Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие научных подходов к управлению проектами коммерциализации инноваций





 

Важнейшим элементом структуры инновационной деятельности является процесс управления инновациями, которое включает в себя планирова­ние инновационной деятельности, организацию исследований и востребо­ванности инновации, координацию всех систем организации и их направлен­ность на инновационное развитие, контроль за ходом коммерциализации ин­новаций и стимулирование их поиска и развития. Современные инновацион­ные процессы достаточно сложны и неизбежны, они находят свое отражение в любой области менеджмента (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и организация их постоянной учебы и др.) Разработка и реализация инновационной политики - необходимое условие роста конкурентоспособности организации в неста­бильных условиях рынка.

В основе инновационной политики любой организации лежит:

· портфель наиболее перспективных и приоритетных проектов инновационных предложений;

· составление по каждому из проектов обоснования и подготовка вариантов бизнес-планов по методике международных стандартов;

· просчитанные варианты проектов коммерциализации инноваций;

· отработанные схемы финансирования (возможность привлечения инвесторов, кредитов, эмиссия собственных акций, смешанное финансирова­ние, иностранные инвестиции, венчурное инвестирование и т.д.);

· сформированная команда по управлению проектами организации.

Инновационная деятельность существенным образом зависит от наличия качественных и эффективных идей, как с экономической, так и с техни­ческой точки зрения. Поиск этих идей, их коммерциализация и воплощение - вот главная и приоритетная задача руководства конкурентоспособной орга­низации.

Коммерциализация является важнейшим элементом инновационного процесса и, по мнению Я.Н. Грика и Е.А. Монастырного [18], эта идея представляет получение дохода от ее продажи или использования в собственном производстве. Толковый словарь дает следующее определение: «Коммерциализация — превращение инноваций в источник дохода, в объект извлечения прибыли» [61].

Конкурентные преимущества, связанные с инновационной деятельностью являются концентрированным проявлением превосходства над конку­рентами в экономической, технической, организационной сферах деятельно­сти организации, которое можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокие рентабельность, рыночная доля, объем продаж). Необходимо особо подчеркнуть, что конкурентное преиму­щество нельзя отождествлять с потенциальными возможностями. В отличие от возможностей - это факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества, полученные в результате коммерциализации являются главной целью и результатом деятельности компаний.

Ориентация только на прибыль как наиболее часто определяемую цель коммерциализации инноваций организации весьма неполно отражает мотивы управленческих действий. Выбор этой единственной цели некорректен с различных точек зрения, если организация в своей деятельности исходит из дол­госрочной перспективы, то она должна вкладывать значительные средства в исследования и повышение квалификации кадров. Все инновационные исследования повышают издержки производства и приводят к снижению при­были.

Очень часто эту цель нельзя ставить в краткосрочной перспективе. Например, если организация проводит коммерциализацию и проникновение инновационного продукта на рынок, то первое время она может не получать никакой прибыли (не только максимальной), расходы на маркетинг инновации достаточно велики и организация может терпеть убытки. Кроме того, принятый во многих странах прогрессивный налог на прибыль способствует тому, что компании невыгодно получать прибыль свыше запланированной величины.

Наконец, необходимо отличать текущую прибыль от прибыльности в долгосрочной перспективе. В наших условиях нацеливание коллективов организаций на минимизацию маркетинговых затрат и максимизацию текущего дохода лишает их заинтересованности во внедрении инноваций: новой тех­ники, повышении качества обслуживания, разработку и запуск имеющейся и выпуске новой, соответствующей потребностям рынка продукции. Таким об­разом, организация утрачивает перспективу развития и, соответственно, воз­можность получения устойчивой долгосрочной прибыли. «Только в резуль­тате получения разумной доли прибыли - не слишком высокой и не слишком низкой - предприятие может расширять свою деятельность» [36].

Коммерциализация инновации, как полагает Дж. Казметский [6], «представляет собой процесс, с помощью которого результаты НИОКР свое­временно трансформируются в продукты и услуги на рынке», что указывает на возможность разрыва инновационного процесса на две части: собственно разработка новаций и их трансформация в рыночные продукты, в то время как процесс коммерциализации должен неразрывно связывать оба этих этапа. Кроме того, трудно установить, какие сроки коммерциализации стоит счи­тать «своевременными».

В определении Я.Н. Грика и Е.А. Монастырного [17] некоторую неясность представляет использование понятия «инновационная идея», посколь­ку любой этап инновационного процесса, на наш взгляд, представляет собой определенную инновационную идею, не обязательно при этом предостав­ляющую возможность для коммерциализации. В связи с наличием неточно­стей можно привести следующее определение понятия «коммерциализация».

Коммерциализация — это процесс трансформации результатов НИОКР, сохраняющих свою рыночную актуальность и востребованность, в продукты и услуги на рынке с целью удовлетворения потребностей рынка и получения дохода от их продажи. При этом процесс коммерциализации предполагает разработку и реализацию проектов коммерциализации инновации включая: поиск идей, оценку (экспертизу) и отбор новаций для финансирования, при­влечение средств, юридическое закрепление прав на будущую интеллекту­альную собственность, разработку маркетинговых мероприятий по продви­жению продукции, внедрение инновации в производство, а также дальней­шую модификацию и сопровождение интеллектуального продукта.

Поскольку коммерциализация неразрывно связана с инновационной деятельностью, очевидной становится необходимость обеспечения их тесной взаимосвязи. Сегодня такой возможностью обладают, прежде всего, высшие учебные заведения, на базе которых возможно создание инновационных фирм, венчурных наукоёмких структур различных форм собственности, а также таких качественно новых экономических образований, как бизнес ин­новационные центры, инкубаторы бизнеса, бизнес-ангелы, технопарки, ин­жиниринговые центры, учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), инновационные кластеры, консалтинговые фирмы и т.п.

Первой задачей по разработке методических основ управления проектами коммерциализации инноваций, на этапе анализа, определена как адап­тация управления проектом к специфике деятельности по управлению коммерциализацией инноваций. Важнейшей частью методологии управления проектом является концепция жизненного цикла проекта, поэтому адаптацию управления проектом и разработку методологии управления проектами коммерциализации целесообразно начать с выработки модели жизненного цикла такого проекта (рис. 1, 2).


Рисунок 1 – Жизненный цикл проекта

 

Рисунок 2 – Жизненный цикл инновации

 

 

Одной из характеристик, содержания коммерциализации инноваций, является их проектная ориентация, из которой вытекает эффективность использования методологии проектного управления для управления деятельностью по коммерциализации инноваций. Любая инновация действительно есть проект, а любая инновационная деятельность, в особенности сложное, мно­гоаспектная деятельность по коммерциализации, является проектно­ориентированной деятельностью, к которой необходимо применять инстру­менты и формы проектного управления.

В любом проекте можно выделить следующие ключевые признаки:

· уникальный или оригинальный характер результатов, связанный с их новизной;

· доминирование целей над процессами;

· ограниченность по ресурсам и времени;

· сложный состав выполняемых операций;

· мультидисциплинарный характер деятельности.

Эти характеристики, можно рассматривать, как условия применимости методологии проектного управления. Если сравнить характеристики проекта с основными характеристиками деятельности по коммерциализации иннова­ций, то можно увидеть полное совпадение. Инновации всегда направлены на создание чего-то нового и поэтому связаны с созданием новых, уникальных или оригинальных результатов. В ходе разработки проектов коммерциализации инновации всегда доминируют цели, а не постоянно повторяющиеся процессы, так как постоянного повторения в инновационной деятельности нет и быть не может. Еще Й. Шумпетер показал, что инновация предполагает всегда перевод системы из существующего состояния в целевое. Коммерциализация инноваций направлена на тиражирование новшества и получение дохода от реализации инновационного продукта. Деятельность по коммер­циализации всегда ограничена в ресурсах, так как у инновационных органи­заций всегда есть бюджетные ограничения. Ограниченность во времени свя­зана с тем, что любая инновация должна своевременно найти своего потребителя. Инновационный процесс состоит из различных этапов, таких как фундаментальные исследования, возможности коммерциализации, марке­тинг, и все эти этапы связаны единой целью, а для успешной коммерциали­зации инновации необходимо прилагать усилия специалистам из самых раз­личных областей знаний.

Единство характеристик инноваций и проекта объясняет, почему проект рассматривается как органичная организационная форма управления для инновационной деятельности. Инновационную деятельность более обосно­вано и целесообразно воспринимать не как процесс, предполагающий опре­деленную рутинность, цикличность и повторяемость, а именно как проект. В работах В. Баранчеева [5], А. Ивасенко [25], Я. Никоновой [25], М. Каркавина [25], М. Круглова [30], В. Первушина [46], а также С. Бабаскина [4] разработа­ны полноценные методики управления отдельным инновационным проектом.

Коммерциализация предполагает поиск, экспертизу и отбор разработок для финансирования, привлечение инвестиций, распределение и юридиче­ское закрепление прав на будущую интеллектуальную собственность между всеми участвующими в процессе сторонами, управление научным проектом, внедрение результатов в производство, дальнейшую модификацию и сопровождение интеллектуального продукта.

Инновационный процесс невозможен без коммерциализации и тиражирования инновационной продукции, и представляет собой последователь­ность реализуемых инновационных проектов, а национальная инновационная система есть не что иное как динамичная сеть инновационных агентов, объе­диненных на основе их взаимных интересов в большое количество иннова­ционных проектов и программ.

Таким образом, коммерциализация инноваций, будучи неотъемлемой частью любой инновационной деятельности, представляет собой проектноориентированную деятельность, управление которой должно строиться на положениях и принципах методологии проектного управления.

Проекты коммерциализации инноваций связаны со спецификой российского бизнеса, его проблемами и недостатками. Во-первых, это отсутствие ориентиров для выбора направлений поиска, т.е. перспективные разра­ботки могут вестись в самых разнообразных областях. Во-вторых, полная юридическая и коммерческая безграмотность разработчиков. Российские ученые, изобретатели и авторы ноу-хау слабо осведомлены о различных пу­тях, какими может быть осуществлен процесс передачи технологий. Они недостаточно знакомы с возможными видами контрактов, способами защиты своих прав и со своими будущими обязанностями. Зачастую авторы инновационной разработки не могут составить даже примитивный бизнес-план, они, скорее всего, вместо этого представят план финансирования своих исследо­ваний. Для разработки проекта коммерциализации даже профессионалам не­просто подготовить проработанный бизнес-план по внедрению российской технологии в производство. Помимо обычных проблем, адекватной оценке в данном случае препятствуют многочисленные риски, факторы неопределен­ности, связанные с интеллектуальными продуктами, юридическое закрепле­ние авторства и спецификой российской экономики: оценка их текущего состояния, необходимость проведения дополнительных исследований, плани­рование научного проекта, подбор кадров, оценка риска незавершенна проек­та в предусмотренные сроки и т.д.

В-третьих, слишком малое количество научных разработок доводятся до серийного производства. Это связано, прежде всего, с тем, что в последние годы финансирование российской науки, практически, прекратилось, в результате чего многие перспективные разработки до сих пор находятся на стадии создания экспериментальных образцов.

Четвертая проблема связана с постепенной потерей мировых приоритетов российских ученых в различных областях научных знаний.

И, конечно, внедрение передовых разработок в производство, их коммерциализация является слабым местом российской инновационной деятель­ности. В России практически отсутствует такая распространенная на Западе форма бизнеса, как венчурные фонды и компании. Только в Северной Аме­рике количество таких фирм исчисляется тысячами. Слабо развита и посред­ническая сеть. В настоящее время действует, возможно, не более двух-трех десятков российских консалтинговых фирм, специализирующихся в области поиска и коммерциализации технологий, причем действительно активными среди них являются единицы. Большинство этих компаний базируется в Мо­скве, часто при различных общественных и благотворительных фондах, а также при научных и образовательных учреждениях. Среди таких компаний, зарекомендовавших себя на российском рынке, можно назвать Российский центр передачи технологий, «ДКМ Венчурные проекты», Инновационное агентство и другие.

В России действует также определенное число дочерних структур или представительств иностранных компаний, занимающихся поиском и трансфером технологий, а также уполномоченных частных лиц, выполняющих по­ручения в этом направлении, точное количество которых подсчитать затруднительно. Незначительное участие в процессе коммерциализации технологий принимают также патентные поверенные и патентно-правовые компании.

Все эти недостатка снижают темпы внедрения инноваций в производство и требуют совершенствования и реорганизации управления ими.

Date: 2015-11-14; view: 934; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию