Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа над дикцией
Будем считать, что вы уже научились правильно дышать и овладели правильной артикуляцией. Теперь начинайте работу над улучшением дикции, но с уже знакомых вам упражнений. Еле слышным голосом выдыхайте следующие гласные: [А-О-У-Э-Ы-И]. Выдыхайте, как всегда, очень плавно, "тепло", негромко. Связки не напряжены. Мышцы шеи предельно расслаблены. Плечи ни в коем случае не приподняты, ключицы тоже в спокойном состоянии. Грудь при вдохе не поднимается. Упражнения надо делать так: 1. Один звук - целый выдох. 2. На одном дыхании три звука [А-О-У], потом вдох (носом) и на выдохе - следующие три звука [Э-Ы-И]. 3. Теперь все шесть звуков на одном выдохе. Освоив эти упражнения (а их надо повторить несколько раз каждое), начинайте произносить на выдохе шесть слогов: [ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ] [ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ] [КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ] [ Т-ТА, Т-ТО, Т-ТУ, Т-ТЭ, Т-ТЫ, Т-ТИ] (следите за тем, чтобы звучало именно [ТТА-ТТО-ТТУ-ТТЭ-ТТЫ-ТТИ] а не [ТЭ-ТА, ТЭ-ТО]) [НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ] [МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ] [РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ] [ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ] Эти упражнения принесут вам пользу лишь в том случае, если каждая буква будет произноситься с предельной четкостью. Всякие послабления - пустая трата времени. Как только эти упражнения перестанут быть для вас трудными, считайте, что вы победили. Переходите к следующим упражнениям. Еще и еще раз проверьте перед зеркалом, правильно ли вы артикулируете звуки. Произнесите несколько раз слитно [А-О-У-Э-Ы-И]. В общем, сделайте небольшую разминку при помощи знакомых упражнений. Теперь новые упражнения. Читайте нижеприведенные слова, сосредоточивая все внимание на гласных звуках каждого слова, но, разумеется, и не проглатывая все остальные. Следите за артикуляцией и одновременно за четкостью произношения. 1. Автор, армия, азбука, аист, айсберг, астра, Африка, ампула, атлас, Австрия, акация, араб, абзац, атака. Повторите 5-6 раз. 2. Обжиг, облик, облако, обморок, ода, окись, оползень, окрик, очерк, отечество, опера, общество, отчим, обои, околица, охота, огонь. Вы не забыли? Очень четко гласные, не забывая о четкости согласных. Повторите 5-6 раз. 3. Улица, уши, уголь, удочка, ужин, увалень, утка, утро, утварь, утренник, устрица, уксус, усушка, упругий, укутать. 4. Эпос, эра, эхо, экстра, экспорт, этика, этаж, Эмма, Эльба, экспресс (ре), экзема (зе). 5. Рыба, быт, крыша, крыса, лыко, рык, бык, стык, тыква, пышка, глыба, отрыжка. 6. Иволга, ива, икс, индекс, импорт, исподволь, искренность, бинт, исповедь, гимн, плинтус, книги, гниль, ваниль, сила. 7. Юля, юность (одно Н), юнга, южный, юрта, юркий, юбка, юмор, юнкер, Юра, вьюшка, рюшка, люк, плюс, плюмбум. 8. Яблоко, яшма, яма, ягода, ябеда, ясли, яркость, ясный. ярмарка, явка, бяка, грядка, тряпка, клятва, гряда, мята, смятый. Если вы считаете, что с гласными у вас уже все в порядке, переходите к упражнениям с согласными звуками, Они потребуют большего усилия губ, большего напора воздуха. Тем не менее, не надо при этом надувать щеки, покрываться потом и краснеть. Не делайте чрезмерных усилий. Четко, ясно, при активной работе губ. Если губы у вас вялые, то их можно укрепить при помощи упражнений в которых много звуков [П] и [Б]. Начните с таких: 1. Представьте себе, что губы вам кто-то склеил. Теперь чётко, словно разрывая склеенные губы, произнесите: [П-Б], [П-Б], [П-Б]. ИМЕННО [П-Б], а не [ПЭ-БЭ]... произносите в течение полуминуты. Произнесите слоги: [ПА-ПО-ПУ-ПЭ-ПЫ-ПИ], - с напором произнося [П]. Теперь произносите: [БА-БО-БУ-БЭ-БЫ-БИ], [ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПЕ-ПИ-ПИ], [БЯ-БЁ-БЮ-БЕ-БИ-БИ]. Непременно следите за тем, чтобы при произнесении [П] и [Б] губы работали, напрягаясь. Не позволяйте им быть "кисельными". Пусть они у вас устают, даже немного деревенеют. 3. Делая ударение на первом слоге, произнесите слитно: [П А ББА], [П О ББО], [П У ББУ], [П Э ББЭ], [П Ы ББЫ], [ПИББИ]; [Б А ППА], [Б О ППО], [Б У ППУ], [Б Э ППЭ], [Б Ы ППЫ], [БИППИ]. 4. Произнесите: [Т-Д, Т-Д, Т-Д, ТЬ-ДЬ, ТЬ-ДЬ,ТЬ-ДЬ] Следите за тем, чтобы звучало именно [Т] и [Д], а не [ТЭ] и [ДЭ]. Отрывисто, четко и только основной звук, без прибавки к нему [Э]. 5. Теперь несколько раз повторите: [ТА-ТО-ТУ-ТЭ-ТЫ-ТИ];[ДА-ДО-ДУ-ДЭ-ДЫ-ДИ];[ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТЕ-ТИ-ТИ];[ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДЕ-ДИ-ДИ]. Напоминаю: это вы делаете для совершенствования дикции. Поэтому произносите все звуки отчетливо, с большими усилиями, чем это было, скажем, при отработке артикуляции, где важны губы, зубы, язык, а не голос или дикция. ДЛЯ ВЯЛЫХ ГУБ полезно (после вышеприведенных упражнений) заняться скороговорками типа: "У быка бела губа была тупа", "При поп е по попе, без поп а на поп а ". Произносите их сначала медленно, оттачивая каждый звук, сосредоточиваясь на крепком звучании П и Б. Помните: они должны быть у вас своего рода маленькими "взрывами" (губы словно склеены, и вы их разрываете). Постепенно ускоряйте произнесение скороговорок, следя при этом, однако, за взрывчатыми П и Б. 6. Произнесите раза 2-3 следующие звукосочетания: Т А ДДА, Т О ДДО, Т У ДДУ, Т Э ДДЭ, Т Ы ДДЫ, Т И ДДИ Д А ТТА, Д О ТТО, Д У ТТУ.Д Э ТТЭ, Д Ы ТТЫ, Д И ТТИ Ф-В,Ф-В,Ф-В,ФЬ-ВЬ,ФЬ-ВЬ,ФЬ-ВЬ ФА-ФО-ФУ-ФЭ-ФЫ-ФИ;ВА-ВО-ВУ-ВЭ-ВЫ-ВИ ФЯ -ФЁ-ФЮ-ФЕ-ФИ-ФИ;ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВЕ-ВИ-ВИ Ф А ФФА -Ф О ФФО-Ф У ФФУ-Ф Э ФФЭ-Ф Ы ФФЫ-Ф И ФФИ Ф Я ФФЯ -ФЁФФЁ-Ф Ю ФФЮ-Ф Е ФФЕ-Ф И ФФИ-Ф И ФФИ В Я ВВЯ-ВЁВВЁ-В Ю ВВЮ-В Е ВВЕ-В И ВВИ-В И ВВИ По этой же схеме можете делать упражнения со звуками: [К-Г,К-Г,К-Г,КЬ-ГЬ-ГЬ] (вернитесь к схеме 4-го упражнения). Выполнять все эти упражнения нужно до полного их освоения, чтобы они стали привычными. А потом прибавьте следующие звукосочетания. К каждому новому переходите после освоения предыдущего: К А ГГА-К О ГГО-К У ГГУ-К Э ГГЭ-К Ы ГГЫ-КИГГИ Г А ККА-Г О ККО-Г У ККУ-Г Э ККЭ-Г Ы ККЫ-ГИККИ Т А ДДА-Т О ДДО-Т У ДДУ-Т Э ДДЭ-Т Ы ДДЫ-Т И ДДИ Д А ТТА-Д О ТТО-Д У ТТУ-Д Э ТТЭ-Д Ы ТТЫ-Д И ТТИ Ф А ВВА-Ф О ВВО-Ф У ВВУ-Ф Э ВВЭ-Ф Ы ВВЫ-Ф И ВВИ В А ФФА-В О ФФО-В У ФФУ-В Э ФФЭ-В Ы ФФЫ-В И ФФИ Л А ЛЛА-Л О ЛЛО-Л У ЛЛУ-Л Э ЛЛЭ-Л Ы ЛЛЫ-Л И ЛЛИ Р А РРА-Р О РРО-Р У РРУ-Р Э РРЭ-Р Ы РРЫ-Р И РРИ М А ММА-М О ММО-М У ММУ-М Э ММЭ-М Ы ММЫ-М И ММИ Н А ННА-Н О ННО-Н У ННУ-Н Э ННЭ-Н Ы ННЫ-Н И ННИ СТ А ЗДА-СТ О ЗДО-СТ У ЗДУ-СТ Э ЗДЭ-СТ Ы 3ДЫ-СТ И ЗДИ ЗД А СТА-ЗД О СТО-ЗД У СТУ-ЗД Э СТЭ-ЗД Ы СТЫ-ЗД И СТИ Ш А ЖЖА-Ш О ЖЖО-Ш У ЖЖУ-Ш Э ЖЖЭ-Ш Ы ЖЖЫ-Ш Ы ЖЖЫ Ж А ШША-Ж О ШШО-Ж У ШШУ-Ж Э ШШЭ-Ж Ы ШШЫ-Ж Ы ШШЫ Ч А ЩЩА-Ч О ЩЩО-Ч У ЩЩУ-Ч Э ЩЩЭ-Ч И ЩЩИ-Ч И ЩЩИ (разумеется, что на [ЧА] будет звучать как [ЧЯ],[ЧО]-как [ЧЁ], а [ЧУ], как [ЧЮ]) Х А ХХА-Х О ХХО-Х У ХХУ-Х Э ХХЭ-Х Ы ХХЫ-Х И ХХИ И еще: К П Т А -КПТ О -КПТ У -КПТ Э -КПТ Ы -К П Т И ТКП А -ТКП О -Т К П У - ТКП Э -ТКП Ы -ТКП И ПТК А -ПТК О - П Т К У - ПТК Э -ПТК Ы -ПТК И ГБД А -ГБД О -ГБД У -ГБД Э -ГБД Ы -ГБД И Отработав эти сочетания, можно переходить к труднопроизносимым: рассч и тывает, исч е знувшие,вз я точничество, специф и ческий, неиссяк а емый, пессимист и ческий, интеллиг е нция, интеллекту а льный, корреспонд е нция, баррикад и ровать, нововвед е ние, экзальт и рованность, воображ е ние, однообр а зие, целесообр а зность, соотв е тствующими, самоотв е рженность, зоологический, подчёркивается выхв а тывается, своеобр а зное уч а ствовавшими, предш е ствовавшими д о лженствовавшие, скомбин и рованные взаимоотнош е ния, реабилит а ция, трансформ и руемый, прил и чествующие, неврастен и ческие, зафикс и рованные, детализ и рующие, усоверш е нствованиями, публиц и стичеккий, рекогносцир о вка, экзаменаци о нный, вспомоществов а ние, остан а вливающимися, компромет и рующими, усоверш е нствования, покров и тельствовавшие, облагод е тельствованные, переосвид е тельствованными, соверш е нствующимися, деморализ а ция, сосредот о чивающимися, скандализ и рованные, железоплав и льные, демобилиз а ция,децентрализ а ция, денационализ а ция, демуниципализ и ровать, констат и ровавшими, к а менно у гольный, компет е нтность, концентраци о нные, в ы кристаллизовавшимися, разн е рвничающаяся, вероиспов е дание, взгромозд и вшиеся, фантасмагор и ческие, мог у щественнейшие, не и стовствующую, невыгов а риваемыми, безм о лвствовавшая, обеззар а живающие, опрок и дывающимися, обусловл о ваемую, транспорт и руемыми.
