Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания и упражнения. Задание 1. Укажите, какой вид индукции (полная или неполная) представлен в следующих примерах





 

Задание 1. Укажите, какой вид индукции (полная или неполная) представлен в следующих примерах. Определите посылки и вывод умозаключения

6. В каждом возрасте доступны большие дела. В 8 лет Моцарт создал свои первые сонаты и симфонии. В 17 лет Жанна д'Арк руководила войсками, снявшими осаду Орлеана. В 18 лет Пушкин начал работу над поэмой "Руслан и Людмила". В 19 лет Рахманинов сочинил оперу "Алеко". В 20 лет Миклухо-Маклай проводил исследования на Канарских островах. В 29 лет Васко да-Гама открыл морской путь в Индию. В 30 лет Стенли разыскал Ливингстона в дебрях Африки. В 33 года Лебедев открыл давление света. В 36 лет Склодовская-Кюри открыла радий. В 39 лет Попов изобрел радио. В 50 лет Дарвин опубликовал "Происхождение видов". В 54 года Гальвани издал исследование "О животном электричестве". В 58 лет Сервантес написал "Дон-Кихота". В 110 лет фараон Рамзес II одержал выдающиеся победы.

7. Крестьянские восстания терпят поражение, если ими не руководит пролетариат. В качестве примера приведены восстание Болотникова, Жакерия, восстание Уота Тайлера, восстание Разина, восстание Пугачева.

8. На древнегреческом и японском языке можно выразить все тонкости теории силлогизма. Следовательно, на всех языках можно выразить все тонкости теории силлогизма.

9. Слова "жюри", "толмач", "сермяга", "воевода", "студень", "ножницы", "метро" могут быть в предложении подлежащими. Все это существительные русского языка. Следовательно, существительные русского языка могут быть в предложении подлежащими.

10. Твердые тела подчинены определенным закономерностям. Жидкие тела подчинены определенным закономерностям. Газообразные тела также имеют свои законы. Следовательно, поведение всех тел закономерно.

11. Баренцево море, Гренландское море, Берингово море, Охотское море, Северное море, Карское море, Восточно-Сибирское море, Восточно-Китайское море, Желтое море имеют соленую воду. Следовательно, все моря имеют соленую воду.

12. Древнегреческие государства были основаны на угнетении человека человеком. То же можно сказать про древний Рим, государство Карла Великого, средневековую Англию, Священную Римскую империю, королевство прусское, империю Наполеона, империю кайзера, английскую буржуазную республику, французскую буржуазную республику, фашистские государства Германии и Италии. Следовательно, все государства досоциалистических формаций основаны на угнетении человека человеком.

13. Определение и деление могут быть правильными или неправильными. То же можно сказать о непосредственных умозаключениях, категорических силлогизмах, условных, разделительных и смешанных: условно-категорических, разделительно-категорических умозаключениях, а также умозаключениях индуктивного типа. Следовательно, все логические формы могут быть охарактеризованы как правильные и неправильные.

14. Острые углы имеют вершину. Прямые углы имеют вершину. Тупые углы имеют вершину. Следовательно, все углы имеют вершину.

15. Именительный падеж выражает грамматические отношения между словами. Родительный падеж выражает грамматические отношения между словами. Дательный падеж выражает грамматические отношения между словами. Винительный падеж выражает грамматические отношения между словами. Творительный падеж выражает грамматические отношения между словами. Предложный падеж выражает грамматические отношения между словами. Следовательно, все падежи выражают грамматические отношения между словами. [23; с. 193-199].

 

Задание 2. Опираясь на известный вывод, укажите вид индуктивного умозаключения

1. Любой американский доллар является иностранной валютой.

2. Все студенты являются учащимися.

3. Ни один тюльпан не имеет шипов.

4. Все книги являются печатными изданиями.

5. Все канцелярские товары этого магазина имеют высокую стоимость.

6. Все билеты на этот спектакль проданы.

7. Все студенты этого вуза имеют зачётные книжки.

 

Задание 3. Подберите примеры, с помощью которых можно было бы обосновать данные положения

1. Все птицы имеют перья.

2. Все злаки цветут колосками.

3. Все правила логики, включенные в программу, мы знаем.

4. Все античные государства были рабовладельческими.

5. Все небесные тела подчиняются закону всемирного тяготения.

6. В глаголах 3-го лица единственного числа мягкий знак не пишется.

7. Всякое существительное может быть в предложении второстепенным членом [23; с. 199].

 

Задание 4. В каком из примеров обобщений вывод более вероятный и почему?

1. а. Железо, медь, цинк, свинец, золото, алюминий электропроводны. Следовательно, все металлы электропроводны.

Ь. Железо, серебро, олово, медь, алюминий, цинк, никель, свинец, литий электропроводны. Следовательно, все металлы электропроводны.

2. а. Все жители Африки хотят счастья. Все жители Северной и Южной Америки хотят счастья. Население Австралии хочет счастья. То же можно сказать и об исследователях Антарктиды. Следовательно, все люди на Земле хотят счастья.

Ь. Все жители Азии, все люди, населяющие Европу, хотят счастья. Следовательно, все люди на Земле хотят счастья.

3. а. В Англии, Франции, США, Италии, ФРГ, Японии имеются безработные. Следовательно, во всех капиталистических странах имеются безработные.

Ь. В Англии, Японии, Люксембурге, Аргентине, Южно-Африканском Союзе и Австралии имеются безработные. Следовательно, во всех капиталистических странах имеются безработные.

4. а. Щука, лещ, салака, сом, налим, сельдь, акула, треска, скумбрия, морской окунь, речной окунь дышат жабрами. Следовательно, все рыбы дышат жабрами.

Ь. Щука, хамса, луна-рыба, акула, омуль, карась, сельдь, белуга, коэля кантус, тунец, камбала, летучие рыбы дышат жабрами. Следовательно, все рыбы дышат жабрами.

5. а. Москва и Сочи имеют сады. Следовательно, во всех городах России есть сады.

Ь. Смоленск и Шуя имеют сады. Следовательно, во всех городах России есть сады. [23; с. 193-198].

 

Задание 5. Определите состоятельность обобщения следующих русских пословиц

1. Много снега – много хлеба; много воды – много травы.

2. Ласточки низко летают, значит быть дождю.

3. Сей овёс, когда босая нога на пашне не зябнет.

4. Гусь лапу поднимет – к стуже.

5. Подушку над собой перевернуть – собака выть перестанет.

6. Хлеб или ложка за обедом выпадет – гость спешит.

7. Май холодный – год хлебородный.

8. Если убить змею и повесить на берёзу, то пойдёт дождь.

9. Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две недели оцветает, две недели наливается, две недели подсыхает.

10. Правый глаз чешется – радоваться, левый глаз – плакать [11, с. 89-90].

 

Задание 6. Сделайте наиболее вероятный вывод из следующих данных

1. На Венере, Земле, Марсе возможна жизнь.

2. Аргон, неон, криптон, ксенон не вступают в химические соединения.

3. Существительные, местоимения, прилагательные могут быть сказуемыми в предложении.

4. Дельфины, тюлени, моржи, киты не являются рыбами. Береза, дуб, тополь, осина, клен, липа теряют листья на зиму.

5. Железо, медь, цинк, свинец, олово расширяются при нагревании.

6. Микенское государство, древняя Спарта, древняя Мессения и древняя Аркадия были рабовладельческими государствами [23; с. 200].

 

Задание 7. Охарактеризуйте индуктивные умозаключения, указав вид и метод их построения

1. Было найдено, что когда под колокол впускали воздух постепенно, то звук становился всё громче и громче (Какой можно сделать вывод? Какая это индукция? Какой метод её построения использован?).

2. Когда удаляется какая-либо часть мозга, то уничтожается какая либо психическая функция (Какой можно сделать вывод? Какая это индукция? Какой метод её построения использован?).

3. Некто начал заниматься гребным спортом – начал страдать сердцебиением; перестал заниматься этим спортом – перестал страдать сердцебиением (Какой можно сделать вывод? Какая это индукция? Какой метод её построения использован?)

4. Число преступлений и количество потребляемой водки возрастают и уменьшаются одновременно (Какой можно сделать вывод? Какая это индукция? Какой метод её построения использован?).

5. А,В,С,Д,Е были членами того комитета, который отверг кандидатуру моего друга, я знаю, что А,В,С,Д голосовали за него (Какой можно сделать вывод? Какая это индукция? Какой метод её построения использован?)

6. В больнице есть две комнаты для больных детей, по обстановке абсолютно тождественные, но одна из них обращена окнами к северу, другая к югу. Здоровье детей в южной комнате улучшалось, в северной ухудшалось. (Во всех северных комнатах здоровье больных ухудшается) (Какой можно сделать вывод? Какая это индукция? Какой метод её построения использован?)

7. Когда термометр приходит в соприкосновение с теплотой, то уровень ртути сначала несколько понижается; а затем повышается. Так как нагревание ртути прозводит только повышение уровня ртути, то понижение уровня ртути причиняется какой-нибудь другой причиной (Какой можно сделать вывод? Какая это индукция? Какой метод её построения использован?)

 

Задание 8. Сделайте вывод по основным методам индукции, записанным в символической форме посылок

1. ABCD - a 2. ABCD - а

ΑΕΗК - а КРЕС - а

АРК - а CPBD - a

ALSM - a PCВА - а

 

3. АВСО - а 4. KDEP - b

BCD - а КЕР - b

 

5. A1BCD - a1 6. ABC1D - a1

A2BCD - a2 C2ADB - a2

A3BCD - a3 ABC3 - a3

A4 CD - a4

7. ABCD - α1α2α3α4 8. ABC - а1а2а3

А - а1 А - а1а2

В - а2 В – a3

С - а3

[23; с. 203-213].

 

Задание 9. Определите, какие из следующих пословиц основаны на аналогии?

1. Из одной норы лисицы.

2. Речь льется, как водопад.

3. Бабочка, летящая на огонь.

4. Зажат между двумя бревнами.

5. Тесно, что и сверло некуда вставить.

6. Кто изучает прошлое, знает настоящее.

7. Как цветок, цветет и, как цветок, облетает.

8. Чтобы хорошо лечить, надо людей любить.

9. Не стыдись спрашивать, стыдись оставаться невеждой.

10. Сперва человек пьет вино, потом вино пьет вино, под конец вино пьет человека. [23; с. 233].

 

Задание 10. Достройте вывод умозаключения по аналогии, укажите вид аналогии

1. Сидоров имеет высшее образование, является менеджером и занимает пост директора предприятия. Петров также имеет высшее образование и является менеджером.

2. Объект А является живым, считается хищником, имеет клыки. Объет Б также является живым и имеет клыки.

3. Это вещество твёрдое, считается металлом, проводит электричество. Другое вещество, также является металлом и проводит электричество.

4. Геометрическая фигура 1 является плоской, имеет острые углы, считается треугольником. Геометрическая фигура 2 также имеет острые углы и является плоской.

5. Петров и Николаев – инженеры, закончили один и тот же вуз. Петров является мастером спорта по биатлону.

6. Это творение человека выполнено из металла, имеет колёса, считается средством передвижения. Другое творение человека также выполнено из металла и является средством передвижения.

7. Два умозаключения имеют следующие общие черты. Оба не являются непосредственными умозаключениями. В обоих умозаключениях есть суждения с распределенным предикатом. Одно умозаключение обладает признаком Р. Следовательно?

 

 


Date: 2015-11-13; view: 1165; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию