Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тормозилы
Многочисленные конструкции тормозящих устройств страдают одним недостатком — они съемные. Заставить лыжи плохо скользить — дело нехитрое. Можно намазать их в мороз мазью для оттепели, подвязать снизу альпинистские кошки, навязать на скользящую поверхность веревок, ремней, лент. Но все это придется делать на морозе, на ветру, а потом в такой же обстановке снимать. Практически при чередовании спусков и подъемов, даже не чаще одного раза в 2 часа, «переоборудованием» лыж не занимаются — поднимаются обычными способами. «Легкосъемные тормозящие устройства» **, конечно, лучше «трудносъемных», но и их приходится надевать и снимать, нагибаясь с рюкзаком, или, задирая лыжу, возиться с ними на заснеженной лыже голыми руками, сняв рукавицы. Кроме всего прочего, тормозилы нужно носить в карманах одежды или рюкзака (последнее еще более затрудняет пользование ими). ** См. Шимановский В. Горнолыжный туризм. ФиС, 1965. Закрепленные постоянно на охотничьих лыжах шкурки с жестким мехом (камосы) — тормозящее устройство. В практику спортивных походов камосы вошли странным образом — в виде съемных шкурок, и идея лишилась смысла. Применить постоянно закрепленные камосы в спортивных походах в горах непросто: на плотном снегу они быстро вытираются, трудно закрепить на лыже одновременно и шкурки и металлические канты. Но, тем не менее, иметь лыжи, которые бы постоянно тормозили «задний ход» и свободно ехали вперед, настолько заманчиво, что об этом стоит подумать. Камосные лыжи в сухую погоду скользят хуже деревянных, но это компенсируется гарантированным отсутствием отдачи. В оттепель камосные лыжи вне конкуренции. Были попытки создать автоматическое тормозящее устройство в виде дверной петли. Пока они не достигли успеха. Занимаясь конструированием тормозил, следует стремиться закрепить их на лыже постоянно. Они должны работать автоматически (кроме камосов, пока ничего не создано) или, в крайнем случае, приводиться в рабочее положение одним движением руки. На рис. 25 изображена металлическая тормозила, постоянно закрепленная (шурупами) на лыже. Основу ее составляет готовая петля, одна из половин которой надставлена, изогнута по лыже в виде буквы «П» и снабжена тормозящей пластиной — «зацепом». В нерабочем положении устройство поднято и удерживается трением в шарнире петли (петля туго поджата). Тормозила ставится на лыже сразу за пяткой ноги (по одной на каждую лыжу). Опыт показал, что такое ее расположение наиболее удобно при ходьбе вверх по склону. Зацеп несколько скошен по ходу. Угол его отличается от прямого на 15—20°, но не более, иначе при ходьбе по плотному снегу зацеп можно согнуть. Высота пластинки зацепа 35—40 мм, ширина — во всю лыжу. Зацеп удобно изготовить из дюралюминиевого угольчатого или таврового профиля. Подвижная часть замка должна быть сделана из пружинящей стальной пластины. Она отогнута так, чтобы при давлении на тормозилу снизу замок сам защелкивался. Для приведения тормозилы в рабочее положение достаточно повернуть ее рукой или ударом лыжной палки. Чтобы защелкнуть замок, нужно наступить тормозилой на другую лыжу, на камень, поддеть ее штычком лыжной палки в отверстие 2. Чтобы открыть замок (убирая тормозилу), нужно отогнуть подвижную часть штыком лыжной палки (не наклоняясь) через отверстие 1. Аналогичную тормозилу можно сделать значительно проще (рис. 26). Дело в том, что на зацеп тормозящая сила действует посредине его ширины и вдоль лыжи. Поэтому тормозила может не охватывать лыжу замкнутым кольцом, а нагрузка, передаваемая ею на лыжу (через крепящие шнуры), останется симметричной относительно продольной оси лыжи. Сил, выворачивающих тормозилу и расщепляющих лыжу, не возникнет. Удерживается тормозила в рабочем положении потому, что ось вращения петли не совпадает с ребром лыжи. Но для того, чтобы тормозилу можно было опускать и поднимать, П-образная скоба должна быть достаточно гибкой. К ней приклепывается жесткий уголок зацепа. Скоба на участке между двумя сгибами испытывает скручивающее усилие. При изготовлении ее из стальной пластины толщиной 0,8 мм ширина должна быть не менее 60 мм. Тормозящие устройства предназначены для подъема в гору. Иногда их рекомендуют для спусков, «чтобы помедленнее ехать». Пользоваться на спусках тормозилами — далеко не лучший вид лыжной техники. Если же вы все-таки собираетесь спускаться на тормозилах, укрепите их в передней части лыжи, примерно посредине, между носком лыжи и ногой. Тогда легко при спуске выполнять поворот к склону — пятки лыж будут обгонять тормозящий участок. Рюкзак Обычно в лыжных походах используют альпинистский рюкзак конструкции В.Абалакова. Рюкзак достаточно вместителен и в то же время не мешает работе рук с лыжными палками. Размер его легко и просто регулируется стяжными ремнями (текстильными). Стяжные ремни и лямки фиксируются пружинными пряжками, которыми можно пользоваться не снимая теплых рукавиц. Рюкзак имеет три удобных кармана. В них могут поместиться все личные вещи- (за исключением теплой куртки и спального мешка). В этом случае они всегда под рукой; чтобы достать их, не надо разбирать рюкзак. Для защиты вещей от влаги удобно вложить в карманы рюкзака пакеты из полиэтиленовой пленки. Правильно уложенный рюкзак хорошо сидит на спине, но укладка должна быть тщательной, что требует продолжительного времени, Прежде всего нужно плотно набить нижние углы рюкзака, к которым присоединяются лямки. В них помещают небольшие мешочки с крупами, сухим молоком и другим плотным, но мягким грузом. Если в утлы загоняют мешочки с сахаром или другой жесткий груз, то они должны находиться сбоку и не доставать спины лыжника. Если недостаточно плотно заполнить углы, — лямки вытягивают их, рюкзак укорачивается по высоте и, увеличиваясь в толщину, отходит от спины. Вдоль спинки рюкзака обычно укладывают спальный мешок, но можно уложить и жесткие предметы, лишь бы спинка приобрела вогнутую форму и не было выступающих углов. Например, можно уложить вдоль спинки большие овальные котелки или пару цилиндрических ведер. Остальное пространство заполняется возможно плотнее, но по принципу: расположить тяжелые предметы в рюкзаке ниже и ближе к спине. Объемными вещами (теплая куртка, мешок с сухарями и пр.) нужно стремиться, во-первых, максимально увеличить высоту рюкзака, а во-вторых, прижать тяжелый груз к его спинке. Каждое утро укладку приходится выполнять заново, даже если ничего из общественного груза на ночевке не понадобилось. Виной тому спальный мешок, уложенный вдоль спины (котелки или ведра), вынимая который нарушают всю укладку. Содержимое рюкзака может состоять из множества предметов самой разной формы, жесткости, веса, и наивыгоднейшее расположение их — непростая задача. Стремление упростить укладку привело к появлению станкового рюкзака, в котором груз давит не на спину человека, а на легкий металлический (деревянный, пластмассовый) каркас, который, в свою очередь, опирается на спину широкими, туго натянутыми ремнями. Уложить такой рюкзак проще. В сложных зимних походах станковые рюкзаки применяют редко. Очевидно, причиной тому — недостатки конкретных конструкций, хотя станковый рюкзак имеет и принципиальный недостаток — станок отодвигает от спины центр тяжести рюкзака и, тем самым, увеличивает его опрокидывающий момент. Удобным решением проблемы укладки мягкого рюкзака является применение специальных легких контейнеров для продуктов и других грузов. Контейнер — плоский ящик из фанеры, пластмассы, картона, по ширине и высоте плотно входящий в рюкзак и имеющий толщину примерно 200 мм. Особенно плотно контейнер должен заполнять нижние углы рюкзака, ближние к спине (те, к которым крепятся лямки). Контейнер наполняется тяжелым грузом, причем самые тяжелые предметы располагаются внизу. Если контейнер имеет плоскую стенку (обращенную к спине), то между ним и спиной прокладывается спальный мешок. Но можно соответствующей стенке контейнера придать такую форму, чтобы он прилегал к спине, и к тому же сделать эту стенку гибкой. Тогда спальный мешок в качестве прокладки не потребуется и центр тяжести рюкзака еще более приблизится к спине. При наличии контейнера рюкзак укладывается в несколько раз быстрее. Вся укладка рюкзака, к примеру, может свестись к тому, чтобы поместить в него контейнер (он может и не выниматься из рюкзака), спальный мешок и теплую куртку. Нарты Пользуясь нартами, при благоприятных условиях можно пройти по равнине и пологим горным долинам расстояние, гораздо большее, чем если тащить груз на спине. Рассчитывая на глубокий рыхлый снег, высоту нарт приходится увеличивать до 30 см (как предел), ширина колеи при этом должна соответствовать ширине лыжни. Но при таких соотношениях размеров нарты получаются неустойчивыми: на ходу они часто опрокидываются на бок. На подобных нартах груз необходимо располагать как можно ниже (тонким слоем). Чтобы груз при этом уместился, нарты приходится делать длинными — 2 м и более. Увеличения устойчивости нарт достигают уменьшая их высоту. А чтобы грузовая площадка не тормозила о снег, ограничивают ее снизу парой лыж. Это могут быть запасные лыжи для ходьбы. Подпрыгивая на неровностях из-за большой жесткости, нарты обычно переворачиваются. Таежные охотники, стараясь максимально увеличить устойчивость нарт, используют в качестве полозьев гибкие цельнотесаные лыжи, а все соединения стоек и грузовой площадки нарт делают мягкими, податливыми (ременные, веревочные крепления). Такие нарты «обтекают» бугры, амортизируют толчки и удары. Есть опыт применения легких волокуш. В простейшем виде это — корыто из фанеры, тонкого дюралюминия и пр. Такие волокуши просты в изготовлении и легки по весу, но груз поднимают небольшой. Поэтому их приходится иметь в походной группе несколько штук. Если волокуша не перегружена, она легко «плывет» по снегу в углублении лыжни, но при благоприятной погоде нарты на лыжах все-таки скользят легче. В походах по плотному снегу проблема нарт сильно упрощается. Здесь колея может быть любой ширины, а сами нарты — низкими (15 см). Устойчивость нарт теперь обеспечить легко, но требования к их прочности возрастают: испытывая резкие удары на застругах жесткого снега, нарты расшатываются. Жесткие нарты приходится делать очень прочными, плотно затягивая все соединения болтами. Особенно трудно закрепить стойки нарт на лыжах-полозьях: места креплений расшатываются, расщепляя лыжу. Часто отламывается носковой загиб лыж, втыкаясь в крутой гребень заструга. Этому также способствует жесткость нарт. У нарт большой грузоподъемности (50 кг и более) носковой загиб лыж желателен не менее 15—18 см. Можно, как и у лыж, для ходьбы поднять его при помощи «шишечек» (см. «Лыжи»). Иногда носки нартенных лыж укрепляют укосинами. На рис. 27 показана одна из конструкций нарт. Основу их составляют две пары обычных (равнинных) лыж, П-образные стойки согнуты из дюралюминиевых трубок (в простейшем варианте — трубки от лыжных палок). Стоек не менее трех. Передняя и средняя крепятся к левой лыже как можно ближе друг другу. Так же максимально должны быть сближены на правой лыже точки крепления средней и задней стоек (см. рис. 27). При таком расположении стойки вместе с участками лыж образуют два жестких треугольника и лыжи жестко закрепляются одна относительно другой, хотя стойки могут крепиться к лыжам при помощи шарниров. Так это и делается трубки надеваются на уголки, согнутые из полосы дюралюминия (толщиной не менее 3 мм). Чтобы соединение не разбивалось и не расшатывалось, сторона уголка, на которую надевается стойка, обматывается клейкой лентой, пластырем или полоской резины и плотно загоняется внутрь трубки (см. рис. 27). Другая сторона уголка крепится к лыже при помощи винтов с потайными головками и гаек. Винты загоняются со стороны скользящей поверхности лыжи, головки их несколько утапливаются в лыжу и заливаются эпоксидным клеем, БФ-2 и пр. Если лыжа профилированная, то сторона уголка выгибается в соответствии с формой ее поверхности и плотно подгоняется. Уголок крепится к лыже через тонкую резиновую прокладку двумя или тремя винтами. Винты должны располагаться все на одной линии вдоль лыжи, в противном случае отверстия для них могут значительно снизить прочность лыжи. Груз на этих нартах опирается на две лыжи, положенные поверх стоек (или на две тонкие жерди). Их нужно расположить по бокам стоек, что резко уменьшит нагрузку, изгибающую стойки нарт, и значительную часть ее воспримет сам нартенный груз, благодаря своей жесткости (ящики, коробки, предметы снаряжения). Лыжи, создающие грузовую площадку нарт, крепятся шнурами. Удобнее всего для этой цели капроновый шнур толщиной 4—6 мм. Требуется всего 3 м шнура. К нижним лыжам-полозьям шнур крепят в двух точках к каждой лыже, прочно привязывая к специальным петлям на отогнутых концах уголков. К верхним лыжам шнур крепят в трех местах к каждой лыже, обвязывая только вокруг лыжи (стойку не захватывают). Шнур туго натянут, всюду он идет почти параллельно стойкам нарт и так же, как стойки, обеспечивает неподвижность лыж-полозьев, фиксирует положение верхних лыж. Стойки наверху ничем не связаны друг с другом. Верхние лыжи могут перемещаться относительно стоек при изгибе лыж-полозьев. Нарты остаются гибкими. Они обтекают бугры и амортизируют удары на застругах. Лыжи, трубки-стойки, капроновый шнур, резиновые прокладки работают как рессоры. В этих условиях и носки лыж-полозьев становятся прочнее, потому что удар о препятствие амортизируется не только носковым загибом, но и всей лыжей. Установив на лыжах-полозьях три добавочных уголка, можно быстро менять ширину колеи нарт (на лыжню и на плотный снег). Главный недостаток конструкции — отсутствие плотного настила на грузовой площадке и ограничивающих бортиков. Груз поэтому приходится упаковывать в ящики, коробки или в специальный нартенный мешок и привязывать к верхним лыжам. Стойки из трубок согнуть довольно трудно. Проще изготовить их из дюралюминиевого равнобокого уголка (например, 20X20). Он удобно гнется путем расплющивания молотком одной стороны. Из такого профиля можно изготовить стойки и уголки (крепления к лыже) целиковые. Три стойки из дюралюминиевого угольчатого профиля и некоторое количество винтов с гайками стоит иметь в походе в качестве аварийного снаряжения. При наличии их соорудить из лыж нарты для транспортировки пострадавшего — дело получаса. Часто возникает вопрос: что лучше — тащить одни тяжело груженные нарты или несколько легких? Тяжелые нарты на плотном снегу, как правило, тормозят продвижение группы. При движении же по глубокому снегу они не помеха, так как скорость и так мала, а наличие нескольких легких нарт затрудняет организацию тропления лыжни. При движении по плотному снегу нарты могут быть даже на каждого лыжника — для его рюкзака. Но удобнее всего тащить по 15 кг груза в рюкзаках и по двое тащить 30-килограммовые нарты (имеется в виду общий вес груза по 30 кг на человека). При такой расстановке сил и расположении груза удобно с нартами преодолевать спуски и подъемы. Каждый из буксирующих лыжников тащит нарты за свою независимую лямку и тягу. Тяги — одинаковые по длине, и лыжники идут рядом (это удобно и приятно). На спусках, когда нарты начинают разгоняться, лыжники разъезжаются в разные стороны, пропускают нарты между собой и удерживают их за тяги уже сзади. Таким же способом удобно управлять нартами при спуске с поворотами. При подъеме на крутой склон удобно по очереди, стоя на месте, подтягивать нарты. Пока один подтягивает нарты, другой поднимается сам и т.д.
Date: 2015-11-13; view: 447; Нарушение авторских прав |