Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преобразований
План лекции: 1. Экономические реформы и их результаты. 2. Внутриполитическая жизнь. 3. Основные направления внешней политики России на современном этапе.
1. С конца 1991 г. на международной арене появилось новое государство – Российская Федерация (РФ). В его состав входило 89 регионов, включая 21 автономную республику. В числе первоочередных задач нового руководства было принятие мер по выведению страны из экономического и политического кризиса, а также создание новых органов управления народным хозяйством, формирование российской государственности. Осенью 1991 г. была обнародована программа «шоковой терапии», автором которой стал Е.Т.Гайдар, приглашенный Б.Н.Ельциным на пост вице-премьера. Программа включала в себя либерализацию цен и торговли, а также массовую приватизацию жилья и государственной собственности, с целью превращения миллионов людей в собственников и создания тем самым прочной социальной опоры новой власти (ср. с реформой П.А.Столыпина). Уже через год, по мнению реформаторов, будет достигнута экономическая и финансовая стабильность. Но реформы привели к неожиданным результатам. Так, рост цен планировался в 3 раза, а повышение зарплат, пенсий, стипендий на 70%. Но цены, отпущенные на свободу, за год выросли на 2400%. В большинстве семей расходы на питание составляли 60-70% их бюджета. Сократилась рождаемость. Наиболее пострадали работники бюджетной сферы. Академик РАН получал зарплату меньше, чем московский дворник. Это вызвало массовый отток научных и педагогических кадров в коммерческие структуры, а также отъезд за рубеж. Промышленное производство за год сократилось на 18%, ввод жилой площади снизился до уровня 1956 г. Сгорели все накопления населения на сберкнижках. Одновременно началась ваучерная приватизация госсобственности – из 250 тыс. предприятий в частную собственность перешло около 47 тыс. Эта реформа не смогла изменить положение большинства населения, зато миллионные состояния, наряду с народившимся классом бизнесменов, сколотили бывшие «красные директора» и госчиновники. В декабре 1992 г. деятельность правительства Е.Гайдара была признана неудовлетворительной. Председателем правительства стал бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР В.С.Черномырдин. С его приходом началась корректировка курса в сторону умеренного реформирования. Главным признали необходимость укрепления рубля, достижение финансовой стабильности, борьбу с инфляцией. Но негативные процессы продолжались – инфляцию подавить не удалось, спад производства продолжался. Резко сократились доходы казны из-за падения производства, отказа от монополии внешней торговли, массового «бегства» капитала за границу. В начале 1998 г. Черномырдин был также отправлен в отставку, а его преемником стал С.В.Кириенко. При нем 17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО и отменило «валютный коридор», что означало отказ государства платить по долгам. В стране разразился острый финансовый кризис – денежные вклады населения обесценились второй раз за семь лет, начала рушиться банковская система. В 4 раза снизился курс рубля по отношению к доллару. Правительство Кириенко также было отправлено в отставку. Кабинет министров возглавил Е.М.Примаков, который первым из глав правительств постсоветской России провозгласил курс «опоры на собственные силы». Экономическая ситуация по-прежнему оставалась тяжелой. Размер доходной части госбюджета на 1999 г. оказался равен лишь 20 млрд. долларов (меньше городского бюджета Нью-Йорка). Страна оказалась на грани банкротства. К началу 2000 г. стало ясно, что расчеты либералов на то, что экономика России займет достойное место в мировом хозяйстве, не оправдались. Россия в короткий срок оказалась на 55 месте в мире по объемам производства (в конце 30-х годов – на 2-м после США). При этом на Западе она не только не рассматривается как экономически развитая страна, но даже среди развивающихся находится не в первой десятке. Единственными экспортными товарами в России стали нефть, газ и оружие. Страна, по сути, превратилась в сырьевой придаток Запада. Таким образом, экономическое развитие страны в последние годы было весьма противоречивым. С одной стороны, начал формироваться рынок труда, жилья, продовольствия. Приватизация привела к передаче в частную собственность десятков тысяч предприятий. Начал формироваться средний класс – основа стабильности любого общества. Но, с другой стороны, нарастало падение объемов производства, приватизация обернулась обманом населения. На грани краха оказалась социальная сфера: учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения. Расходы на их нужды сократились в десятки раз (государство сняло в новой Конституции право граждан на полное среднее образование, бесплатное жилище и медицинское обслуживание). Появились категории населения, о которых давно забыли – безработные, бездомные, беженцы, профессиональные нищие.
2. Серьезные перемены произошли и в политической сфере. В первые годы реформ деятельность государственного аппарата проходила в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Постепенно центром, объединившим всех недовольных ходом реформ, стал Верховный Совет РСФСР во главе с Р.И.Хасбулатовым. Народные депутаты выступали за смягчение реформ и ограничение полномочий президента и правительства. Политический кризис разразился 21 сентября 1993 г., когда Президент подписал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и о проведении выборов в новые органы государственной власти – Совет Федерации и Государственную Думу. Против президентского указа выступило руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного Суда, признавшего действия Президента неконституционными. 2-3 октября дело дошло до вооруженных столкновений оппозиции и власти. 4 октября был произведен расстрел Белого дома, что привело к гибели его защитников. Руководители сопротивления были арестованы. 12 декабря 1993 г. были проведены выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу. Первое место по партийным спискам получила ЛДПР (почти 25% голосов). Была также принята новая Конституция России, которая ликвидировала советскую систему власти. Вместо полновластных Советов было провозглашен принцип разделения властей. Главой государства с огромными полномочиями стал президент. Исполнительная власть была представлена правительством. Законодательные функции закреплены за Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной Думы (нижняя). Но это вовсе не означало формирования подлинно демократического государства. Создавшийся порядок некоторые политологи характеризуют как элитарную (автократическую) демократию, при которой демократические институты используются лишь для выдвижения и закрепления у власти новой элиты. Еще более расцвели в стране коррупция и казнокрадство. Таким образом, главным событием в политической жизни России 90-х гг. стал демонтаж Советской власти. Государственные и местные органы власти стали избираться путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Одним из новых явлений стала многопартийность – в стране зарегистрировано более 150 политических партий и общественно-политических движений. Новому президенту России В.В.Путину, пришедшему на смену Б.Ельцину в 2000 г., большие усилия пришлось потратить на восстановление исполнительной «вертикали», контроль за которой Кремль потерял в 90-е гг. Оставаясь в тот период формально единым и неделимым государством, Россия распалась на десятки территориальных образований, руководители которых нередко своими действиями нарушали федеральное законодательство, а местные законы порой противоречили Конституции. Меры, предложенные новым президентом (введение федеральных округов, изменение принципов формирования Совета Федерации, закрепление возможности отстранения от должности руководителей регионов и роспуска законодательных собраний и др.), направлены на укрепление государственности и усиление власти в стране, хотя многие либералы расценивают их как установление авторитаризма в России.
3. Распад СССР привел к серьезному изменению геостратегической ситуации для России. Страна утратила традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, которые начали активно сотрудничать с НАТО (сегодня большинство из них уже являются членами НАТО). Националистически настроенные политики в бывших республиках СССР начали обвинять Россию во всех «грехах»: «колонизации», «ограблении», «геноциде» и пр. Серьезный ущерб был нанесен обороноспособности России. Военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Развалилась единая система противовоздушной обороны страны. Единый прежде военно-промышленный комплекс также перестал существовать. Это привело к тому, что к лету 1998 г. техника новейших образцов составляла лишь 20% вооружения российской армии. Военная реформа привела к резкому сокращению численности вооруженных сил. Так, за 1992-1998 гг. на 57% сокращена численность военнослужащих Калининградского особого района. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз, а по ВВП – более, чем в 50 раз. В этих условиях Россия взяла курс на установление союзнических отношений со странами Запада. Б.Ельцин заявил о том, что ядерные ракеты больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. В 1992 г. президенты России и США подписали Кэмп-дэвидскую декларацию о прекращении состояния «холодной войны». Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предусматривавшей и военное сотрудничество. Эти и другие меры способствовали разрядке международной обстановки, но стремление российской стороны любой ценой укрепить связи с Западом вело к тому, что Россия постепенно утрачивала самостоятельную роль на международной арене. Российского министра иностранных дел А.Козырева на Западе стали называть за его неизменное согласие с условиями американцев «господином «Да». Уступчивость России воспринималась на Западе как проявление слабости, что вело к усилению давления на российских политиков. Угрозу национальной безопасности России представляла и экономическая зависимость от Запада, которая росла с каждым годом. Далеко не все и не сразу в России поняли, что США и их союзники не собирались строить дружбу с новым партнером, забывая о собственных интересах, как это делало ельцинское руководство. Не менее сложно складываются и отношения России с бывшими республиками СССР, многие из которых стали ориентироваться на США. Например, только в 1999 г. Россия и Украина ратифицировали договор, в котором Россия признала принадлежность Крыма Украине и согласилась на аренду военно-морской базы в Севастополе. Весной 1996 г. в рамках СНГ было подписано соглашение о более тесной интеграции четырех его участников – России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В том же году Россия и Белоруссия объявили о создании Сообщества Суверенных государств. В 1997 г. оно трансформировалось в Союз Суверенных Республик (ССР). Началось постепенное сближение экономических и политических структур двух стран в целях создания в перспективе единого союзного государства, но этот процесс развивается медленно, со значительными трудностями. Реформирование общества и государства еще далеко не завершено. России предстоит немалый путь к открытому демократическому обществу, к созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие ее граждан.
Date: 2015-11-13; view: 306; Нарушение авторских прав |