Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и методологияискусства книги





При изучении тем данного раздела (темы 1-7) магистрант должен усвоить знания об объекте и предмете, методах исторического познания и изучения искусства книги, как комплексной научной дисциплины. Изучение книги как произведения пространственного искусства предполагает рассмотрение процессов ее конструирования, макетирования и печатания. Магистрант должен знать аспекты изучения теории, методологии и истории искусства книги, принципы её периодизации, межджисциплинарные связи с другими гуманитарными вспомогательными дисциплинами. Магистрант должен уметь самостоятельно отбирать источники и опубликованные труды по теме, иметь навыки классификации источников по различным признакам.

Принципиальное значение имеет понимание книги как сложного системного и полифункционального объекта, как диалектического единства духовной и матери­альной культуры, информации и материально-конструк­тивной формы, а также объединения разных видов творчества: литературы и пространственных искусств. Магистрант должен знать систему выразительных средств искусства книги, включающих композиционное построение, палеографию и типографику, орнаментику, иллюстрацию, цвет и свет. Уметь ориентироваться в художественном пространстве книги, в многообразии форм книги и знать историю их эволюционного развития. Для понимания эволюционного развития искусства книги необходимо знать периодизацию и стилевые особенности искусства книги различных художественных и исторических эпох.

Основной категорией искусства книги являются книжные памятники или произведения книжного искусства. Магистранты должны оперировать такими понятиями как «книга-артефакт», «уникальное издание», «редкая книга», «книжный памятник». Иметь представления и критериях экспертизы ценности книжных памятников и порядке их отбора на государственное хранение и использования.

Вопросы для самопроверки

1. Как определяется понятие «искусство книги»?

2. Как определяет понятие «искусство книги» Ю.А. Герчук в своей одноимённой статье для энциклопедии «Книга» (М., 1999)?

3. Какими терминами в отношении книжного искусства оперирует в своих трудах В.Н.Ляхов?

4. Какими именами российских учёных 20 века представлена историография теории и методологии искусства книги?

5. Творчество какого английского поэта, художника и издателя оказало колоссальное воздействие на развитие теории искусства книги в России?

6. Какие компоненты включает в состав книжного искусства В.Н. Ляхов?

7. С какими отраслями научного знания связано искусство книги?

8. Что нового внёс в развитие теории искусства книги В.А. Фаворский?

9. Кто из отечественных учёных считал основой искусства книги графику книги?

10. Почему искусство книги называют синтетическим пространственным искусством?

11. Какую роль играет палеография в изучении памятников книжного искусства?

12. Какими методами познания оперирует научная дисциплина «искусство книги»?

13. Какие исторические формы имела книга?

14. Что означает внутренняя и внешняя форма книги?

15. Как понимал В.Н.Ляхов термин «форма книги»?

16. В чём отличие данной трактовки понятия «форма книги» от представлений о форме книге других авторов?

17. Что относится к книжным памятникам? Стандартизировано ли это понятие?

18. Чем отличаются понятия «редкая книга» и «книжный памятник»?

19. Кто из отечественных учёных разрабатывал в своих трудах проблемы теории и методологии искусства книги?

20. Что лежит в основе периодизации истории книги и книжной культуры?

21. Как определяет термин «архитеконика книги» Н.А. Гончарова? Отличается ли он от термина «художественная структура книги»?

22. Как решает проблему соотношения «конструктивного и декоративного» элементов в искусстве книге А.А. Сидоров в своей работе «Искусство книги» (М.:,1922).

23. Каковы критерии отбора книжных памятников на государственное хранение?

24. Где могут постоянно храниться книжные памятники?

25. Раскройте содержание термина типографика книги?

26. Что является предметом изучения палеографии?

27. Каким образом знания палеографии пригождаются в процессе проведения экспертизы ценности произведений книжного имкусства?

28. Какие элементы орнамента в книге Вы знаете?

29. Как повлияло изобретение книгопечатание на орнаментику книги на Руси?

30. Какие орнаментальные стили применялись для украшения древнерусских книг в XIV в.?

31. Какие виды иллюстрации применяются для иллюстрирования изданий?

32. К какой разновидности гравюры относится ксилография?

33. К какой разновидности гравюры относится офорт?

34. Можно ли назвать книжную графику пространственным видом искусства?

35.

Контрольные задания:

1. Дайте определение понятиям: архитектоника книги, типографика книги, орнаментика, иллюстрация книжная графика, «художественное пространство»;

2. Перечислите принципы соотнесения реального и идеального в художественном пространстве;

3. Рассмотрите основные способы построения художественного пространства в книжной графике.

4. Объясните в чем особенность знаково-информационного восприятия структуры книги, текста и иллюстрации в книге-веере, книге-свитке, книге-стопе.

5. Перечислите особенности знаково-информационного восприятия графики в первопечатной книге.

6. Объясните зависимость техники рисунка от используемого материала (Проведите сравнительный анализ техники рисунка в офорте, линогравюре, сухой игле, карандаше, угле сангине)

7. Используя различные словари, выпишите и проанализируйте несколько определений слова «книга», (не менее 5-6 определений). Постарайтесь установить, какие свойства книги (книга как продукт потребления, книга как источник информации и познания, книга как материальный объект) преобладают в тех или иных определениях.

8. Из книги: «Слово о книге: афоризмы, изречения, литературные цитаты» (Сост., автор предисловия Е.С. Лихтенштейн. М.: Книга, 1984. – 559 с.) выпишите 5-6 изречений о книге известных деятелей науки, культуры, истории разных времён и народов. Ответьте на вопрос о том, что означала книга для тех деятелей, чьи изречения взяты в качестве примеров?

9. Составьте список литературы о составе фондов крупнейших отечественных собраний редких книг (библиотеки, музеи).

10. Раскройте содержание фразы «книга – единство духовной и материальной культуры».

11. Определите, в чём заключается значение исторического изучения формы книги.

12. Перечислите крупнейших специалистов, занимающихся исследованием вопросов внутренней и внешней организации книги.

13. Выпишите в глоссарий определения: «форма книги», «книжные элементы».Перечислите составные элементы формы книги.

14. Перечислите в хронологической последовательности исторически сложившиеся формы книги. Дайте краткую характеристику (период и страна распространения, преимущества и недостатки, наиболее выдающиеся памятники книжности).

15. Внимательно изучите статью «Воля Николаевич Ляхов — к 80-летию со дня рождения», и соответствующие разделы книги «Очерки теории искусства книги» (М., 1971). По итогам изучения статьи ответьте на следующие вопросы:

16. Изучите историю создания Отдела редких книг Научной библиотеки Тверского государственного университета, охарактеризуйте состав книжных фондов. Составьте список публикаций, раскрывающих состав фондов ОРК.

Date: 2015-11-13; view: 410; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию