Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение в Средние века
В средние века в мастерских художников никакой системы обучения еще не сложилось, да и в ней особо и не нуждались. Вновь поступивших в ученики молодых художников требовалось лишь обучить простейшим техническим навыкам, а дальше оставалось штамповать похожие друг на друга картинки и следовать фиксированным образцам. Метод обучения рисунку в этих мастерских был чисто ремесленный: копирование образцов и приемов работы мастера. Не практиковалось изучение природы и натуры в академическом понимании. Обучение рисованию проходило у мастера, который не соблюдал ни строгой системы, ни четких методов обучения. В основном ученики занимались самостоятельно, приглядываясь к работе мастера. Мастерские были организованы предельно экономично, поэтому собственно учебные занятия, результаты которых нельзя было использовать в работе мастерской, были сведены к минимуму. Обучение было сугубо эмпирическим и основывалось на непосредственном и посильном участии ученика в процессе работы над произведением, в естественныхусловияхсовместнойработы,«из-подруки». Это способствовало творческому единству мастерской, естественному приобщению всех ее членов к единой традиции. По сравнению со средневековым западноевропейским искусством византийское искусство отличалось большей степенью канонизации в рисунке и композиции, в особенности при изображении человека (святых), а это налагало свои особенности и на методику обучения. «Чтобы обеспечить стабильность иконографии, средневековое искусство как на Востоке, так и на Западе создало свою особую методику художественного труда. Средневековые художники работали не с натуры, а по образцам (на Западе такой образец назывался exemplum). Образцы, обычно сшивавшиеся в тетради, представляли собой контурные зарисовки композиций различных церковных сюжетов, отдельных фигур, мотивов драпировок и т. д. На них ориентировались при выполнении как стенных росписей, так и произведений станковой живописи, они содействовали тому, о чем так беспокоился СемеонСолунский, когда он писал: „Изображай красками согласно преданию. Это есть живопись истинная, как писание в книгах..." Именно образцы помогали писать «согласно преданию», которое охраняло средневековую иконографию от вторжения смелых новшеств. И на примере византийского искусства особенно наглядно дает о себе знать «охранительное» начало образца, направлявшего творческую мысль художника в прокрустово ложе традиции». О том, как производилось копирование, автор «Ерминии» пишет: «...Прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника; изготовь черную краску с малым количеством яичного желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробела и самыми жидкими белилами обозначь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь нее видны все черты подлинника». И другой способ: «Если же на задней стороне подлинника нет ни рисунка, ни пятен, то наложи на него не промасленную бумагу, приставь его, против света, к окну или к оконной раме, и, видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою. Снимок, сделанный таким образом, будет сходен с подлинником так же, как и первый». Такие методы обучения себя оправдывали, так как производственные отношения в это время способствовали развитию именно ремесленного труда. Если во времена античности и в эпоху Ренессанса почти каждый художник считал своим долгом делать обобщения, давать научное обоснование каждому положению своего искусства, то большинство художников средневековья не задумывались над подобными проблемами. Итак, в эпоху средневековья развитие художественного образования как учебной дисциплины практически не было. Более того, те научно-теоретические положения реалистического рисунка и методы его преподавания, которые были выработаны художниками античности, в эту эпоху были фактически уничтожены. Чтобы возродить былое искусство, восстановить методы реалистического рисунка, нужно было начинать все сначала. Это выпало на долю художников эпохи Возрождения. Date: 2015-11-14; view: 682; Нарушение авторских прав |