Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Политическая система





Политическая система общества – это совокупность взаимосвязанных, государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации или политической власти. (С.А. Комаров).

Политическая система отражает уровень развития общества, его социально-экономическую основу, достигнутое состояние общественного сознания, культуру, международное положение. В политическую систему входят: прежде всего институты (организации, учреждения), связанные с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические, не собственно политические и неполитические.

Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме либо по крайней мере к этому стремятся. Собственно политическими организациями являются государство и политические партии. Не собственно политическими являются организации, деятельность которых хотя и связана с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования. Примером являются профессиональные союзы. Отдельную группу составляют организации неполитические. В силу специфики своих функций они по существу не участвуют в осуществлении политической власти. Это различные спортивные организации, экологические и т.д.

Обязательными субъектами (элементами) государство, политические партии, движения, общественные объединения, трудовые коллективы, профсоюзы, церковь, органы самоуправления.

Структура политической системы.

1.Политические организации общества.2.Нормы, традиции, политическая деятельность, принципы деятельности. 3. Отношения между субъектами политической системы, 4.Политико-правовое сознание и политико-правовая культура.

Объединительным началом, связями политической системы выступают право, правовая идеология, государственная власть.

Существует демократическая политическая система, недемократическая и смешанные. Это зависит от сущности политического режима.

Политические партии, которые устанавливают связь между частями общества и парламентом, т.е. партии принимают участие в формировании парламента. Партии обеспечивают компромисс депутатских групп. Они стремятся к приходу к власти в рамках закона. Если партия пришла к власти и начинает участвовать в осуществлении власти, ее называют парламентской. Их может быть несколько, и они могут быть в оппозиции друг с другом. Правящие партии - это те, которые осуществляют власть на высшем и местном уровнях – КПСС в СССР. В России, Франции многопартийность, но в мировой практике выделяют многопартийные системы с одной доминирующей партией, т.н. «полутора партийные» (Япония); Мексика, Швеция, с двумя ведущими партиями т.н. двухпартийные США, Великобритания, ФРГ – 2,5 партийная(двухсполовинная партийная система), т.к. две ведущие партии, из которых одна опирается с более мелкими партиями.

Общественные организации должны соответствовать проводимой политике ст. 13 Конституции РФ. Самые разные по направления деятельности - 3 сектор. Формирование общественных организаций началось в 1930-е гг. - благотворительные творческие союзы (художников, писателей). С 90-х гг. получил распространение термин некоммерческая организация - международный термин.

Немалая роль принадлежит профсоюзам и трудовым коллективам. Профсоюзы призваны отстаивать экономические корпоративные интересы людей труда, ухудшение социально-экономического положения превращает профсоюзы в серьезную силу, которая может использовать самые разные способы воздействия на власть: пикетирование, забастовки, митинги и т.д.

Церковь претендует на активную роль в жизни общества. Даже с ее отделением от государства не прекращаются их взаимоотношения. В РФ церковь действует в рамках закона О свободе совести и религиозных объединениях.

Органы самоуправления, которые формируются демократическим путем. В ст. 12 Конституции РФ сказано, что в России гарантируется местное самоуправление. Действует на основе закона «Об общих принципах местного самоуправлении в РФ».

Средства массовой информации

Наличие информации предполагает организованность сферы ее существования. Власть связана с информацией и, опираясь на нее, компенсирует нехватку властных средств или их отсутствие. Самым известным способом властного воздействия и контроля над информационными процессами – цензура. Результатом такого способа воздействия может быть искажение массовой информации, и она теряет многие функции по отражению социальной действительности, перестает быть фактором ориентации для самой власти. Возникает противоречие между властью и информацией.

 

Тема 12.Функции государства

Функции государства – это основные направления его деятельности, соответствующие его задачам и целям.

Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами. В различные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Содержание функций показывает, на что направлены усилия государства. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государств. К внутренним функциям относят: социальную, назначение которой решать вопросы здравоохранения, культуры, образования, предотвращать и разрешать социальные конфликты; экономическую, когда государство прогнозирует развитие направлений и темпов экономки, секторов, где оно напрямую вмешивается в имеющиеся дела, т.е. имеется государственный сектор экономики. При этом государство выступает крупным собственником и предпринимателем. У государства имеется экологическая функция, налогообложения, правоохранительная функцию. Внешние функции направлены на поддержание разносторонних связей с другими государствами. Можно назвать функцию: экономическую, социальной защиты, экологическую, налогооблажения, обороны, поддержания мира, миропорядка (борьба с терроризмом, наркомафией международного характера и т.д.).

Формы и методы осуществления функций государства. Выделяют правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства реализовывать функции на основе и в рамках закона: это следующие формы осуществления функций: правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная. Неправовые формы охватывают широкий объем организационно-подготовительной работы, направленной на реализацию функций подготовка дел, работа с письмами и заявлениями граждан и т. п.

 

Тема 13.Форма государства. Форма правления

Форма государства - способ организации государственной власти, выражающаяся в построении верховных органов государства, распределении власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

-форму правления,

-форму государственного- территориально- устройства

-политический (государственный) режим.

Форма государственного правления

Форма правления – это способ организации верховной власти государства, порядок образования и органов, их взаимодействия и с населением.

Различают две основных формы правления: монархию и республику.

Монархическая форма правления.

Монархическая форма правления характеризуется следующими чертами: верховная государственная власть принадлежит одному человеку: царю, королю, султану и т.п., переходит к нему в порядке наследования, он – глава государства власть монарха несменяема и осуществляется им пожизненно.

Виды монархий:

Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная государственная власть, принадлежащая одному лицу – монарху. Ограниченная монархия – власть монарха ограничена представительным органом, например парламентом. Дуалистическая монархия – разновидность ограниченной монархии, при которой монарх, действуя в рамках конституции и формально, фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества. Сословно-представительная монархия – это форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Парламентарная (конституционная) монархия – это правления, при которой власть монарха является фактической, а реально государственную власть осуществляет парламент. В современном мире монархии существуют в виде конституционных или ограниченных монархий (Бельгия, Великобритания, Испания, Швеция, Япония). Монарх выполняет функции главы государства («царствует, но не правит»), законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется конституционно сформированными государственным органами: правительством и праламентом.

Монархии с чертами абсолютизма сохраняются в ряде стран (Кувейт, Саудовская Аравия), но характерны для эпохи средневековья.

Республиканская форма правления.

Для республиканской формы правления характерно: верховная власть принадлежит единоличному или коллегиальному органу, производному от народа. Избирается этот орган гражданами страны; полномочия органа рассчитаны на строго определенный срок, по истечении которого орган переизбирается населением

Виды республик. Республики бывают парламентарными (Италия, Германия и др.) и президентских (США, Франция и др.), смешанными (полупрезидентскими) и суперпрезидентскими. Парламентская республика характеризующаяся тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента. Президентская республика – республика, где власть принадлежит президенту как главе государства, избираемому всенародным голосованием (или коллегией выборщиков, формируемой населением США) и возглавляющему исполнительную власть -правительство. Полупрезидентская республика (смешанная) – республика, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Суперпрезидентская республика – вся власть сосредоточена в руках президента: он глава государства, правительства, лидер правящей партии, издает акты имеющие силу закона, механизм его смещения практически отсутствует.

 

Тема 14.Форма государственного устройства

Форма государственного устройства это территориальная организация государственной власти, территориальное устройство, взаимоотношение между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. По форме устройства государства бывают унитарными и федеративными.

Унитарное государство.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные части которого не имеют статуса государственных образований. Это единое, простое государство, которое делится лишь на административно-территориальные единицы, не имеющие статуса государственных образований и не обладающие суверенными правами. В унитарных государствах (Италия, Польша, Румыния и др.) единая система: власти, законодательства, правоохранительных органов, налогов, низовые органы власти подчинены вышестоящим, государство на международной арене представлено едиными высшими органами.

Федеративное государство.

Федеративное государство – это государственное устройство, при котором несколько суверенных государств образуют единое союзное государство. Государственный суверенитет принадлежит Федерации. Члены федерации – это самодостаточные части государства, из которых состоит территория федерации в целом. Их органы наделены определенными властными полномочиями, необходимыми для организации внутренней жизни. В свою очередь федеральные органы имеют в исключительной компетенции предметы ведения, необходимые для решения общих для всего государства вопросов. В федерации многоуровневая власть, система налогообложения, структура органов также многоуровневая, право выхода (сецессии) не предоставлено членам федерации. Полномочия распределены между уровнями власти, часто имеются совместные полномочия у членов федерации и федеративным Центром.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей. Как государственные образования конфедерации имеют определенный состав, создают органы для решения общих дел союза, могут устанавливать общий таможенный, валютный режим, согласовывать отдельные блоки законодательства и пр. Однако конфедерации не имеют общей границы, общего гражданства, единой правовой системы, других признаков единого государства. Решения, принимаемые органами конфедерации, приобретают обязательную силу только после утверждения их государствами, входящими в союз. Примеры – Ахейский cоюз (Древняя Греция), Конфедерацию Новой Англии (1643 г.), Американскую Конфедерацию (1781 г.), Северо-Германский cоюз (1867 г.) и Швейцарскую Конфедерацию (существовавшую со времен средневековья и вплоть до 1867 г.). Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами). Среди более поздних – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Арабскую лигу и Организацию африканского единства (ОАЕ) и другие.

Автономия – это право какой-либо части государства, с компактно проживающим на ней населением иной национальности, самостоятельно решать свои внутренние социально-экономического характера вопросы, развивать свою национальную культуру, самобытность. Деятельность автономий осуществляется на специальном нормативном акте, в котором политические права международного характера, как правило не предоставляется.

 

Тема 15.Политический режим

Политический режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти.

Виды политического режима.

Демократический режим – власть народа, исходящая от народа и для народа. Государство служит гражданскому обществу, гражданское общество контролирует деятельность государства. Демократия – форма государственно-политической организации общества, основанной на признании народа в качестве единственного источника власти. Демократические политические режимы характеризуются следующими общими признаками:государственный аппарат подконтролен населению; здесь признаются и гарантируются основные права и свободы человека и гражданина;осуществление функций в основном базируется на авторитете государственной власти и методах убеждения. Разновидностями демократического политического режима являются консервативные и либеральные режимы, которые различаются большей или меньшей степенью влияния государства на экономическую и социальную деятельность общества, выделением роли собственности для развития личности.

Авторитарный режим – это власть одного человека или группы людей. При авторитарном режиме государственная власть не формируется и не контролируется народом, жизнь в стране направляется правящей элитой, которая не ограничивает себя законом, особенно в части привилегий и льгот. Управление осуществляется централизованно. Авторитарные политические режимы характеризуются следующими общими признаками:

государственный аппарат фактически независим от населения; здесь игнорируются основные права и свободы человека; управление осуществляется в основном методами подавления и насилия.

Деспотический режим – характерен для абсолютной монархии, власть осуществляется одним лицом, который становится деспотом.

Тирания – режим устанавливаемый после захвата власти конкретным лицом.

Аристократия – форма государственного правления, при которой власть находится в руках представителей привилегированного класса.

Автократия – система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть.

Теократия – форма государственного правления, при которой власть принадлежит духовенству и главе соответствующей церкви.

Тоталитарный режим – разновидность антидемократического режима- диктатура народных масс. Фашизм – крайняя форма тоталитаризма.

 

Тема 16.Правовой статус личности. Права человека

В юридической науке понятие человек и личность увязываются с понятием права человека и гражданина. Права человека - явление идеологии, государства и права. Идея прав человека выражает его стремление к утверждению свободы личности, справедливости гуманности в отношениях между людьми. В правах даны направления и границы внешнего выражения свободы. Равенство и справедливость в правах человека есть юридически равная для каждого возможность обладать и пользоваться зафиксированной для них свободой. Говоря о правах человека, следует исходить из того, что: 1. права человека принадлежат личности, индивиду, 2. в них выражен особый тип отношений между человеком и обществом, гражданином и властью, 3. права человека подлежат охране со стороны государства.

Права человека – одно из существенных свойств гражданского общества, которое создает условия, не допускающие нарушения прав человека со стороны власти. Это обусловлено подчинением власти и политики праву.

Права человека могут закрепляться в соответствующих разделах конституций, либо в специально посвященных им декларациях. Нормы о правах человека могут обладать как прямым действием, так и реализовываться через специальные законы. Важнейшая форма защиты прав человека – судебная. Охраной прав человека занимаются и неправительственные правозащитные организации. Обеспечению и защите прав человека посвящена деятельность ряда международных органов. На основании Устава ООН создана Комиссия ООН по правам человека.

В общественно-политической, философской и правовой литературе достаточно употребим термин «гражданин». Термин «гражданин» представляет собой специфический политико-юридический аспект изучения проблемы человек. В юридической литературе под гражданином понимают 1. лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, а также 2. субъект гражданского права, участник гражданско-правововых отношений. Условия, необходимые, чтобы человек мог быть признан как гражданин государства, порядок приобретения гражданства, определяются правовыми нормами. Совокупность этих норм составляет институт гражданства. Этот институт указывает на юридически оформленную принадлежность лица к государству.

Совокупность прав и обязанностей составляет правовой статус. Правовое положение – факторы,(права и свободы) определяющие в полном объеме положение человека в обществе, он включает общий, специальный и индивидуальный статусы. Категория правовой статуса выражает весь юридический аспект социального состояния свободы человека, личности в обществе. Правовой статус очерчивается правовыми нормами. В категории правового статуса объединены все права и обязанности, адресованные субъекту права как субъекту определенного вида. Поэтому существует правовой статус гражданина, иностранца, лица без гражданства.

 

Раздел III «Теория права»

Тема.1. Понятие права. Функции права

Всякая общественная организация нуждается в правовых нормах. Право возникает параллельно с государством. Существовавшее в рамках табу обязывание не носило характер властный, оно станет таким с образованием государства. Активное поведение субъектов общественных отношений, особо значимых для общества повлекло развитие властно-императивного обязывания, т.е. позитивного обязывание.

Пути формирования права – это трансформация обычая, судебный (административный) прецедент и правотворческая деятельность компетентных органов. Право возникло объективно, его рассматривают как явление отражающее требования цивилизации и ее основополагающие ценности. Право – единственная социально дисциплинирующая система (Б. Кистяковский).

По содержанию право представляет собой систему юридических норм - правил поведения. Позитивное право – это право, зафиксированное в тексте, исходящее от государства и охраняемое государством.

Признаки позитивного права: 1.Нормативность: право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера, данное положение являет собой общий признак, который объединяет право с другими социальными нормами. 2.Формальная определенность: что означает, что нормы права четко сформулированы и закреплены в статьях нормативно-правового акта; 3 Общеобязательность – право обязательно к исполнению всеми субъектами правоотношений. 4 Системность: означает, что право представляет систему объективно существующих норм; 5.Гарантированность – право это единственный социальный регулятор, гарантированный государством.

Социальное назначение права: установить социальное равновесие в обществе, во избежания социальных конфликтов. Право как социальное явление представляет социальную ценность, рассматриваемую в двух аспектах

1. общесоциальная ценность, выражающаяся в том, что право представляет собой средство защиты от произвола, а также являет собой цивилизованный легитимный способ разрешения конфликтов.

2. инструментальная ценность права в том, что оно рассматривается как инструмент и регулятор особо значимых общественных отношений.

Сущность право – это выражение воли всего общества

Принципы права – это основополагающие начала на которых строится система права.

Выделяют три вида принципов:

1).Общие принципы, которые присущи всем правовым явлениям. Они сформулированы в конституции. Это законность равенство всех перед законом и другие

2).Межотраслевые принципы, которые присущи нескольким отраслям права: независимость судей

3). Отраслевые – присущие только одной конкретной отрасли права: диспозитивность, равенство сторон – принципы, присущие только гражданскому праву.

Сущность (школы права) права – инструмент, средство, механизм или нормативно-регулятивная система защиты личности от произвола любых других лиц, групп и общества, государства. Общесоциальная сущность права проявляется в понимании меры свободы ).

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения. В социально-политическом аспекте функции права совпадают с функциями государства. Право в этом случае понимается широко и в единстве с государством. В этом случае выделяют такие функции права – политическую, экономическую, воспитательную. Право формирует правильную моральную ориентацию у субъектов, подчеркивая, какие отношения оно охраняет и какими способами, поэтому считают, что право выполняет информационно-ориентирующую функцию.

В специально-юридическом аспекте функции (собственно юридические, вытекающие из самой природы права) права делятся на регулятивную и охранительную.

Регулятивные – функции рассчитанные на правомерное поведение, когда право выступает как регулятор общественных отношений. Право данной функцией устанавливает позитивные (положительные) правила поведения. В этой связи регулятивную функцию определяют как направление правового воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, в предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права. Назначение данной функции: 1. фиксировать субъективный состав правовых отношений 2. определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов) с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий 3. формировать права и обязанности участников правоотношений. Осуществляется различными субъектами права – государственными органами, должностными лицами, юридическими и физическими лицами. Выделяют регулятивные статические и регулятивные динамические функции. Регулятивные статические функции, воздействуя на общественные отношения, делают последними неприкосновенными, не изменяющимися – институт собственности, прав и свобод граждан. Через эту функцию достигается стабильность социально-правовых ценностей. Регулятивные динамические воздействуя на отношения закрепляют эти отношениях в их динамике и предполагают их дальнейшее развитие: институт купли продажи, где меняется объект, кредит, мена, дарение. В основе регулятивной функции права лежат управомачивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) правовые нормы.

Охранительная функция – это действие самого права, суть которого охрана наиболее значимых общественных отношений. Данная функция отражает уровень общей правовой культуры общества. Охранительные функции – это направление правового воздействия, призванное охранять общезначимые (экономические, политические, личные) отношения, поддерживать их неприкосновенность. Воздействуя на поведение людей, эта функция влияют на волю людей угрозой применения санкций, установлением запретов и реализацией санкций. Разграничение функций права на охранительную и регулятивную как на самостоятельные направления правового воздействия несет в себе определенную теоретическую условность. Обе функции реализуют основное социальное назначение права – упорядочение общественных отношений, обеспечение их стабильности, защиту основных социальных ценностей.

Тема. 2. Основные концепции правопонимания

Нормативистская концепция сущности права

Теория Ганса Кельзена, Рудольфа Штаммлера (утверждали первичность права относительно государства и экономики), В.П. Кураева. Государство (по их мнению), есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения». Право – это государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Право - это иерархическая (ступенчатая) система норм, типа лестницы. Каждая верхняя обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и подчиняется ей. Принцип соответствия одной нормы другой означает строгий режим законности. Положительные стороны данной теории в том, что она очень важна для практической правоприменительной деятельности, т.к. провозглашает идеи законности. В ней выражены определяющие свойства права - нормативность. Она признает широкие возможности государства влиять на общественное развитие. Отрицательные черты в том, что искусственно отрывает право от других явлений действительности и прежде всего от экономических условий жизни общества, отказывается от исследования сущностных проблем права.

Социологическая концепция сущности права

Эрлих и Муромцев Сергей Андреевич ((1850-1910, юрист, проф. МГУ), К. Левеллин. Теория основывается на эмпирических исследованиях функционирования правовых институтов, их динамики. Правовые нормы государства, по мнению сторонников теории – это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное – изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея «гибкости права», т.е., возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда – отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона. Положительным моментом такого подхода является стремление познать право в действии, в процессе функционирования,

Теория солидаризма

Это теория представлена Леоном Дюги (фр. Юрист), Л.В.Корсаковым, Ю.А.Смирновым. Ее суть заключается в том, что индивид не должен противопоставлять себя другому индивиду либо целому коллективу. В свою очередь никакой коллектив не может, не имеет право распоряжаться индивидом. Нормы вытекают из общей для всех солидарности.. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп. Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Главное - понимание права как общественного порядка, основанного на общих интересах и солидарности людей.

Психологическая концепция сущности права

Ее автор Л. Петражицкий, Михаил Андреевич Рейснер. право трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное - установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное - лишенное этого, но все же действующее в качестве права. Таким образом, в психологической теории наряду с писаными законами, с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства. Это учение, по существу, растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права как сложного явления социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.

Историческая школа права

Важнейшее направление в юридической науке 19 в. (особенно в Германии). Представители: Фридрих Савиньи немецкий ученый – юрист, Георг Пухта тоже немецкий юрист. Право- результат исторического народного правового пробуждения, оно - органический продукт "народного духа", оно от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право, говорил Г. Пухта.

Естественно-правовая школа права

Это направление в политико-правовой мысли, суть которого в том, что существует совокупность принципов, прав, вытекающих из природы человека, независимых от социальных условий. Позитивное (объективное право) создается государством. Однако существует общее для всех естественное право, стоящее выше, над позитивным правом- это естественное право. Это право на жизнь, труд, участие в общественных и общегосударственных делах и другие. Эти естественно-правовые идеи возникли в античном мире (Аристотель, Цицерон). Цицерон отмечал, что закон, изданный государством и противоречащий естественному праву не может рассматриваться как закон. Особое социальное значение естественно-правовая школа приобрела в 17-18 в.в. как средство для критики феодализма. Данная теория легла в основу теории деления властей.

Реалистическая школа права

В основе теории лежит тезис, что право является результатом влияния внешних факторов. Внешние факторы подвигают человека определять задачи цели, практические интересы. Выполнение последних возможно посредством права. Право в этом случае превращается в инструмент организации, поддержания и сохранения всего общества. Но для права необходима власть самого государства, поскольку без государственной власти право теряет свою силу. Только власть делает право реальной силой. Основоположник данной теории Рудольф Иеринг (1818-1892) немецкий ученый юрист.

 

Тема 3. Формы (источники) права

Форма (источник) права – это способ выражения и закрепления нормы права, способ выражения во вне государственной воли

К источникам права относят:

- нормативный акт – особый документ (закон, указ, постановление, приказ), принятый специально уполномоченным правотворческим органом государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы

- правовой обычай – санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы;

- правовой прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах (судебное или административное решение по конкретному юридическому делу);

- нормативный договор – акт волеизъявления самих участников общественных отношений, содержащий правовые нормы и получающий поддержку государства. Это может быть соглашение двух или более сторон (государств), в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

- акт референдума – юридический документ, принятый на всенародном голосовании и не нуждающийся в утверждении;

- подзаконный акт – правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона.

 

Тема4. Нормы права

Нормы права представляют собой разновидность социальных норм. Нормы права имеют общие черты с социальными: это тоже правила поведения, регулирующие поведение людей в обществе, направлена на сохранение полрядка и стабильности в обществе, соблюдается в силу общей и правовой культуры. Однако норма права имеет и свою специфику. О.Э. Лейст: Нормой права называется рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения

Норма права:

1) регулирует общественные отношения, которые особо значимы для общества, а не все;

2) норма регулирует только те отношения, которые стремятся быть урегулированными с помощью правовой нормы;

3) правовая норма действует в однотипных ситуациях и должна реализовываться всякий раз, когда появляются условия, предусмотренные нормой;

4) действует норма не определенное количество раз, а всегда, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства, т.е. норма права рассчитана на многоразовую реализацию субъектами правоотношений. Нормы регулируют типичные общественные отношения, в которых видны повторяющиеся связи между людьми, повторяющиеся поступки. В этом ее общеобязательность;

5) норма права адресована к персонально- неопределенным лицам, ее адресатом может оказаться любое лицо, нарушившее норму. Субъекты реализации нормы конкретно, поименно не определены: нет конкретного названия физического или юридического лица. В этом также проявляется ее общеобязательность. Общеобязательность означает, что она обязательно должна быть исполнена тем субъектом, который оказался в условиях, что предусмотрены нормой;

6) особенность правовых норма в том, что нормы права санкционируются, а чаще всего устанавливаются особыми компетентными органами;

7) нормы права охраняются силой государства. Принудительная охрана со стороны государства предполагает в случае нарушения норм применения определенных мер государственного принуждения. Меры принуждения закрепляются самой нормой;

8) содержанием нормы становятся определенные волей общества юридические права и обязанности. Эта воля гражданского общества направлена на защиту и охрану определенного социально-значимого вида общественных отношений. Именно этим обстоятельством обусловлена добровольность и сознательность исполнения правовых норм;

9) норма права – это формально-определенный масштаб, правило поведения субъектов правоотношений. Она имеет письменную форму.

Норма права – это правило общего характера, рассчитанное на урегулирование группы отношений, объединенных общими признаками. Норма права определяет рамки, границы возможного, допустимого и должного, обязательного поведения субъектов правоотношения. Норма выступает мерой свободы субъекта, основанием требования выполнения обязанностей одним из субъектов. Она носит предоставительно- обязывающий характер.

 

Тема 5. Правотворчество. Юридическая техника

Правотворчество представляет собой особый вид государственной деятельности, в ходе которого происходит возведение общей (государственной) воли в закон. Правообразование -это процесс формирования права, складывающийся под воздействием различных причин объективного и субъективного характера. Правообразование - процесс обусловленный социальными условиями конкретного общества. Правообразование начинается с возникновения объективно обусловленной социальной потребности в регулировании правовыми нормами общественных отношений.Завершается правообразование закрепление данной общественной потребности в общеобязательных правилах поведения. Правообразование включает в себя правотворчество и общественное мнение о необходимости принятия данного акта или внесения поправок, причины принятия и т.д.

Законотворчество - это деятельность представительных органов государственной власти по принятию законов и приданию им юридической силы.

Процесс правотворчества реализуется благодаря нескольким способам (формы):

1)непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования – референдум. Имеется такое понятие как плебисцит- это опрос населения (чаще всего по вопросам о территориях). 2) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных особых государственных органов. 3) санкционирование государственными органами норм, сложившихся в виде обычая, делового обыкновения или выработанных негосударственными организациями.

Субъектами правотворчества являются:

1. государственные органы (законодательные, исполнительные в рамках своих полномочий, глава государства),

2. негосударственные органы

3. народ

Правотворческая деятельность опирается на принципы: демократизм, законность; специальные (научность, системность, оперативность, непрерывность, целесообразность).

Процедура принятия нормативного акта, регулируемая конституционными и другими специальными актами, называется правотворческим процессом. Правотворческий процесс складывается из ряда стадий. Стадия- это достаточно обособленный этап в ходе принятия нормативных актов.

1. Первая стадия - это стадия законодательной инициативы. акта. На этой стадии может быть внесен уже подготовленный проекта акта. Правом законодательной инициативы обладает четко очерченный круг субъектов. Обусловлено данное обстоятельство тем, что законодательная инициатива предполагает юридическую обязанность соответствующего компетентного органа рассмотреть предложение или проект.

2. На второй стадии - компетентным органом принимается решение о необходимости издания акта, его разработки и включения в план законопроектных работ.

3. На третей стадии осуществляется разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. В зависимости от того, какой разрабатывается проект - общегосударственный закон или ведомственный акт - зависит и процедура разработки и обсуждения. На этой стадии в обсуждении проекта принимают участие консультативные группы специалистов, экспертов. Наиболее важные законопроекты могут быть вынесены на референдум.

4. Следующая стадия - рассмотрение проекта нормативного акта в органе, который имеет право на его принятие.

5. Стадия принятия нормативного акта. Особая процедура принятия предусмотрена конституциями для законов: она предусматривает работу палат парламента, участие президента.

6.Доведение содержания принятого акта до адреса - опубликование Общеобязательность нормативного акта предполагает, что адресаты знают его содержание.

7. Вступление акта в законную силу.

Поскольку общественные отношения изменяются необходимо правовое прогнозирование – это процесс получения прогностической информации об основных тенденциях и направлениях развития законодательства и будущем состоянии законодательства.

 

Тема 6. Юридическая (законодательная) техника

Совокупность средств, приемов, правил, которые используются для создания и оформления нормативно-правовых, правоприменительных и иных актов называется юридическая (законодательная) техника. Юридическая техника обуславливает законность и эффективность права, т.е. она напрямую связана с качеством закона. Качество закона – это совокупность социальных и юридических свойств (присущая его форме и содержанию), обуславливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности как общества, так и отдельной личности.

Юридическая техника делится на виды:

1)законодательная, используемая при создании нормативного акта

2) кодификационная, используемая при проведении кодификационных работ.

Выделяют следующие способы юридической техники:

1. юридическая терминология, как основа юридической техники

2 использование юридических конструкций (создание с помощью логических операций идеальной модели, удобной для понимания и применения – юридическое лицо, правоспособность и т.д.)

Содержание нормативный акт должно быть доступным для адресата, поэтому в юридическое техники огромное значение имеет терминология. Термины представляют собой словесное обозначение тех понятий, которые использованы законодателем для выражения всеобщей воли. Систему приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных актах называют законодательной стилистикой. Выделяют три вида терминов: 1) общеупотребительные термины - это общепринятые термины, используемые при изложении нормативного материала; 2) специальные юридические – термины; 3) специальные неюридические (специально-технические) – термины, заимствованные из области специальных знаний Словесное обозначение понятий, используемых при изложении содержания нормативного акта представляет собой юридическую терминологию

Правила употребления терминов: единство юридической терминологии, т.е. употребление одних и тех же терминов в тексте нормативного акта в одном и том же смысле, тождественность употребления терминов в разных правовых актах, общепризнанность терминов, т.е. использование общепринятых терминов, соответствующих нормам литературного языка, стабильность терминологии, т.е. устойчивость терминов, неподверженность изменениям в результате принятия нового акта, доступность терминологии, т.е. адекватное отображение в терминах содержания норм права и такое же восприятие индивидуальным и общественным сознанием.

Развитие общественных отношений может вызвать необходимость применения новых терминов и новых положений, т.е. законодательных новелл. Законодательная новелла – принципиально новое правовое предписание, закрепленное в нормативном акте и ранее не существовавшее в законодательстве.

Чтобы акт был понятным, текст акта должен содержать обращенные к участника отношений права и обязанности. Достигается это путем юридической конструкции. Юридическая конструкция представляет собой конструирование, т.е. построение прав, обязанностей и ответственности в тексте источника права, в том числе и нормативном акте. Правила построения нормативного акта требуют, что в нормативный акт включался только однородный материал. Нормативный акт имеет внешнюю форму, внутреннюю структуру: нормы права располагается в определенной последовательности. Важнейшие для общества нормативные акты имеют преамбулу, т.е. краткое введение, в котором указываются социально-политические мотивы, цели принятия акта, его задачи. Может быть общая и особенная часть, заключительные положения. Материал должен быть изложен в логической последовательности, согласован, един по содержанию, удобен в использовании. Важно чтобы издавались вначале акты, содержащие нормы материального права, а затем – процессуальные, вначале общие нормы, а затем – конкретизирующие, чтобы в больших актах выделялась преамбула, общая часть, а затем - особенная.

Статья представляет собой первичную, относительно законченную форму внешнего выражения нормативно-правового предписания. С целью более правильного понимания текста нормативного акта используется прием, который получил название законодательная оговорка. Законодательная оговорка - это прием, используемый законодателем, который позволяет уточнить содержание излагаемой нормы права, конкретизировать объем прав и обязанностей субъектов. Ст. 285 УК РФ «злоупотребление должностными полномочиями» содержит примечание, где раскрывается понятие «должностное лицо».

Для формирования юридических норм важны способы изложения юридических норм, т.е. определенные правила и приемы. Существует несколько способов:

1. Абстрактный способ – это прием изложения норм права, когда факты, признаки, обстоятельства возможных (моделируемых) действий, их условия и последствия излагаются в обобщенном виде, в виде абстрактного понятия: 285, 173 УК.

2. Казуистический способ- это способ, когда моделируемые действия излагаются путем обозначения их индивидуальных признаков либо перечисления тех или иных случаев, т.е. казусов: 216 УК, 231 УК РФ.

Практика юридической техники свидетельствует, что в ходе правотворческой деятельности вырабатываются правовые аксиомы, т.е. положения, которые не требуют доказательств: в федеративном государстве будут нормы общефедеральные и членов федерации. Имеет место и правовая презумпция, т.е. закрепленное в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических фактов, основанное на связи между ними и наличными фактами причем подтвержденное предшествующим опытом(презумпция невиновности).Правовая фикция - применяемый в законодательстве прием, с помощью которого несуществующие положения (отношения) объявляются существующими и приобретают общеобязательный характер в силу закрепления их в юридической норме (существование в международном праве субъекта международных отношений Мальтийского ордена, который не имеет своей территории, своего населения, занимается гуманитарной деятельностью).

 

Тема 7. Нормативные акты

 

Нормативные акты – результат правотворческой деятельности: закон, указ, постановление. Нормативные акты издаются определенными органами в пределах своей компетенции, Они имеют внешнюю письменно- документальную форму. Нормативные акты делят на виды.

Их классификация завит от:

- юридической силы, которая указывает место акта в иерархической структуре, его значение. Под юридической силой подразумевают сопоставительное свойство, которым обладает акт;

-субъектов их издавших - акты референдумов, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций;

-принадлежности к отрасли права – это акты конституционного, гражданского права, уголовного.

Все нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты. В Подзаконный нормативный акт - это акт компетентного органа, основанный на законе и не противоречащий закону, изданный для регулирования определенных общественных отношений. Это акты исполнительские. Ведомственные нормативные акты подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Акты не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке не вступают в действие.

Местные подзаконные акты издаются территориальными органами власти: законодательным органом, исполнительным. Они распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на данной территории.

Локальные подзаконные акты издаются организациями для решения своих внутренних вопросов. Они распространяются только на членов данной организации (это корпоративные нормы).

Особое место в системе подзаконных актов занимают акты президентской власти. С юридической точки зрения только в условиях военного или чрезвычайного положения и только на основе конституции президентские акты могут приостанавливать или корректировать законы.

Важнейшее место в системе нормативных актов занимает закон. Закон – это форма права, это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или акт референдума, регулирующий наиболее значимые отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы принимаются в особом порядке высшими органами государственной власти или в ходе референдума. В них закрепляется общая воля по важнейшим вопросам общественной жизни. Законы обладают высшей юридической силой с точки зрения их юридических качеств, т.е. все остальные правовые акты должны соответствовать законам, в случае расхождения нормативного акта закону действует закон, законы не подлежат утверждению со стороны кого-либо органа, никто не вправе отменять, изменять закон, кроме того органа, который его принял. Закон - это документ, содержащий определенный текст, т.е. словесное (вербальное) выражение и закрепление содержания закона. Закон должен иметь внешние реквизиты, т.е. внешние атрибуты, которые свидетельствуют о юридической силе его положений и о соответствующем оформлении закона. Закон состоит из статей, которые закрепляют юридические нормы и являются первичной частью текста закона. Статьи внутри текста разбиты (либо скомпонованы) на определенные разделы, главы, части, что называется рубрикацией закона. Простые, органические принимаемые на основе бланкетных норм конституции.

Действие нормативных актов.

Действие закона – это обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории, и в отношении конкретного круга лиц, организаций и иных субъектов. Закон может распространять свое действие конкретно по предмету, т.е. в пределах сферы регулируемых им отношений. Это ограниченное действие закона по предмету регулирования. Может иметь действие неограниченное действие закона по предмету регулирования, т.е. закон регулирует все без исключения отношения, которые находятся в юрисдикции данного государства. Может иметь место субсидиарное действие закона - применение положений закона, регулирующего отношения одной отрасли, для регулирования отношений, составляющих предмет иной отрасли.

Столкновение законодательных актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов или временем издания актов называется коллизией законов. Коллизии разрешаются путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Если коллизия возникла между актами, изданными одним и тем же органом, то применяется акт, изданный позже. Если коллизия возникла между общим и специальным актом, то отдается предпочтение специальному акту. Если расходящиеся по содержанию нормы находятся в актах, принятых разными органами, то применяется норма. принятая вышестоящим органом.

 

Тема 8. Действие нормативного акта во времени

Время с момента вступления закона в силу, т.е. с момента, когда его предписания становятся общеобязательными для соблюдения и применения и до момента, с которого закон теряет свою силу считается периодом действия закона во времени. Применять не ступивший в силу закон неверно, т.к. он не имеет силы.

1. Нормативный акт вступает в силу с того момента, который указан в самом акте.

2.Нормативный акт начинает действовать по истечению определенного времени с момента его опубликования в официальном источнике: 10 дней для законов. Официальным источником для федеральных законов является Российская газета, Собрание законодательства РФ.

3.Нормативный акт вступает в силу с принятием специального акта о введение его в действие.

4.Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечению 7 дней со дня опубликования либо с того срока, который указан в самом акте.

5.Акты, не имеющие общего значения, могут не публиковаться, а быть направлены соответствующим органам и организациям для доведения до сведения лиц и учреждений, на которых распространяется их действие. В них может быть указан конкретный срок введения в действие, если же срок не указан, то они начинают действовать с момента их получения адресами.

Нормативные акты теряют силу, т.е. прекращают свое действие во времени:

- если закончился срок его действия, установленный в самом акте: закон о бюджете, принятый на определенный год теряет силу по истечению года.

- если принимается другой нормативный акт и в последнем указано, что новый отменяет предыдущий.

Существует и так называемая обратная сила (обратное действие) закона. Вновь принятый нормативный акт распространяется на те случаи и обстоятельства, те отношения, которые имели место до его вступления в силу. Обратную силу имеют как правило те положения закона, которые смягчают наказание - ст. 10 УК РФ, по ГК РФ ст. 4 акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, о допускают, если это предусмотрено самим законом.

Может иметь место переживание закона. Переживание закона- состояние, когда утративший силу закон по специальному указанию нового закона может продолжать действовать в отношении определенных отношений и обстоятельств.

Действие нормативных актов в пространстве.

Действие закона в пространстве - это территория (пространство) на которую распространяется действие нормативного акта. К территории относится земная территория, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над землей и водной территорией, территория посольств, военных кораблей, кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия нормативных актов свидетельствуют о распространении суверенитета государства и его юрисдикции.

Экстерриториальность закона - это принцип согласно которому действие закона не распространяется на ту или иную территорию, тот или иной круг лиц. Экстерриториальность предусматривается как правило международными договорами.

В федеративных государствах нормативные акты членов федерации распространяются на территории данного члена федерации, которые в своей основе должны соответствовать общефедеральному законодательству.

Действие нормативных актов по кругу лиц.

Действие закона по кругу лиц означает его применимость к определенной категории субъектов права. Как правило, нормативные акты конкретного государства распространяются на всех граждан данного государства в полном объеме.

Однако проживающие на территории государства иностранные граждане и лица без гражданства в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями определенных прав и нести некоторые обязанности: они не могут по законодательству РФ избирать, быть избранными, занимать определенные должности, состоять на службе в органах ВД.

Главы государств, правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств ранее пользовались правом экстерриториальности (буквально внеземельность). Поскольку подобное отношение к привилегиям и иммунитетам могло бы послужить обоснованием для безграничного расширения иммунитетов, то от этого отказались. Экстерриториальность сохранилась в международном морском праве для характеристики военного морского корабля в иностранном порту и для характеристики военного воздушного судна, находящегося на иностранной территории, когда корабли и суда рассматриваются как часть территории государства, опознавательные знаки которого имеются.

Ст. 12 УК РФ гласит, что гражданин РФ подчиняется законам РФ и за совершение преступления граждане РФ несут ответственность по законам РФ, где бы они ни совершили преступление. Этот принцип ответственности граждан по своему законодательству закреплен во всех странах. Но УК РФ привлекает к ответственности своих граждан, если лицо еще не ответило за свое преступление, т.е. исключает повторность осуждения за одно и тоже деяние.

Адресатами нормативных актов могут быть определенные группы населения, отдельные категории должностных лиц. Так существуют уставы о дисциплинарной ответственности в органах ВД, на железнодорожном транспорте, закреплены в УК нормы, предусматривающие ответственность лиц, проходящих воинскую службу, специальными законами предусмотрена ответственность судей, работников прокуратуры. Такие нормы называются персонифицированными.

 

Тема 9. Пробелы в праве

Пробел отсутствие необходимой нормы, регулирующей общественные отношения; в нормативно-правовом регулировании – нет закона, нет подзаконного акта, В законе неполное урегулирование нормами. Виды пробелов: по причинам возникновения делят на объективные и субъективные (будут существовать всегда, т.к. обусловлены постоянным развитием общественных отношений, субъективные пробелы зависят от воли законодателя). По объему выделяют полные (нет ни обычая, ни прецедента, ни акта, закона) и частичные (вопрос урегулирован с помощью права частично).

Применение права при пробелах – 1.аналогия права (нет ни конкретной, ни схожей нормы и решение принимается исходя из общих принципов права – дух закона) 2. аналогия закона (нет нормы, которая регулирует именно эти отношения, но имеется норма, регулирующая схожие отношения, – буква закона). Аналогия не применима в уголовном и административном законодательстве). 3. Правотворчество. 4. Субсидиарное правоприменение (субсидиарное действие закона) применение положений закона для регулирования отношений, входящих в предмет другой отрасли права. 5. Применение обычаев делового оборота.

 

Тема 10. Толкование права

Мыслительный процесс направленный на уяснение и разъяснение содержания нормы, в которой выражена воля законодателя называется толкованием права

Объектом толкования являются законы и подзаконные норма­тивные правовые акты.

Предметом толкования является воля законодателя, выраженная в законе. Толкование направлено на установление точного содержания (смысла) юридической нормы в соответствии с выраженной в ней волей законодателя.

Толкование подразделяется на виды.

Уяснение актов достигается следующими способами (способы толкования – это относительно обособленные приемы анализа правовых актов): грамматическим, логическим, систематическим, историко-политическим, телеологическое (целевое специально-юридическое толкование.

Грамматическое толкование (языковое) - собой совокупность приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения, группы предложений.

Логическое толкование предполагает самостоятельное использование законов и правил логики для уяснения смысла нормы, который иногда не совпадает с буквальным смыслом по причине неудачного избрания законодателем словесных форм.

Систематическое толкование - уяснение содержания и смысла правовых требований в их взаимной связи, в связи с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом.

Историко-политическое толкование - уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания акта; расстановкой политических сил; социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и само появление акта.

Телеологическое (целевое) толкование правовых актов направлено на установление целей его издания: непосредственных, отдаленных, конечных.

Специально-юридическое толкование - совокупность приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя.

Результаты использования всех способов обусловливают объем толкования. По объему толкование подразделяется на три вида: адекватное, ограничительное и расширительное. Как правило, имеет место адекватное толкование. Ограничительное и расширительное допускаются всегда при одном непременном условии - несовпадении действительного (настоящего, подлин­ного) смысла нормы с буквальным. Норма истолковывается шире или уже буквального ее смысла, но обязательно в соот­ветствии с тем, что найдено в итоге уяснения истинного содержания нормы.

Определяющим моментом в определении видов разъяснения правовых актов является субъект - лицо или орган, дающий это разъяснение.

Официальное толкование дается или тем органом, который издал данный акт (и тогда оно носит название аутентичного), или же органами, на которые возложена обязанность толковать законы или другие нормативные акты (легальное толкование). Акты официального толкования обязательны для правоприменителей.

Субъектами официального аутентичного толкования могут выступать все государственные органы, организующие процесс реализации права. Круг их широк, поэтому юридическая сила актов толкования неодинакова.

Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций. В связи с осуществлением исполнительно-распорядительных функций, организацией правоотношений и контролем за соблюдением законодательства толкование подзаконных актов осуществляют правительство, министры и другие исполнительные органы.

В правоохранительной сфере большую роль играют разъяснения (инструктивные и директивные письма, приказы и инструкции) таких ведомств, как Министерство юстиции, Высший арбитражный суд, прокуратура, органы внутренних дел. Большинство из них являются внутриведомственными, но есть и такие разъяснения, которые принимаются к руководству гражда­нами. Таковы, например, официальные разъяснения органами внутренних дел Правил дорожного движения.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным. Выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении.

В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование изначально предназначено для распространения его результатов на неопределенный круг лиц и случаев. Оно, подобно правовой норме, имеет абстрактный характер, т.е. не привязывается к конкретной ситуации.

Казуальное толкование вызвано вполне определенным случаем и преследует основной целью правильное решение именно данного дела.

Акт толкования (интрерпретационный)

Результатом толкования является интрерпретационный акт. Интрерпретационный акт существует для правильного уяснения правоприменителем норм права с целью правильного применения законов и подзаконных актов. Интрерпретационный акт- это акт документ, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение норм права. Его называют актом – действием, поскольку его появление – результат деятельности конкретных органов по разъяснению и уяснению конкретной нормы права. Его называют и актом-документом, поскольку он формализованный результат этой деятельности. Это не нормативный акт, принятый законодательными органами в определенном порядке., однако разъяснения высший судов по конкретным вопросам имеют юридическую силу и обязательны.

 

Тема 11. Систематизация законодательства

Чтобы упорядочить правовой материал, расположить его по определенным разделам и рубрикам необходима систематизация законодательства. В систематизации законодательства заинтересованы все: законодатель, правоприменитель и граждане. Систематизация законодательства - это деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению правовых норм в согласованную систему.

Систематизация осуществляется в виде 1) учета, 2) кодификации, 3) консолидации,4) инкорпорации.

Учет предполагает деятельность по уточнению видов и количества действующих нормативных актов, составляющих национальную правовую систему.

Кодификация представляет собой упорядочение правовых норм в ходе правотворческой деятельности и издание на этой основе единого логически цельного нормативного акта - кодекса. Кодекс – есть единый внутренне согласованный кодифицированный акт, обеспечивающий полное и системное регулирование определенной группы общественных отношений. Кодификация может охватывать как внутреннюю, так и внешнюю обработку актов. В ходе кодификационных работ может осуществляться как классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных поправок: изменений и дополнений. В последнем случае отменяются устаревшие нормы и включаются в тек

Date: 2015-11-13; view: 257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию