Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Годы революции
Революцию хорошо знают все. Не забыли упомянуть о ней и малыши, правда, у одного из них это «революзия». Своеобразно представление о революции у младших: — В один прекрасный день начались выстрелы. — Революция - это когда никто не спал. — Тогда забастовала прислуга. — Когда весь день все ходили по улицам и, приходя домой, без слов засыпали. — Когда появились красные ленточки. — Мне очень понравился Невский с революцией, но нас увели в подвал. — Я играла с учителем в гостиной, услышала песни - это была революция. Глухая провинция внушила иные мысли: — Настоящей революции у нас не было, а только грабеж и обыски. Начиная с 5-го класса знают больше: — Революция — это когда папы не было дома, а мама не знала, что ей делать. Этот факт отмечается постоянно. Да, тогда у детей папы не было. Он был там, где еще гремели пушки, расстилались удушливые газы и неслись по небу стоны раненых. Революция - это прежде всего отсутствие вестей от кормильца семьи, беспокойство оставшихся, сознание одиночества, заброшенности, беспомощности. Дети пишут: — Папа все время находился под неприятельскими пулями. — Тогда начались трудные дни, шалости исчезли, я по ночам молилась за папу. Рядом полудетским почерком выведено: — У нас в доме революции не боялись, боялись только одного, что Германия покорит Россию. Интересен разговор старика крестьянина ночью в степи со своим сыном: — Отец долго меня расспрашивал, что случилось в городе, а я все говорил. Потом он обернулся: «Ты у меня ученый - что будэ?» А я не знал. Он помолчал да и говорит: "Запомни, сын, добрэ не будэ". Скоро его убили дезертиры. Есть еще два отзыва о родителях, тоже покойных: — Моя покойная мама сразу сказала: много веселятся, а потом будут плакать. Мой убитый папа всегда говорил: смотри — красный цвет кровавый, берегись. Я его слова на всю жизнь запомнил. Две девочки пятого класса хорошо помнят вести о революции и так передают свои впечатления: — Я читала «Светлячок» в своей уютной детской. На меня бессмысленно таращили глаза фарфоровые куклы, когда пришел папа с кипой газет и сказал: революция. Скоро вырубили мой любимый лес. — Пришли крестьяне и стали распределять комнаты после нашей смерти. Я каждый день думала, что такое смерть. Это что-то темное, но не страшное, тихое, но беспросветное. — Я был очень мал и не понимал, что от этого странного, мудреного слова «революция» придется поехать так далеко. Тогда у нас в доме все радовались. Записи старших классов кратки, но выразительны. Некоторые сообщают об охватившем их близких радостном настроении при первых вестях о перевороте: — У нас радовались. Мы кричали в гимназии «ура». Наши ученики мечтали о каком-то рае, где все будут блаженствовать. — Было сперва всем весело. Вначале мы пережили сильные и красивые моменты, но они потускнели и изгладились сейчас из памяти. Многие отмечают, что скоро наступило разочарование. Часто в тетрадях встречаются фразы: — Очень скоро стало плохо. — Началась больная жизнь. — Скоро нам самим пришлось жить «на ноже». — Когда мы радовались, то начали почему-то кричать «долой» нашему старику директору. Он заплакал, и никто не сказал нам, что мы поступили подло и гадко. — Мне было 14 лет, но скоро я понял, что революция - это такое событие, которое заставляет и маленьких детей своими силами пробивать дорогу в жизнь. — С первых дней революции и нам, детям, стало тяжело, но я утешалась тем, что в жизни нужно испытать не только сладкие плоды. — Я скоро увидел, как рубят людей. Папа сказал мне: «Пойдем, Марк, ты слишком мал, чтобы это видеть". — Жизнь как-то сразу у нас покачнулась, и все покатилось по наклонной плоскости. — Мне, 14-летнему тогда мальчику, скоро пришлось столкнуться с действительностью, то есть начать самому размышлять о своем куске хлеба. — Скоро начала литься русская кровь, мои близкие умирали без стона, без проклятий и жалоб. — Я уцелел один из всей семьи. Вот более длинная выписка из тетради шестиклассницы: — Я так узнала революцию. В маленький домик бросили бомбу. Я побежала туда. Все осыпалось. В углу лежала женщина. Рядом ее сын с оторванными ногами. Я сразу сообразила, что нужно делать, так как увлекалась скаутизмом. Я послала маленького брата за извозчиком, перевязала раненых, как могла, и увидела рядом большой короб. Открыла. Там была масса маленьких цыплят. Боже, что это за прелесть! Я успела их погладить и всех перецеловать. Эта же девочка так резюмирует все свои переживания в первый год революции: — Самое ужасное в революции раненые. Их никогда не кормили. Приходилось нам, детям, собирать им деньги на хлеб. Тяжелые воспоминания остались у детей и от школьной жизни в эти годы: — Я учился мало, все ездил за картофелем в село за 46 верст. — В школу ходили без толку, служил. Учиться приходилось дома, рано при лучине. — Придешь в училище, тебе говорят: нет дров, уходи. — У нас ученики партами топили печь. — Старшие выгнали учителя с вечера, учиться не хотели, на уроках говорили о продовольствии. — У нас часто приходили красноармейцы разговаривать с барышнями буржуйками. — Учения никакого не было. — Было очень много грязи, и не было никакого порядка. — Редкий день в школе проходил без крупных потасовок. — Один наш ученик подставил ногу бывшему директору, тот упал, его не наказали, это меня очень удивило. — С уроков у нас можно было уходить сколько угодно. — Наш старый директор в новой школе мел полы. — Старик математик пас коров, а нас учили какие-то дураки. — Об учении никто не думал. Часто во время уроков приходили и кричали: «На заседание!» Я был делегатом. Председателем у нас был новоиспечённый коммунист, ученик 8-го класса. Он непрерывно звонил, кричал «товарищи» и теребил свою морскую фуражку. Его никто не слушал. Часто дело доходило до драки. Тогда часть делегатов за буйство выгоняли, а они ломились в дверь, бросали куски угля и т.д. — Польза от гимназии была одна: давали обедать. Похлебку, сушеную воблу, а главное, по куску хлеба. — Я стал вести себя с учителями как следует, меня и исключили из комсомола. — Закон Божий запретили и так про него выражались, что я стал по вечерам забираться в угол нашей комнаты и читать Евангелие <...> Date: 2015-11-13; view: 331; Нарушение авторских прав |