций возникает тогда, когда накопление исследовательских данных и представлений делает необходимым построение единой картины социального феномена по возможности в наиболее широких масштабах и разнообразных проявлениях. Полная реализация этого двоякого требования (объемности и детальности одновременно) дала бы уже собствен­но классификацию и решение всего вопроса. Сейчас же ставится задача опре­деления как ближних, так и самых дальних границ мира организаций в обще­стве как типе социальности и выделения внутри его разновидностей конкрет­ных форм и соотношений. Подобная типология выполняет важную познава­тельную роль по крайней мере в трех аспектах.

Во-первых, таким путем достигаются систематизация, упорядочение объек­та, что заложено в логике развития всякой науки. Это не только улучшает ори­ентацию исследователя в объекте, но и побуждает его сосредоточиться на осо­бенностях, сходствах и различиях организаций по разным параметрам.

Во-вторых, типология дает известную основу для установления общности и типизации проблем разных организаций, перенесения методов их решения с одних на другие, ибо в одной группе могут оказаться самые неожиданные со­четания организаций по совпадению каких-то их признаков.

В-третьих, типология характеризует общество с организационной сторо­ны и может использоваться в измерениях его целевой структуры, его социаль­ной дифференциации, системы социального контроля и т. д.


Вышеуказанная типология имеет самостоятельный смысл лишь в том слу­чае, если она способствует производству нового знания. Иначе говоря, формаль­ные группировки, перебор организаций по любому сходству признаков имеют только предварительный, вводный характер, хотя и методически необходимый. Они способны служить своеобразными заготовками до той поры, пока исследова­ния не обнаружат в них какое-то содержание или навсегда оставят их в числе "пу­стых множеств". Так, можно ожидать, что группировка организаций по городс­ким районам разделит судьбу первых, а по времени начала рабочего дня - вторых.

Нельзя признать совершенными и эмпирические (назовем их так) типо­логии организаций, ныне наиболее распространенные. Они выстраивают од­норядный перечень организаций чаще всего по отраслевому признаку, напри­мер: производственные, образовательные, лечебные, транспортные, культур­ные и пр. Практическая очевидность представленных различий здесь лишь повторяет сложившуюся в обществе специализацию, в то время как сходство организаций из разных групп по некоторым существенным признакам силь­нее, чем в рамках одной такой группы.

Содержательная, аналитическая типология, в отличие от формальной и эмпирической, начинается с поиска таких признаков, которые смогли бы стать основанием для выделения групп организаций как новых актуальных объек­тов исследования. И в этом - основная проблема типологии, являющейся спе­цифическим видом исследования. Количество же таких оснований теорети­чески неисчерпаемо. Выбор конкретного основания для дифференциации за­висит от методологии анализа (как понимается феномен организации, что счи­тается ее ключевыми факторами и т. д.), а также от решаемой задачи (если, например, организации необходимо сопоставить по месту в общественной структуре, по типу управления, по положению в них индивида и пр.). Уже само распределение организаций по отобранным так основаниям дает исследовате­лю и варианты объектов, и некоторую информацию о них.

В типологии организаций, главным образом предприятий, нуждаются экономика (разделяет организации по численности персонала, профилю про­дукции, технологическому режиму и т. д.), право (делит организации по под­чинению - местному, республиканскому и общесоюзному, по ведомственной принадлежности, по административным структурам, специально рассматри­вается категория общественных организаций). Социологически же наиболее важными представляются характеристики организаций с точки зрения их ме­ста в общественных отношениях, социальной функции. Группировки органи­заций по экономическим и правовым признакам имеют вспомогательное зна­чение вероятных коррелянтов.

Привычный способ построения типологии организаций - индуктивный (сбор опытно воспринимаемых объектов с последующим распределением их по группам). Возможно, поэтому в имеющихся типологиях организаций до­минируют массивные горизонтальные ряды и почти не развиты ряды верти­кальные, т. е. не разработаны обобщения. Дедуктивный метод предваритель­ной выработки наиболее общего понятия с последующим разложением его объема на все более частные способен усовершенствовать типологическую кон­струкцию, связав по вертикали ее разные уровни. Понятно, что дедукция силь­нее на верхних этажах, но тем больше требования к общим понятиям.








Date: 2015-11-14; view: 365; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию