Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронологические рамки исследования охватывают собой период с начало XVIII века по конец XX





Историография темы работы. Как говорилось выше, ещё никто, кроме схиархимандрита Иоанна (Маслова), не пытался сравнить учение Оптинских и Глинских старцев. Отец Иоанн сопоставил в шестой главе своей докторской диссертации, «Глинская пустынь. История обители и её духовно-просветительская деятельность в 18-20 веках»[12], учение преподобного Илиодора (Голованицкого) с учением Оптинских старцев Макария, Амвросия и Антония. Изучением Оптинского и Глинского старчества занимались в основном в отдельности. Существует большое количество работ, посвящённых непосредственно Оптинскому старчеству:

Так, Оптинским старчеством занимался известный церковный писатель Иван Михайлович Концевич. В своём труде «Оптина Пустынь и её время»[13], особое внимание он уделил их жизни и подвигу, раскрыл такое понятие, как старчество. В его книге содержатся письма и поучения, драгоценные воспоминания современников и духовных чад, в числе которых был и сам Иван Михайлович.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов), в своём труде «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие»[14], сумел раскрыть учение старца о спасении, показать значение и важность его наставлений для духовного возрастания. Целая глава в его «Лекциях по пастырскому богословию»[15], посвящена учению о пастырстве таких Оптинских старцев, как преподобный Лев, Макарий, Моисей и Амвросий. Его исследования отличаются обилием ссылок, хорошим знанием и пониманием святоотеческого учения.

Митрополит Трифон (Туркестанов), в своей кандидатской дисертации «Древнехристианские и Оптинские старцы»[16], сумел наиболее полно передать тот особый Оптинский дух, который всегда прибывал в Оптинской братии, показать и раскрыть феномен Оптинского старчества.

Зоя Михайловна Афанасьева, в своей книге «По этим стёртым Оптинским ступеням… Оптина Пустынь: люди и судьбы»[17], изложила замечательные очерки, посвящённые Оптинским старцам, в которых можем почерпнуть для себя их таинственный и благодатный облик. Так же можно привести в пример ряд замечательных очерков таких авторов, как Сергей Нилус[18], Владимир Николаевич Лосский[19], Евгений Николаевич Поселянин[20]. В них мы можем увидеть таинственную духовную красоту и силу великих Оптинских подвижников.

Исследованием же Глинского старчества занимался в основном схиархимандрит Иоанн (Маслов), его вклад в изучение этой темы неоценим. Такие труды как «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI – XX веках»[21], и «Глинский патерик»[22], смогли восстановить тот большой пробел в знаниях о Глинской Пустыни и её старцах, который существовал ранее. «Глинский Патерик» содержит 140 жизнеописаний Глинских старцев и настоятелей периода XVIII – XX веков. Они написаны на основании архивных документов, воспоминаний и писем Глинских старцев, а также личного опыта автора как насельника обители. Отец Иоанн (Маслов) оставил после себя также ряд статей в «Журнале Московской Патриархии» [23] посвященных Глинским подвижникам.

Заслуживает особого внимания магистерская диссертация Николая Васильевича Маслова, племянника отца Иоанна (Маслова), «Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев»[24], которая была составлена в основном по вышеперечисленным источникам. Однако в данной работе не было рассмотрено учение Глинских старцев о помыслах, но вместе с тем, автор впервые предпринял попытку выделить и систематизировать учение о спасении по трудам Глинских старцев. В первой части своей работы он рассмотрел жизнеописание Глинских старцев, во второй – их учение о спасении.

Описание источников исследования: Особо важным источником исследования стали архивные материалы и рукописи Оптинских и Глинских старцев, хранящиеся в Научно-Исследовательском Отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки. Это, непосредственно, Архив Оптиной Пустыни, Фонд 213, который был передан РГБ в 1928 году после закрытия Оптиной пустыни в годы богоборческих гонений на Церковь. В это собрание вошли рукописи, хранившиеся ранее в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни и рукописи, хранившиеся в самой Оптиной пустыни. Всего Архив содержит 45342 письма Оптинских старцев. В частности, в Фонде содержатся документы Оптинских старцев Амвросия[25], Анатолия[26], Анатолий Младшего[27], Варсонофия[28], Иосифа[29], Леонида (в схиме Льва)[30], Макария[31], Нектария[32], Феодосия[33], а также документы некоторых других, руководящих в монастыре лиц, таких как скитоначальники, келари и начальники монастырских библиотек[34]. В этом же фонде хранятся и некоторые письма Глинских старцев: схиархимандрита Илиодора (Голованицкого)[35], схиархимандрита Иоанникия (Гомолко)[36], архимандрита Арсения (Митрофанова)[37], игумена Исаии (Гомолко)[38], игумена Германа (Клицы)[39].

В процессе исследования данной темы, также было затронуто обширное изданное наследие преподобных старцев Оптинских. В первую очередь использованы полные жизнеописания каждого старца, составленные издательством Свято-Введенской Оптиной пустыни и полные собрания их писем и поучений. Сюда можно отнести: «Полное собрание писем преподобного старца Амвросия в трёх частях»[40], самый полный, в настоящее время, сборник духовного наследия преподобного Варсонофия[41], полное собрание писем старца Иосифа[42] и другие известные сборники писем Оптинских старцев, в большинстве своем изданные в недавнее время. К ним относятся письма о духовной жизни старцев: Макария[43], Антония[44], Амвросия[45] и Анатолия[46], составленные издательством Сретенского монастыря в 2008 и 2009 годах «Письма великих Оптинских старцев»[47], под общей редакцией митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Так же была использована «Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского»[48], составленная издательством «Дар». Весьма удобным и полезным источником для работы послужил двухтомный сборник «Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев»[49], издательства Свято-Введенской Оптиной пустыни. А также сборник «Душеполезные поучения преподобного старца Макария Оптинского»[50] и сборник поучений «Оптинский Цветник»[51].

В процессе работы были использованы и все изданные письма Глинских старцев. Это сборник «Письма Глинских старцев»[52], издательства САМШИТ, который включает в себя письма настоятелей Глинской пустыни: Игумена Филарета (Данилевского), игумена Ювеналия (Половцева), Игумена Исаии (Гомолко), игумена Нектария (Нуждина), схиархимандрита Серафима (Амелина), а также письма иеросхимонаха Макария (Шарова), монаха Петра (Лешенко), иеромонаха Серафима Любомудрого, схиархимандрита Илиодора (Голованицкого), иеромонаха Максима (Кузьмина), схиархимандрита Андроника (Лукаша), схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Серафима (Романцова), схиархимандрита Иоанна (Маслова). Одним из основных источников явился «Глинский патерик»[53] схиархимандрита Иоанна (Маслова), содержащий 140 жизнеописаний Глинских старцев и настоятелей периода XVIII – XX веков. Также в работе было использовано многочисленные богословские труды самого отца Иоанна, который явился прямым продолжателем Глинского старчества.

Структура работы. Диссертация состоит из пяти глав, заключения и трёх приложений. Первая глава – «Духовное делание в святоотеческой традиции».В этой главе даётся определение термину «духовное делание», на основании понимания его святыми отцами.

Вторая глава – «Духовное делание преподобного Паисия (Величковского)». В этой главе рассматривается учение преподобного Паисия Величковского о духовном делании. Показывается влияние его духовной традиции на русское монащество ХIХ века. Определяются основные течения, в которых распространилось это влияние.

Третья глава«Духовная связь между Оптинскими и Глинскими старцами». Эта глава рассматривает особую духовную и родственную связь между Оптинскими и Глинскими старцами. Во-первых, рассматривается общая духовная преемственность от преподобного Паисия (Величковского). Для этого, предпринимаются попытки определить личные взаимоотношения учеников преподобного Паисия с преподобными старцами Оптинскими и Глинскими. Во-вторых, рассматривается особая духовная атмосфера, которая пребывала в Оптиной и Глинской пустыни, литургическая, аскетическая традиция и личный духовный облик старцев. Приводятся воспоминания современников. В-третьих, Определяются личные взаимоотношения Оптинских и Глинских старцев, посредством их личной переписки, встреч и общих духовных чад.

Четвёртая глава – «Учение Оптинских и Глинских старцев о страстях», раскрывает духовное делание старцев на примере постоянной борьбы с греховными страстями. Глава заключает в себе такие важные пункты, как общее учение старцев об очищение сердца от страстей, а также учение старцев о помыслах, учение о страсти гордости, самолюбия, гнева, зависти и осуждения.

Пятая глава – «Учение Оптинских и Глинских старцев о добродетелях», раскрывает духовное делание старцев на примере их учения об основных духовных добродетелях, которым они уделяли большое значение в своей духовной жизни. Глава заключает в себе такие важные пункты, как общее учение старцев о покаянии, вере, смирении, терпении, страхе Божием, любви к Богу и ближнему, и молитве.

Четвёртая и пятая глава являются, можно сказать, основными по важности, так как на примере их личных наставлений и учения о нравственном совершенствовании, в полной мере помогают раскрыть духовную традицию Оптинского и Глинского старчества, показать их духовное делание, глубокое единство, единодушие и духовный опыт преподобного Паисия (Величковского).

В трёх приложениях автором помещены оригинальные фотографии письменного наследия старцев.

Первое приложение работы включает в себя наиболее хорошо сохранившиеся письма Глинского старца преподобного Илиодора (Голованицкого) к сёстрам Севского Свято-Троицкого монастыря[54] (Брянской епархии).

Второе приложение включает в себя хорошо сохранившиеся письма Оптинского старца преподобного Макария (Иванова) к сёстрам того же Севского Свято-Троицкого монастыря. Что служит доказательством общего духовного влияния старцев на эти обители.

Третье приложение включает в себя текст найденных в Архиве Оптиной пустыни писем архимандрита Арсения (Митрофанова), настоятеля Святогорского Успенского монастыря Изюмского уезда Харьковской губернии, преподобному Оптинскому старцу Моисею (Путилову). В прошлом отец Арсений был Глинским монахом и учеником преподобного Филарета (Данилевского). Текст писем, который ранее не издавался, является прямым доказательством близкого духовного общения Оптинских и Глинских старцев.

Общий объём диссертации – 152 страницы основного текста. Количество единиц библиографии насчитывает 265 источников.

Автор надеется, что настоящее исследование будет не только интересным для всех интересующихся духовным наследием Оптинских и Глинских старцев, но и полезным духовным руководством в деле нравственного совершенствования, как для монашествующего, так и для мирянина.

 

Date: 2015-11-14; view: 679; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию