Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нагревательные приборы. Бензиновые примуса широко применяются в спортивных походах
Бензиновые примуса широко применяются в спортивных походах. Несмотря на кажущуюся простоту и удобство в эксплуатации, они требуют аккуратного и внимательного обращения. Прежде всего необходимо усвоить принцип их работы. В холодном примусе бензин поднимается по гигроскопичному фитилю из бачка в колонку. Для разжигания примуса колонку нагревают, поджигая под ней (в специальной чашечке или в канавке на бачке) любой горючий материал (спирт, бензин, гексу, стеарин и пр.), причем пламя охватывает и горелку. Бензин в фитиле испаряется, пары нагреваются в колонке. Вырываясь из форсунки, они смешиваются в горелке с воздухом и сгорают; горелка при этом разогревается. Горелка медная (латунная), она обладает большой теплопроводностью и, будучи плотно соединена с колонкой, разогревает ее во время работы примуса. Нарушение плотности этого соединения — одна из частых неисправностей примуса. (Горелка может быть неплотно затянута на резьбе, резьба может быть сорвана, горелка согнута или надломлена. Все это нарушает тепловой контакт горелки с колонкой.) Колонка играет роль теплопровода, через который горелка разогревает бачок с бензином. Теперь испарение бензина происходит не только в колонке, но и в разогретом бачке. Давление в нем повышается, пары бензина устремляются по колонке. Вырываясь из форсунки, они| тонкой струей бьют в раскаленную чашечку горелки и еще больше разогреваются при этом, а горелку частично охлаждают. Струя бензиновых паров разбивается о чашечку горелки. Это необходимо для приготовления горючей смеси. Чашечка горелки неплотно соединяется с самой горелкой и иногда теряется. Без нее примус работать не может. Плотно крепить чашечку в горелке при помощи дополнительных приспособлений нельзя. Такое «исправление» нарушит термический режим работы горелки. Последний рассчитан очень тонко, даже скапливание нагара на горелке ухудшает работу примуса. Бензиновые примуса должны работать при определенном температурном режиме. Это нужно учитывать при конструировании различных приспособлений для установки примусов и при переделке кожухов. Примус, изображенный на рис. 21, плохо работает со снятым кожухом, который обеспечивает дополнительную теплоизоляцию и разогрев бачка. А вот два примуса такого типа, поставленные вплотную рядом, дополнительно разогревают друг друга, перегреваются и «идут в разнос» т.е. интенсивность горения непрерывно нарастает (примуса угрожающе «рычат»). В этот момент с ними не нужно обращаться грубо: выкидывать из палатки, затаптывать в снег; надо просто положить на перегретый бачок комочек снега, просунув сквозь вырезы кожуха, и примус сразу «успокоится». Летом надо аккуратно облить бачок холодной водой, не заливая при этом горелки. На рис. 22 показан бензиновый примус с боковым расположением бачка. Он имеет механическое устройство для прочистки форсунки изнутри и не нуждается в примусных иголках. В рабочем положении примуса имеется свободный доступ к бензиновому бачку, и в случае необходимости его легко охладить. Это очень удобный в работе и транспортировке примус, но стойки для установки кастрюли у него слишком низкие. При использовании кастрюли с широким дном пламя попадает на бачок и перегревает его. Правда, бачок имеет на этот случай специальный экран (экран нужно поднять в рабочее положение), однако его оказывается недостаточно. Стойки для кастрюли можно удлинить, сделать их выдвигающимися, Коробка этого примуса может быть переделана для уменьшения веса, но только так, чтобы в рабочем положении примус был открыт со всех сторон. Бензиновые примуса обоих типов снабжены предохранительными клапанами (в пробках бензиновых бачков). Пробка бачка, накидная гайка вентиля и форсунка должны быть плотно поджаты, сохранять герметичность. Условие успешного пользования примусом — наличие подходящей посуды для растаивания снега и варки пищи. Удачную конструкцию примусной посуды создал Ф.Нансен для лыжного путешествия к Северному полюсу в 1895 г. (рис. 23). Его «кухонный аппарат» намного увеличил коэффициент полезного действия примуса, и путешественники за 120 дней похода сожгли всего 20 л керосина (у них был керосиновый примус), т.е. менее 170 см³ в день, и имели горячую пищу и воду для питья в изобилии (на двоих). Калорийность бензина и керосина приблизительно одинаковы. Экономичность примуса определяется полнотой сгорания горючей смеси и возможностью регулировки интенсивности горения. Современные малогабаритные бензиновые примуса, очевидно, не хуже примуса, который имел Нансен. В экспедиции Нансена примус сжигал в день до 85 г горючего на человека, но в практике современных спортивных путешествий такой экономичной работы примусов не достигают из-за отсутствия подходящей посуды. Расчет количества горючего для похода можно сделать только на основании экспериментальных варок; причем условия эксперимента (температура воздуха, первоначальная температура горючего, обдуваемость ветром и пр.) должны соответствовать наиболее жестким поxодным условиям. Кроме того, нужно учесть, что горение примуса может ухудшиться (уменьшиться его к.п.д.). При наличии удобных и легких полиэтиленовых канистр для горючего современный бензиновый примус —наиболее легкий и удобный походный нагревательный прибор. Он вполне надежен и безопасен при внимательной и аккуратной эксплуатации, в противном случае стоит использовать керосиновые «хозяйственные» примуса. (Применение бензина в них недопустимо!) Газовые нагревательные приборы проигрывают по весу бензиновым и керосиновым. Калорийность газа незначительно выше, чем у бензина и керосина, но для хранения газа нужны металлические баллоны, которые несравненно тяжелее тонкостенных полиэтиленовых канистр для бензина. При умеренных и сильных морозах пользоваться стандартными газовыми приборами практически невозможно: давление газа в баллонах падает слишком сильно. Это вызвано температурой газа в баллоне, которая может быть значительно ниже температуры окружающего воздуха, потому что сжиженный газ переохлаждается при испарении, когда вентиль баллона открыт. Переохлаждение газа тем заметнее, чем меньше емкость баллона. Возможно, что применение больших баллонов (на 5 кг газа и более) позволит создать походный газовый прибор, способный работать при самых сильных морозах. Газовых приборов с автоматическим подогревом баллонов (как у бензинового примуса) нет, да они и были бы слишком опасны*. * Кустарное изготовление газовых приборов недопустимо. Использовать для горючего газа баллоны иного назначения опасно. Например, наполнение бутан-пропановой смесью плохо промытого кислородного баллона приведет к взрыву. Если примуса (или газовые горелки) применяются для отапливания палатки, следует учесть, что при сгорании 1 кг углеводородного горючего (бензин, керосин, бутан, пропан и др.) образуется около 1,5 кг воды. Чтобы избежать дополнительного увлажнения палатки и добиться вентиляции, следует скомбинировать примус с палаточной печкой (устроить вытяжной шкаф), но термический режим работы примусов при этом нарушаться не должен. Вытяжной трубой стоит дополнить и кухонный аппарат. В походах, маршруты которых проходят частью в лесной зоне, частью в безлесье, приходится иметь и дровяную печку и примус. Здесь открываются интересные возможности их комбинирования. Лыжи Основное требование, предъявляемое к лыжам,— прочность. Испытание их происходит во время тренировочных походов. Кроме того, каждая лыжа, опертая лишь пяткой и носком, должна выдерживать статический вес лыжника. Вес лыжного снаряжения должен быть минимальным. Особенно важно это при троплении глубокой лыжни. В зависимости от характера похода к лыжам предъявляются специфические требования. В таежные походы по глубокому рыхлому снегу нужно брать широкие лыжи (80—100 мм): они меньше проваливаются. Часто на поверхности снега или в толще его бывает слой морозного наста, который держит человека на широких лыжах, а под узкими, беговыми, продавливается. Лыжи для движения по рыхлому снегу, для спусков со склонов должны быть гибкими, особенно в передней части, перед носковым загибом — иметь «мягкий» носок. Под давлением набегающего снега лыжа должна отгибаться, «выплывая» носком на поверхность снега, а не уходить вглубь. При троплении лыжни в глубоком снегу гибкость лыжи (и в носковой и в пяточной части) экономит много сил. Изгибаясь в снегу, она запасает энергию, а в следующий момент, распрямляясь, отдает ее при поднимании ноги. Напротив, жесткая лыжа запасает мало энергии, она тратит ее, сильно продавливая снег и под пяткой и под носком. В результате после тропящего лыжня остается более «рваная» — на перемещение снега затрачивается б о льшая работа. Если в горно-таежном районе вы хотите для удобства спусков закреплять пятки ботинок и загружать переднюю часть лыж, «мягкие» носки лыжам необходимы. Загруженный «жесткий» носок в рыхлом снегу настолько уходит вглубь, что лыжник резко останавливается даже на крутом склоне. Обеспечивая мягкость носка, приходится его утонять до 5 мм, и при этом только путем увеличения ширины лыжи можно сохранить необходимую прочность ее. Очень хороши для сложных горно-таежных походов лыжи, которые в носковой части значительно шире, чем по всей длине. Именно такую форму имели старые горные лыжи еще во времена, когда горнолыжники спускались не только по специально подготовленным трассам. Для движения по лесу через полузасыпанные снегом валежины и кустарник лыжи должны иметь носковый загиб высотой не менее 12 см. Еще встречаются старые лыжи, у которых носки заканчиваются узкими выступами — «шишечками». Это не старомодное украшение лыж, и спиливают их, придавая лыжам современный вид, зря. Шишечки увеличивают высоту носка, помогая лыжам въезжать на жесткие препятствия. К сожалению, сейчас такие походные лыжи не выпускаются. В горно-тундровых походах, где движение происходит по плотному ветровому насту, а часто и по наледям, удобны лыжи с металлической окантовкой, хотя бы по внутреннему ребру. Для спусков по твердому плотному снегу (особенно если крепления позволяют закрепить пятку) нужны жесткие лыжи. Это легко объяснить на примере косого спуска или поворота к склону (рис. 24). Врезаясь в твердый склон только металлическим кантом, загруженный «мягкий» носок скручивается вокруг продольной оси лыжи, и кант соскальзывает. Любые современные горные лыжи значительно жестче походных. Они хороши для путешествий в северных горах (Полярный Урал, Хибинские тундры и пр.), но вес их велик. Мягкие лыжи лучше «держат» на плотном снегу, если носковая часть у них шире средней. Задники лыж должны быть также шире средней части. Вот ширина лыж, хорошо зарекомендовавших себя на разнообразном снегу: в носковом загибе — 90 мм, в средней части — 68 мм, у задников — 78 мм. Очевидно, эти соотношения — результат большого практического опыта, но таких лыж, к сожалению, наша промышленность не производит. Лыжи, скользящая поверхность которых облицована пластмассой, обязательно требуют в походе умелого применения лыжных мазей, так как иначе не обеспечивают упора для толчка ногой при ходьбе (сильная отдача). Если рельеф маршрута прост, а снег плотный, можно идти на беговых лыжах, но качество их (прочность) должно быть самым высоким. Ремонт лыж в походе сложен и отнимает много времени. К нему нужно подготовиться до выхода на маршрут. В таежном походе сломанную лыжу удобно склеивать при помощи эпоксидных смол и стеклоткани. Материал, создаваемый из этих компонентов, известен под названием фиберглас, или стеклопластик. Для ремонта лыж годятся смолы только холодной полимеризации (ЭД-5, ЭД-6 и др.), т.е. затвердевающие при температуре 30—50° в течение нескольких часов после соединения с полимеризатором (обычно полиэтиленполиамин). Стеклоткань необходима чистая (стеклолакоткань не годится). Если ткань пропарафинена, необходимо ее прожечь. Обломки лыж, промазанные свежеприготовленным клеем (отношение смолы и полимеризатора обычно 10:1), тщательно складываются. Быстрый ремонт лыж («на ходу») требует заранее подготовленных металлических шин с готовыми отверстиями под гвозди (шурупы). Date: 2015-11-13; view: 701; Нарушение авторских прав |