Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности женщин во время беременности, родов и в послеродовой период





Современная женщина очень часто отягощена проблемами, связанными с физиологической патологией, эмоциональной дисгармонией на почве неадекватного воспитания и эмоциональных травм, а также психологической дисгармонией из-за нереализации своей личности или проблем самоконтроля.

С наступлением беременности многие женщины отмечают изменения самочувствия, выражающиеся в раздражительности, слезливости, повышенной утомляемости, изменении аппетита, тошноте, снижении либидо, сонливости в течение дня. Частота таких расстройств колеблется от 13,7% до 33,3% всех беременных.

В момент беременности женщина очень чувствительна и раздражительна, она гораздо острее, чем прежде реагирует на окружающий мир, с трудом справляется с собой. Есть женщины, которые при беременности совершенно меняют свой облик, у других всё остаётся без изменений. Но за исключением крайностей, общим для будущих матерей является своя особая психология, меняющаяся из месяца в месяц.

Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребенка позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем. В первом триместре актуализируются и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовый период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка.

Среди неблагоприятных психосоциальных факторов необходимо особо выделить незамужество, повторные браки, неудовлетворённость материально-бытовыми условиями, конфликтные ситуации в семье и на работе.

Тревога является основным эмоциональным состоянием человека в ситуации неопределенности и ожидания, и субъективно характеризуется ощущением внутреннего напряжения с активизацией реакций вегетативной нервной системы.

Основным содержанием невротических расстройств у женщин с осложнённой беременностью является переживание реальной или воображаемой угрозы выкидыша.

Одним из часто встречающихся нарушений в период беременности и после родов являются депрессии с такими проявлениями, как печаль, уныние, подавленность, усталость, раздражительность. Острые депрессивные реакции чаще возникают у женщин в различные возрастные периоды, связанные с глубокой биологической перестройкой организма.

Таким образом, соматогенный фактор, с одной стороны, и ситуационно-психогенный - с другой, формируют патологическую почву, способствующую развитию и углублению депрессивного состояния. При развитии депрессии у женщин возникают мысли о никчёмности существования, чувство безысходности, суицидальные мысли, депрессивные идеи самоуничижения и самообвинения, которые к определённому моменту приобретают доминирующий сверхценный характер.

Депрессивные реакции и состояния различной степени тяжести встречаются у 10-18% беременных женщин. Применение антидепрессантов в первом триместре может негативно отразиться на развитии ребёнка. Раннее выявление нервно-психических расстройств у беременных и применение психотерапии позволяет значительно снизить количество назначенных препаратов или вообще обойтись без них. Психотерапия - это лечебное воздействие на психику или через психику на организм больного.Характерными патологиями беременных с хроническим психоэмоциональным стрессом являются токсикоз первой половины беременности 46,26%, раннее развитие гестозов 45,45%. На фоне перечисленных осложнений формируется хроническая плацентарная недостаточность в III триместре (56,65%). В результате новорожденные в 76% случаев рождаются в состоянии гипоксии различной степени и в 28,21% случаев им требуется длительная реабилитационная терапия.

Беременность у женщин с признаками психоэмоционального стресса в 80,43% случаев заканчивается срочными родами, в 16,63% - преждевременными родами, в 10,86% - выкидышами, что свидетельствует о нарушении формирования родовой доминанты. Это доказывает, что психологический стресс несёт с собой целый комплекс перинатальных проблем, требующих серьёзного влияния к психологической сфере беременных женщин.

Однако отмечается, что к 28-й неделе организм многих беременных адаптируется к стрессовой нагрузке и патогенное влияние стресс-синдрома уменьшается по мере приближения срока родов.

По поводу влияния эмоционального стресса на процесс родов врачами замечено, что причиной слабости родовой деятельности и слабости потуг у первородящих могут быть отрицательные эмоции, и особенно чувство страха перед предстоящими родами. Волнение в конце беременности приводит не только к затяжному течению родов, но и послеродовым кровотечениям и возникновению сепсиса у новорожденного с низким иммунитетом.Отмечается зависимость между наличием чувства поддержки у беременных женщин и благополучным протеканием беременности и родов, а также лучшим психическим развитием ребёнка в дальнейшем.

Роды действительно являются таким мощным физическим и психологическим переживанием, что их ожидание связано с целой серией страхов. Кроме вполне понятного страха перед родовой болью, женщину могут начать мучить не вполне осознанные страхи, связанные с всплывшими из глубины подсознания детскими травмами собственного появления на свет. Такие "воспоминания" остаются с человеком на всю жизнь, исподволь оказывая сильное влияние на его поведение. Бывает, что в ожидании приближающихся родов женщина начинает испытывать страх перед смертью. Дело даже не в страхе за собственную жизнь, а скорее в предчувствии переживаний ребенка, который в процессе рождения проходит стадию психологического "умирания". Рождение - это одно из самых мощных переживаний человека, сопоставимое по силе разве, что с переживанием смерти.

Для девочек подобный стресс матери более значим, чем для мальчиков, создавая затяжное течение родов и отсутствие крика при рождении.

На неустойчивую психику женщины роды оказывают гигантское воздействие.

Невротические депрессии в послеродовом периоде встречаются у 15-20% рожениц, длятся в среднем 3-4 недели, и лишь у 5% женщин отмечаются расстройства настроения длительностью до года.

Наибольшее значение среди психотравмирующих факторов послеродовой депрессии имеет семейная дисгармония. Женщины чувствуют себя одинокими, бесполезными, лишёнными поддержки. Исследования показали, что незрелый возраст матери тоже влияет на эмоциональное состояние после родов.

Разрешение психологического конфликта в указанных случаях требует психотерапевтического вмешательства: от участия семьи (мужа) до личностно ориентированной и семейной психотерапии. Целью психотерапии, независимо от применяемой техники, является помощь пациенткам в осознании своих внутриличностных проблем и их разрешении, изменение отношения к психотравмирующему фактору.

Особенно опасны послеродовые психозы. Послеродовый психоз - психотическое состояние, возникающее у женщины после родов чаще на 2-3 день, характеризующееся выраженной депрессией и бредом. В большинстве случаев возникает у первородящих женщин (1-2 случая на 1000 женщин).Расстройство считается вторичным по отношению к фоновому психическому заболеванию. Возможны психодинамические конфликты, связанные с материнством, нежелательной беременностью, несчастливым браком, страхом материнства и т.д.

При отсутствии лечения существует высокий риск детоубийства и самоубийства. Благоприятствуют прогнозу активная поддержка членов семьи и правильное лечение. В случае послеродового психоза необходимо принять меры по предотвращению самоубийства даже при отсутствии у больной суицидальных мыслей. Нельзя оставлять малыша наедине с матерью при наличии у неё бредовых идей или навязчивых мыслей в отношении здоровья ребёнка.

Таким образом, многие осложнения беременности обусловлены эмоциональными причинами и другими психологическими факторами. Своевременная коррекция психологических нарушений является аналогом профилактики аномалий родовой деятельности, безболезненности родовых схваток.

 

1.2. Психологическая подготовка беременных к родам: сущность и содержание

В начале 80-х годов в России сформировалась и продолжает развиваться система социокультурных взглядов на беременность и раннее детство.

Начавшие проводиться в те годы многочисленные исследования показали, что роды протекают легче у женщин, прошедших специальную психологическую подготовку, хорошо представляющих как проходят роды, активно участвующих в процессе рождения собственного ребенка и осознающих, что в родах у малыша ощущения на порядок сильнее, чем у матери.

Роды должны проходить в состоянии максимального расслабления и доверия к происходящему. Умению правильно расслабляться нужно учиться. Существует важность и необходимость психического воссоединения с собственным ребёнком.

Психотерапевтическим сообществом сегодня внедряются программы психологической подготовки беременных и семьи к родам.

Цель психологической подготовки к родам - помочь родителям приобрести наиболее важные знания о развитии ребенка, о роли родителей в этом процессе, подготовить их к предстоящим родам.

Такая подготовка осуществляется разными медицинскими и психологическими организациями, а также неформальными объединениями родителей и индивидуально практикующими специалистами (психологами, акушерами и т.п.). Это могут быть курсы и школы для будущих родителей и другие, которые в основном ставят своей целью подготовку беременных женщин и семейных пар к родам. В такую подготовку входит обучение технике расслабления, дыхания, регуляции своих эмоциональных состояний, освоение разных навыков для облегчения родов, в том числе «родового голоса» и т.п. Обычно также включаются занятия по повышению родительской компетентности, гимнастика, разные формы творческой деятельности.

В некоторых случаях программа более широкая, с акцентом на психологическую подготовку к родам и материнству. Используются разные формы групповой работы, направленной на развитие творческих способностей, личностный рост, развитие эмоциональной сферы, снятие тревоги, проработку образа ребенка, своих ожиданий от родов, используются методы пренатального обучения и налаживания взаимодействия матери с ребенком в течение беременности.

Занятия в таких школах проводятся групповые, часто совместные для будущих матерей и отцов. Включаются методы арттерапии, групповой психотерапии, музыкальной и телесно-ориентированной терапии, аутотренинг, хоровое и индивидуальное пение и т.п., частично адаптированные для целей подготовки к родам и материнству.

Разработаны некоторые оригинальные методы, например проработка образа ребенка и своих ожиданий от родов с помощью медитаций, рисунков, других видов творческой деятельности, групповое обсуждение проблем беременности и родов, освоение родового голоса и пение колыбельных песен и др. Проводится тренинг поведения в родах, взаимодействия с ребенком, семейных отношений.

Кроме того, такая подготовка ориентирована на групповую работу, часто вообще без использования индивидуального консультирования. Обычно не проводится предварительная индивидуальная диагностика особенностей материнской сферы, и женщины в процессе групповых занятий сами прорабатывают свои проблемы. Разумеется, этот способ также является очень эффективным, особенно в тех случаях, когда подготовка к родам совмещается с ведением самих родов.

Проблемы материнства могут решаться в рамках общей семейной и индивидуальной консультационной и психотерапевтической работы. В данном случае важно, насколько психолог знаком с проблемами беременности и материнства. Часто применяются психоаналитические и микропсихоаналитические подходы к консультированию и терапии, ориентированные на проработку личностных проблем матери, а также клиент-центрированная и семейная терапия и консультирование.

Недостатком этих форм психологической помощи является их несистематичность, разорванность с работой других специалистов, имеющих отношение к ведению беременности, родов, педиатрическими службами. Мать оказывается перед необходимостью обращаться к разным специалистам по разным поводам, связанным с материнством. Лучше обстоят дела при комплексном подходе, но, к сожалению, он слишком редко бывает доступен для женщины. Следует отметить и то, что в этих случаях не применяется групповая работа, что также стимулирует родителей к поискам дополнительных форм решения своих проблем.

В общих чертах программа психологической подготовки к родам включает:

*научение женщины родовому поведению (позы, дыхание, голос, водные процедуры, массаж);

*обучение мужа механизмам помощи жене до и после родов;

*обучение семейной пары методам саморегуляции и самоконтроля;

*способность активизации творческого потенциала;

*обучение механизмам ухода за ребёнком и его раннему воспитанию.Основные вопросы психологической подготовки женщины к родам:

1. Осознание того, что материнство - основное назначение женщины.

Целью психологической подготовки является создание у женщины психологической установки на благополучное родоразрешение, воспитание чувств материнства, отцовства посредством формирования духовно-психологической связи между родителями и ребенком в утробе.

Формирование у будущей матери ответственного отношения к вынашиваемой беременности, к процессу рождения и дальнейшего взращивания ребенка является очень важным этапом.

Роды - очень важный и ответственный момент. Первая встреча самых близких людей. Первый крик и первое прикладывание к груди. В этот момент на карту поставлено все: жизнь, любовь, здоровье мамы и ребенка, будущее семьи. И принятие или непринятие себя как мамы - осознание материнства.

2. Ознакомление женщины с основными понятиями и физиологическими процессами в беременности и родах.

3. Ознакомление с особенностями режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродовом периоде, правилами ухода за новорожденным

4. Общение родителей с ребенком во чреве:

Еще до рождения ребенок начинает познавать окружающий мир. Он живет не в беззвучном, темном пространстве, а воспринимает мир вокруг себя теми органами чувств, которые формируются у него очень рано. Уже на восьмой неделе внутриутробной жизни у малыша возникает тактильная чувствительность. Ребенок начинает ощущать температуру и прикосновения. К 14-й неделе вся кожная поверхность малыша готова к восприятию информации. Говоря об интуитивном, точном понимании, знании, люди используют выражение "чувствую кожей", возможно так в нашем языке сохранилась память о первом опыте познания мира. На 5-м месяце беременности движения ребенка становятся ощутимыми для мамы, и малыш встречается с первыми прикосновениями родных рук. Ребенок толкается, и мама гладит живот. Поглаживание поверхности живота - это первые нежные игры с младенцем, который еще не родился. Ребенок получает важный опыт общения - ответную реакцию на свои проявления.

Перестукиваясь с мамой, малыш учится диалогу. Общаясь с малышом во время беременности, родители устанавливают с ним крепкую эмоциональную связь. Ребенку такое общение дает ощущения безопасности и комфорта, необходимые для его успешного развития.

Маме нужно говорить с малышом не только мысленно, но и вслух. На седьмом месяце ухо ребенка начинает слышать и уже воспринимает звуки как внутри, так и вне материнского тела.

У детей, с которыми родители разговаривают до рождения, обычно раньше развивается речь.

Для ребенка, который готовится к жизни в говорящем мире, хорошим тренингом будет слушание, как речи, так и музыки.

В музыке ребенку важны ритмы. Именно они организуют жизнь тела.

Уже до рождения малыш нуждается в уединенном общении с мамой, когда она, касаясь ладонью живота, разговаривает с ним вслух ласково, нежно.

Ребенок, появившись на свет, не расскажет родителям о том, что он чувствовал, познавал в утробе матери, но будет помнить те несколько месяцев совместной жизни, которые родители подарят ему, общаясь с ним во время беременности.

5. Информирование о вредных факторах, таких как: стрессовые ситуации, воздействие компьютера, неправильное питание и пр., объяснение их влияния на развитие ребенка, рекомендации, как избежать вредного влияния окружающей среды.

С акушерками проводится тренинг по основам психологии общения и саморегуляции, так как акушеркам необходимы качества хороших коммуникаторов.

Все упражнения и методики, даваемые на занятиях, рекомендуется повторять в домашних условиях с участием мужа, при его поддержке.

В учебных программах школ родительского опыта удаётся реконструировать единый неразрывно связанный процесс вынашивания, рождения и воспитания младенцев.

Таким образом, психологическая подготовка к родам имеет огромное значение для формирования гармоничных отношений между родителями и ребенком. Важнейшим условием нормального как эмоционального, так и физического развития ребенка является формирование чувства привязанности между ним и мамой. Привязанность не возникает за один день. Ее формирование начинается еще во время беременности, и с появлением малыша она еще сильнее укрепляется благодаря его усилиям.


Date: 2015-11-14; view: 2655; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию