Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минералогические горки





Впервые с типом минералогической коллекции в виде горки уральские мастера сталкиваются в 1785 году, когда на Екатеринбургскую фабрику из Тобольска поступает приказ о создании «собрания коллекции проб Пирамидой»1 и рисунок, выполненный Бернабом Огюстом Демайи. Как справедливо отметил Б.В. Павловский, эту работу можно считать прообразом всех уральских минералогических горок второй половины 19 - начала 20 века.

Биография автора первой минералогической горки полна перипетий. Известно, что в 1777-1778 годах он работал в Париже по заказу Екатерины II над созданием «Чесменской чернильницы» (большого письменного прибора из золоченой и патинированной бронзы с эмалевыми миниатюрами), затем он, предположительно, отправляется в Россию (в январе 1778 года он уезжает из Парижа). В следующий раз его имя всплывает в связи с заказом подношения императрице от тобольского губернатора.1 Подарок, так называемый «грот-фонтан», выполнен из разных пород необработанных цветных камней - агатов, сердоликов, халцедонов, яшм. Из-под халцедона, лежащего на дне грота в четыре чаши серого гранита падают аквамариновые «водяные» струи.2 Н.М. Мавродина отмечает, что этот «грот интересен и как характерный памятник эпохи, для которой все необычное, редкое, представляющее познавательную ценность, было предметом особого внимания».

Технология создания таких произведений в уже упомянутом отчете Зверева описывается так: «Для горки мастер делает основание, облепляет его камнем, придавая ей вид грота, беседки, горы. Никаких особых технических приемов здесь не требуется, нужен только художественный вкус и достаточное количество разнообразных камней и клея». 4 Иного мнения придерживались сами мастера: «Первое правило -камень в горке должен лежать не боком, а так, чтобы зритель видел кристаллизацию камня... Второе правило - горка должна быть ближе к природе, то есть сочетание цветов и пород должно быть такое, какое бывает в природе, не выдуманное, а настоящее. И третье правило - это расцветка... Она должна быть цветастой, яркой, радостной».

Представление о восприятии минералогических горок современниками можно почерпнуть из статьи, посвященной горному отделу нижегородской выставки 1896 года, горного инженера П.П. Боклевского: «...Переход от грубых изделий представляют горки, состоящие из более или менее удачно подобранных кусков разнообразных уральских минералов и пород, при чем обыкновенно имеется каталог и, таким образом, вещица является не только нарядным кабинетным украшением, но и интересной минералогической коллекцией».2

Актуальность такого типа предмета интерьера, представляющего собой синтез эстетического и познавательного, возрастает во второй половине 19 века, с его интересом ко всему «научному», с одной стороны, и любовью к ярким, эффектным украшениям интерьера - с другой.

Впервые с упоминанием о горках работы А.К. Денисова-Уральского мы сталкиваемся в материалах, посвященных Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве: «...коллекция г. Денисова, сгруппированная в виде горки с гротом, заключает в себе прекрасное собрание минералов, встречающихся на Урале, и представляет наглядно залегание некоторых коренных пород хребта Уральского».

Наиболее ранней, из известных нам сохранившихся работ этого жанра, можно считать горку из собрания Минералогического музея ПГУ. На талькохлоритовом основании (первоначально покрытом малахитовой мозаикой, сохранившейся лишь фрагментарно) установлена деревянная основа с четырьмя несущими деревянными стойками. На этой основе закреплены минералы: бакальский лимонит, щетка2 граната с Ахматовской копи, орская яшма, почковидный малахит, азурит, пирит на щетке, кварца из Березовска, тшственит, дымчатый кварц, мелкие шерлы, щетка кварца, пластины слюды и фрагмент кристалла берилла. Непривычны очертания этого небольшого «грота» - они ближе к прямоугольной, чем к традиционной треугольной композиции.

На основании горки сохранилась бумажная этикетка с надписью: «РЕЛЬЕФНЫЯ РАБОТЫ ИЗЪ МИНЕРАЛОВ Картины, Иконы, Гроты и проч. А.К. Денисов. Въ Екатеринбурге. Угол Покровского проспекта и Кузнецкой ул., собств. Домъ. Почетный Отзывъ на Всероссійскую выставку въ Москве 1882 г.» Благодаря этой этикетке можно датировать пермскую горку 1882-1887 годами, так как позднее на этикетках появляется указание о Большой серебряной медали, полученной «За картины, иконы и гроты из минералов» на Сибирско-Уральской выставке 1887 года.

К этому же типу камерных минералогических горок относится и произведение из собрания музея им. Ферсмана (см. приложение 2, рис. 9), поступившее в музей в 1926 году. Выполненная по той же схеме, она находится в лучшей сохранности. На этой горке так же имеется оригинальная этикетка, уже содержащая указание о награде 1887 года, но не сообщающая о том, что в 1889 году работы Денисова были отмечены Почетным отзывом Всемирной выставки в Париже.1 Таким образом, можно датировать московскую горку 1887-1889 годами.

Кроме этих двух горок, в музеях России находится еще два аналогичных произведения А.К. Денисова-Уральского: в собрании музея Санкт-Петербургского Горного института и в Иркутском государственном минералогическом музее им. А.В.Сидорова Иркутского государственного технического университета. Оба эти произведения отличаются большими размерами - высота петербургской девяносто сантиметров, а горки из Иркутска - более метра.

 

Date: 2015-11-13; view: 812; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию