Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические центры





Логический центр - это главное слово (или нес­колько слов), заключающее в себе основной смысл предложения. Поиск главного слова можно начать с очень простого действия: готовясь к чтению у микрофона, знакомясь с текстом, постоянно задавайте себе вопрос: "О чем в данном предложении идет речь?". О ЧЕМ? И, отвечая на него, определяйте главное слово. "Открылся очередной сезон в городском драматическом театре. Первой премьерой будет спектакль по пьесе Чехова Иванов". В нем заняты лучшие силы театра. Показ спектакля намечен на декабрь".

Первое предложение влюбой информации - это своего рода "афиша", "приманка" для слушателя. Поэтому читать его надо медленнее и явственнее, чем весь остальной текст. А о чем речь идет во втором предложении? О том, что будет поставлена пьеса Чехова "Иванов". А в третьем? О лучших силах. И в четвертом - показ в декабре.

Помимо этого правила, поиск логических центров в предложениях предполагает хорошее знакомство еще с рядом несложных правил, которые далеко не все и не всегда соблюдают.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

Если предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, то выделяются ОБА СЛОВА. Мальчик ушел. Редакция работает. Журналисты разбежались. Сеанс начался.

Постарайтесь запомнить, что в словах: принялс я,началс я, заперс я, отперс я, занялс я и нанялс я - ударение стоит на последнем слоге. Остальные произносятся так: подн я лся, уд а лся, отн я лся, зад а лся, отд а лся, нарв а лся, сорв а лся, дорв а лся и так далее. В общем, как вы поняли, я рекомендую запомнить шесть слов из этой огромной серии, и вы окажетесь в рамках литературной нормы нашего языка. Разумеется, если вы случайно скажете "удалс я ", это будет не так страшно, как если, к примеру, вы скажете: " о тдался" или "нач а лся". Кстати сказать, еще лет тридцать тому назад нормой считалось ударение на конце в подавляющем большинстве приведенных мною выше слов. Потом норма была отменена.


ПРАВИЛО ВТОРОЕ

Если подлежащее и сказуемое поменялись местами, го выделять следует ТОЛЬКО ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Гремел гром. Лил дождь. Закрылась телестанция. Составлен каталог.

О словах, оканчивающихся на -лог. Вам наверняка прекрасно известны слова: астр о лог, иде о лог, ге о лог, уф о лог, би о лог и т.п. Не менее известны и такие: диал о г, монол о г, катал о г, некрол о г. Менее известны: апол о г, мартирол о г. И может так стать, что вас удивит слово минерал о г. Не минер о лог, а именно минерал о г!

Что во всем этом интересно? То, что в первой группе слов (иде о лог, астр о лог) - только профессии. Во второй: катал о г - список предметов, диал о г - разговор двух и более лиц, монол о г - речь одного лица, некрол о г -слово об умершем, апол о г - краткое иносказательное повествование о животных с моралью, положившее начало такому жанру, как басня. И только минерал о г "затесался" в эту компанию инородным телом. Причину этого попробуйте поискать самостоятельно.

И в заключение этого краткого отступления от главной темы несколько слов о фамилии, которая вам, может быть, никогда не попадется в передачах, но я много раз слышал, как ее неправильно произносят. Речь идет о Софье Палеол о г... Вы обратили внимание на ударение? Софья была женой русского царя Ивана III. Она была из греческого рода Палеол о гов, но никак не Пале о логов!

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ

Если при глаголе стоит слово (или несколько слов), отвечающее на вопросы: как, куда, где, когда, - то центральным будет то слово, которое отвечает на один из этихвопросов: "Мальчик вышел на крыльцо", "Театр будет построен в будущем году", "Дума переехала в новое здание".

Если мы будем "ударять" по глаголу, то получится не повествование, а восклицание: "Мальчик вышел на крыльцо!". Или возможен вопрос: вышел?".

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ

Противопоставление ВСЕГДА находится под ударением: "Я советую тебе обратиться не к рядовому, а сразу к главному врачу", "Речь идет не о реформах, а только об оперативных постановлениях", "Мы говорим не обо всей партии товара, а только об отдельных парах носков".

Не забывайте, пожалуйста: есть: носк и, но нет носков;

чулк и, но нет чул о к;

б а нты, нет б а нтов, с б а нтами;

т о рты, нет т о ртов, с т о ртами;

т у фли, нет т у фель, с т у флями;

брел о к, нет брел о ка, с брел о ками;

под о л, нет под о ла, с под о лами

(во всех значениях: нет под о ла у

одежды и нет под о ла - городского района)

ПРАВИЛО ПЯТОЕ

И сравнения, и сопоставления находятся под ударением: "Петр Иванович Петров, как хорошо натренированный боксер, быстро усмирил своих политических противников", "Заря, словно изощренная обольстительница, покорила даже самые черствые сердца", "На стенах, неожиданно принявших на себя роль гигантских экранов, показались самые причудливые картины".

Постарайтесь запомнить, как видоизменяются слова:

стен а,полос а, сторон а, борозд а, доск а,

скамь я, а также степь и мост. Есть

"родственное" правило использования

ударений в таких словах:

стен а, по стен а м, о стен а х, стен а ми,

но: как о б стену горох, лезть н а стену

от злобы;

сторон а, по сторон а м, сторон а ми, о сторон а х

о бе сторон ы, обе договаривающиеся сторон ы,

но: договаривающиеся ст о роны;

борозд а, по борозд а м, о борозд а х, борозд а ми;

скамь я, по скамь я м,о скамь я х, скамь я ми;

доск а, по доск а м, о доск а х, доск а ми;

ст е пь, по степ я м, о степ я х, степ я ми,

в степ и, но: о ст е пи и по ст е пи.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ

Прилагательное при существительном не выделяется. Директорская комната. Очередная планёрка. Талантливые журналисты. Бесстрашные пожарные.

Кстати говоря, вас не удивляет слово планёрка! Тогда тем более непонятно, почему многие говорят: "пл а нер" и "Пл а нерная", - в то время как говорить надо: план ё р и План ё рная.

Но продолжим разговор о шестом правиле. Если в предложения, которые приведены в качестве примера к этому правилу, вмешивается противопоставление, то главные слова МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ: "Эта планёрка очередная, а через час будет чрезвычайная", "Сегодня прекрасная погода, а вчера была отвратительная", "В прошлый раз приезжали ловкие пожарные, а вчера были какие-то усталые".

"Пожарный" и "пожарник" нынче, в общем, одно и то же, но еще не так давно слово "пожарник" было оскорбительным для пожарных. Да и сегодня профессионалы называют себя именно пожарными. Дело в том, что некоторые помещики посылали зимой своих крестьян в города на заработки. Те приезжали в плохой одежде, на обгорелых телегах и говорили, что они - погорельцы. Горожане быстро раскусили этих лжецов и прозвали их "пожарниками", что в общем мнении было презрительным словом.


ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ

Если хотят выделить ИМЕННО ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, то его ставят ПОСЛЕ определяемого слова... "Мне нужна работа очень интересная", "Я заинтересован в карьере честной", "На нашем канале новости обязаны быть только самые свежие", "Я предпочитаю говорить кратко и ясно, с ноги н а ногу в разговоре не переминаясь".

Чтобы не путаться, когда ставить ударение на н а а когда непосредственно на подлежащем, запомните одно простое правило:

если вы употребляете то или иное выражение в ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ, то "ударяйте" н а, а если в БУКВАЛЬНОМ, то ставьте ударение на подлежащем. Вот примеры:

"Робко начав карьеру, он затем быстро стал н а ноги".

Но: "На н о ги ему положили очень теплый плед".

"Да что ты переминаешься с ноги н а ногу? Говори, что тебе надо?" (А человек в это время вообще может сидеть, но образное выражение вполне придется кстати).

Но: "Переступая с ноги на н о гу, можно давать ногам временный отдых".

"От этой новости стало тяжко на сердце".

Но: "Операция на с е рдце завершилась блестяще".

"Мошенника схватили з а руку на месте преступления". Но: "Мать вела ребенка за р у ку".

"Поговорим с глазу н а глаз". Но: "На гл а з наложили чистую повязку".

а душу грех не бери, пожалуйста!". Но: "От молитвы н а д у шу словно радость проливается".

И еще об одной тонкости. "Я живу з а городом" (то есть не важно где точно, но, за городом),

но: "За г о родом совершенно нет лесов". "Пошли гулять з а реку", но: "За р е ку попасть не так-то просто".


ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ

Если мы перечисляем прилагательные с одинаковыми признаками, то выделяем ТОЛЬКО ПОСЛЕДНЕЕ прилагательное, стоящее непосредственно перед главным словом: '"На столе лежали синие, красные, зеленые и черные карандаши".

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ

Но если идет перечисление РАЗНОРОДНЫХ понятий, то выделять нужно КАЖДОЕ: "У нас в редакции работают толстые, расторопные, красивые и добрые журналисты", "В этом году в школу пришли работать молодые, хорошо подготовленные, современно мыслящие учителя".

Надо иметь в виду, что в школе есть учител я, а основоположники великих учений, религий, теорий называются уч и тели.

И еще: у жён есть мужь я, а большие государственные деятели не мужья, а муж и.

И еще один пример: награжденые люди носят орден а, но в мире существуют также монашеские о рдены.

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ

Если при существительном стоят слова в родительном падеже, то они и являются главными: "Шум моря доносится до самого дальнего поселка", "Волны Невы бьются о гранит набережной", "Дом лесника стоит на опушке леса", "Этот поселок не имеет даже водопров о да".

Поговорим о том, сколько у нас "пров о дов", "пр о водов" и "провод о в".

Начнем с самого знакомого, в котором никто не сделает неправильного ударения. Я имею в виду "водопров о д". Надеюсь, что и вы ни разу не слышали, чтобы кто-нибудь сказал "водопр о вод". Так почему же к иным "...пров о дам" почтения нет?

Поэтому запомните, пожалуйста, что все "пров о ды", что бы они ни провод и ли, имеют одно и то же ударение на "в о '".

Назову несколько "пров о дов": нефтепров о д, газопров о д, мусоропров о д, повидлопров о д (есть и такой!), в а лопров о д, л е сопров о д, у глепров о д, м а слопров о д, п у тепров о д, амми а ко-пров о д, в и нопров о д, гр у нтопров о д, д ы мопров о д, прод у ктопров о д, к о рмопров о д, конденс а топров о д, фр у ктопров о д, с е мяпров о д и еще, по крайней мере, около двадцати разных "пров о дов". И у всех одно и то же ударение - на " в о "!

Разумеется, не надо при этом путать "пр о воды в армию" с электропров о дами.

Понятно, что у всех "пров о дов" и производные одинаковые: "г а зопров о дная сеть", "нефтепров о дное хозяйство" и так далее. В общем, "меряйте" все по водопров о ду и водопров о дному крану и не ошибетесь во всех других "пров о дах". Разумеется, если новобранцев лишат "пр о водов" в армию, а начнут пересылать в военные городки и по какому-нибудь механическому устройству, то тогда у нас появится "солд а топров о д". И не иначе.

ПРАВИЛО ОДИННАДЦАТОЕ

Новое понятие обязательно выделяется как главное: "Дом Ивана стоит на опушке леса. Крыша дома видна издалека. Справа от крыши маячит шест с антенной. За антенной можно увидеть трубу сауны. Кроме сауны во дворе был еще и курятник. Однако курятник хозяин сломал, а кур отдал соседу".

Постарайтесь запомнить ударения в следующих словах: п о дал, о тдал, з а дал, преп о дал, пр о дал, р о здал, перепр о дал, п е редал, пр и дал (чему-нибудь движение), пр е дал, о бдал, н е дал, п о ддал, но: изд а л, возд а л, надд а л.

ПРАВИЛ ОСТАЛОСЬ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО, но мы поговорим о них чуть позже, а сейчас остановимся на повальном увлечении говорящих у микрофона людей выбором главного слова в предложениях.

Оказывается, можно весьма бойко читать текст, вообще не задумываясь над поиском главного слова. Просто надо делать главным каждое последнее слово предложения. Вот простенькая информация. Она являет собой прекрасное пособие на тему: «как не надо читать у микрофона». Подчеркнутые мною слова диктор делал главными:

"Съезд народных представителей прошел вчера в Чечне. Ни нем были обсуждены самые острые проблемы, стоящие перед республикой. На съезде был создан представительный комитет ною горного края. Он будет решать самые оперативные задачи Чечни. "

Диктор читал торопливо, нудно, но очень громко выделял последние слова. Ничем нельзя было более ярко выразить полноенепонимание задачи диктора, чем таким чтением. А ведь логические центры в информации были совсем иные.

Итак, первое предложение. Оно, как мы уже с вами условились, должно быть прочитано все целиком ясно и понятно, потому что это заявка темы, повод привлечь внимание слушателей к информации. "Проболтаешь" первое предложение, разозлишь слушателя, он дальше вообще слушать не будет. Первое предложение - это своего рода реклама новости. Ведь слушатель еще не знает, о чем пойдет речь, и вы его должны познакомить с предметом разговора.

Так о чем же шла речь в первом предложении? О том, что "нечто" произошло там-то и тогда-то: съезд народных представителей прошел в Чечне вчера. Не обратить внимание слушателей на такое событие никак нельзя.

А во втором предложении о чем речь? Не о республике (вы уже слышали, что дело происходит в Чечне), а о том, что на съезде обсуждались проблемы. Это и надо было выделять.

Третье предложение. И в нем речь шла не "о горном крае", а о том, что съезд выбрал "представительный ко­митет".

Четвертое предложение. Что комитет создан в Чечне, мы уже знаем, а что он будет решать "самые оперативные задачи", нам было очень важно узнать. Это и надо было подчеркнуть. Итак, если повторить кратко информацию, то она имеет следующие главные слова: В ЧЕЧНЕ ПРОШЕЛ СЪЕЗД, он ОБСУДИЛ ПРОБЛЕМЫ, СОЗДАЛ КОМИТЕТ, который будет решать ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ. Слова: "эта республика", "горный край", и еще раз "Чечня" - уже не нуждаются в подчеркивании. Это знакомые понятия.

Сообщение о курсе доллара. Как его иногда читают? Опять-таки часто выделяют последнее слово: "Сегодня утром курс был 17 рублей за один доллар. К вечеру надо было платить уже 19 рублей за один доллар". В такой информации важны цифры "17" и "19", а не слова "за один доллар".

Вообще, в эфире часто "пробрасывают" цифры как нечто неважное даже в сводках погоды: "В Красноярске 18 градусов мороза, в Новосибирске 21 градус холода, в Перми 17 градусов ниже нуля". Получается, что "мороза", "холода" и "ниже нуля" - новые понятия, а важны-то градусы. Вот если где-нибудь, среди общих морозов, вдруг вынырнула бы теплая погода, то тогда обязательно следовало бы подчеркнуть слово "тепла".

И еще один пример бездумного чтения: "Арестован рецидивист Иван Петров. Неделей раньше был арестован его отец Василий Петров". Ясно, что во втором случае надо было выделять имя, а не фамилию...

Итак, понятно, что делать главным каждое последнее слово в предложении - это самый легкий способ заслужить, славу "нелогичного чтеца".

Произносите фамилии отчетливо. Иногда слушателю бывает очень важно расслышать фамилию. При знакомстве непременно называйте себя предельно разборчиво.

И еще об отчествах. Их произношение зависит от положения, занимаемого человеком, и от ситуации, в которой речь идет о данном лице. Бестактно, например, во время торжественных событий говорить: Петр Иваныч, Ольга Альсанна, Сергей Михалыч. Во время беседы молодого журналиста с человеком видным, незнакомым, пожилым этика требует произносить отчество полностью: Михайлович, Иванович, Александровна. Во время беседы двух равных людей и с обоюдного согласия вполне возможно обойтись просто именем.

Не говорите: "коллега по работе". "Коллегой" может быть только ваш сотрудник (или соученик). Знакомые из соседнего ТВ уже не коллеги, а люди одной с вами специальности.

ПРАВИЛО ДВЕНАДЦАТОЕ

Не отождествляйте НОВОЕ ПОНЯТИЕ с НОВЫМ словом. Чтобы избежать такой логической ошибки, постарайтесь запомнить следующий пример из НЕПРАВИЛЬНОЙ" чтецкой практики. Как и в предыдущих случаях, подчеркнутые мною слова ведущий усиленно выделял голосом: "На совещание в Москву прибыли пятьдесят шахтеров, двадцать восемь станкостроителей, сорок металлургов, восемнадцать студентов и еще несколько (почти выкрикивая) человек ".

На вопрос, почему с таким неоправданным нажимом было выделено слово "человек", ведущий ответил: "Так ведь это же НОВОЕ понятие!". По его логике получается, что шахтеры, станкостроители, металлурги и студенты - не люди.

По поводу женского рода некоторых мужских профессий. Например, прижились и не вызывают у нас неприятных ощущений такие словесные пары, как: учитель-учительница, актёр-актриса, лётчик-лётчица, крановщик-крановщица, танцовщик - танцовщица, тракторист-трактористка. Но можно ли у микрофона говорить: "врач и ха", "д и кторша", "токар и ха", "репортёрша", "доц е нтша","констр у кторша", "хим и чка"? Нет. Лучше этого избегать. Анна Ахматова, например, категорически восставала против слова "поэтесса", считая, что в мире есть только "поэт". Она и против отчества на титульных листах книг поэтов восставала: "Все знают поэта Александра Пушкина. И я тоже никакая не Анна Андреевна. В беседе - пожалуйста, а на обложке книги - Анна Ахматова".

С некоторыми "мужскими" профессиями вообще может выйти смешная история, если мы попытаемся превратить ее в женскую. Врач глазник (окулист). А женщина? Глазница'' Мужчина-машинист. А она? Машинистка' Поэтому будьте внимательны к женскому роду "мужских" профессий.


ПРАВИЛО ТРИНАДЦАТОЕ

Существуют многословные понятия, выделять в которых нужно как раз ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО, и только его: "Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко ", "Председатель арбитражного суда Нижегородской губернии Иван Иванович Соловьёв ", "Великая Отечественная война сорок первого - сорок пятого годов ".

Помните об особенности произношения предложений подобного рода. Нередко в эфире можно услышать: "В правой и левых руках", "В Тамбовской и Смоленских областях". Но ведь не бывает человека с двумя левыми руками, как нет у нас и двух Смоленских областей. Поэтому читайте: "Законодательн ая и исполнительн ая власти", "В перв ом и втор ом квартал ах ", "На перв ом и седьм ом этаж ах ", "В перв ом, треть ем, десят ом и сорок четверт ом ряд ах было много пустых мест". Значит, пока что-то перечисляется в единственном числе, то оно и должно так перечисляться до главного завершающего слова.

ПРАВИЛО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

При повторении одинаковых слов последующие подчеркиваются всё сильнее: "Родину, свою Родину, очень люблю!", "А я говорю вам нет, нет и НЕТ",балов а лся, бал у юсь и буду балов а ться!".

Несмотря на наличие слова а ловень", слова: бал у юсь, балов а ться, балов а ть, бал у ешься, бал у емся, бал у ем, бал у ется - подчиняются (по своим уда -рениям) тем же правилам, что и слова: люб у юсь, люб у ешься, любов а ться, цел у ешься, цел у емся, целов а ться, волн у юсь, волн у ешься, волн у емся ит.п.


ПРАВИЛО ПЯТНАДЦАТОЕ

Местоимения НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ. Читать надо так: "Были изготовлены тракторы, а также запасные части к ним", "Завтра будет парад, а сегодня проводится только репетиция перед ним". Ни "к ним", ни "перед ним" и никакое другое местоимение не подлежат ударению голосом, словно их в тексте и не существует.


Date: 2015-11-13; view: 610; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию