Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ХIХ века





 

План лекции:

1. Буржуазные реформы 60-70-х гг., их причины, цели, последствия.

2. Народнический этап освободительного движения в стране.

3. Александр III и политика свёртывания реформ.

 

1. Период 60-70-х годов XIX в. – это время «Великих реформ» в России. Главная причина реформ – кризис феодально-крепостнической системы (сельское хозяйство переживало застой, крепостничество мешало развитию промышленности и торговли, ощущалась нехватка рабочих рук; бедность большинства населения страны, натуральное хозяйство ограничивали возможности развития внутреннего рынка).

К этому добавилось жестокое поражение в Крымской войне 1853-1856гг., показавшее всю степень отсталости России. Правящие круги осознали, что крепостное право – главная причина военно-технической отсталости страны, что Россия может быть отброшена в ранг второстепенных держав. Таким образом, русское самодержавие должно было встать на путь неотложных социальных, экономических и политических реформ.

Реформы тщательно готовились, большую роль в их разработке сыграли либералы: братья Милютины Н. и Д., Я.Ростовцев, Ю. Самарин, С.Ланской, брат царя Константин Николаевич и др.

Были проведены следующие реформы:

Крестьянская (отмена крепостного права). Она решала три главных вопроса: вопрос о личной свободе крестьян, о наделении землей и о выкупе. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест, возвещавший о свободе крестьян, а также «Положения», состоявшие из 17 законодательных актов. Крестьяне сразу получали личную свободу, право заключать имущественные и гражданские сделки, могли открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия.

Гораздо сложнее решался земельный вопрос. Закон признавал за помещиком право собственности на всю землю, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником своей земли, крестьянин должен был ее выкупить у помещика. При этом наделы чаще оказывались меньше размеров дореформенных участков. В этом случае закон предусматривал отрезку лишней земли. В целом по стране крестьяне потеряли 20% земли.

В итоге 9 860 тыс. душ мужского пола крестьян получили 33,7 млн. десятин земли, а у 100,5 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин, т.е. в два раза больше. В среднем крестьянский надел составлял 3,4 десятины на душу, в то время как для нормального жизнеобеспечения требовалось от 6 до 8 десятин. Вот почему аграрный вопрос принял такую остроту на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Кроме того, для того, чтобы полностью освободиться, крестьяне должны были уплатить выкуп за землю и за потерю помещиком крепостного труда. Поскольку крестьяне были не в состоянии этого сделать, государство пошло навстречу помещикам. Казна выплачивала сразу 75-80% выкупной суммы, а остальное уплачивали крестьяне. А затем в течение 49 лет крестьяне должны были возвращать этот долг государству по 6% годовых. В результате с 1862 по 1907 гг. крестьяне выплатили казне 1 млрд. 540 млн. 570 тыс. руб. И все равно оставались ей должны (хотя сумма выкупа определялась в 867 млн. руб.). Только мощное крестьянское движение в годы первой русской революции заставило власти с 1 января 1907 г. пойти на отмену выкупных платежей.

Таким образом, реформа носила противоречивый характер – буржуазный и одновременно крепостнический, т.к. сохраняла массу пережитков феодализма в стране (помещичье землевладение, общинную собственность на землю, землю, сословное неравенство крестьян и др.).

Реформа местного самоуправления; проходила в два этапа – в 1864г. была проведена земская, в 1870г. – городская. В губерниях и уездах создавались земства – бессословные выборные органы местного управления. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских управ). Они занимались хозяйственными вопросами местного значения (содержание и устройство путей сообщения, почты, земских школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарной службе, содержание местных тюрем и домов для умалишенных).

В городах создавались городские думы и управы с аналогичными полномочиями. Городские думы избирались на четыре года. Постоянно действующий исполнительный орган – городская управа состоял из городского головы и двух или более членов. Неимущие слои населения от участия в городском самоуправлении устранялись.

Судебная реформа началась в 1864г. Она приближала судебную систему к европейской, буржуазной, вводила, по сути, новый суд: бессословный, гласный, состязательный, в значительной степени независимый. Высшее достижение – введение суда присяжных. Для разбора мелких проступков в городах и уездах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством.

Военная реформа проводилась в течение 15 лет. В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность для всего мужского населения с возраста 20 лет. Происходило перевооружение русской армии, активно велась подготовка военных кадров.

Реформа образования проходила в 1862-1864гг. В мужских гимназиях вводился принцип равенства сословий и вероисповеданий, открывались гимназии для девушек, а также было положено начало высшему образованию для девушек.

Реформы носили буржуазный характер, но социальной опорой власти по-прежнему оставалось дворянство, которое и проводило реформы, поэтому они носили противоречивый, незавершенный, непоследовательный характер.

 

2. Незавершенность и половинчатость реформ вызвали революционное движение в стране в форме народничества. В основе идеологии народничества лежало непонимание природы капитализма, который они считали упадком, регрессом. Отсюда вытекала идея об особом, некапиталистическом, пути России к социализму через крестьянскую общину. В 70-е годы сложилось три основных идейно-теоретических направления:

1) анархическое, или бунтарское (М. Бакунин) – «бунтари» считали, что их задача – поднимать крестьян на бунт, т.к. те уже готовы к революции, поскольку русский мужик – «социалист по инстинкту».

2) пропагандистское (П. Лавров) - сторонники этого течения считали, что крестьянство к революции ещё не готово. Главная задача – длительная пропаганда, для чего нужна организация, партия.

3) заговорщицкое (П. Ткачёв) – «заговорщики» также считали, что крестьяне к революции ещё не готовы, поэтому переворот в России должен быть произведен не путем крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков. В России, по мнению П.Ткачева, легче произвести такой захват, ибо самодержавие не имеет социальной опоры («висит в воздухе»).

Общими для всех народников являлись следующие положения: 1) необходима ликвидация остатков крепостничества в России революционным путем, 2) главной движущей силой революции должно стать крестьянство, 3) крестьянская революция откроет путь к социализму, 4) базисом социализма будет крестьянская община, 5) организующей силой крестьянской революции явится «революционная партия».

Можно выделить следующие основные вехи в развитии народничества:

1874 год – революционеры предприняли массовое «хождение в народ» с целью поднять его на революцию, но оно провалилось.

1876-1879гг. – деятельность группы «Земля и воля», создателями которой стали братья Михайловы, Г.Плеханов, М.Натансон и др. Они вели пропаганду, готовя народ к революции. Но результатов эта работа не дала, поэтому часть стала склоняться к тактике индивидуального террора.

В результате в 1879г. произошел раскол на «Народную волю» (главное внимание уделяли террору и подготовке цареубийства – А. Михайлов, С. Перовская, А. Желябов, В. Фигнер и др.) и «Чёрный передел» (Г. Плеханов, В. Засулич, П. Аксельрод, А. Дейч, В. Игнатьев). Они выступали за продолжение пропаганды среди народа.

1 марта 1881г. народовольцы убили Александра II, после чего последовал разгром народничества, закончился его героический этап, начался либеральный период, для которого характерны призывы к реформам сверху, отказ от революционной борьбы, проповедь теории «малых дел» в сферах культурно-просветительской и народнохозяйственной. Видными идеологами этого направления были публицист, социолог и литературный критик Н.К.Михайловский, экономисты В.В.Воронцов и Н.Ф.Даниэльсон.

 

3. После гибели Александра II на престол вступил его сын, Александр III (1881-1894), время правления которого известно как период контрреформ, так как власти проводят ряд мер, направленных на ограничение реформ 60-70-х годов. Правительственная идеология стала консервативной. Реакция в области печати проявилась в восстановлении цензуры, закрытии либеральных изданий. В земствах лишались представительства крестьяне, в городах утратили избирательное право малоимущие горожане. Например, в Москве и Петербурге правом выбирать городские думы могли воспользоваться всего 0,7% жителей.

В 1887 г. был принят позорный циркуляр о «кухаркиных детях», в котором открыто говорилось о запрещении принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Новый университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов.

В то же время полностью ликвидировать все преобразования 60-70-х годов власти не решились из-за широкого революционного движения, а также из-за противодействия либералов, которые требовали от царя «уступок духу времени». Но прерывание процесса общественных преобразований в России в 80- начале 90-х годов сохранило значительный груз самодержавно-государственно-крепостнического феодализма, который не только затруднял дальнейшую модернизацию страны, но резко усиливал социальную напряженность в обществе, что и проявилось со всей полнотой в начале ХХ века.

Date: 2015-11-13; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию