Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые правовые кодексы Древнего Двуречья





В начале раннединастического периода (XXVIII–XXVII вв. до н.э.) во

главе города-государства стоял эн – верховный жрец (иногда жрица), возможно, выбиравшейся на эту должность. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом, в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью. Часто эн избирался и военачальником.

В дальнейшем во главе шумерских городов-государств стояли правители с титулом энси либо лугаль. Термин «энси» примерно переводится как «жрецстроитель». Функции энси сводились к руководству строительством ирригационных сооружений и храмов, к отправлению общинного культа, сбору налогов, иногда к предводительству военными отрядами. Его власть была выборной. Функции лугаля совпадали с функциями энси, но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов.

На протяжении всего раннединастического периода функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов, в полномочия которых входили избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, управление общинным имуществом. С развитием имущественного неравенства роль народного собрания уменьшается, совет же старейшин долго сохраняет большое значение, порой даже противопоставляя себя правителю и ограничивая его власть.

Древневосточная деспотия устанавливается в Двуречье при III дина-

стии Ура. Ее основатель Ур-Намма именовал себя «царь Шумера и Аккада»,

«царь четырех сторон света». Опорой власти правителя становится армия, состоявшая из отрядов колесничих, вооруженных копьями и дротиками, тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков и легковооруженных пехотинцев с легкими копьями и боевыми топорами. Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек. Власть царя обосновывается религией. Был составлен так называемый «царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле.

Со времени правления Шульги (2093–2047 гг. до н.э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю, ему же подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезает и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники. Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды – своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был разработан один из древнейших судебников в мире – законы Шульги.

Ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого обилия юридических сборников, как в Месопотамии. Древнейшие из них – законы Шульги – относятся к концу Ш тыс. до н.э. Ими пользовались в Шумеро-Аккадском царстве при III династии Ура. Законы плохо сохранились, от них уцелели лишь введение и несколько статей. Основным отличительным свойством законов Шульги является принцип денежного возмещения пострадавшему, который в последующих правовых кодексах будет заменен принципом талиона («око за око, зуб за зуб»).

Самый большой сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел от времени вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Законы были увековечены на черном базальтовом столбе, кроме того, сохранилось и большое число копий отдельных частей судебника на глиняных табличках. В законах Хаммурапи нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Случаи, которые считались очевидными, в законах вообще не рассматривались, например, наказания за умышленное убийство, кражу или чародейство. Такие дела решались по обычаю. Вавилонские юристы испытывали трудности при формулировке важнейших принципов и понятий права, хотя определенное представление о них имели.

Законы Хаммурапи начинаются с «Пролога», в котором Вавилон объявляется «вечным обиталищем царственности», перечисляются заслуги правителя и провозглашается цель законов: «...чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого». Далее следуют собственно законы, текст которых разбит исследователями на 282 отдельных параграфа. В тексте законов Хаммурапи можно выделить следующие разделы:

• основные принципы правосудия;

• охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей;

• нормы, касающиеся служебного имущества;

• операции с недвижимостью;

• торговые и коммерческие операции;

• семейное право;

• телесные повреждения;

• операции с движимым имуществом и личный наем.

Затем следует «Эпилог», содержащий проклятия тем, кто отступит от установлений, содержащихся в законах Хаммурапи.

Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголов-

ное, гражданское, процессуальное. Текст законов Хаммурапи носит «синтетический» характер, устанавливая ・ヒ・ヒ_одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Для законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений – от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. Предусматривалась также денежная компенсация и наказание по принципу талиона.

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты фиксировались письменно. Решения и приговоры тоже, как правило, были устными. Основными доказательствами вины являлись свидетельские показания и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду». «Божий суд» мог иметь две формы: водная ордалия или клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду реки, и если он тонул, то считалось, что Река (то есть бог реки) покарала виновного. Если же ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным. Клятва богам, по тогдашним представлениям, неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ принести клятву – доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, то есть тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

 

Письменность и литература

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической

форме появилась на рубеже IV–III тыс. до н.э. Полагают, что в ранней пикто-

графической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа, схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные знаки. Клинописными условно называют своеобразные знаки, представляющие собой группы клиньев, то параллельных, то пересекающихся, то идущих вкось. В дальнейшем клинопись была забыта, и данные знаки казались исследователям совершенно непонятными, некоторые путешественники даже принимали их за узоры. Первый шаг к дешифровке этой непонятной системы письма сделал в 1802 г. немецкий учитель классических языков Г. Гротефенд (1775–1853). Благодаря гениальной догадке он определил группу знаков, несколько раз повторяющуюся в сочетании, и предположил здесь выражение: «Царь царей великий царь». Это смелое предположение блестяще подтвердилось и дало возможность прочесть стоящее рядом имя царя Дария, известное из древнегреческой литературы. Большой вклад в дешифровку клинописи внес в 30–40 гг. XIX в. английский офицер и дипломат Г. Раулинсон (1810–1895), многие годы работавший на Ближнем Востоке. В результате длительного изучения Раулинсону и его последователям удалось прочесть и перевести клинописные тексты. Следует отметить также громадные достижения талантливого русского востоковеда М.В. Никольского (1848–1917), который проследил происхождение клинописных знаков из первоначального рисуночного письма – пиктограмм.

Литература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров. К древнейшим текстам относятся списки богов, некоторые мифы и гимны. Позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях, складывается жанр исторической литературы, появляется публицистика. Для месопотамской литературы характерны традиционность, мифологизированность, связь с религиозными культами. Выработанные еще в Древнем Шумере жанры и формы, литературные сюжеты впоследствии встречаются в переработанном виде в произведениях ассиро-вавилонской литературы и даже в Библии. Типичным примером такого рода литературы может служить вавилонская поэма «О сотворении мира», сюжет которой во многом заимствован из древнешумерских прототипов. Это космогонический миф о сотворении мира верховным богом Мардуком из тела убитого им чудовища Тиамту, олицетворяющего силы хаоса и зла. Поэма рассказывает о том, как бог-творец устроил мир, создал человека и обязал его служить богам.

Самым знаменитым произведением месопотамской литературы является «Эпос о Гильгамеше». Гильгамеш – это реально существовавший исторический персонаж, царь Урука в XXVII–XXVI вв. до н.э. Еще в древности он стал героем ряда поэм, и позднее на этой основе сформировался целый эпос. Данное произведение начинается с того, что Гильгамеш царствует в Уруке, притесняя жителей. Они молят богов найти управу на него. Боги создают дикого человека Энкиду, который равен по силам Гильгамешу. Они становятся друзьями и вместе совершают ряд подвигов. Затем богиня Иштар влюбляется в Гильгамеша, но он отвергает ее. Разгневавшись, Иштар делает так, что Энкиду умирает. Смерть друга заставила Гильгамеша задуматься о бренности человеческого существования и начать поиск бессмертия. Он узнал, что его дальний предок Утнапишти единственным из всех людей получил от богов бессмертие. После долгих странствий Гильгамеш находит Утнапишти и после беседы с ним понимает, что ему и другим людям бессмертие недоступно, оно дано только самому Утнапишти и его жене. В утешение Утнапишти рассказывает Гильгамешу, как тот может найти хотя бы цветок молодости, и Гильгамеш его добывает. Но когда Гильгамеш, устав в пути, остановился на отдых, к нему подползла змея, проглотила цветок и омолодилась. А Гильгамеш с пустыми руками возвращается в Урук и начинает заниматься ремонтом городских стен.

В «Эпосе о Гильгамеше» предпринимается попытка ответить на извечные вопросы о жизни и смерти. Смерть рассматривается как зло и высшее наказание. Однако человек не должен мечтать о бессмертии, он должен мечтать о славе, бороться со злом, тогда его ожидает жизнь в памяти потомков.

Попытку философско-художественного объяснения угасания и расцвета природы мы видим в поэме «О нисхождении Иштар», где богиня спускается в подземный мир и спасает оттуда бога природы Таммуза. С появлением бога вновь оживает природа. Исследователи полагают, что эта поэма в виде культовой мистерии исполнялась в храмах в дни праздника весны и обновления природы.

 

Date: 2015-11-13; view: 2427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию