Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поощрения и наказания





Однажды я зашла в школу и увидела мальчика, сидящего в одиночестве на стульчике посреди клас­са. На его груди висел сделанный учительницей зо­лотой венок, служивший для поощрения отличившихся.

От учительницы я узнала, что сидящий ребенок на­казан.

Незадолго до этого учительница похвалила другого ученика и повесила ему на шею эту декорацию. Но отли­чившийся, проходя мимо наказанного, передал ему ве­нок. Этот символ словно стеснял ребенка, которому хо­телось работать.

Наказанный равнодушно посмотрел на эту вещь на сво­ей груди и начал спокойно наблюдать вокруг, совершенно не осознавая себя наказанным.

Вся система поощрений и наказаний была отвергнута одним эти случаем.

Мы проводили много наблюдений, и в нашем опыте, долго накапливаемом, нашли упорное повторение той же реакции, когда, награждая или наказывая детей, учитель­нице приходилось стыдиться, видя их равнодушие и к по­ощрениям, и к наказаниям. С тех самых пор у нас нет боль­ше ни поощрений, ни наказаний. Но нас поражает больше всего частота, с которой дети отклоняли похвалу. Было оче­видно, что в них просыпалось сознание и чувство досто­инства, что раньше им было неведомо.

Глава 23

ТИШИНА

Однажды я зашла в класс, держа в руках четы­рехмесячную девочку, которую взяла из рук у одной мамы во дворе. Согласно народным обы­чаям, малышка была связана по рукам и ногам, ее лицо было полным и румяным, и она не плакала. Спокойствие этого создания произвело на меня большое впечатление, и мне захотелось мои чувства передать детям. «Она со­всем не создает шума, - сказала я и шутя добавила: - Ник­то из вас не может сохранять такое спокойствие». Оза­даченно я наблюдала, как дети стояли вокруг меня в сильнейшем напряжении. Это выглядело так, словно они следили за моими губами и глубоко прониклись тем, что я сказала. «Она дышит очень тихо, - продолжала я, -никто из вас не может так тихо дышать». Удивленно и взволнованно дети сдерживали свое дыхание. Впечат­ляющая тишина распространилась в этот момент. Было слышно тиканье часов, чего раньше никогда не замеча­лось.

Казалось, что младенец внес в комнату атмосферу той тишины, которая в обычной жизни никогда не устанавли­вается. Никто не предпринимал даже незаметного движе­ния, и когда я позже попросила детей повторить это уп­ражнение в тишине, они выполнили его точно так же. Нельзя сказать, что дети делали его с восхищением, пото­му что восхищение имеет в себе нечто импульсивное, со­общающееся вовне. То, что происходило в классе, было каким-то внутренним согласованием, родившимся из стра­стного желания. Дети сидели тихо, неподвижно. Они за­держивали дыхание и при этом выглядели такими строги­ми и ясными, словно были погружены в медитацию. Сре­ди выразительной тишины они сами постепенно начали воспринимать едва различимые звуки: капли воды вдале­ке, щебетание птицы в саду.

Так появились наши «уроки тишины».

Позже я пришла к мысли использовать эту тишину как попытку развития слуха. Я вызывала детей, произнося ше­потом издалека их имена. Каждый вызванный ребенок дол­жен был подойти ко мне, не производя на своем пути ни­какого шума. Это упражнение с сорока детьми требовало терпеливого ожидания, самообладания, которое я считала невозможным. Поэтому я принесла с собой сласти, чтобы поощрить каждого ребенка, который это правильно вы­полнял. Но дети отказывались принимать подарки. Это выглядело так, словно они хотели сказать: «Не порть наш замечательный опыт! Мы испытываем душевную радость, не отвлекай нас!»

Я поняла, что дети были восприимчивы не только к ти­шине, но и к голосу, который звал их из этой тишины. Они медленно шли ко мне на цыпочках и тщательно следили за тем, чтобы не натолкнуться на что-нибудь, и неслышно выходили.

Позднее этими и многими другими упражнениями на движение, в которых звук выдавал себя как контроль ошиб­ки, удалось доказать, что способности детей совершенству­ются. Повторения этого упражнения ведут к точному ов­ладению действиями, которым они не научились бы ни­когда на формальном уроке.

Наши дети учились проходить и пробегать между мно­гочисленными предметами, не задевая их и бегая бесшум­но. Они стали внимательными и ловкими. Они наслаж­дались своим успехом, были оживленными, им было интересно чувствовать, что упражнения расширяют их воз­можности.

Прошло еще много времени, прежде чем я убедилась, что отказ от сладкого имел под собой основание. Эти рас­пределяемые в качестве похвалы сласти не были для де­тей непривлекательными. Отказ от сладкого показался мне чрезвычайно странным, и я настойчиво повторяла этот эк­сперимент, так как знала, как мало эти дети видят сладко­го. Итак, я брала с собой конфеты, а дети или возвращали их мне обратно, или клали в карманы своих фартучков. Я думала, что эти совершенно бедные дети хотели отнести их домой, и говорила им: «Эта - для тебя, а эту, другую, ты можешь взять домой». Дети брали конфеты, прятали их в фартуки, но сами не ели. То, как они оценивали эту раздачу, доказал нам следующий факт. Одна учительница посетила больного ребенка. Он открыл ящик у кровати, достал большую конфету, которую получил в школе, и предложил учительнице в знак благодарности за посеще­ние. Конфета лежала несколько недель как постоянное ис­кушение, и ребенок не касался ее.


Поведение в этом наших детей было так одинаково, что в наши школы приходило немало посетителей, желая лич­но увидеть этот феномен, который к тому времени был описан во многих книгах. Здесь речь шла о спонтанном и естественном явлении, так как никому не пришло бы в голову давать детям какие-нибудь упражнения-наказания и запрещать сладкое, и никого бы не осенило объяснить: «Дети не должны играть и не должны есть сладкое!» Дети отказывались от этих предложений, ощущая, что они дол­жны расти духовно.

Однажды высокопоставленный гость раздавал детям бисквиты в виде геометрических фигур. Вместо того, что­бы съесть, дети рассматривали бисквиты с большим ин­тересом и выкрикивали: «Это круг! Это прямоугольник!»

Симпатичен и анекдот об одном ребенке, который на­блюдал за матерью на кухне. Мать взяла кусок масла, и ребенок сказал: «Это прямоугольник!» Мать отрезала от куска один угол, на что ребенок заметил: «Сейчас ты от­резала треугольник», и добавил: «То, что осталось - это трапеция!» Ребенок не произнес фразу: «Дай мне бутерб­род», обычную для этой ситуации.

 







Date: 2015-11-13; view: 253; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию