Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура и изобразительное искусство





По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Двуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура. В изобразительном искусстве важную роль играла пластика, рельеф, настенная живопись. Большого мастерства художники Месопотамии достигли в изготовлении глазурованных цветных изразцов, из которых складывались великолепные многокрасочные панно. Этот вид искусства является специфическим для данного региона. Из глины были созданы замечательные образцы мелкой пластики и керамики.

Типично шумерский город состоял из трех частей. Прежде всего самого города – окруженной стеной территории, на которой находились один или несколько храмов, дворец с резиденциями придворных и жилища горожан. Центр управления городом находился у ворот, где происходили собрания жителей данного квартала, и отправлял свои обязанности градоправитель. Далее шел пригород, по-шумерски «внешний город», где находились дома, пастбища, поля и сады, обеспечивавшие город продуктами питания и сырьем. Третьей частью города был район пристани, являвшийся центром коммерческой деятельности.

Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими пологими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности.

Непрочность материала обусловила особенности архитектуры Двуречья. Здесь нет мощных колоннад, только большие прямоугольные массы кирпича. Архитекторами Месопотамии была изобретена и новая конструкция: полукруглая арка, которая впоследствии была позаимствована Римом, затем арабским Востоком и романской Европой.

Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200–2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

Те же конструктивные особенности отличают и светскую архитектуру Двуречья. О ней дают представление сохранившиеся фундаменты зданий. Скажем, дворец правителя в городе Киш размером 75х40 м сложен из массивных кубических блоков. Он окружен мощными крепостными стенами, которые господствовали над городом. Во двор собраний выходила широкая прямая лестница, на вершине которой царь появлялся перед народом.

Скульптура. В отличие от архитектуры изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нас дошли маленькие фигурки животных и небольшие, размером в 35-40 см, статуэтки из мягких пород камня и глины. Эти работы имели плоскую заднюю сторону и располагались вдоль стен. Изображения людей и животных встречаются также на керамических сосудах. Для III тыс. до н.э. характерны цилиндрические печати с вырезанными горельефами. Наиболее часто встречаются сцены битв и охот. Среди пластики III тыс. до н.э. выделяется мраморная скульптура женской головы из г. Урука. Предположительно, это покровительница города богиня Инанна. Первоначально у богини был головной убор, глаза и брови были инкрустированы драгоценными камнями и золотом. По своей выразительности, по мастерству моделировки лица автор этой работы опережал свое время.

Вплоть до конца III тыс. до н.э. в Шумере не было выработано единого стиля в изображении человека. Существовали только некоторые общие правила: инкрустация бровей и глаз, выделение глаз и ушей (символов мудрости), лепка бород и причесок. Однако в независимых городах-государствах, где существовали свои пантеоны богов, своя мифология, трактовка поз, одежд, деталей декора весьма разнообразна. Образцом раннего рельефа может служить черная базальтовая «Стела охоты» из Урука. На ее лицевой стороне дважды изображен бородатый человек, поражающий львов копьем и стрелами из лука. Фигуры свободно располагаются на плоскости камня.

Позже сцены на рельефах располагаются уже строго по поясам, раскрывая фазы общего сюжета. Так, на алебастровом культовом сосуде из храма богини Инанны в Уруке изображены шествия домашних животных, людей с приношениями и, наконец, сама богиня, перед алтарем которой сложены дары. Образцом такого стиля может служить и знаменитая «Стела коршунов» из Лагаша (ок. 2500 г. до н.э.), сооруженная в честь победы над г. Уммой. На одной из сторон плиты разворачивается последовательный рассказ о походе царя Эанатума, об эпизодах сражения и о кровавой победе: на поле боя мы видим пирующих коршунов. На обороте бог Нингирсу держит сеть с захваченными пленными. Так же, как и в мелкой пластике, фигуры людей, их лица лишены даже намека на индивидуальность, это только лики-маски.

За время существования аккадского государства в художественной культуре произошли определенные изменения. В изобразительном искусстве появились большая раскованность и индивидуализация. Так, в стеле царя Нарам-Суэна композиция строится не как линейное повествование. Воины во главе с царем штурмуют горные высоты Загроса в походе против племени лулубеев. Действие разворачивается по вертикали снизу вверх. Центральное место занимает гигантская фигура царя в божественной рогатой короне-шлеме. Перед ним – поверженный и молящий о пощаде враг. Треугольная форма стелы, ее композиция – все подчеркивает главную идею: восхождение к триумфу. Движения фигур динамичны и пластичны, размеры пропорциональны, тщательно проработана мускулатура. Это уже не схема, а произведение искусства.

От периода Старовавилонского царства до нас дошла стела законов

Хаммурапи. Она украшена наверху выпуклым рельефом, на котором изобра-

жен бог солнца Шамаш, вручающий царю жезл – символ власти. По сравнению с аккадским периодом налицо снижение мастерства. Фигуры статичны, сама техника изготовления рельефа грубее. То же можно сказать и о мелкой пластике и об изображениях на цилиндрических печатях.

В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусственно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков «шеду» с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног – таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Помещения дворца облицовывались длинными рельефными фризами и украшались многоцветными росписями. Излюбленные сюжеты – это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож. Вершиной ассирийского искусства являются сцены охоты и особенно изображения зверей. С необычайной выразительностью переданы неистовый порыв и напряженное усилие, стремительное движение и агония смерти. Пронзенная стрелами умирающая львица с рельефа в Ниневии царя Ашшурбанапала (669–635 гг. до н.э.), в последнем усилии приподнявшись на передних лапах, бросает вызов своим врагам. Это подлинный шедевр мирового искусства.

В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука. Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

Культура Двуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает своей самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.

Date: 2015-11-13; view: 791; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию