Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конспект программы психологической коррекции особенностей личности осужденных за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
Объект: психологические особенности личности осужденных за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Предмет: психокоррекция психологических особенностей личности осужденных за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Цель базовой типовой программы: повышение эффективности ресоциализации осужденных и снижение уровня риска повторных преступлений, связанных с посягательством на половую неприкосновенность и свободу личности. Базовая типовая программа по работе с осужденными, совершившими преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, состоит из следующих разделов: 1) характеристика осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. 2) психологическая работа с осужденными, совершившими преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. 3) социальная работа с осужденными, совершившими преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. 4) воспитательная работа с осужденными, совершившими преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Индивидуальная работа с данной категорией осужденных должна быть направлена на выявление глубинных мотивов преступного поведения с тем, чтобы осужденный их полностью осознал. Индивидуальную работу желательно строить исходя из специфики совершенного преступления. Должны быть выявлены все аффекты, имевшие место в детстве. Они должны быть вновь осознаны при психологическом консультировании. Можно, например, вместе с осужденным воссоздать ситуацию, которая привела к образованию аффекта. Основной упор в индивидуальной работе должен быть сделан на осознании ситуации совершения преступления, увеличении сочувствия к жертвам сексуального насилия и выработки установок, которые позволили бы избежать в будущем повторения аналогичных ситуаций с тем же результатом. Цель психологической работы – создание предпосылок для успешной ресоциализации осужденного путем коррекции его отношения к себе и совершенному преступлению, формирования навыков саморегуляции психических состояний и контроля над собственным поведением. Психологическая работа реализуется по двум направлениям – психодиагностическому и психокоррекционному. Психодиагностическое обследование осуществляется в период пребывания осужденного в карантине и нацелено на выявление его индивидуально-психологических особенностей[1]. Психологическая работа с осуждёнными за сексуальное насилие должна включать в себя подробный анализ личности преступника, его жизненного пути, факторов, способствующих совершению преступления, самого преступления и отношения к нему. На основании этих данных психолог подготавливает комплекс мероприятий по психологической коррекции личности осуждённого и делает прогноз о его поведении в будущем. С осужденным проводится индивидуальное консультирование, в ходе которого обсуждается индивидуальный план ресоциализации, а также заключается договор (контракт) о его участии в типовой программе тренинга. Для организации психокоррекционной работы с осужденными за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности составляются индивидуальные психокоррекционные программы. Индивидуальную психокоррекционную работу желательно строить, исходя из специфики совершенного преступления. Основной упор в индивидуальной работе должен быть сделан на осознании ситуации совершения преступления, увеличении сочувствия к жертве сексуального насилия и выработки установок, которые позволили бы избежать в будущем повторения аналогичных ситуаций с тем же результатом (проведении психокоррекционных мероприятий по развитию у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими)[2]. В психологической коррекции особый акцент должен быть сделан на интенсивную проработку преступлений и развитие способностей к регулированию импульсивности и самоконтролю. Проработка преступлений содержит пошаговый анализ ситуаций, условий, мотивов, личностных качеств, способствовавших сексуальному насилию, а также реконструкцию поведения и переживаний. Целиданной работы заключаются в том, чтобы осужденный: - сам взглянул на собственное поведение как на отклоняющееся от нормы; - принял на себя ответственность за совершенное преступление; - понял связь между преступлением и его фантазиями и импульсивностью; - научился контролировать себя в ситуациях повышенного риска; - развивал чувство эмпатии по отношению к ситуации, чувствам жертвы и последствиям для жертвы; - инициировал поиск альтернатив сексуальным фантазиям и их адекватной реализации; - мог выработать стратегии предотвращения рецидива; - проработал иррациональные и антисоциальные установки. Формы и методы работы: - обучение техникам саморегуляции психических состояний; - психологический дебрифинг; - психологическое просвещение в форме мини-лекций; - тренинги по развитию коммуникативных качеств, эмпатических способностей, снижению агрессивности и конфликтности; - арт-терапия; - групповые дискуссии, обсуждения, «мозговой штурм»; - психологические упражнения, направленные на развитие самосознания и самооценки; - семейное консультирование; - индивидуальные сессии; - элементы когнитивно-поведенческого тренинга. Осужденные за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности могут принимать участие в групповых психотерапевтических сессиях и тренингах. Для них, в частности, рекомендован когнитивно-поведенческий тренинг. По окончании тренинга с осужденными проводится повторное психодиагностическое обследование, а также анализируется обратная связь, поступившая от осужденных и экспертов. Завершающий этап психологической работы предполагает написание психологом заключения об эффективности программы. Вносятся дополнения и коррективы в индивидуальную программу ресоциализации осужденных на последующих этапах отбывания наказания, включая прохождение дополнительных психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие эмоциональной устойчивости, управление гневом, снижение уровня конфликтности, развитие социальных навыков и др. Цель социальной работы с лицами, совершившими преступления против половой неприкосновенности: успешная ресоциализация осужденного, эффективное включение его в систему социальных отношений после освобождения на основе соблюдения принципов эмпатии и уважения к свободе (в том числе и половой) другого человека, принятия ответственности за свою жизнь, применения навыков управления своими чувствами. Задачи социальной работы: 1. Оценка ситуации и возможностей клиента. 2. Создание совместно с осужденным новой социальной реальности. 3. Работа с семьей и ближайшим окружением осужденного, направленная на устранение факторов риска по применению сексуального насилия. 4. Социальная защита, трудовое и бытовое устройство. Педагогическое сопровождение осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, осуществляется на основе и с учетом их социально-психологических особенностей. В отечественной психологии изучением личности сексуальных преступников занимались Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов и др. Цель – корректировка деформированных качеств личности, преодоление у осужденного чуждых обществу взглядов и убеждений и формирование новых позитивных качеств. I. Задачи воспитательной работы с лицами, имеющими нарушения психосексуального развития: 1) формирование коммуникативной культуры; 2) коррекция нравственно-половых представлений; 3) осознание причины совершенного преступления; 4) развитие традиционно мужских качеств: самостоятельность, смелость и т.д.; 5) повышение уровня общего и профессионального образования; 6) трудоустройство осужденного. Методы индивидуальной работы: беседа на нравственную тему, убеждение, требование, приучение, внушение морально-нравственных норм, педагогический тренинг, создание воспитывающих ситуаций, пример нравственного поведения, решение педагогических задач нравственного содержания, создание ситуаций нравственного выбора, стимулирование нравственного поведения. Приемы индивидуальной работы: Поощрение направлено на коррекцию поведения, на закрепление положительного поведения. Данный прием целесообразно совмещать с педагогическим требованием. Создание условий для нравственных упражнений. Суть этого приема состоит в искусственно созданной воспитателем нравственной коллизии. Обычно эта коллизия требует от осужденного каких-то действий, которые способствуют формированию его «западающих» качеств. Ситуация успеха – сознательно создается воспитателем для проявления осужденным лучших своих качеств, достижения успеха, позволяет сформировать позитивную самооценку и стимулировать дальнейшую позитивную деятельность. Опора на положительное в человеке – сосредоточение воспитателя на позитивных качествах осужденного. «Я» – сообщение – прием педагогической оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении осужденного, но необходимо тонко скорректировать его отношение и действия. Наказание. Рекомендуетсяне лишать встреч с семьей. Формы индивидуальной воспитательной работы: – индивидуальная беседа; – личные поручения осужденному при постоянном контроле со стороны сотрудников; – индивидуальное шефство; – аттестация осужденного; – участие в исправительной программе (во взаимодействии с психиатром, психологом); – ведение дневника самовоспитания; – индивидуальное консультирование в сложных ситуациях; – вовлечение в занятия по интересам (кружковая деятельность); – посильная трудовая деятельность. Таким образом, основная цель индивидуальной работы с данной категорией должна заключаться в определении мотивов криминального поведения, а также проведении психокоррекционных мероприятий по развитию у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими. Date: 2015-11-14; view: 28587; Нарушение авторских прав |