Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дом, семья, Россия
Родному дому и семье посвящено обыкновенно только несколько строк. Современные дети не знают домашнего уюта, плохо помнят дом и до обидного мало знают Россию. У малышей (до 2-3-го класса) все это что-то бесконечно далекое, потерянное, полузабытое. Начнем с приготовишек. Этому веселому, вечно замазанному чернилами народу предложили украсить свои сочинения рисунками. В двух классах «наш дом» нарисовал один ученик. Большинство предпочло пароход (10 рисунков), остальные изобразили пальмы, осла, парусную шхуну, город Пильзен, войну, двух немцев, железную дорогу и т. п. О родном угле они повествуют кратко: — У нас было много ягодов. — Дома я рвал цветы, сколько хотел. — Когда я был дома, всегда была война — Я помню еще наш дивный сад в Крыму — Дома был голод.. — Плохо было у нас дома — Как было ни хорошо,- все мало ели. Резюме очень часто такое: Раньше жили хорошо, а потом плохо. Один из семилетних мальчуганов ухитрился сделать совершенное открытие: — Когда я родился, мне было 5 лет. Первый класс много основательнее. Вот что пишет 12-летняя девочка: — Перед моими глазами опять возникает давно затерявшаяся в памяти картина. Мы на даче. Старенький дом с большим садом. В саду худенькая семилетняя девочка, с длинными косами и серыми узкими глазами. Это я. Это было давно, но я уже и тогда не помнила, когда папа ушел со своим полком на германскую войну. Такие воспоминания - исключение. Чаще пишут так: — Не очень хорошо помню я свою Родину. — Из России я помню только красивое озеро Байкал, сразу под ним был обрыв <...> В третьем и четвертом классах помнят больше: — Я своего детства не забуду. — Я люблю чудный город Киев. Я там ловил плотву, собирал землянику и катался на коньках, с мамой ходил в Лавру. — Я помню русское Рождество. — Мы не знали, что делать от счастья, такие хорошие были подарки. У другого такое странное сопоставление: — Я ничего не помню, помню только, что стеклянная крыша на вокзале в городе Львове похожа на Одессу. Рядом тетради их же друзей, но воспоминания совсем иного тона: — Я помню нашу уютную квартирку на Петроградской стороне. Я маленькая девочка, в длинной, ночной рубашке - лежу в своей кровати. Мне не хочется спать. Я слышу храпение моей старушки няни. Мне представляется в ночной тишине, что я одна в огромном мире, где нет родной человеческой души. Мне делается страшно, но смотря на прелестные, глубокие глаза Божией Матери, - страх понемногу уходит. Мне кажется, что Лик Пресвятой Девы движется и живет. Она смотрит на меня с лаской и любовью, и я незаметно засыпаю. — Дома я все время просил об облегчении нашей участи. — В России люди ходили худые и просили хлеба. — У нас дома по три дня ничего не ели. — В России хлеб полагается детям только за обедом по маленькому ломтику. — На базаре нам ничего не продавали, а говорили: чего перед смертью вам откармливаться — Я помню себя только со дня смерти папы, тогда я стала впервые всматриваться в окружающее. — Дома все у нас голодали, и мы стали собираться перебираться. — Первое большое событие у меня дома - объявление войны германцами. — Дома мы жили целый месяц, просыпаясь с мыслью, что будет с нами завтра. — Я хорошо себя помню на коленях у покойной мамы. И чем старше дети, тем все мрачнее воспоминания: — Видя мамины страдания, даже маленькие мои братишки переставали плакать и говорили: мама, мы не хотим есть, это мы так. — Бедная старушка Москва, сколько ужасов пережили мы на твоих когда-то тихих переулках. — Не видел я в эти годы ни ласки, ни привета и жил совсем, совсем один. — Видел я 18 переворотов, эх, если бы помнилось только хорошее. — Для меня самое лучшее было бы зачеркнуть совсем эти годы и никогда о них не вспоминать. — Сколько обезображенных трупов я видел в России, даже лошади боялись. — Мы привыкли тогда к выстрелам и начинали бояться тишины. — Как бы хотелось, чтобы пережитое в России было только сном. — Иногда кажется мне, что тихой и мирной жизни в России никогда не было. И в заключение такое жуткое по краткости резюме девочки 6-го класса: — Я видела войну, чуму, голод. Ее подруга пишет так: — Боже. Как ужасно, что дана такая тема. Приходится рыться в том, что я так старалась забыть. Эти годы убили во мне всю беспечность, всю жизнерадостность. Помню, как, сидя всю ночь напролет за работой, я мечтала о визе как о чем-то невероятном и сказочном, Один из 5-классников заканчивает свои воспоминания вопросом: — За что все хотели нас убить в России? Конечно, могучее дыхание русской культуры еще живо и в этих молодых головах. Русская школа даст им знания родной истории, литературы и языка. Но и теперь уже встречаются крупные неожиданности: — Я русский язык забыл почти совершенно. — Я по-итальянски говорю теперь гораздо лучше, чем по-русски. — Я по-португальски пишу очень хорошо, а по-русски у меня одни ошибки. — Приехав домой из английской школы, я даже с матерью могла объясняться только по-французски. — Мне очень трудно сейчас писать по-русски. Правда, все это фразы из воспоминаний, недавно поступивших, иногда даже с острова Явы. Старые гимназисты свой язык знают, русские книги любят по-прежнему, но настоящая, живая Россия им также недоступна и непонятна. Проведенные на Родине годы заволакиваются туманом, уступая место иным впечатлениям, которые в таком изобилии, охапками, им бросает чужая жизнь. Date: 2015-11-13; view: 373; Нарушение авторских прав |