Если слово сразу целиком не получается, то вы делите его на части, стараясь между частями делать минимальные паузы: де-муниципа-лизировать, вы-кристалли-зовав-шимися, невыго-вари-ваемыми и так далее. Но это - только на самых первых порах. А потом говорите эти слова все быстрее и быстрее. И вот, когда они станут для вас такими же привычными, как "мама" и "папа", считайте, что вы одержали блестящую победу. СКОРОГОВОРКИ Скороговорки могут быть с "нацеливанием" на один из каких-то звуков, а могут быть на полное смешение звуков. Вот несколько скороговорок, в которых упор делается на [Б], [П], и [Т]. Они полезны для укрепления мускулатуры вялых губ. "При поп е по поп е, без поп а на поп а " (то есть, когда вы с попом, то вы ему поддакиваете, а как только остаетесь без попа, то наговариваете на этого попа). "Попытка не пытка". "Купи кипу пик". "Добыл бобов бобыль". "У быка бела губа была тупа". "От топота копыт пыль по полю летит". "Расскажите про покупки Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои". Во всех этих скороговорках надо особенно четко] произносить звуки [П], [Б], [Т]. Очень активно работая губами, старайтесь довести их до степени некоторой усталости. Вот несколько скороговорок на отработку звука [Р]: "На горе Арарат корова рогами горох собирала, да дура потом весь растеряла". "Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу". "Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши". "Раз дрова, два дрова, три дрова, четыре дрова". "На дворе трава, на траве дрова, нарубленные дрова, а под ними трава" "Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипит укроп Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп". "Во мраке раки расшумелись в драке". "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет". Несколько скороговорок со звуками [С], [Ш] и [3]: "У Сени и Сани в сетях сом с усами". "Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Соньку с ног, Саньку в бок, Сеньку в лоб, все в сугроб". "Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов". "Свиристель свиристит свиристелью". На мел и мы налима лениво ловили, На мел и мы лениво ловили лин я. О любви не мен я ли вы, Мила, молили И в туманы лим а на ман и ли меня?" Разн е рвничавшегося конституционалиста нашли акклиматиз и ровавшимся в Константинополе". Скороговорка на [Ч]: "В четверг четвёртого числа, в четыре с ч е твертью час а четыре чёрненьких чумазеньких чертёночка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто чертили чертенята, да не точнёхонько". На [Ш]: "Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше, ш е ю с у ше, с у ше у ши и не пачкай уши тушью". На Щ: "Щипцы да клещи клещи - вот и все наши вещи". "Тщетно щука тщится ущемить леща с лещицей". Есть еще одна забавная скороговорка, которую надо начинать осваивать медленно, а потом все ускоряя чтение, При этом старайтесь произнести на одном дыхании как можно больше слов. "Жили-были три японца: Як, Як-Цидр а к, Як-Цидр а к -Цидр а к-Цидр о ни. Жили-были три японки: Ц и ппи, Ц и ппи-Др и ппи, Ц и ппи-Др и ппи-Лямпомп о ни. Поженились: Як на Ц и ппи, Як- Цидр а к на Ц и ппи-Др и ппи, Як-Цидр а к-Цидр а к-Цидр о ни на Ц и ппи-Др и ппи-Лямпомп о ни. Родились у них япошки: у Яка с Ц и ппи-Шах, у Як-Цидр а ка с Ц и ппи-Др и ппи Шах-Шахм а т, у Як-Цидр а к-Цидр а к-Цидр о ни с Ц и ппи-Др и ппи-Лимпомп о ни- Шах- Шахм а т-Шахм а т Шахм о ни".
Некоторые педагоги рекомендуют читать скороговорки и поговорки на шёпоте. Звук не должен задевать связки. Произносите скороговорки на центральном регистре, о котором мы уже говорили. Попробуйте так делать. Можно конечно, заниматься скороговорками и вполголоса. Кричать по крайней мере, не надо. Короткие скороговорки сначала произносите так одну на одном дыхании. Потом на одном дыхании ту же скороговорку произносите два раза, потом три, четыре и дальше - насколько хватит длинного дыхания. Но не надо делать это до изнеможения. Хочу повториться: скороговорки с [П], [Б] и [Т] надо произносить, следя за усиленной работой губ. Пусть они нарабатывают упругость. Возможно, вы захотите выбрать свои любимые скороговорки для упражнений. Выбирайте, но важно при этом, чтобы они были как можно разнообразнее. И еще: осваивая скороговорки, не произносите их автоматически. Придавайте им вид осмысленного чтения Произнося, скажем, скороговорку: "Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши"- переносите ударение с одного слова на другое: "Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши". А потом: "Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши". И дальше: "Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши" и так далее Проделывайте это с каждой скороговоркой, превращая занятия в своего рода игру, наполняйте чтение самыми разными эмоциями. НЕОБЫЧАЙНО ПОЛЕЗНО читать в качестве упражнения стихотворение В.Брюсова "Буря с берега". Освоив дыхание и читая затем это стихотворение, вы начинаете переходить еще к одному этапу совершенствования своей дикции. ... | ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ Date: 2015-11-13; view: 362; Нарушение авторских прав |