Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа практических занятий





Семинар №1. Искусство книги как сфера научного познания и практической деятельности (2 ч.)

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Понятие искусства книги.

2. История становления и развития научного познания об искусстве книги в России. Историография искусства книги. Концепция Искусства книги А.А. Сидорова, В.Н.Ляхова.

3. Методы познания искусства книги.

4. Основные понятия терминосистемы научной дисциплины «Искусство книги». Соотнесение понятий «книжное искусство», «искусство книги», «искусство оформления книги», «культура книги», «типографское искусство» и др.

5. Художественное конструирование, книжная графика и типографское искусство как компоненты структуры научного знания об искусств книги.

6. Искусство книги: междисциплинарные связи.

Обязательная литература

1. Беловицкая А.А. Общее книговедение: Учебное пособие М.: Книга, 1987. 256 с. 13000 экз. Глава 4 (разделы 4.2.-4.5). Глава 7.http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook011/01/about.htm

2. Ляхов В. Н. Очерки теории искусства книги. – М., 1971. – 256 с.

3. Немировский, Е.Л. Подводя итоги ХХ столетия. Искусство книги / КомпьюАрт 1'2001. URL: http://www.compuart.ru/Article.aspx?id=15380

4. Сидоров А. А. Искусство книги. — М.: Дом печати, 1922. — 104 с.
[ PDF / PDF ] http://editorz.narod.ru/book/

5. Энциклопедия «Книга» [Электронный ресурс]. – URL: http://polygraphicbook.narod.ru/text/statiy/2/balika.htm (дата обращения 24.12.2010).

Дополнительная т литература

1. Васильев, В.И. К постановке вопроса об определении понятия «книжная культура» // Научная книга. № 17-18 (2002/3-4) http://www.naukaran.ru/sb/2002_3/03.shtml

2. Гончарова Н. А. Композиция и архитектоника книги. М. "Книга". 1977. 96, [2] с., с илл

3. Ляхов В. Н. Искусство книги: Избранные историко-теоретические и критические работы. — М.: Сов. художник, 1978. — 248 с.

4. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. — М.: Книга,1975. — 95 с.

5. Сидоров А. А. Книга - печать - искусство // Пятьсот лет после Гутенберга. - М., 1969. С. 287-369.

 

Семинары № 2-3. Палеография и типографика в системе научного знания об искусстве книги (4 ч.)

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Палеогр а фия как специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая внешние признаки письменных памятников, как рукописных, так и печатных. Отраслевые направления палеографии в зависимости от алфавитов и языка: греческая, латинская, славяно-русская, армянская, грузинская, арабская и др. Г лаголическая и кирилловская палеографии как разновидности с лавяно-русской палеографии.

2. Структура научного знания «палеография»

3. Междисциплинарные связи палеографии с историей литературы и книги, источниковедением, филигранологией, искусством книги, кодикологией, криптографией, дипломатикой.

4. Историографический обзор развития латинской и славяно-русской палеографии.

5. Прикладное значение палеографии в современных условиях. Экспертиза ценности рукописей на основе знаний в области палеографии.

6. Проблема отождествления почерков как одна из ключевых проблем палеографии и экспертизы ценности памятников письменности.

7. Типы письма в древнерусских рукописях (вязь, устав, полуустав, скоропись, тайнопись)

8. Типы письма западнославянских рукописей

9. Типографика как самостоятельный вид искусства и часть искусства книги.

10. Развитие теории и практики типографики. Концептуальное обоснование основных положений научного знания о типографике в трудах Яна Чихольда (1902–1974), Эмиля Рудера, С.И.Серова, В.Кричевского.

11. Основные формы и элементы типографики: формат издания, гармония строки, размеры и пропорции полей, композиция полей, сочетание шрифтов, рубрикация текста, работа с цветом, заголовки пространство полосы набора, концепция титульного листа и т.д. Типографика и стандартизация.

12. Концепции времени в типографике, подходы к периодизации её развития.

13. Классическая, модернистская и постмодернистская парадигмы типографики как типы культурно-исторических проектных концепций книги применительно к разным историческим эпохам её развития.

14. Специфические особенности классической и «новой» типографики.

Обязательная литература:

1. Скобелкин О. В. Русская палеография: Учебн. пособ./ О.В.Скобелкин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 40 с. URL: http://window.edu.ru/resource/980/39980/files/nov05098.pdf

2. Келейников И.В. Типографика книги: Учебн. пособие для студ., обучающ. по спец. 070902.65 — «Графика» – Москва: МГУП, 2008.- 104 с. http://www.iqlib.ru/book/preview/500326C75D60452483B26EDEF74C55EC

3. Киселёва Л.И. Письмо и книга в Западной Европе в средние века: (лекции по латинской палеографии и кодикологии) / Л. И. Киселева. - Санкт-Петербург: [Дмитрий Буланин], 2003. - 309 с.: ил. - Библиография в конце глав. - 800 экз..

4. Люблинская А.Д. Латинская палеография. М.: «Высшая школа», 1969.

5. Рейсер С.А. Русская палеография Нового времени (неография). М., 1982.

6. Рудер, Эмиль. Типографика. Руководство по оформлению. – М., 1982. – 290 с.

7. Серов С.И. Типографика визуальной коммуникации. М.: ЗАО «Линия График», 2002 -32 с.

8. Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956.

9. Чихольд, Ян. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера / Ян Чихольд: [пер.с нем. Л. Якубсона]. — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. — 244 с.: 130 ил. URL^ http://img.artlebedev.ru/everything/izdal/novaya-tipografika/novaya-tipografika-pages-1-17.pdf

10. Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1920; 2-е изд. М., 1967.

Дополнительная литература:

1. Киселёва Л. И. Готический курсив XIII-XV вв. Л.: Наука, 1974. – 206 с.

2. Киселёва Л.И. Латинские рукописи XIII века: (Описание рукописей Российской национальной библиотеки) / Л. И.Кисилёва; Рос. нац. б-ка. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2005. - 291, [3] с. - Указатели: с. 281-289. - Библиография: с. 290-291. - 500 экз..

3. Малов В.Н. Что такое палеография // Вопросы истории. 1966, № 2. С. 209–213

4. Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970.

5. Черепнин Л.В. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин // Источниковедение отечественной истории. М., 1973. С. 43–50.

6. Чихольд, Ян.. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении. М.: «Книга», 1980. – 242 с.

7. Шицгал А.Г Русский типографский шрифт. М., 1974.

Семинар № 4.Книжный памятник и произведение книжного искусства как основные категории искусства книги (2 ч.)

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Понятия «редкая книга», «книжный памятник», «артефактная книга»

2. Типология книжных памятников.

3. Критерии выявления и отбора книжных памятников для постоянного хранения в государственных и муниципальных архивах и библиотеках.

4. Формирование, сохранение и использование единого фонда книжных памятников страны.

5. Описание памятников книжной культуры. Указатели книг.

6. Крупнейшие хранилища книжных памятников мира: Библиотека Конгресса США, Библиотека Гарвардского университета, Библиотека Британского музея, Французская национальная библиотека, Национальная библиотека Китая, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека.

7. Коллекция книжных памятников Российской национальной библиотеки (г.С-Петербург).

8. Музей редких книг и коллекция книжных памятников Российской государственной библиотеки (г.Москва).

9. Книжные памятники Тверского края.

Источники:

1. Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. N 78-Ф3. С дополнениями Федерального закона от 03.06.2009 N 119- ФЗ.

2. ГОСТ 7.87-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Книжные памятники» (введен в действие 01.01.2005 г.). Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/gost/7872003.pdf

Обязательная литература

1. Формирование, сохранение и использование единого фонда книжных памятников страны: метод. рек. / Рос. гос. б-ка; науч.-исслед. отдел редких книг (Музей кн.); сост. Т. И. Кондакова, Л. Н. Петрова, Е. И. Яцунок. - М., 1997. - 59 с. http://nbchr.ru/PDF/nikolaeva3.pdf

2. Книговедческое аннотирование и систематизация книжных памятников: Метод. рекоменда-ции / Рос. гос. б-ка; Сост.: Л.И.Бердников, С.С.Ишкова, И.М.Полонская, И.Ю.Фоменко, Е.И.Яцунок. – М., 1997. – 82 с. – (Работа с редкими и ценными изданиями– книжными памятниками). http://cnb.uran.ru/userfiles/knigoved_annotir.pdf

3. Жаворонкова Е.Ю. Редкая, ценная или книжный памятник? // Книга: Исслед. и материалы. – М., 1995. – Сб. 70. – С. 82-98.

4. Кушнаренко Н.Н. Документоведение: Учебник. Киев, 2001. С. 354-362.

5. Добрусина, С. А. Национальная программа: сохранность книжных памятников /С. А. Добрусина // Библиотечное дело. – 2004. – № 4. – С. 26-28.

Дополнительная литература

1. Материалы Всероссийского совещания-семинара «Книжные памятники России: проблемы и пути создания Единого фонда».24 – 25 февраля 1999 г. Режим доступа: www.rsl.ru/upload/240299.rtf

2. Музеи книги и книжного дела. Указатель музеев мира. М., 1987.

3. Крупнейшие библиотеки мира. Режим доступа: http://www.rasl.ru/science/Investkultur/bimir.pdf

4. Российская национальная библиотека (г.С-Петербург). Фонды Отдела редких книг. Режим доступа: http://www.nlr.ru/fonds/rare/

5. Отдел редких книг и рукописей (музей книги) Государственной публичной научно-технической библиотеки С О Р А Н. Режим доступа: http://www.prometeus.nsc.ru/museum/

6. Собрания книжных памятников (редких и ценных изданий) в библиотеках, музеях и архивах Российской Федерации: указ. каталогов и описаний / Рос. гос. б-ка; [сост. О.А. Грачева, Н.Г. Ромашева]. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Пашков дом», 2006. – с. Режим доступа: http://kp.rsl.ru/assets/files/documents/sobranie1.pdf

7. Березкина, Е. Собрание Научной библиотеки Тверского государственного университета // Твер. старина. – 1994. – № 1-2(6-7). — С. 128-132.

8. Гадалова, Г.С. Богослужебные книги XVI-XVII веков в Научной библиотеке Тверского государственного университета // Книги. Библиотеки. История: ст., публ., сообщ. — Тверь, 1997. – Вып.3. — С. 22-42.

9. Гадалова, Г.С., Перелевская, Е.В., Цветкова, Т.В. Кириллические издания в хранилищах Тверской земли (XVI век-1725 год): кат. — Тверь: Лилия Принт, 2002. – 304 с., 24 л.ил.: ил.

10. Овен, О.Н. Мал золотник, да дорог: заметки об Отд. ред. кн. Науч. б-ки Твер. гос. ун-та // Унив. книга. – 1997. – № 6. – С. 28-31.

Семинар № 5. Принципы соотнесения формальных, содержательных и смысловых элементов произведения книжного искусства (2 ч.)

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Понятие внешней и внутренней конструкции книги.

2. Понятие архитектоники книги и её концептуальное обоснование.

3. Каноны и стили как смыслообразющие элементы образного языка искусства книги.

Обязательная литература:

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. – М.: АСТ-Пресс книга, 2004. – 366 с. http://lib.ru/TEXTBOOKS/ART/vipper.txt_with-big-pictures.html

2. Герчук, Ю. Я. Между графикой и книгой / Ю. Герчук // Наше наследие: Иллюстрированный историко-культурный журнал. - 2008. - № 85. - С. 20-33: ил.

3. Герчук, Ю.Я. Художественная структура книги - М., 1984- 208 с.

4. Гончарова Н. А. Композиция и архитектоника книги. М. "Книга". 1977. 96, [2] с., с илл. в тексте. Тираж 3000 экз.

5. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. — М.: Книга,1975. — 95 с.

6. Ляхов В.Н. Искусство книги. — М.: Совет. худож., 1978. — 248 с.

7. Ляхов В. Н. Очерки теории искусства книги. – М., 1971. – 256 с.

8. Энциклопедия «Книга» [Электронный ресурс]. – URL: http://polygraphicbook.narod.ru/text/statiy/2/balika.htm (дата обращения 24.12.2010).

Дополнительная литература:

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве /Г. Вельфлин; пер. с нем. А. А. Франковского; вступ. ст. Р. Пельше. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2002. — 289 с.

2. Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М.1991.

3. Кисин Б. М. Графическое оформление книги. — М.: Гизлегпром, 1946. — 408 с.URL: http://editorz.narod.ru/book/

4. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки.- М.,1973.

 

Семинар № 6. Орнаментика книги

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Функциональное назначение орнамента в книжном издании (зрительное расчленение поверхности кн. листа, придание ему качества пространственности).

2. Типология орнаментальных украшений книги: заставки, инициалы, концовки, полевые орнаментальные украшения, рамы и мотивы.

3. Орнаменты рисованные и политипажи.

4. Классификация и характеристика орнаментальных художественных стилей. Растительный, геометрический, тератологический, антропоморфный и др. орнаменты.

5. Смысловые линии книжной орнаментики.

6. Орнамент как датирующий признак.

7. Орнаментальные мотивы византийских рукописей.

8. Специфические особенности орнаментации древнерусских манускриптов и кириллической книги.

9. Исследования русских книжных орнаментов: труды Ф.И. Буслаева, В.Н. Щепкина. Альбомы книжных орнаментов В.И. Бутовского и В.В. Стасова.

10. Орнамент в культуре западноевропейских рукописей эпохи средневековья.

11. Роль орнаментальной гравюры в формировании художественного вкуса в Западной Европе XVI в. «Французские королевские стили» эпохи барокко.

12. Простота и строгость декора и орнамента эпохи классицизма в XVII — начале XIX вв.

13. Орнамент в искусстве XIX — начала XX в. Декоративные мотивы модерна.

Обязательная литература:

1. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.

2. Вздорнов, Г. И., Белоус, Д.В. Искусство книги в Древней Руси: рукописная книга Северо-Восточной Руси XII-начала XV веков. М.: "Искусство", 1980 – 551 с.

3. История русского орнамента X-XVI веков [Текст]: По древ. рукописям: Альбом / Ред. С. Ю. Ивлев. - М.: Арт-Родник, 1997. - 29 с. + Прил.

4. Буткевич, Л.М. История орнамента [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений по специальности "Изобразит. искусство" / Л.М. Буткевич. - М.: Владос, 2004. - 264, [3] с.

5. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге / М. В. Большаков. – М.: Книга, 1990. – 159 с.

Дополнительная литература:

1. Орнаменты и узоры всех времен, стран и народов [Текст]: [древнерус. и таджик, китайские, готические, японские, ренессанс, рококо, ар-нуво и многие другие: полн. справ. / ред. А. Чудова]. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 260 c.: ил.; 23. - 3000 экз.

2. Свирин, А. Н. Искусство книги Древней Руси: XI-XVII вв. Т. 5 – М.: Изд-во Искусство, 1964 – 297 с.

Семинар № 7. Внешнее художественное оформление книги: переплёт и обложка

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Конструкция и функциональное назначение переплёта. Типы переплётов. Элементы переплёта. Терминология переплётного дела:

2. Переплетные материалы: доски, кожа, ткани, металл

3. Технология переплёта в её историческом развитии

4. Окладные переплеты как подлинные шедевры ювелирного искусства, а иногда трехмерной скульптуры.

5. Защитные элементы переплёта древних рукописей, позволяющие сохранить: каптал, жуковины, средники, наугольники.

6. Труды С.А. Клепикова по переплетам.

7. Принципы датировки переплетов.

Основная литература:

1. Баландин М.В. Словарь терминов, употребляемых в переплетном деле // Баландин, М.В. Переплетное дело. М., 1960. - С. 127 - 134.

2. Бородин О.Р. О художественном переплете в собраниях Российской государственной библиотеки // Исследования книжных памятников. М., 2000.-С. 4-20.

3. Вздорнов, Г. И., Белоус, Д.В. Искусство книги в Древней Руси: рукописная книга Северо-Восточной Руси XII-начала XV веков. М.: "Искусство", 1980 – 551 с.

4. Каталог художественных переплетов собрания Карла Бехера. / Российская гос. б-ка, отд. редких кн. (Музей кн.); [сост. и авт. вступ. ст. Т.А. Долгодрова]. М.: Пашков дом, 2007. - 400 с.: ил. I. Долгодрова Т.А. Агентство CIP РГБ URL: http://www.raruss.ru/excellent-bindings

5. Клепиков С.А. Из истории русского художественного переплета // Книга: Исследования и материалы: Сб. 1. М., 1959. - С. 98 - 166.

6. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. М., 1971. - 254 е.: ил.

7. Петрова Л.Н. Уникальный художественный переплет XIX начала XX века: коллекция Российской государственной библиотеки // Книжное дело. - № 5. - М., 1994. - С. 67 - 70.

8. Сидоров A.A. История оформления русской книги. 2-е изд., испр. и доп. -М., 1964.-392 е.: ил.

Дополнительная литература:

1. Долгодрова Т.А. Собрание переплётов Якоба Краузе в РГБ. М., 1999 URL: http://www.raruss.ru/excellent-bindings

2. Золотова М.Б. Русские мозаичные перплёты XIX- начала XX в. в собрании РГБ. Москва, 2004. URL: http://www.raruss.ru/excellent-bindings/1311-zolotova-mosaics.html

3. Переплетное мастерство // Энциклопедический словарь / издатели Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон (С.-Петербург). Т. 23. - Спб., 1898. - С. 248-253.

4. Полонская И.М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. // Книга. Исследования и материалы. Сб. 38. - М., 1979. - С. 152-161.

5. Симонов Л.Н. при содействии переплётной мастерской Э.Ро(E. RAU) в Санкт-Петербурге на Моховой, 26. «Стили в переплётном искусстве». Спб, 1897. URL: http://www.raruss.ru/excellent-bindings

6. Художественные переплёты и другие мозаичные работы, исполненные ручным способом в переплётной мастерской А.А.Шнель в Санкт-Петербурге на Морской ул. № 28. – СПб.: Тип. Т-во Р. Голике и А.Вильборг, 1905. URL: http://www.raruss.ru/excellent-bindings

Семинары № 8-9. Книжная иллюстрация и графика

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Понятия книжной иллюстрации и книжной графики. Иллюстрация как вид книжной графики. Узкое и широкое понимание термина иллюстрация: иллюстрация как всякое изображение, поясняющее текст, и как произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом.

2. Виды иллюстрации в зависимости от размера и расположения в книге: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

3. Иллюстрации как основа архитектоники книги. Понятие ритма и равномерного композиционного насыщения текста иллюстрациями.

Date: 2015-11-13; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию