Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика исследования





Испытуемые. К процессу эмпирических исследований были привлечены педагоги, находящиеся на разных стадиях профессионального становления (всего 252 человека) в возрасте от 21 до 60 лет, специализация – учителя-предметники. Половой состав выборки однородный (женщины). У всех представителей выборочной совокупности средний уровень социального положения и оплаты труда, семейное положение – замужем. Все представители выборочной совокупности имеют высшее профессиональное педагогическое образование. Представители выборочной совокупности характеризуются сознательным выбором профессии на стадии оптации.

В эксперименте принимали участие две группы испытуемых, которые были выделены на основе анализа полученных данных по опроснику «Изучение профессиональной идентичности» и тесту двадцати утверждений самоотношения Twenty Statements Attitude Test (авторы – М. Кун, Т. Мак – Партланд). Важность исследования социальной идентичности, к которой относится и профессиональная идентичность, в настоящее время вытекает из следующих предпосылок. Во-первых, поведение человека, его действия во многом зависят от того, из какой социальной позиции он действует. Причём значимым оказывается то, как эта позиция видится самому носителю, т.е. его социальная идентичность. Во-вторых, в период крупных структурных перемен в обществе происходит смена сложившихся ранее идентичностей, формирование новых, восстановление разрушенных, исчезновение некоторых прежних идентичностей.

В связи с этими предпосылками и, исходя из цели нашего исследования, возникает проблема поиска методов для изучения профессиональной идентичности. Особенностью исследований профессиональной идентичности является то, что они посвящены феномену, который имеет глубокую личностную основу и практически не поддаётся изучению с помощью прямых вопросов. Деление выборочной совокупности на группу профессионально идентичных педагогов и группу педагогов с признаками профессионального отчуждения проводилось на основе анализа данных, полученных по предложенной нами методике «Изучение профессиональной идентичности». В группу профессионально идентичных педагогов мы включили испытуемых с выраженным профессиональным статусом «достигнутая профессиональная идентичность» и с выраженным профессиональным статусом «преждевременная идентичность». В группу педагогов с признаками профессионального отчуждения были включены испытуемые с выраженным профессиональным статусом «диффузная профессиональная идентичность и с выраженным статусом профессиональной идентичности «мораторий».

Э. Эриксон, который впервые детально представил понятие идентичности в своей известной работе «Детство и общество», в своих работах не при­бегал к эмпирическим исследованиям, ограничиваясь теоретическим анали­зом проблемы идентичности. Когда же его последователи попытались обосновать его идеи эмпирически, оказалось, что приведенные опреде­ления идентичности метафоричны и широки; это не позволяло выделить переменные эмпирического исследо­вания. Появились попытки дать бо­лее строгое и операциональное опре­деление идентичности.

В работах А. Ватермана в большей степени акцентируется ценностно-во­левой аспект развития идентичности. А. Ватерман считает, что идентич­ность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включаю­щего выбор целей, ценностей и убеж­дений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности. Они формируются в ре­зультате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются ос­нованием для определения жизненно­го направления, смысла жизни.

А. Ватерман рассматривает иден­тичность с процессуальной и содер­жательной сторон. Во-первых, про­цесс формирования и существования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек иденти­фицирует, оценивает и отбирает цен­ности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Во-вто­рых, идентичность невозможно рас­сматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеж­дений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности отно­сится к какой-либо сфере человечес­кой жизни. А. Ватерман выделяет че­тыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичнос­ти: 1) выбор профессии и профессио­нального пути; 2) принятие и пере­оценка религиозных и моральных убеждений; 3) выработка политичес­ких взглядов; 4) принятие набора со­циальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супру­жества и родительства. А. Ватерман подчеркивает, что исследование иден­тичности следует вести по двум ука­занным линиям, рассматривая про­цессуальную и содержательные сто­роны в их единстве и взаимосвязи, что даст возможность не только про­следить пути формирования идентич­ности, но и понять значения для лич­ности выборов, сделанных в той или иной сфере жизни.


Наиболее же из­вестным и плодотворным оказался подход Дж. Марсиа. Его статус­ная модель идентичности широко применяется в исследованиях подрост­ков.

Дж. Марсиа определил идентич­ность как «структуру эго — внутрен­нюю самосоздающуюся, динамичес­кую организацию потребностей, спо­собностей, убеждений и индивидуаль­ной истории». Для операционализации понятия идентичности он выдви­нул предположение, что данная гипо­тетическая структура проявляется фе­номенологически через наблюдае­мые паттерны «решения проблем». Решение каждой, даже незначительной жиз­ненной проблемы вносит определен­ный вклад в достижение идентичнос­ти. По мере принятия все более разно­образных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целе­направленности и осмысленности своей жизни. Дж. Марсиа подчерки­вает, что развитие идентичности мо­жет включать многие другие аспек­ты, но его модель базируется именно на аспекте решения проблем.

В статусной модели Дж. Марсиа выделяются четыре состояния (статуса) идентичности.

Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабиль­ности, оптимизм в отношении будуще­го. Осознание трудностей не уменьша­ет стремления придерживаться из­бранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство напра­вленности и осмысленности жизни.

Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находяще­муся в состоянии кризиса идентичнос­ти и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Та­кой человек постоянно находится в со­стоянии поиска информации, полез­ной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможнос­тях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любо­пытства.

Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал со­стояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как и у людей, достигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются от­носительно рано в жизни не в резуль­тате самостоятельного поиска и вы­бора, а в основном вследствие иденти­фикации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительски­ми или отражать ожидания родителей.


Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют проч­ных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сфор­мировать их. Они или никогда не на­ходились в состоянии кризиса иден­тичности, или оказались неспособны­ми решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентично­сти люди переживают ряд негатив­ных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную зло­бу, отчуждение, тревогу, чувства бес­помощности и безнадежности.

При составлении методики использовались также представления Л.Б. Шнейдер, которая понимает профидентичность через идентификацию и отчуждение. Профессиональная идентификация - это объективное и субъективное (те данное в переживании) единство с профессиональной группой, делом, которое обуславливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности. Профессиональное отчуждение – это обратный процесс, связанный с объективным и субъективным отвержением этого единства и обособлением профессиональных характеристик личности. Баланс данных процессов и обеспечивает устойчивую профессиональную идентичность. В качестве исходного критерия в данном случае рассматривается принятие человеком ответственности за нахождение смысла и реализацию ценностей. Также Л.Б. Шнейдер предлагается схема анализа профессионального отчуждения, опираясь на представления, что идентификация-отчуждение есть исполнительный механизм персонализации, самоопределения и самоорганизации субъекта через существующую профессиональную реальность, и они реализуются в профессиональных ситуациях (Дело), профессиональных отношениях (Профессиональная общность), а репрезентируются через образ Я.

В качестве общей структуры методики были заимствованы идеи А.А. Азбель и А.Г. Грецова

Предлагаемый вариант опросника статусов профессиональной идентичности предназначен для профессионалов, находящихся на разных стадиях профессионального становления личности: профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации, профессионального мастерства, постпрофессионализма. Опросник призван помочь психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных профессиональных групп по проблемам становления профессиональная идентичности как одного из смыслообразующих компонентов профессиональной направленности личности (ценностные ориентации, профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию).

Методика возникла как результат использования методики изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова, предназначенной для оптантов подросткового возраста.

Предлагаемая нами методика получила название «Изучение профессиональной идентичности», исходя из целей и задач исследования – определения степени выраженности статуса профессиональной идентичности.







Date: 2015-11-14; view: 960; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию