Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модерн: интернациональный, национально-романтический, классицизирующий





В последнее десятилетие 19 века окончательно формируется новое стилистическое направление - модерн. Проводя межрегиональные параллели, необходимо принимать во внимание, что для европейских исследователей термины «Ар Нуво» (Art Nouveau) и «Югендстиль» (Jugendstil) (в отечественной литературе рассматриваемый как синоним модерна) обозначает столь же широкое и стилистически многообразное явление.

Отсутствие разработанной терминологии по данному вопросу в области ювелирного искусства приводит к тому, что некоторые исследователи пытаются выработать собственную систему, которая, в силу использования одних и тех же, но по-разному трактуемых слов, только усиливает существующую неразбериху. Например, московские авторы Т. Зуйкова и А. Пивоваров выделяют в российском ювелирном модерне два направления, которые они предлагают называть «русский модерн» и «неорусский стиль».1 Причем в трактовке этих исследователей «характерными представителями первого являются фирмы «Фаберже» и «Болин» в части изделий, предназначавшихся для элитных, европейски ориентированных заказчиков».1 При этом сами авторы данной терминологии отмечают, что в этом направлении «бережно развиваются идеи историзма». Таким образом, за рамками предложенных понятий остаются произведения, созданные российскими ювелирами (в том числе, и мастерами фирмы Фаберже) в духе интернационального модерна.

В связи с этим, представляется целесообразным попытаться применить к материалу ювелирного и камнерезного искусства терминологию, разработанную исследователями других видов искусств. Наиболее близка к декоративно-прикладному искусству этого времени архитектура, являющаяся для данного времени стилеобразующим видом искусства.

Известная исследовательница архитектуры Е.И. Кириченко в своих работах предлагает толковать термин «модерн» расширительно «как обозначение стиля определенного периода, объемлющего явления достаточно разнообразные по формам и приемам, с большим спектром национальных и региональных разновидностей».4 Применяя к ювелирному направлению декоративно-прикладного искусства разработанную названным исследователем хронологию развития модерна в российской архитектуре1, можно найти примеры трех основных разновидностей этого стиля: неорусский стиль (возникший как предпосылка модерна, говоря об общеевропейском художественном процессе представляется целесообразным использовать термин «национально-романтический модерн»), свободное от исторических реминисценций проявление модерна («интернациональный модерн») и классицизирующий модерн.

Стилеобразующим принципом модерна предлагается считать «целостность органического порядка», стилизацию как путь к трансформации исходного образца во имя получения визуально ощущения этой целостности.

Одной из характерных черт ювелирного искусства модерна, присущей всем его разновидностям, является особое внимание к полудрагоценным и поделочным камням, а также рост объема продукции, выполненной «из синтезированных камней, а также из материалов, имитирующих подлинные драгоценности».3 Впервые на Всемирной выставке 1900 года спустя очень длительный перерыв, можно было увидеть массу полудрагоценных материалов: «противопоставляя или сочетая их добиваются необыкновенно притягательных эффектов».1 О материалах ювелирного производства эпохи модерна подробно пишет Вивьенн Беккер: «Ювелиры Ар Нуво используют в основном полудрагоценные камни. Бриллианты служат для обрамления или выделения линий рисунка. Цветные драгоценные камни оказались вытеснены богатой палитрой эмалей...Ювелиры Ар Нуво использовали всю широту выбора камней как художник использует свою палитру».2 Постепенно к этим материалам добавляются рог, кость и кожа. Так на Всемирной выставке 1904 года произведения с комбинацией органических материалов и полудрагоценных камней представил Рене Лалик.3

Внутреннее деление искусства модерна на основе наиболее ярко проявившихся на разных этапах его существования направлений сформулировано Е.И. Кириченко. Она пишет о существовании последовательности, при которой «модерн сначала зарождается в виде национального течения и только потом оформляется в направление, в полной мере отвечающее названиям «новый стиль», «современное искусство».4 Это национальное течение, получившее в России наименование «неорусского стиля», проявилось в ювелирном искусстве практически всех стран Европы (исключение составляет лишь Франция). Для него характерно обращение к национальному прошлому и, прежде всего, к средневековому наследию. При этом необходимо отметить, что географические границы не имели существенного значения. Так, например, в творчестве австрийского ювелира Жозефа Хоффмана (Josef Hoffmann) и датского мастера Георга Янсена (Georg Jensen) мы встречаем большое количество работ, выполненных в 1900х годах, в рисунке которых использована геометрическая «плетенка» кельтских крестов. Интерпретации романских мотивов можно увидеть в произведениях английских ювелиров Джесси Кинг (Jessie King) и Джона Поля Купера (John Paul Cooper). Любопытную информацию об украшениях национально-романтического направления мы находим в статье С. Недлера, опубликованной в апреле 1914 года в журнале «Русский ювелир». Он пишет, что «в Германии изготавливаются ювелирные вещи, носящие характер подражания древне-русскому стилю [неорусский стиль - Л.Б.], которые в последнее время стали появляться на внутреннем российском рынке».

Date: 2015-11-13; view: 1307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию