Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия и мифология Древнего Двуречья





Характерными чертами религии Древней Месопотамии являются поли-

теизм и антропоморфизм богов. Каждый шумерский город имел своего бога-покровителя. Так, в Ниппуре почитался бог воздуха Энлиль; в Эреду – Энки, бог подземных и пресных вод, бог мудрости; в Ларсе – Уту, бог солнца; в Уруке – Инанна, богиня любви и плодородия. Позднее складывается пантеон богов, в котором верховным богом был бог неба Ану, другие боги считались его детьми. Однако Ану поклонялись в немногих храмах, он представлялся недоступным людям, враждебным им, насылал на них разные беды. Сыном Ану был Энлиль – «Владыка-ветер», приносивший людям бури и потопы. Сыном Энлиля был Энки (Эа) – бог водной пучины и мудрости, покровитель ремесел и наук, изобретатель письма. Энки сотворил людей, вылепив их из глины и наполнив их кровью чудовища Кингу. Считалось, что мир поделен между первой триадой богов: Ану принадлежат воздух и небо, Энлилю – земля, Энки – вода. Ко второй триаде богов относились Шамаш – бог солнца, Сина – бог луны, Иштар – дочь Сины, богиня любви, плодородия, благосостояния, войны и сражений. Представляемая в виде прекрасной женщины, Иштар очаровывала мужчин, часто навлекая на них несчастья.

Жители Древней Месопотамии представляли богов в виде людей, приписывали им человеческие качества. Хотя боги были бессмертны, они все же могли умереть, и их приходилось воскрешать с помощью воды жизни. Боги нуждались в пище, любили вкусно поесть и выпить, им необходимо было спать. На ночь служители культа раздевали и укладывали в постель статуи богов, по утрам их умывали и причесывали. Богам были свойственны зависть, высокомерие, между ними возникали ссоры, они пытались перехитрить друг друга. Кроме того, боги не были всеведущими.

Важным понятием месопотамской мифологии являлось понятие Ме, возникшее в шумерский период: божественные законы, совокупность различных закономерностей и правил, обеспечивающих функционирование как природы, так и цивилизации. В законах Ме содержалась вся мудрость и наука Древнего Двуречья. В мифе об Энки и Инанне рассказывается, что Инанна, желая возвеличить свое имя и умножить мощь и благосостояние своего города Урука, задумала превратить его в центр Шумера. Для этого было необходимо любым способом заполучить Ме, тщательно оберегаемое богом Энки. Инанна отправилась к Энки, тот угощает Инанну и в состоянии опьянения отдает ей Ме, после чего засыпает. Богиня с законами отплывает в Урук. Когда Энки приходит в себя, он посылает нескольких чудовищ за Инанной, но было уже поздно. Законы Ме до конца не расшифрованы. В них содержаться такие понятия, как мудрость, правосудие, героизм, вражда, искусство, доброта и т.д.

По мере возвышения Вавилона все большее значение приобретает вер-

ховный вавилонский бог Мардук. Согласно вавилонскому мифу о сотворении мира, первоначально существовал лишь хаос, олицетворенный в виде чудовища женского пола по имени Тиамту. Последняя породила богов, которые, однако, вели себя очень шумно и стали постоянно беспокоить свою мать. Поэтому Тиамту решила погубить всех богов. Но бесстрашный Мардук решился на единоборство с чудовищем, заручившись согласием остальных богов на то, что в случае его победы они станут повиноваться ему. Мардуку удалось одолеть Тиамту и убить ее. Из ее тела он сотворил небо со звездами, землю, растения, животных и рыб. После этого Мардук создал и человека, смешав глину с кровью одного бога, казненного за переход на сторону Тиамту.

Жители Месопотамии верили в загробный мир. По их представлениям,

это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды, питались глиной, пылью, хлебом из нечистот. Сносного существования удостаивались только те, для кого совершались специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей. Чтобы обеспечить душе умершего покой, над телом усопшего совершались различные церемонии: плакальщицы рвали одежды, растрепывали волосы, даже наносили себе раны; жрецы исполняли траурную музыку, совершали специальные обряды. Во время погребения бедных заворачивали в тростниковую циновку, богатым делали глиняный гроб или могилу, устланную кирпичом и щебнем. В могилу клали некоторые мелкие предметы, еду. Царей хоронили в каменных склепах и саркофагах. Потомки должны были в определенное время приносить жертвы, тогда умершие могли пить свежую воду, иначе их ожидали испорченная вода, пыль, грязь.

Характерной чертой мировоззрения жителей Двуречья являлся анимизм. Существовали злые демоны – «семеро злых». Особенно популярны были ламашту или ламассу, изображавшиеся как полулюди-полуживотные. Иногда ламассу изображались в виде старухи с обнаженной грудью, лапами хищной птицы и гримасничающей головой льва. Верили в Двуречье и в существование людей, обладавших тайной силой и способных околдовывать других. Достаточно было их взгляда, чтобы в дом пришло несчастье. Их «дурная слюна» и малейшее прикосновение приводили к дурным последствиям. Жрецы также прибегали к колдовству, пытаясь выгнать злых духов из тела больного и загнать их в глиняные изображения этих духов. Так, при изгнании демона лихорадки делали фигурку, изображавшую ламашту, клали ее рядом с больным, ежедневно переодевали эту куклу, в рот ей вкладывали сердце поросенка. Чтобы защититься от злых духов, в доме имелись фигурки, изображавшие добрых духов – «семерых мудрых». Их зарывали у входа в дом, в четырех углах главного помещения и посреди комнаты, в которой находилась кровать хозяина.

 

Date: 2015-11-13; view: 1298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию