Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика исследования
Испытуемые. К процессу эмпирических исследований были привлечены педагоги, находящиеся на разных стадиях профессионального становления (всего 252 человека) в возрасте от 21 до 60 лет, специализация – учителя-предметники. Половой состав выборки однородный (женщины). У всех представителей выборочной совокупности средний уровень социального положения и оплаты труда, семейное положение – замужем. Все представители выборочной совокупности имеют высшее профессиональное педагогическое образование. Представители выборочной совокупности характеризуются сознательным выбором профессии на стадии оптации. В эксперименте принимали участие две группы испытуемых, которые были выделены на основе анализа полученных данных по опроснику «Изучение профессиональной идентичности» и тесту двадцати утверждений самоотношения Twenty Statements Attitude Test (авторы – М. Кун, Т. Мак – Партланд). Важность исследования социальной идентичности, к которой относится и профессиональная идентичность, в настоящее время вытекает из следующих предпосылок. Во-первых, поведение человека, его действия во многом зависят от того, из какой социальной позиции он действует. Причём значимым оказывается то, как эта позиция видится самому носителю, т.е. его социальная идентичность. Во-вторых, в период крупных структурных перемен в обществе происходит смена сложившихся ранее идентичностей, формирование новых, восстановление разрушенных, исчезновение некоторых прежних идентичностей. В связи с этими предпосылками и, исходя из цели нашего исследования, возникает проблема поиска методов для изучения профессиональной идентичности. Особенностью исследований профессиональной идентичности является то, что они посвящены феномену, который имеет глубокую личностную основу и практически не поддаётся изучению с помощью прямых вопросов. Деление выборочной совокупности на группу профессионально идентичных педагогов и группу педагогов с признаками профессионального отчуждения проводилось на основе анализа данных, полученных по предложенной нами методике «Изучение профессиональной идентичности». В группу профессионально идентичных педагогов мы включили испытуемых с выраженным профессиональным статусом «достигнутая профессиональная идентичность» и с выраженным профессиональным статусом «преждевременная идентичность». В группу педагогов с признаками профессионального отчуждения были включены испытуемые с выраженным профессиональным статусом «диффузная профессиональная идентичность и с выраженным статусом профессиональной идентичности «мораторий». Э. Эриксон, который впервые детально представил понятие идентичности в своей известной работе «Детство и общество», в своих работах не прибегал к эмпирическим исследованиям, ограничиваясь теоретическим анализом проблемы идентичности. Когда же его последователи попытались обосновать его идеи эмпирически, оказалось, что приведенные определения идентичности метафоричны и широки; это не позволяло выделить переменные эмпирического исследования. Появились попытки дать более строгое и операциональное определение идентичности. В работах А. Ватермана в большей степени акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности. А. Ватерман считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности. Они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни. А. Ватерман рассматривает идентичность с процессуальной и содержательной сторон. Во-первых, процесс формирования и существования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Во-вторых, идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности относится к какой-либо сфере человеческой жизни. А. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии и профессионального пути; 2) принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений; 3) выработка политических взглядов; 4) принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства. А. Ватерман подчеркивает, что исследование идентичности следует вести по двум указанным линиям, рассматривая процессуальную и содержательные стороны в их единстве и взаимосвязи, что даст возможность не только проследить пути формирования идентичности, но и понять значения для личности выборов, сделанных в той или иной сфере жизни. Наиболее же известным и плодотворным оказался подход Дж. Марсиа. Его статусная модель идентичности широко применяется в исследованиях подростков. Дж. Марсиа определил идентичность как «структуру эго — внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Для операционализации понятия идентичности он выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Дж. Марсиа подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на аспекте решения проблем. В статусной модели Дж. Марсиа выделяются четыре состояния (статуса) идентичности. Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства. Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как и у людей, достигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей. Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности. При составлении методики использовались также представления Л.Б. Шнейдер, которая понимает профидентичность через идентификацию и отчуждение. Профессиональная идентификация - это объективное и субъективное (те данное в переживании) единство с профессиональной группой, делом, которое обуславливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности. Профессиональное отчуждение – это обратный процесс, связанный с объективным и субъективным отвержением этого единства и обособлением профессиональных характеристик личности. Баланс данных процессов и обеспечивает устойчивую профессиональную идентичность. В качестве исходного критерия в данном случае рассматривается принятие человеком ответственности за нахождение смысла и реализацию ценностей. Также Л.Б. Шнейдер предлагается схема анализа профессионального отчуждения, опираясь на представления, что идентификация-отчуждение есть исполнительный механизм персонализации, самоопределения и самоорганизации субъекта через существующую профессиональную реальность, и они реализуются в профессиональных ситуациях (Дело), профессиональных отношениях (Профессиональная общность), а репрезентируются через образ Я. В качестве общей структуры методики были заимствованы идеи А.А. Азбель и А.Г. Грецова Предлагаемый вариант опросника статусов профессиональной идентичности предназначен для профессионалов, находящихся на разных стадиях профессионального становления личности: профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации, профессионального мастерства, постпрофессионализма. Опросник призван помочь психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных профессиональных групп по проблемам становления профессиональная идентичности как одного из смыслообразующих компонентов профессиональной направленности личности (ценностные ориентации, профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию). Методика возникла как результат использования методики изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова, предназначенной для оптантов подросткового возраста. Предлагаемая нами методика получила название «Изучение профессиональной идентичности», исходя из целей и задач исследования – определения степени выраженности статуса профессиональной идентичности. Date: 2015-11-14; view: 960; Нарушение авторских прав |